Юлия Гавриленко, Марина Дробкова «Первый судья Лабиринта»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь ) | Параллельный мир/вселенная
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Спецслужбы | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Человеческая сущность — это лабиринт. И только специалисты, обладающие редким даром, способны найти в нём верную дорогу.
А если Трибунал признал тебя виновным — это ещё ничего не значит. Ведь фениксы не сгорают...
Роман опубликован под псевдонимом Алексей Кирсанов.
Награды и премии:
лауреат |
Звёздный Мост, 2010 // Лучшая дебютная книга. 1 место "Золотой Кадуцей" |
Номинации на премии:
номинант |
Аэлита, 2011 // Премия «Старт» |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Гиленур, 13 октября 2016 г.
Всё не так, как может показаться на первый взгляд...
Не так давно я начал своё знакомство с творчеством Марины Дробковой. Всё началось с рассказа «Золотой степ в Жемчужной гавани» из антологии, посвящённого празднованию 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне. Не помню в какой момент я вновь обратил внимание на её творчество, но тогда мне попался на глаза роман «Первый судья Лабиринта», написанный под псевдонимом Алексей Кирсанов (в соавторстве с Юлией Гавриленко). Дело было на литературном портале ЛитЭра, кликнул мышкой и добавил себе в библиотеку… и забыл про него. В свою защиту скажу… я просто очень, «ну очень» не люблю читать на телефоне или компьютере… я из тех, кто любит вдыхать запах типографской краски (я не токсикоман) и слушать шелест перелистываемых страниц.
Но так случилось…так произошло…я начал читать…и да, мне понравилось. Об этом и поговорим…
Начну с плюсов… В своих отзывах, главное внимание я концентрирую на сюжете, он в первую очередь не должен быть плагиатом.
Итак, в центре внимания сразу, два главных героя… эээ… везёт мне последнее время на подобные вещи. Стас, работающий программистом и его идеальная вариация – Андрей, эссенциалист, можно было бы попытаться объяснить, что это за профессия, и где работают подобные специалисты…но не буду. Всё это прекрасно раскрывается и разжёвывается в романе. Именно вокруг них и закручивается основной виток событий, который приводит к печальным? счастливым?... не важно, последствия будут однозначно, а уж, как воспринимать их, судить каждому читателю.
В романе присутствуют параллельные миры, элементы городского и эпического фэнтези, но, что самое главное – ТЕХНОЛОГИИ. Интересная смесь не правда ли?! Соавторами проделан огромный труд, объединяя эти жанры в чёткий сюжет. На чём же держится костяк романа, что является фундаментом?! Философия и взаимоотношения людей, понимание мира – вот главная догма «Судьи». За ширмой фантастического антуража, скрываются вечные вопросы современного общества – его социальные проблемы. Что самое удивительное роман не стал нудным, он легко читается, нить сюжета не рвётся ни на миг. Да с динамикой событий порой есть проблемы, но это скорее моя личная придирка нежели объективное мнение.
Следует также отметить, что авторы при написании «Судьи», находились под большим влиянием дилогии «Черновик. Чистовик», Сергея Лукьяненко. Эта тенденция прослеживается на протяжении практически всего романа, с одним НО, о котором я говорил выше – роман не стал плагиатом. Книга получила Золотой кадуцей за лучший дебют на фестивале фантастики «Звездный мост» в 2010 году, и не это ли знак качества?!
И всё же я нашёл к чему придраться, и как это не удивительно – это название книги. Ну хоть режьте меня… ну не отражает оно суть романа… ну вот совсем. Господа редакторы, услышьте глас страждущего. Второе, что я бы занёс в минус – ускоренный темп событий в последних главах романа. Сложилось впечатление, что авторов подгоняли, и они буквально впихивали финал за финалом, той или иной сюжетной ветки. Наиболее остро пострадал Стас, его буквально выкинули из обоймы концовки романа. После беседы с одним из соавторов, ситуация более или менее прояснилась, забегая вперёд скажу, что планировалось продолжение, но как говорится не срослось, от того роман и закончился так… как закончился.
Подводя итог, ставлю оценку 9/10, почему отжал один балл…написал выше. Хороший роман, продуманный и перспективный мир, интересные персонажи, что ещё требуется для получения удовольствия от прочтения книги.
P.S. Для любителей приквелов есть следующая информация: у «Судьи» есть небольшой рассказ-предистория – «Эссенциалист», который вы также можете найти на страничке Марины, литературного портала – ЛитЭра.
Мой вам совет, читайте его после романа, во избежание излишних спойлеров.
Марине, желаю дальнейших успехов на литературном поприще.
Cumbrunnen, 30 января 2013 г.
Впечатления от текста скорее негативные. Начнем с того, что никакая это не НФ, даже в её гуманитарной ипостаси. Это чистейшая фентези, при том довольно безыскусная.
Сюжетообразующее фантдопущение довольно стандартно — параллельные миры, и тому подобное. Описание технологий «эссенсов» с самого начало было подозрительно немногословным, а в финале романа вообще скатилось к фентезийной банальщине в духе «давным давно Верховный Маг клацнул пальчиком, и вот теперь мы так живем».
ХарАктрных персонажей нет вообще. Персонажи неотличимы один от другого, разница между «выговором» условного сисадмина и всех остальных настолько сложноуловима, что скорее всего является побочным эффектом соавторства. Остальные персонажи вообще безликая масса, поступки которой мотивированы менее чем никак. Отдельно хочется отметить главного злодея, некоего Лебедева, фигура которого была слеплена по формуле: лысина+одуловатые щеки+отсутсвие манер = искомый Аль Капоне. Но равняется оно только в воображении авторесс, в реальном мире читается сие грустно и со скукой. Развития характеров я не заметил, где там люди видели внятные описания мира Лабиринта, мира Долины, терминологии, деталей «из природы и ландшафтов», технических средств и тыды, для меня осталось загадкой. Хотя, признаюсь, может быть от того, что микроскоп при чтении я не использовал и сам за писательниц работу в уме не доделывал.
Сюжет вообще печален: кто-то куда-то шел, куда-то не туда попал и кого-то странного встретил. Далее все стали заниматься своими делами: положительные герои начали страдать и недоумевать, негативные герои — делать гадости. Потом пришел трибунал и покарал виновных, за что-то наградив непричастных. Финал затянут до безобразия, сентиментален до тошноты и изумительно наивен.
В итоге не НФ, не мужской не боевик. Если отбросить фентезийную шелуху — примитивная лавстори. При этом кто кого когда и как полюбит ясно после 50-й страницы.
Идейно роман никакой, потому как серьзные вопросы в нем даже не планировались. Негде им там быть. Сюжетная простота и стилистический примитив. Как цельное произведение роман невнятен.
Удобочитаемо сие может быть только для школьников. Но поскольку исполнение весьма и весьма подкачало, и школьникам читать не надо, дабы вкус не портить.
koolamesa, 8 сентября 2010 г.
Написано бойко, живо. Забавно, что те моменты, которые я считал ошибками и недочётами романа, автору в определённый (по сюжету определённый) момент удалось объяснить, причём весьма убедительно. Безусловно, это плюс автору.
Так же понравилось, что автор старался сделать речь персонажей различной. Когда говорит главный герой (часть повествования идёт от его лица), речь шероховатый, местами неуклюжий. Ну настоящая речь сисадмина. Когда же идёт текст о других персонажах – речь чище, правильнее.
Ещё один плюс романа – герои развиваются, характеры их меняются в ходе действа. Кое-где выкидывают совершенно неожиданные коленца, что здорово оживляет рассказ.
Но кое-что не даёт мне покоя. «Первый судья» — это практически готовый сценарий и это меня беспокоит. Сам по себе факт того, что роман Кирсанова легко перекладывается на кино, не страшен. Кино получилось бы очень интересное, зрелищное. Но, но, но…
Киношность «Первого судьи Лабиринта» привела к тому, что за динамикой, за действием, за калейдоскопом картинок автор упустил отличнейший шанс поднять серьёзные вопросы. Приключение получилось увлекательное, повороты неожиданные, а вот серьёзных вопросов роман – нет, не поднял.
А ведь книга по определению больше в объёме, чем кино. Во-первых, по времени погружения (роман читается пять-шесть часов и больше), а кино за два часа уходит. Во-вторых, к книге достаточно безболезненно можно добавить ещё десяток страниц, а десять минут к фильму может стать фатальной для кино.
Вот и добавил бы автор больше страниц, описали бы все околичности, обстоятельства и столкновения вокруг их фантдопущения, рассказал бы об изменениях в обществе, которые производит его идея с эссенцией. А то получилось, что допущение есть, на сюжет влияет, но КПД у допущения – процентов тридцать, не больше. С другой стороны, никто на это не замахивался, обещаний таких не было. Но из такого фантдопущения можно было выжать куда больше. Попытки были, но утонули в действии. Увы.
Стоило, стоило замахнуться на рубль, а не пятак.
Итого: Приключения героев, развитие их характеров оказалось важнее, чем фантдопущение. Это было бы уместно, если бы герои и характеры были действительно глубокими (как Гришка Мелехов, уж простите за упоминание героя из классики), но в данном случае не удалось. Серьёзного фантастического произведения не вышло.
Зато получился хороший фантастико-приключенческий роман, который интересно читать, в котором хочется узнать, что же там дальше будет, с этими героями и с этим миром.
MarchingCat, 4 августа 2012 г.
Надо же, сложно оказалось чётко выразить свои ощущения и выставить оценку. С одной стороны — всё, вроде, замечательно. Достаточно оригинальный сюжет достойный пера Дяченко, например. А с другой стороны... вот что-то не так. Что-то не так с подачей материала. Всё замечательно, а восторгов не вызвало, в душу не запало.
Очень интересно, но как-то уж слигком просто. Причём, во всех отношения. В сумме всё замечательно, а отдельные слагаемые начинаешь разбирать — слабовато.
Где-то в реакции героев на происходящее начинаешь сомневаться. Где-то непроработанность мира или какого-то образа, идеи чувствуется. Из «этой же оперы»: Финал красивый, как раз достойный фэнтези уже упомянутых мною Дяченко, но нелогичный для данной ситуации, для данных героев.
Но всё же — НАМНОГО лучше, чем я ожидал, когда брал в руки эту книгу. За такой роман-дебют (а это ведь дебют, если я правильно понял) любому не стыдно было бы.
VAI, 30 августа 2011 г.
Для достаточно популярного в фантастике приема — существования многих миров с магией в некоторых из них — закручено весьма неплохо. На стыке миров образуются некие промежуточные реальности, в которых не просто перемешаны признаки этих миров, но и имеют место некоторые особенности, ни одному из них не присущие. Деятельность некоторых не дружащих с законом элементов приводит к появлению сложных личностей, состоящий не из двоих, а из куда большего числа элементов. Но мало хорошо закрутить, надо и раскрутить достойно, а вот этого-то и не удалось. «Ружей на стенах» развешано немерянно, но про большинство авторы просто забыли, а самые явные остались невыстрелившими. Ну самое заметное — появление «ничьей» дочки. Или вот: порталы между мирами то не совпадают по высоте, то смещаются в пространстве, то... стабильно существуют — ходи сколько хочешь. Или еще: у героя изменилось все — и внешность и личность, родители его не узнали и он их тоже, а вот девушка любимая — узнала. Впрочем — любовь есть великое чудо, но книга-то не об этом.
Ладно, рассмотрим по-порядку.
Главный герой — человек с неудачной любовью. Это, пожалуй, и все. Через все приключения и миры шествует он, нисколько не теряясь и особо не расстраиваясь. Дом свалили? Да фиг с ним — к брату пойду. Аватар ожил? Да как будто каждый день такое происходит. А вроде не супермен, в драке слабоват, и не сила воли здесь просматривается — скорее равнодушие. А поскольку у нормального человека такие приключения могут вызвать все, кроме равнодушия — остается констатировать, что авторы не довели бедного героя до уровня — ну не сказать нормального, это грубовато выйдет, но уж до уровня достоверного образа — это уж точно.
Центр повествования смещается от одного героя к другому, и наконец доходит до человека, должность которого вынесена в заглавие(почему?). И обнаруживаем мы странную личность, в быту старающуюся казаться человеком, причем добрым, а на работе становящуюся сухим и жестким. Бывает, впрочем, такое, но ведь этот человек, придя к власти, принимает такие решения, которые, по сути своей добрые и существенно смягчающие действующие законы, похоже, ставят под угрозу само существование его мира: не зря ведь в нем существует инквизиция. А его указ про освоение космоса без слез читать невозможно. От смеха. Народ, впрочем, ликует.
О народе, кстати. Люди не то страны, не то мира по имени Лабиринт неоднократно изображаются умиротворенными, счастливыми, дома у них уютны до умопомрачения (ох, как же это?). И на этом фоне — абсолютно равнодушные девушки в регистратуре тамошней больницы. Ну как у нас! И в этом умиротворенном мире существует инквизиция, людей сжигают. Понарошку, правда, но это, видимо, тайна, потому что инквизицию боятся.
Само существование Лабиринта объяснено, но объяснение это далее подвергнуто сомнению и в итоге так ничего и не ясно. Путешествие в мир средневековья практически вообще обошлось без декораций этого самого средневековья. Единственно что понравилось — в инквизиции снабдили героев наушниками-переводчиками, до того совершенными, что и язык зверей умеют переводить! Ай да инквизиторы!
Итог: авторы, строя непростую паутину многомирной вселенной и взаимоотношений людей, эти миры населяющих, не то сами в этой паутине запутались, не то просто недоплели...
Revolted, 8 августа 2010 г.
Начинается роман обыденно, вполне привычной жизненной картиной: системный администратор Стас Латушкин через Интернет общается с бывшей коллегой, представляясь при этом «собирательным» образом – успешным менеджером Андреем.
И все было так и осталось не более чем обычной историей, да только на свидание к Светлане вместе со Стасом приходит и Андрей. С этой минуты привычный мир Стаса меняется навсегда и молодому человеку не остается ничего другого как научиться жить в этой новой, невероятной реальности.
Обычный наш мир, где нет места супергероям и великим подвигам стремительно превращается в нечто удивительное. Сюжет стремительно развивается, закручивается, подобно узорам улиточных раковин, затягивает, интригует, не скатываясь при этом в нечто невнятное и непонятное.
Образы героев неоднозначны, интересны. Герои заставляют читателя думать вместе с ними, сопереживать им, бояться за них, а, возможно, даже ненавидеть их. Равнодушным оставаться просто невозможно.
Например, Андрей, поначалу вызывающий стойкое отвращение, воспринимающийся как слишком хороший, почти идеальный, развивается, раскрывается – и, по мере прочтения, сложно не изменить к нему своего отношения.
Мир, в котором происходит действие, оригинален. Мир странный и удивительный, жестокий и прекрасный. В нем есть место и чудесам, и совершенно человеческим чувствам. В нем люди остаются людьми, в какие обстоятельства их бы не ставила необходимость.
Мир не только внешний, но и внутренний. Лабиринты человеческих душ, паутины их проблем и болезней… причины и следствия. Лига Эссенс, Трибунал, Постулаты Стандарта…
Мир продуман и прописан с таким мастерством, что невозможно усомниться в реальности его существования.
Резюме: Отличный дебютный роман! Давно уже новая книга не оставляла у меня столь хорошего впечатления.
Kriptozoy, 5 мая 2011 г.
Неплохое и вполне читабельное произведение. Может быть и совсем не дотягивает до хороших образцов отечественной фантастики, но для своего жанра и для дебюта вполне даже ничего. Можно читать. Благо, что если начнёшь, то хочется продолжать. Вот я и взял в руки книгу с мыслью, что прочитаю за пару свободных вечеров и подарит мне она несколько приятных часов.
Так в принципе и получилось. Не получилось только относиться к роману серьёзно. И это почти с самых первых страниц. С одной стороны — развитие сюжета в лучших традициях Сергея Лукьяненко. Который уж чего, а делать увлекательные и захватывающие начала отлично умеет. Первая часть (да и не только первая) отдалённо напоминает его «Черновик». По сюжету и по манере повествования. И вот тут первый недочёт, благодаря которому к произведению стало получаться относиться только как к дебюту. Мир вокруг героя неожиданно меняется, многоэтажку в которой он живёт сносят, фигурально выражаясь едва он успел выйти из дому, на свидании с девушкой, которой он симпатизирует он встречает только что вымышленного им же персонажа из анкеты знакомств, но он почти ничему не удивляется, не падает в обморок, не крестится (это на мистического парня по имени Андрей), не бежит в городскую администрацию, не обегает соседей, не плачет над руинами своего дома и своей квартиры со всем нажитым за годы имуществом... Он воспринимает это очень своеобразно. Легко, спокойно и без потрясений. Опять таки девушка Светлана — пришла домой, а там откуда ни возьмись пятилетний ребёнок, оказывается её дочь, которую она не рожала и вообще впервые видит. И тоже, единственное действие — позвонить главному герою Стасу и просто поделиться происшествием... Я-то думал может у них шок и спустя какое-то время такой стресс даст о себе знать. Но нет, так всё и сошло на тормозах.
И поэтому не получилось к книге относиться серьёзно. А получилось относиться к ней, как к научно-фантастической сказке. Из разряда «Великий Гусляр» Кира Булычёва. Или как к книгам из детской серии «Замок Чудес» издательства Армада. Ну смотрите сами: происходят трагические вещи, происходит вселенский катаклизм — наслоение параллельных миров, происходят предательства и попрания законов. Но всё это в карамельно-розовых тонах и все друг-другу улыбаются. Всё это сквозь призму человеческих отношений, чаще всего личных и лирических, и всё это чуть ли не в дружеской атмосфере, как один сплошной хэппи-энд. Да и вся книга один сплошной хэппи-энд — вот такой будет мой самый главный спойлер...
Опять же, читаешь и всё время замечаешь, что весь роман выдержан в хорошем... женском стиле. Посетители ФантЛаба ладно, они знают. Но даже человека, случайно взявшего в магазине книгу из-за аннотации на обложке, даже его наверное смутит то, что на обложке авторство Алексея Кирсанова, а стиль повествования предельно женский. И не только из-за диалогов, улыбочек и не тонов, а полутонов. А хотя бы по такому признаку — пока были приключения, пока было общение, было интересно читать, а как только начался боевой эпизод со стрельбой и погонями и даже смертями, интерес сразу же пропал. Не получилось у авторов сделать боевичок )) Но это так, придирки по поводу псевдонима. Ну и конечно, как тут уже было замечено, маловато уделяется внимания собственно фантастике и развитию фантастического в сюжете. Я же со своей стороны добавлю, что слишком много уделяется внимания любовным отношениям. Все друг-друга любят и у всех неразделённая любовь. И даже кульминационным моментом является как ни странно квест главных героев в параллельный мир, чтобы соединились хотя бы одни любящие сердца. Приятно конечно, но перебор.
Сразу говорю, что оценка моя примерно на балл завышена. И поставлена она скорее за хороший настрой после прочтения, а не за те критерии, по которым обычно судим. Да и дебют тоже учёл. Общее впечатление вполне нормальные, но вот если начать разбирать по пунктам и эпизодам, то некоторые места можно заметить. В них маловато стиля. Маловато проработки. Совсем мало психологической достоверности. Даже не знаю, помогает ли соавторство в работе над текстом и атмосферностью произведения или же мешает.
Но оценка всё же семь.
И финал, озаглавленный как «Эпилог». Оставил после себя несколько чувств. Первое — ощущение радости. Второе — ощущение, что ни герой Артур, ни его новые функции и обязанности не являются основными в романе и не стоило заканчивать книгу этим эпизодом. Третье — зрительная ассоциация одновременно запущенных в небо сотен разноцветных воздушных шариков )) Вот так вот.
elsolo, 31 августа 2010 г.
Удивительно и поразительно, столько об этом романе хорошего слышал, сколько мне говорили «читай», а результат куда как ниже среднего. Хотя конечно все не так просто однозначно. По стилю книга достаточно неплоха, по крайней мере нет откровенных ляпов и суконных выражений, но с другой стороны нет и ничего выдающего, то есть нет работы с языком. Сюжет...а есть ли он, малопонятный, запутанный, движущийся рывками и бросающийся из одной точки в другую, что не как не оправдано, все время непонятно, а это кто, а это о чем, о ком он пишет то. Герои, по сути и нету их есть матрицы стандартных «человек», «мужчина», «женщина», «герой», никакого понимания их поступков, никакого сопереживания нет. Идея, ну что вы в самом деле, разве это оригинально, параллельные миры? Мессидж, не заметно. Может быть моралите? увы, отсутствует. Итого в сухом остатке проходной ничего не значащий роман.
Silvester, 28 августа 2010 г.
Дебютный роман автора порадовал в первую очередь персонажами — внутренний мир и мотивы всех героев романа выглядят настолько естественными, что кажется, что они списаны с кого-то из твоих знакомых :wink: Эволюция самого главного персонажа — Стаса, бывшего в начале книги одичавшим сисадмином, показалась вполне близким по духу (правда, немного сомневаюсь в том, что ему 27 лет — вначале кажется, что от силы 22-24, но это мелочи). А вот главная героиня не понравилась, хотя мотив её последнего поступка вполне понятен и объясним (но это сугубо ИМХО).
В плане традиций, «канва» фантдопущений (параллельные миры, спецслужбы) чем-то отдалённо напоминает ранние романы Головачёва, хотя о прямом подражании и идейном плагиате не может идти и речи (да и в плане языка и «читабельности», как мне кажется, у автора дела обстоят намного лучше, не в обиду Василию Васильевичу сказано). Мир Лабиринта, как и картина мира «Долины» кажутся очень логично-достоверными. Терминология, различные детали из природы и ландшафтов, технические средства — всё это очень интересно.
Сюжетные ходы нельзя назвать предсказуемыми. Концовка неоднозначная, не заезжанная «хэппи-эндовская», хотя немного немного показалась скомканной, главным образом из-за
- не совсем понял этого момента. Ещё небольшим минусом показалась черезчур «ранняя» кульминация, из-за чего последние две главы напоминают «подвязывание хвостов» (хотя они не менее интересны, чем предыдущие разделы книги) — собственно, только этот момент не позволил поставить произведению наивысшую оценку.
В общем и целом — роман хорош более чем. Придётся мне теперь с нетерпением ждать новых работ автора.
Spyglass, 18 августа 2010 г.
Интересно, это только мне кажется, что роман в том числе и о фантлабе?
Очень острая метафора. Интересно сколько лет люди еще не смогут переносить душу человека в цифровую матрицу. Клонирование тела уже есть. Было бы очень страшно с этим встретиться.
Значок в виде паутинки хоть сейчас можно некоторым на грудь добавить.
denshorin, 7 августа 2010 г.
Качественный мужской фантастический боевик с яркой детализацией мира и слегка расползающимся сюжетом.
ctpokа, 7 августа 2010 г.
захватывает, затягивает, интригует :glasses:
но при этом не становится «простеньким»