FantLab ru

Роберт Шекли «Человек за бортом»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.08
Голосов:
154
Моя оценка:
-

подробнее

Человек за бортом

The Man in the Water

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 18
Аннотация:

Деннисон давно хотел вернуться домой в Нью-Йорк, а от Австралии это далеко. Капитан Джеймс ищет себе напарника, для того чтобы пересечь Тихий океан и попасть как раз в этот город. Чем не шанс?

По пути судно настигает шквал, это наводит Деннисона на определенные не совсем нравственные мысли на тему решения текущих проблем...


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)
/перевод:
И. Непочатова (2)

Белая смерть
2001 г.
Белая смерть
2004 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 марта 2016 г.

Поначалу создается впечатление, что нас ожидает очередное тривиальное морское приключение, но постепенно повесть обретает истинные очертания, превращаясь в увлекательный психологический триллер. По объёму это даже скорее короткий роман, тем более удивительно как автор сумел постоянно поддерживать высокое напряжение, владеть вниманием читателя, используя в качестве декораций только лишь борт небольшого корабля, а из персонажей — капитана и его помощника. В произведении много отдельных историй, которые подаются в качестве подлинных или мнимых воспоминаний главного героя, каждая из них интересна по-своему, но самое вкусное — то, что каждый раз читателю предстоит отвечать на вопрос — правда это или ложь. Автор предлагает нам погрузиться в мир, где ничто не истинно, где реальность окутана зыбким маревом полусна, где правит безнадежность и отчаяние, а все действующие лица грезят лишь убийством и насилием.

Завязка разворачивается на территории острова Сент-Томас, входящего в гряду Виргинских островов, находящихся под юрисдикцией США. Главный герой — оказавшийся на мели авантюрист Деннисон, мечтающий наняться в плавание до Нью-Йорка, где он сможет разжиться деньгами у сестры. Случай предоставляет ему сразу несколько возможностей выбраться с острова, и после непродолжительных раздумий он решает отправиться в одиночное плавание с легендарным искателем приключений — капитаном Джеймсом. Во время рейса у Деннисона созревает преступный замысел — избавиться от капитана и завладеть его судном и сбережениями. Принять решение — это одно, а довести дело до конца — совсем другое, ведь такой волевой и невозмутимый человек, как Джеймс, даже оказавшись в безвыходной ситуации будет до конца цепляться за жизнь и бороться, презирая смерть.

Мне не показалось, что автор затянул завязку — события на Сент-Томасе, знакомство с персонажами, их философией — всё это было для меня крайне интересно. Помимо двух центральных персонажей здесь мы встречаем сразу несколько интересных типажей. Во-первых, это писатель, который сочиняет приключенческие рассказы и для погружения в атмосферу обитает на Сент-Томасе. Особенно интересна его концепция градации приключений — от самой нижней ступени, которой он считает войну, до высшей — охоты на человека. Во-вторых, это швед, который во время плавания лишился товарища, которого смыло за борт — это типичный рефлексирующий моралист, который пропагандирует лжегуманизм, общечеловеческие ценности и прочие изобретения нового мирового порядка. Естественно швед крайне негативно оценивает капитана Джеймса. В-третьих, запомнился капитан Финерти, которого Джеймс восхищает, нужно отдать должное Финерти — он имеет смелость признать, что ему никогда не хватит духа, чтобы подняться над человеческой массой, достичь высот и удержать свое место под солнцем.

Каждый из указанных персонажей создает свой персональный образ капитана Джеймса. Для писателя — он адепт мистерии искусства приключений, для шведа — колониальный фашист, а для Финерти — человек, который прямо идет по жизни, не избегает опасности и всегда с честью выходит из любого положения. Лично для меня образ Джеймса кажется исключительно положительным — это модель идеального пассионария, совершенно чуждого морализаторству и самокопаниям. Он живет, повинуясь естественному внутреннему инстинкту, поэтому всегда добивается успеха. Особенно согрела история из прошлых приключений капитана, который будучи управляющим на каучуковой плантации в одиночку подавил восстание двухсот китайских кули. Этот вложенный рассказ безусловно напоминает творчество Дж. Лондона и Р. Киплинга — литания триумфу отдельной волевой личности над сплоченным, но аморфным коллективным разумом, заряженным неконтролируемой яростью и агрессией. Джеймс — это реликт навсегда ушедшего века героев, в нашем мире, где правят трусливые торгаши и лицемеры, такие личности встречаются гораздо реже, чем один на миллион.

Деннисон — это человек совсем иного склада. Если для Джеймса — убийство — лишь неизбежное действие в ситуации, когда либо ты, либо тебя, то для Деннисона убийство превращается в мистическую инициацию, которая должна вознести его над безвольной человеческой массой. Он жаждет убивать не для того, чтобы выжить, и даже не за тем, чтобы разбогатеть, но только для того, чтобы доказать самому себе, что он «право имеет», что он способен на это. Оказавшись один на один в плавании с Джеймсом, Деннисон мечтает о том, как он сбросит «царя горы» и сам займет его место, он играет роль претендента, только вот успех его планов зависит по большей части не от его действий, а от возможных ошибок и предполагаемой слабости намеченной жертвы. Сделав первый шаг Деннисон не может завершить начатое, постепенно все глубже погружаясь в пучины воспоминаний, подлинных и мнимых, галлюцинаций и откровенного бреда, чему способствуют прогрессирующая горячка и переутомление.

Периодически разбавляя текст воспоминаниями Деннисона, автор вступает с нами в своеобразную игру, заставляя гадать, что истинно, а что ложно. Воспоминания о приключениях на Туамото, о войне в Корее, о единственной любви, оставшейся в захваченном красными Шанхае — это лишь первый уровень. Дальше становится еще интереснее, когда реальность начинает замещаться галлюцинациями главного героя, постепенно темп их развития нарастает, а финал становится необходимым мизерикордом. Автор умело поддерживает градус напряжения, оперируя минимальными средствами — в этом проявляется подлинное мастерство и талант. Единственное о чем я сожалею — попадись эта повесть мне лет двадцать назад и она непременно стала бы одни из многих кирпичиков, формировавших мировоззрение, ну а так — я получил изрядное удовольствие и хорошо провел время. Это произведение можно смело рекомендовать любителям камерных психологических триллеров, здесь философия преподносится без навязчивого морализаторства, а легкий слог, позаимствованный из приключенческих романов, облегчает восприятие и позволяет глубже сконцентрироваться на собственных мыслях, при этом не теряя нити повествования.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 мая 2010 г.

Мне кажется, эта книга — вариация на тему повести Хэмингуэя «Старик и море». Уж больно похоже противостояние человека за бортом и человека на борту на противостояние старика и марлиня. Вот только в «Старик и море», человек на борту — настоящий мужчина, а здесь — последний неудачник, брехло и голодранец. Финальные измышления ГГ, между прочем, очень интересны: кто его знает, а случайно ли старый морской волк пережил в жизни так много приключений и из всех их вышел победителем. Или он специально подсознательно выбирал себе недостойных его соперников?

Вообще повесть для Шекли действительно довольно необычная. Во-первых потому что реалистическая. Во-вторых потому что флэшбеки и затянутое начало будто бы сбежали из произведения Кинга, а игры с реальностью в кошки-мышки — территория скорее Дика, чем Шекли. И тем не менее повесть вышла вполне шеклиевская. И более того, отличнейшая!

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 ноября 2011 г.

Интересен в книге образ одного из второстепенных героев — писателя. Он — единственный персонаж без имени, просто «писатель». Почему? Может быть, это сам Шекли? Интересны его рассуждения на тему реалистичности и выдумки в литературе. Ведь действительно, когда я начала читать рассказ, я поймала себя на мысли «Да ну, никакого космоса, звездолетов и удивительных планет? Не интересно.» :) А потом стало интересно, вопреки классическому антуражу. Еще эта теория приключений. Может быть, Шекли действительно нашел какие-то литературные законы, по которым можно писать приключенческие рассказы, повести и романы, так много, и один лучше другого?

Еще мне показалось, что в этом произведении Шекли намеренно собрал стили разных писателей. Получился довольно интересный эксперимент. Скучные описания типов яхт, ненужные детали...Бальзак? Главная идея книги — конечно же, Достоевский. V-a-s-u-a узнал Хемингуэя, Кинга и Филиппа Дика. Писатель в книге жаловался, что издательства обвиняют его в подражании стилям Лондона и Киплинга. Может быть, они здесь тоже были? Я не сильна в классике, поэтому могу ошибаться. Во всяком случае, повесть безусловно наполнена подтекстом и большей частью мне было интереснее копаться именно в подтексте, чем следить за сюжетом, который по-настоящему развернулся только ближе к концу.

Очень неоднозначное произведение.

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 ноября 2009 г.

Классный роман, довольно нетипичный для автора, но очень интересно читается, единственное что мне не понравилось, так это то что автор немного перемудрил в конце, если бы не это, то можно было ему и 10 поставить

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 сентября 2014 г.

Когда начал читать, то показалось, что натолкнулся на что-то на подобии Д. Лондона или Саббатини, правда в более современном антураже. Так как я бредил этими писателями в юности, то решил тряхнуть стариной и дочитать. Потом вдруг Достоевский откуда ни возмись вынырнул.

Опосля внезапно оказывается, что автор просто водит читателя за нос. Да ещё как водит! Ты уже и не понимаешь, где грёзы, где реальность. Ну да ладно, интересно ведь! Да и психологический портрет человека, уползшего от реальности очень удачен.

Произведение из разряда тех, где на первый взгляд сочувтвовать никому не охота: все персонажи не плохие, но гаденькие какие-то. Кажется это лишило текст возможности коснуться чувств читателя. Может быть и так. Но как раз подобное и избавило книгу от излишнего морализирования, не дало ей превратиться в приключенческий плагиат «Преступления и наказания» и сделала её очень самобытной.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 сентября 2006 г.

Замечательное произведение. Особенно впечатлила форма повествования в которой автор предлагает кучу альтернативных завершений сюжетови порой кажется, что каждый из них вполне жизнеспособен. Ловишь себя на том, что ты сочувствуешь главному герою, хотя по всем законам этики он не прав в корне своем, так и жаждешь смерти капитана, параллельно придумывая пути решения сложившейся ситуации...

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 сентября 2007 г.

Странно-необычная для Шекли повесть. Читаешь, и создается такое ощущение, что написал ее кто-то вроде Кинга

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх