Милан Кундера «Пусть старые покойники уступят место молодым покойникам»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Центральная Европа | Восточная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Спустя пятнадцать лет они случайно встретились на пустынной улице небольшого городка. Существовали у них общие давние воспоминания о прошлой любовной связи, но у каждого эти мысли были несколько разными.
«Иностранная литература», № 2 за 2001 г.
Входит в:
— цикл «Смешные любови» > сборник «Třetí sešit směšných lásek», 1969 г.
— сборник «Смешные любови», 1969 г.
— «Продолжение следует», 1993 г.
— антологию «Глубина. Погружение 13-е», 2019 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vanishrap, 31 августа 2024 г.
«Пусть старые покойники уступят место молодым» — это рассказ, который вновь затрагивает тему прошлых любовных интрижек, которые остаются в памяти на долгие годы. История снова сводит вместе бывших любовников, но на этот раз под мрачным и странным предлогом. Основная тема рассказа — это размышления о течении времени, старении и том, как тело человека изменяется с годами.
Рассказ исследует, как люди пытаются смириться с тем, что они уже не те, кем были в свои лучшие годы, и как окружающие их люди продолжают видеть их такими, какими они были когда-то. Это может показаться трогательным и романтичным, но в этом рассказе романтики почти нет. Вместо этого он наполнен философскими размышлениями о времени и его влиянии на нас.
Хотя рассказ несёт в себе глубокие размышления о жизни и старении, для меня он не оказался чем-то особенным. Это не фантастическая история, а скорее любовно-философское произведение. Субъективно, оно не сильно тронуло меня, хотя я понимаю, что такие темы могут быть близки многим читателям.
Joul Harristar, 16 января 2020 г.
Тонкий и умный рассказ, сюжет которого развивается в рамках неожиданной встречи людей, любивших друг друга много лет назад. Произведение затрагивает сразу несколько глубоких социальных и психологических проблем:
1) Проблема оценки пройденного жизненного пути и кризиса среднего возраста.
Он (имя персонажа мы так и не узнаем) вспоминает себя прошлого, свою юность, свои неосуществившиеся мечты, заброшенный спорт, неудавшийся брак. Он корит себя за упущенные возможности, сетует на стремительно проносящуюся жизнь. Она (ее имя тоже скрывает завеса тайны) не приемлет подобных мыслей, она боится их, чувствуя приближение старости и смерти.
2) Отношение к собственному стареющему телу и у героя (лысина), и у героини. А также оценка друг друга в этом ключе. Проблема особенно чувствительна ввиду двадцатилетней разницы в возрасте у этих людей. И если на момент их первой встречи (15 лет назад) разница была пикантной и заманчивой, то сейчас она заставляет их всё больше тушеваться.
3) Взаимоотношения матери и ребенка, а также проблема неприятия сексуальной жизни людей в возрасте. Эти проблемы не просто так идут здесь вместе, потому что стандартные столкновения разных поколений здесь обогащаются стремлением взрослого сына героини еще больше привязать мать к себе. Он не принимает ее в качестве женщины, у которой может быть личная жизнь даже после смерти мужа. Из-за этого она ощущает себя еще более старой, сын буквально «толкает ее к могиле».
В конечном итоге все эти вопросы сливаются в одну большую борьбу. Борьбу жизни и смерти, страсти и смирения, прошлого и будущего, сакральности памяти и наслаждения настоящим.
Раскрытию взаимоотношений персонажей способствует интересная манера автора перескакивать с мыслей героя на мысли героини. Она помогает понять, почему было принято то или иное обоюдное решение. Так, строчка за строчкой формируется целостная картина восприятия момента.
Эротика здесь уместна и понятна, но не всегда приятна. Опять же здесь всплывает вопрос о нашем неприятии сексуальности и желания очень взрослых людей вести половую жизнь. Так что здесь это безусловный плюс, а не минус.
В общем, я в восторге от этого рассказа. Он заставляет переживать и понять чувства, которые я (в силу своего возраста) буду ощущать в отношении себя еще очень нескоро, но о которых стоит подумать уже сейчас.