Клайв Баркер «Кожа отцов»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих» | Фантастические существа (Демоны, черти )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Рядом с людьми всегда жили монстры. Их боялись, им поклонялись. Жуткие твари совершили насилие над женщиной, и её ребёнок чувствует неразрывную связь со своими отцами. Жители, затерянного в пустыне городка, охвачены паникой. Весть об увиденных неподалёку мерзких созданиях и появление на улице одного из них заставляет людей взяться за оружие и напасть...
Входит в:
— условный цикл «Книги крови» > сборник «Книга крови 2», 1984 г.
Номинации на премии:
номинант |
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1988 // Хоррор - Рассказ (Великобритания) |
- /языки:
- русский (4), английский (3)
- /тип:
- книги (6), самиздат (1)
- /перевод:
- М. Галина (4)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Bachman, 17 июля 2024 г.
Завораживающий рассказ. Атмосфера раскаленной пустыни, огромные демоны, бредущие к линии горизонта, местный шериф, поднимающий население на сражение.
Показалась притянутой за уши идея о происхождении людей. Но, в конце концов, это же Баркер – за десяток прочитанных рассказов я понял, что не стоит цепляться к мелочам и несостыковкам, равно как и пытаться понять логику происходящего или метафоры, заложенные внутрь.
Нужно просто наслаждаться – если слог автора вам по душе – как какой-то не совсем понятной, но оттого не менее привлекательной картиной оригинального художника.
Лучший рассказ во 2 части Книг Крови, как по мне.
malin, 27 января 2021 г.
Тема контактов с иным разумом, широко представленная в фантастической литературе, получила у Баркера новое, несколько неожиданное развитие. Замечательно, что автор даёт возможность каждому определиться со своей точкой зрения. Заняв позицию стороннего наблюдателя, он как бы предлагает читателю выбрать свой вариант поведения в данной ситуации. Немного иронично и в то же время провокационно спрашивает вас-А вы готовы?
Paul Atreides, 23 сентября 2020 г.
Грустный рассказ, пусть и к нашей реальности не относится. В очередной раз Баркер умело противопоставляет монстров и людей: одни хотят выжить, другие, ведомые страхом, уничтожить первых любой ценой. Даже если «ребёнок», которого ты воспитывал, и есть то самое чудовище. Всё начинается как типичный рассказ в духе лавкрафта, а потом сменяется описанием быта в стиле Кинга и заканчивается баркеровской кармой. С другой стороны, рассказ можно расценивать как аллюзию на современное общество, только вместо чудовищ такие же люди, которые живут сами по себе (например, хиппи или бродяги — живут и никого не трогают), а другие из-за страха непонятности и желания избавиться от всего «ненормального» охотятся на первых.
Один из лучших рассказов второго тома.
Mishel78, 13 марта 2019 г.
А вот и рассказ, в котором ещё до «Кабала» Клайв Баркер противопоставляет любимым им чудовищам жестоких людей.
Но вместе с тем, Баркер частично привязывает повествование к лавкрафтианской мифологии, ведь рассказ не зря называется «Кожа отцов». Читателю предлагается ещё одна версия происхождения человечества в незапамятные времена, помимо божественной и теории Чарльза Дарвина.
Местами рассказ становится сумбурным, но следить за развитием событий всё же интересно. И в чём уж Баркер преуспел, так это в описании различных монстров, которые время от времени приходят из подземного мира (ещё одна параллель с более поздним «Кабалом», в котором город чудовищ — Мидиан находится под землёй). В общем, инфернальностью рассказ заполнен до отказа и погрузиться в действие, в котором задействована группа демонов-отцов и жители почти потустороннего города Велкам, удаётся практически с первой страницы.
Развязка произведения наполнена трагизмом и различными аллюзиями на повседневность: когда человек уничтожает всё то, что не соответствует его представлениям об окружающем мире; как людям важна власть, которую можно обрести лишь угнетая тех, кто отличается от большинства и как ослепление агрессией и гневом может привести к уничтожению себе подобных.
И, пожалуй, «Коже отцов» всё таки тесновато в малой форме, поскольку чувствуется большой задел на повесть или роман. Много вопросов осталось без ответов, но сам рассказ крепко сидит в памяти после прочтения, что говорит о его незаурядности и таланте автора.
Groucho Marx, 8 января 2016 г.
Самый лафкрафтианский рассказ Баркера. Разумеется, сторонники произвольной нормы, как всегда у Баркера (и как чаще всего случается в жизни), оказываются страшее всех мыслимых и немыслимых чудовищ. Монстры выворачиваются разнообразием посреди пыльной пустыни реальности, они — воплощённый карнавал, бесконечная смена возможностей — приносящих смерть или потенциальное развитие. Монстры — свидетели начала времён, движущиеся мимо людей в бесконечно отдалённое будущее, и они опасны для рядовых обывателей именно как напоминание об альтернативе, о том, что мир не исчерпывается скучным городком на обочине цивилизации. Люди, вышедшие в пустыню, чтобы убить монстров, пытаются убить разом прошлое и будущее, остановить время в «прекрасном сегодня», в котором даже им самим неуютно.
Забавно, как в этом рассказе Клайв Баркер посылает привет русскому философу-космисту начала ХХ века Николаю Федорову, автору «Философии Общего Дела», радевшему о «воскрешении отцов человечества».
ivan2543, 25 октября 2013 г.
Рассказ о противостоянии людей и чудовищ, что вполне ожидаемо для Баркера, по сути, посвящен проблеме толерантности. Чудовища выглядят страшновато и ведут себя угрожающе; но агрессивность людей оставляет куда более тяжелое впечатление. В принципе, все правильно – толпа «порядочных» обывателей в состоянии бесноватой нетерпимости демонстрирует в разы больший градус неадеквата, чем представители любых меньшинств. Хуже обывателя, ревностно охраняющего свое примитивное представление о мире, может быть разве что религиозный фанатик.
Можно посмотреть на рассказ иначе, через метафору «отцовства». Монстры – это природа, породившая человека и теперь видящаяся ему опасным врагом, от которого «не стоит ждать милостей» и которого нужно нещадно грабить, отстреливая редких животных, меняя русла рек, выливая в эти реки промышленные отходы и т. д. Не случайно на стороне монстров именно женщина – архетипическая ведьма, жрица природы. (Кстати, трансформация представления о ведьме как о «ведающей» мистические тайны природных сил в представление о ней как о прислужнице Сатаны, иллюстрирует на уровне коллективного бессознательного мутацию отношения к природе в сознании европейца).
Итог: несколько сумбурный рассказ о чудовищах и чудовищном к ним отношении. Одно только непонятно – причем здесь кожа-то?
Прочитано благодаря списку «399 темных рассказов» Вертера де Гете».
Оценка произведению: 8 из 10 (хорошо).
Оценка «страшности»: 2 из 10 (жутковато).
alex1970, 26 октября 2011 г.
Пустыня в штате Невада. Здесь обитают несколько сотен суровых людей и им предстоит столкнуться с полчищем демонов.
Что это: битва за маленького мальчика или за будущее всего человечества? И кто в ней хуже: чудовища или люди?
Интересный рассказ, недосказанность концовки его не портит.
Очень мрачный колорит, пустынный зной, чтрашные чудовища в мареве, озлобленные люди, и маленький ребенок среди всей этой пакости.
Есть что-то лавкрафтианское «Они содрогнутся, когда он позовет отцов своих»
Вертер де Гёте, 27 апреля 2008 г.
Чудовища бредущие по пустыне... — это сразу вызывает ассоциации с картиной Дали «Искушение святого Антония». Рассказ — тоже своего рода искушение для обитающих на его страницах людей: искушение уничтожить чужака, того, кто не похож на тебя. Страх перед непонятным оказывается сильнее понимания. Значительная часть человечества в очередной раз не выдерживает проверку на толерантность. Так кто же настоящие монстры?
Кнопка, 1 июля 2010 г.
Довольно интересную мысль происхождения мужчин предлогает Баркер , но остается вопрос а как у этих «Отцов человечества» появились женщины? И Кто или что эти существа?
Смысл конечно глубокий этого рассказа, ведь человеческую жестокость ничем нельзя изменить если сам он не решится стать чуть-чуть добрее. А эти существа напомнили мне современных ученых которые пытаются изменить ДНК человека, но при этом у них весьма оригинально извращенный способ...
Yazewa, 2 мая 2010 г.
Автор нарисовал толпу чудовищ, описание которых скорее анекдотичное, нежели ужасающее. Плюс толпу людей, которая тоже, прямо скажем, глаз и душу не радуют. Фактически приятен во всей этой компании единственный персонаж — Аарон, являющийся в буквальном смысле промежуточным звеном между этими двумя толпами.
Есть ли в этой работе что-нибудь глубже, чем просто упражнение по описанию монструозных демонов? Яркого психологизма в расказе нет. Эмоции и переживания людей (а для чего вообще нужна литература, если не для описания именно этого?) даны весьма примитивно. А человек со свежеокушенной рукой не только не пребывает в болевом шоке с последующим тяжелым состоянием, но, дернув пузырь виски, тут же командует баталией, гоняя на автомобиле по пескам пустыни. Такие детали и вовсе уничтожают доверие к реальности событий.
Смысл рассказа тоже непонятен. Люди — более чудовища, чем сами демоны? Неубедительно...
mastino, 28 июня 2008 г.
На мой взгляд, наиболее сильный рассказ из вошедших в «Книги крови -2» Несмотря на некоторую недосказанность, рассказ цепляет. Кроме того, у меня возникла определённая параллель с «Полночным поездом». Если там Баркер представил нам отцов города, то тут уже идея получила развитие, и перед нами предстали прародители человечества (точнее половины человечества), страдающие от ими же порождённых созданий. На мой взгляд, эта идея вполне могла бы быть развита, и перерасти в произведение бОльшего формата.
Dragn, 21 ноября 2008 г.
Баркер умеет удивлять своим разнообразием стилистики рассказов. В этот раз это мистический-триллер. Очень понравилась придумка про отцов человечества. Удивило. Очень хороший рассказ, вот только как писали ниже, в рассказе проскальзывает недосказанность, но все равно очень хорошо.
marfa, 20 октября 2008 г.
Милые, милые чудовища!
начинаешь слегка недолюбливать человечество.
UraN2, 23 марта 2009 г.
Меня этот рассказ не впечатлил. Раз в 6 или сколько там лет на поверхнось выходят какие то чудища, и насилуют женщин, что бы продолжить свои род. По описанию Баркера я так и не понял как они выглядели, он все время описывал их по разному. В конце же этого рассказа у меня, как я вижу из предыдущих отзывов не только у меня, появилось ощущение похожести Кожи отцов с Полуночным экспрессом с мясом. И там и тут присутствуют какие то уроды, которые оказываются то отцами города или даже всего человечества. Зачем повторяться г-н Баркер? И еще рассказ похож на фильм <<У холмов есть глаза>> тоже пустыня, тоже монстры, тоже насилуют женщин, для продолжения рода. Повторюсь что после прочтения есть много вопросов.
alex_kr, 12 июля 2008 г.
Жуткая, и в тоже время потрясная вещь. Что мне нравится в книгах Баркера, так это, что он очень редко использует известных и заезженых монстров (вампиры, оборотни, мертвецы и т.д.), а старается придумывать свои... благо дело, фантазии у него на это хватает с лихвой. Особенно впечатлил конец рассказа. Люди оказались в очень жутком положении, тем более что спасти их уже никто не успеет.