FantLab ru

Юхан Теорин «Кровавый разлом»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.13
Голосов:
57
Моя оценка:
-

подробнее

Кровавый разлом

Blodläge

Роман, год; цикл «Эланд»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 5
Аннотация:

Холодная весна на острове Эланд. В горной породе на берегу виднеется тёмно-красная горизонтальная жила — кровавый разлом, по преданиям — это застывшая кровь после битвы между троллями и эльфами.

Суровые пейзажи острова — это сцена, где нет свидетелей, когда кто-то решает свести счёты с жизнью, своей и чужой. На краю заброшенной каменоломни на маленьком хуторе Стенвик за зиму построены две богатые виллы. Недалеко от них ютятся продуваемые ветром бараки камнетёсов. На пасхальные праздники сюда съезжаются хозяева домов. Один из них, Пер Мернер, получил в наследство старый дом каменотёса и теперь надеется, что бессердечный отец оставит его в покое. Но он оказывается заложником: постыдная жизнь отца тянет за собой вереницу роковых событий. Наступает Вальпургиева ночь. По всему острову горят костры... И вот уже ему самому уготовано сгореть живьем. За грехи отца.

Входит в:

— цикл «Эланд»



Издания: ВСЕ (2)

Кровавый разлом
2011 г.

Издания на иностранных языках:

Blodläge
2010 г.
(шведский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 ноября 2016 г.

Было дело, написал я довольно язвительный отзыв на наиболее известный роман Теорина «Ночной шторм», обвинив сего автора в жутком грехе вторичности. Вот такими вот словесами я это тогда живописал:

«Его роман выглядит так, будто взяли двадцать скандинавских детективных произведений, раскромсали их на мелкие лоскутки, выбрав при этом то, что в том или ином романе было смысловой основой, но в итоге получилось собрание общих мест и штампов под вывеской «Чего изволите? Найдется всё!»

Теперь я удивляюсь тому, как иногда не самое лучшее произведение приносит автору известность и славу. И потом он пишет лучше, в его романах становится больше психологизма, детали выписываются более достоверно, характеры героев уже не такие шаблонные и картонные, а яркие и запоминающиеся, интрига становится настоящей детективной интригой, а не скоплением туманных намеков...

И главная отличительная особенность Теорина, а именно обыкновение смешивать суровую правду жизни и обличение социальных пороков с небольшими вкраплениями чего-то мистического и необъяснимого, в пресловутом «Ночном шторме» казалась попыткой оживить вялое действие забавной чертовщинкой. Теперь же мистическая подоплека детективных событий, новая жизнь старых легенд о троллях и эльфах кажутся чем-то таким, без чего повествование ну никак не может обойтись. Всякие грязные ,пакостные подробности цивилизованной жизни человека двадцать первого столетия кажутся еще более чудовищными именно на фоне поэтичных отступлений на эльфийскую тему...

Хотя эльфы у Теорина отнюдь не милые существа. Это такие нормальные скандинавские эльфы, красивые и вызывающие восхищение, но вместе с тем пугающие, вызывающие оторопь, непредсказуемые и порой исполняющие желания так, что хотелось бы забрать свою просьбу обратно...

Замечательная книга, друзья мои, говорю я вам...

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 апреля 2016 г.

Как соединить детектив и истории об эльфах и троллях? Юхан Теорин знает ответ. И это получился по-настоящему нетривиальный и увлекательный роман, где гармонично сплелись описания суровой природы Эланда, судьбы героев, детективная составляющая и старые предания, волшебство и реальность. Помимо детектива, это ещё и драма — повествование о непростых судьбах людей, которых соединил остров. Здесь раскрывается тема расплаты за деяния отца, и из этого вытекает детективная составляющая.

Герои с непростыми судьбами получились живыми и колоритными. Мы снова встретимся со старым Йорлофом, не потерявшим интереса к жизни. Познакомимся с Пером, переехавшим на Эланд с близнецами, его дочь больна, жена его бросила и нашла новое счастье, а отец страдает от последствий инсульта и славы короля порнофильмов. Необычное сочетание. По соседству с Пером живёт Вендела — женщина несчастная в своём одиночестве, несмотря на мужа, странная и отрешённая от реальности, она искренне и несокрушимо верит в эльфов и троллей. Так встретились два одиночества, однако романтической истории мы здесь не найдём, а найдём историю запутанную и будем до конца недоумевать, причём здесь эльфы.

Как это бывает у Теорина, сюжет тянется, словно вязкая нуга, то убыстряясь, то замедляясь настолько, что можно услышать шум прибоя и крики чаек. Именно это и позволяет лучше прочувствовать атмосферу произведения. Постепенно нагнетается таинственность, словно густой туман. Атмосфера становится всё мрачнее. На ось повествования наматываются описания местности, воспоминания Йорлофа о покойной жене, предания об эльфах, истории Пера, его отца и Венделы. Из всего этого постепенно вырисовывается интрига, в центре которой оказываются Пер и его отец. Неспешно рассказывает автор об обитателях острова, а читатель словно заходит к ним на чашечку чая и по крупицам узнаёт о том, что скрывается за фасадом благополучия и благопристойности.

Множество тем соединились в этом романе: груз прожитых лет и ошибки прошлого, воспоминания о детстве и желание что-то изменить в своей жизни, бегство от проблем и стремление спрятать израненную душу за натянутой улыбкой — ведь так просто убедить себя, что всё хорошо, ответственность за детей и больного отца, желание разобраться с происходящим и просто оставить всё как есть, умение прощать и принимать людей такими, какими они являются. И всё это на фоне просыпающегося от зимней спячки Эланда, хранящего воспоминания о сотнях судеб и трагедий.

Финал заслуживает отдельного упоминания. И тут тоже не обошлось без мистики. Вальпургиева ночь — отличный момент для развязки. Интрига закрутилась в тугой узел, и вот он развязан на старых скалах заброшенной каменоломни. Как сложится судьба героев после роковой ночи, автор предлагает нам решить самостоятельно.

Теорин умело соединяет неординарность судеб героев с обыденностью обстановки. Он будто ставит некий социальный эксперимент, подвергая своих героев всё новым напастям, и смотрит, как те выпутаются из них. Он погружает их в водоворот событий, им чуждых, заставляет раскрываться с другой стороны, действовать импульсивно. Присутствие автора неуловимо чувствуется в каждом эпизоде. Он словно некое божество, а Эланд — его персональный Эдем, обитатели которого подвластны воле этого божества и росчерку его пера. Показать ужасное в обыденном, найти страшные тайны за красивым фасадом, обнажить тайны, которые годами старательно прятались, — вот характерные особенности стиля и манеры Теорина.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 июля 2015 г.

не слишком люблю выступать в роли «того мальчика из сказки, который крикнул, что король голый», тем более, что я не имею сказать, будто бы король голый, то бишь Теорин — плохой писатель выскочивший на волне моды на скандинавский нуар.

потому что писатель он неплохой.

он знает и любит, то о чем пишет (жизнь в провинции отрезанной от большого мира), он умеет создавать живых персонажей, он умеет закрутить детективную интригу, поддать мистического тумана и напустить тотальной меланхолии и ипохондрии.

вот только ничего действительно потрясающего и превышающего «крепко-средний уровень» скандинавской литературы (вообще очень высокий крепко-средний уровень, к слову сказать), тут нет.

это «формульная» литература в которой 101% скандинавские ингредиенты как-то: детектив на тему «семейных скелетов в шкафу», ностальгия по давно минувшему детству, белые ночи, полярная зима, наследие жестковыйного протестантизма и навеянная всем вышеперечисленным тотальная тоска уложены в 101% правильной пропорции.

может быть против меня играет излишняя начитанность и насмотренность, но еще Ингмар Бергман эту культурную традицию начал, Пер Валё с супругой подхватили, Хеннинг Манкель развил, Стиг Ларсон принес в массы, а Линдквист смешал со Стивеном Кингом. сериал еще есть про Варга Веума.

хороший шведский детектив, хороший.

так шведские детективы все хорошие.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 декабря 2012 г.

Хорошая книга. Написана, а главное переведена прекрасно. Это даже не столько детектив. В этой истории показано как детям приходится рассчитываться за деяния отцов, чем приходится им платить, как складывается их жизнь — далеко не все легко и гладко. На страницах книги оживают персонажи легенд — эльфы и тролли, они живут рядом с героями в современном мире, но в итоге оказывается, что все имеет свое реальное объяснение, просто героям кажется, что это эльфы им помогают, а тролли во всем виновны, героям так удобно — сама природа острова к этому располагает. Читая книгу, иногда кажется, что действия протекают как в замедленной съемке – тягуче, а иногда и вовсе замедляясь, но именно это позволяет основательно прочувствовать атмосферу истории. Что-то есть завораживающее в прозе Теорина, что заставляет читать книгу не отрываясь.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 октября 2014 г.

Детектив, который больше чем детектив. Главное здесь не столько поиски убийцы (хотя я не могла оторваться от книги, пока не узнала, чем все закончится), главное — сама жизнь. Вот и описывает автор своих героев неспешно, с множеством подробностей, так что нельзя героям не сопереживать. Старику, приехавшему на родину умирать; мужчине, старающемся быть лучшим отцом, чем его собственный; женщине, которую не отпускает прошлое. Вставки об эльфах добавляют капельку волшебства. И все это на фоне острова, завораживающе красивого, места, где можно поверить в чудеса.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 января 2012 г.

По-моему, замечательная книга. Детективные сюжеты заезжены до состояния жвачки, а здесь, по-крайней мере, что-то новое. Великолепно передано настроение, сама атмосфера пустынного острова. И совершенно невиданного качества перевод. «Гроза... началась еще в сумерках. С юга мгновенно надвинулась тревожная сизо-розовая мгла. Беспорядочные шквалы, то теплые, то по-зимнему ледяные, сотрясали дом. По темному небу пробегали судороги раскаленных добела молний, и в их двойных вспышках можно было различить только стеклярусные вертикальные нити в сплошной стене дождя…» Где вы такое видели в переводах? Аплодисменты С.Штерну.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 января 2016 г.

Юхан Теорин

Кровавый разлом

Пусть детективный сюжет начал развиваться где-то к середине романа, оторваться от чтения было просто невозможно. Автор искусно описывает историю местности, местные легенды и предания о троллях и эльфах, приоткрывает завесу биографий персонажей, одним словом подготавливает кусочки мозаики, которые необходимо будет сложить в конце в цельную картину. На фоне этого разгадка личности преступника уходит на второй план...Да и интриги никакой и не было, устами Джерри писатель практически раскрывает все карты, просто никто не обращал внимания на старика-инвалида, сражённого инсультом, принимая его слова за маразматический бред...

Понравилось даже больше, чем «Ночной шторм».

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 января 2016 г.

Это третья книга автора про остров Эланд. Второстепенные герои — частично из первой книги, многие места знакомы. Однако главные герои все новые — и это только плюс.

Итак, поместье бывшего каменотеса (погибшего, кстати, в первой книге) наследуют его родственники. Пер Мернер переезжает туда, и на него сваливаются грехи и ошибки отца, отвечать и решать которые придется уже ему самому.

Читается просто шикарно и захватывающе! Вся мозаика, как всегда, складывается только на последних листах. А финал лично меня — не разочаровал ни на минуту. Отличный психологический триллеро-детектив.

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 марта 2012 г.

Хорошая и добротная книжка.

На этот раз — на острове Элланд весна. Переплетающиеся истории об эльфах и троллях, невольно проецирующие мысли о человечестве.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх