FantLab ru

Александр Щёголев «Песочница»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.40
Голосов:
90
Моя оценка:
-

подробнее

Песочница

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 27
Аннотация:

Одно происшествие порождает другое и в результате на детской площадке образуется место с зыбучим песком, спасение из которого заставляет главного героя многое переоценить...

© Kons

Входит в:

— журнал «Полдень, ХХI век'06», 2010 г.

— антологию «Новые мифы мегаполиса», 2011 г.

— сборник «Черная сторона зеркала», 2016 г.


Награды и премии:


лауреат
Полдень, 2011 // Проза

Номинации на премии:


номинант
Дни Фантастики в Киеве, 2010 // Повесть

номинант
Портал, 2011 // Средняя форма

номинант
Бронзовая Улитка, 2011 // Средняя форма

номинант
Интерпресскон, 2011 // Средняя форма (повесть)


Издания: ВСЕ (4)

Новые мифы мегаполиса
2011 г.
Новые мифы мегаполиса
2011 г.
Черная сторона зеркала
2015 г.

Периодика:

Полдень, ХХI век'06
2010 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

О фантастической питерской прозе вообще отдельный разговор — это «византийскую», рассевшуюся на семи холмах Москву ( как кустодиевскую купчиху, взопревшая от семи стаканов самоварного чая) — может посещать сам Сатана, со своею свитой, а Питер это другое — это до того туманный морок реальной мистики, в которой полностью растворяется зыбкая граница (эффект «песочницы») между этой реальностью и той, новой. Это арена жестоких чудес. Неслучайно одна из глав — «Поиск предназначения»: поиск смысла и смыслов.

И мучительный поиск спасительных, но уже почти безнадёжных, ответов, — на вопрос, сражающее наповал, в упор: «Почему?» — как бильярдный шар выбивающий из эгоцентричного «птолемеевского» мирка: не то что мир, а один «мирок» никак не хочется «прогибаться» во спасение тебя.... Ад местного значения, как настигшая неотвратимость наказания, и «глас вопиющего в пустыне», бьющийся о слепую и глухую стену брандмауэра.

Формула Щеголева — неумолимая динамика сюжета с неоднозначностью ситуации, плюс великолепный стиль и слог.

Последняя глава — «Город на песке» — «Град обреченный»? Снова отсылка к братьям Стругацким. Питер рулит:)

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начиналась повесть ни шатко ни валко и я, надо признаться, думал что передо мной очередной «Полуденный» бесконструктивный плач неустроившегося интеллигента. Однако примитивная на первый взгляд история вылилась в интересное и глубокое размышление в первую очередь об ответственности за свои дела и мысли. А конец повести, сводящий все линии воедино, вызывает однозначное одобрение. Особенно на фоне окружающей массы неизобретательных сюжетов, заполняющих редакционный портфель Полдня.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После уныло-непонятной «Овсянки» Карины Шаинян рассказ Александра Щеголева совершенно неожиданно порадовал – а ведь об этом авторе я ранее даже не слышал.

Больше всего «Песочница» напомнила творчество Стивена Кинга. Минимум фантастики, реалистичная драматичная ситуация, глубокая проработка характеров героев, их психологии, побуждений, мотивации и т. д. То же, что у Кинга, внимание к темным и грязным сторонам жизни. Наконец, такой же многослойный и допускающий различные трактовки сюжет.

Рассказ можно назвать мистическим в полном смысле слова. Автору удалось максимума таинственности – жуткие события во дворе видели только двое, но один из них был «под кайфом», а другая – не вполне нормальная фанатка «паранормальщины». Есть ролик – но в наше время снять и смонтировать можно все что угодно. И никакой девочки не было ночью во дворе…

В глаза бросается только один момент – некоторая небрежность композиции «Песочницы». Остается ощущение, что автор дописывал рассказ «по ходу». В самом деле, в момент спасения главного героя сюжет достигает логичной развязки. Но автора словно бы что-то смущает – то ли дело в нарочитой назидательности такой концовки (раскаяние = спасение), то ли просто жалко расставаться с героями, то ли просто беспокоит что-то и хочется узнать истину о том, что сам же и придумал.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И появляется вторая часть рассказа – с поисками и спасением беспризорной девчонки и с той самой внезапной концовкой, которая ставит под сомнение всю назидательность произведения. Ведь получается, что произошедшее ночью в песочнице – вовсе не правосудие, совершенное высшей силой, а только часть хитрой комбинации, придуманной сверхчеловеческим разумом маленького экстрасенса.

Не спорю, дописанная концовка весьма удачна и эффектна, но эта бросающаяся в глаза неоднородность произведения создает какой-то композиционный надлом, явную неровность, словно два рассказа объединены в один.

Достоинства прозведения:

достоверный проработанный психологизм

интересный сюжет,

мистическая атмосфера, неоднозначность трактовки.

Недостатки:

определенная композиционная неровность, сюжетная избыточность.

Итог: достаточно сильный, хотя и несколько затянутый мистический триллер в духе Стивена Кинга.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мистика. Городское фэнтези, исчезающие люди, призраки. Да, внешне это — так. Но не самоцель это, не для того, чтобы страху нагнать, вводит автор эти потусторонние элементы, хотя поначалу — да, страшно. Но страх сменяется попыткой понять, осознать, найти причину. «Ты будешь жить, пока для чего-то нужен». Для чего? Что предстоит сделать, чтобы не просто жить дальше, а и понять, зачем. Странно глубокий и непростой рассказ, трогающий за душу и заставляющий задуматься.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

До конца истории хотелось знать, чем же там все-так закончится. Правда, «не выстреллевших ружей на стене» там понавешен целый арсенал. Но очень реалистично, хотя кажется, что не соответствует по масштабам причина следствию и ответы мироздания очень уж ассиметричны. Но на то она и мистика. А рассказ следовало бы запретить за подробное описание приготовления салата с «веселыми картинками«!

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх