Тим Скоренко «Законы прикладной эвтаназии»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Азия (Восточная Азия ) | Европа )
- Время действия: 20 век | 21 век | Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Становление/взросление героя | Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Вторая мировая, Харбин, легендарный отряд 731, где людей заражают чумой и газовой гангреной, высушивают и замораживают. Современная благополучная Москва. Космическая станция высокотехнологичного XXVII века. Разные времена, люди и судьбы. Но вопросы остаются одними и теми же. Может ли убийство быть оправдано высокой целью? Убийство ради научного прорыва? Убийство на благо общества? Убийство… из милосердия? Это не философский трактат — это художественное произведение. Это не реализм — это научная фантастика высшей пробы.
Миром правит ненависть — или всё же миром правит любовь?
Прочтите и узнаете.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 336
Активный словарный запас: низкий (2621 уникальное слово на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 48 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 19%, что гораздо ниже среднего (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Дни Фантастики в Киеве, 2011 // Роман | |
лауреат |
Странник, 2012 // Образ Будущего | |
лауреат |
Серебряная стрела, 2012 // Лучший женский образ образ: Майя | |
лауреат |
Премия «Бегущая по волнам», 2012 // Лучший женский образ в фантастическом произведении - Майя |
Номинации на премии:
номинант |
Интерпресскон, 2012 // Крупная форма (роман) | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 2012 // Крупная форма | |
номинант |
Портал, 2012 // Крупная форма | |
номинант |
Созвездие Аю-Даг, 2012 // Премия "Золотая цепь" |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
drugndrug, 3 апреля 2020 г.
Ознакомился с романом Тима Скоренко «Закон прикладной эвтаназии». Меня соблазнила положительная рецензия Бориса Стругацкого, цитирую: «Давно и с интересом слежу за этим писателем, и ни разу пока он меня не разочаровал. Более того, неоднократно он демонстрировал завидную самобытность, оригинальность, умение показать знакомый вроде бы мир с совершенно неожиданной точки зрения, способность произвести впечатление, «царапнуть душу», заставить задуматься. Так, например, роман его «Сад Иеронима Босха» отличается не только оригинальностью подхода к одному из самых древних мировых трагических сюжетов, – он написан увлекательно и дарит читателю материал для сопереживания настолько шокирующий, что ты ходишь под впечатлением прочитанного не день и не два. Это – работа состоявшегося мастера».
Не знаю, наверное, стоит прочесть «Сад Иеронима Босха», и мне самому удастся оценить автора. Прочитав четверть «Законы прикладной эвтаназии», дальше я просто стал листать страницы и читать небольшими отрывками. Мне это хватило, чтобы полностью усвоить сюжет и авторскую стилистику. Тема занятная: что правит миром? Ненависть или любовь…? Жаль только вот, что интересно эта книга написана, на мой взгляд, в начале. Дальше – середина и конец – может оставить читателя равнодушным. И даже – разочарованным.
Shemsu, 12 февраля 2018 г.
После Сада Иеронима Босха эта книга кажется послабее. Завязка очень интересна. Главная слабость книги – пожалуй, то, что еще с середины становится понятно, чем разрешится основной конфликт, остается лишь вопрос, как именно разрешится. Во всяком случае, стало понятно мне.
Некоторый скепсис вызывает «общество хранителей времени»: ничего о нем рассказывать не буду, вам оно встретится в тексте. При чтении очень большие сомнения вызывает их мотивация.
В остальном же… напишу без спойлеров, очень обтекаемо. Основная идея того, что в прекрасном обществе будущего люди, сами о том не подозревая, попробуют воскресить самые отвратительные практики фашизма (разумеется, ради благой цели) – это очень крутая идея. Она действительно интересна. Она пугает: это противоречие между размеренной жизнью, в которой уже победили все болезни, где технические средства дали самым широким слоям населения жить припеваючи — и того, как они, сами не зная, что творят, пытаются воскресить дьявола, ведь они давным-давно забыли, что это дьявол. Это пугает.
Но, к сожалению, и эта идея «недожата», ее можно было бы показать лучше и фактурнее.
В целом, это хорошая книга. И пара пролог-эпилог – черт возьми, она по-настоящему трогает. Видно, что Тим Скоренко – большой умелец играть на струнах эмоций, но в сюжете – увы, недожал, недодавил.
По 5-бальной шкале я поставил бы крепкую четверку. По 10-бальной – скорее 7.
Buzuka, 21 января 2018 г.
Понравилось, как решительно автор поднимает сложноскользские темы, как лупит в них светом прожекторов, вертит, разбирает, обосновывает. Не понравилось – как роняет на голову рояли и морализаторствует «в лоб». Есть персонажи совершенно живые, а есть странногротескные, в которых не веришь. Одни эпизоды забрасывают в текст рывком, надолго, без надежды вынырнуть, и читатель, забывая дышать, поедает буковки поедом – а другие эпизоды едва ли не вышывривают из истории. Чтобы читатель вдохнул наконец, видимо.
Я не могу понять, «благодаря» или «вопреки» этот роман так цепляет. Наверное, дело в том, что история и проблематика — про живое, насущное, которое каждый день незримо ворочается и вздыхает под боком у всех человеков, и с чем любой из нас может столкнуться да хоть прямо завтра.
И я думаю, что этот роман имеет смысл прочитать... тут должно быть «каждому, кто...», но все мои формулировки оказываются недостаточно ёмкими. Просто — его имеет смысл прочитать.
cadawr, 23 июня 2013 г.
Прочитал запоем и с удовольствием! Импонирует стиль — жестко, безжалостно, честно. Слова и мысли, которые в нашем политкорректном обществе почему-то непринято обсуждать вслух. Кровяку со страниц лить почему-то можно, но вот идейно ее обосновать (ДОСТОЙНО! обосновать) почему-то нельзя. Какой-то внутренний барьер не позволяет. Почему-т стыдно (ой! а что обо мне подумают?!) Тем и ценна книга, в которой автор смело говорит о пограничном. В частности поэтому, несмотря на ряд сюжетных огрехов (о которых уже все сказано), я считаю книгу выдающейся.
Лично мне не хватало экшена. Как-то все очень легко получалось у главных героев, а намечающиеся интриги раскрывались пару страниц спустя, но это ненамного омрачило для меня удовольствие от чтения. Ибо происходящее — лишь фон. Да, обычно иначе: есть Идея, которая образует среду, в которой развивается действо. Здесь же действо — лишь обрамление Идеи. Спасибо автору за честность в аргументации: по полочкам разложены и за и против. И пусть автор финалом обозначает свою точку зрения
но читатель получает полноценную картину для формирования собственной точки зрения на проблему.
Таким образом, перед нами не просто развлекательный текст, как его, к моему удивлению, рассматривают многие. НЕт, это — Литература.
kadim, 29 сентября 2012 г.
Бездарный автор, бездарный роман…
Вроде все инградиенты подобраны замечательно – здесь и биологические эксперименты отряда 731, и нейрохирург – «безликий ангел эвтаназии», и путешествия во времени, и мир будущего … но смешано это все бездарно, с претензией на глубокую мораль, которую автор не «вытянул».
Язык примитивный, сюжет предсказуем, а персонажи… просто плачь — главная героиня настолько «ненастоящая», как кукла Барби без головы, поступки персонажей не логичны, характеров и образов просто нет. Все герои настолько бесцветные и не интересные, как фотографии на передовице газеты «Красный колхозник» 1947 года издания…
А сколько занудных повторов…
Не могу понять, за что этот роман хвалят, и еще даже на какие-то премии номинируют…
Не советую читать… пустая трата времени…
luxett, 8 июля 2012 г.
сразу скажу, что в общем-то книга мне понравилась. прежде всего, прочел что-то новое, а не стандартную штамповку. но книга сырая — очень сырая. слишком много ляпов как стилистических, так и чисто логических (предыдущие комментаторы неоднократно это уже отмечали). признаться очень удивлен весьма некачественной редактурой со стороны СКомма. и не стоит восхищаться тем, что действительно плохо — предположения, что автор якобы специально придерживается «простоватого» стиля в данном случае совершенно несостоятельны. автор явно еще неопытен и не менее явно не особенно утрудил себя правкой и стыковкой уже написанного текста, за это ему большущий минус. «атмосферность» очень низка, описание мест и времен блеклые, герои довольно усредненные. вот к примеру, я так и не смог представить себе, как выглядела главная героиня (хотя очень пытался) — девушка с иллюстраций действительно весьма симпатична, только с описанием в тексте она ничего общего не имеет. не могу представить «очень красивую» девушку с «орлиным с горбинкой носом, жесткими торчащими во все стороны волосами и черными кругами под глазами». как-то не стыкуются понятия автора о красоте с общепринятыми.
теперь по содержанию. идея интересна и относительно оригинальна. но вот подача ее хромает на обе ноги. не увидел я доказательств правоты автора (равно как и главной героини). и это повторение — так же было и с Садом Босха: создавалось впечатление, что автор и сам никак не может определиться: «за красных он или за белых».
мне показались крайне излишними подробнейшие и заковыристейшие описания узкоспециальных моментов — понятно, это попытка придать произведению «научности». но реально в книге много редких медицинских терминов (есть и иные, просто я к медицине самое непосредственное отношение имею и мне это очень видно), которые и врачи-то без справочника не объяснят, но вот особенности больничного быта, работы и психологии врачей поданы совершенно нереалистично. скажу вам честно, в больницах все несколько хуже, чем представляет себе Тим.
и ощущение обмана у меня тоже осталось — слишком много восторженных разговоров в сети (инициированных преимущественно редакторами СКомма) о довольно заурядном произведении. не соответствуют ожидания результату. такое несоответствие всегда субъективно результат ухудшает.
короче — книга неплоха, но больше походит на черновик, над которым уже работали, чем на законченную книгу. Но читать Скоренко еще однозначно буду.
etoneyava, 2 апреля 2012 г.
Сразу скажу: отсылка в тексте романа к Штильмарку — далеко не случайность. И судить роман Скоренко надо исходя из лежащих у нас в заплечном мешке «Наследника из Калькутты», ефремовского «Лезвия бритвы» и многих других замечательных книг, сделавших нас такими, какие мы есть.
Упрощение стиля — тоже приём, и приём, сработавший в данном случае «за», а не «против». Автор вроде бы нарочито абстрагируется от эмоций, сосредотачивается на повествовании. Но — только вроде бы, иначе бы не встретили бы на страницах «Законов» самого автора, вписанного туда акварелью, заботливо, старательно... и совершенно лубочно. Не знаю, как вам, коллеги, а мне совершенно очевидно, что Скоренко — ещё очень юный человек, непосредственный и, да — слегка инфантильный.
Жанр интересен. Это вот — роман-кино, а не то, что пишет Акунин. Сценарий, комикс, как хотите. Это не «большая» литература? Я тоже так думал. До. Теперь мнение поменялось. Авторский талант несомненен. Не шедевр, но многообещающая затравка.
P.S. А рослую девушку с тёмными кругами вокруг глаз я тоже встречал в своей жизни. Может, это и перевесило чашу весов на светлую сторону.
ibn_valid, 2 апреля 2012 г.
А странное ощущение остаётся после прочтения. Нет, не так. Странным было и чувство ПРИ чтении. Вот вроде простой текст, незамысловатый. Почти хроника, да ещё в настоящем времени. И сюжет без изысков, по рецептам приключенческой литературы. Морализаторство тоже — незатейливое. Плохо — хорошо...
Не будем больше словесами сыпать: «Эвтаназия» — совершенно классический подростковый роман. Роман, написанный хорошим человеком, не переболевшим ещё инфантилизмом и самолюбованием.
Перечитывать не стану, я уже не в том возрасте. Но с другими вещами Скоренко познакомлюсь непременно.
Buhrun, 13 марта 2012 г.
Глупая книга, детская книга, дерзкая книга, важная книга.
Дуализм — конек Тима Скоренко.
Писательский его талант велик, но никак не усидит в одном стакане.
Так и хочется разразиться отзывом в зеркальном духе на «Сад Иеронима Босха», но не люблю повторяться.
Автор вырос в моих глазах.
Окреп текстом. Еще более расцвел слогом. Стиль обнажен и сияет.
Очень впечатлила проблематика, харАктерность персонажей, выпуклые, болящие, дерзновенные.
По-прежнему удручает навязчивое морализаторство и рояли-в-кустах.
Крайне восхищает эрудиция автора и острые, кинематографичные повороты сюжета.
Бесит самолюбование главной героини.
Печалит скомканный финал.
Импонирует фигура доктора Морозова.
Хороший текст.
Есть, за что любить и ненавидеть.
За вас, автор!
Под обложкой не «бревно».
burzum13, 16 февраля 2012 г.
Плохо (хотя и лучше чем «Сад»). Сюжет даже не белыми нитками сшит, а белыми канатами. Куча неправдоподобных нелепостей. Нелепое Общество Хранителей, основанное военным преступником — и как интересно его не раскрыли за послевоенные десятилетия — в стране где если и были тайные организации, то только под крылышком у Конторы Глубокого Бурения? Японец из отряда 731 снимает эксперименты на ВИДЕОкамеру; не КИНО, а именно ВИДЕО в 45-ом году (она случайно не FullHD?). Десятки других ляпов. Скомканный и неправдоподобный образ Будущего. Неестественные диалоги. Персонажи словно вырезанные из дрянного упаковочного картона.
Скоренко берется за две сложнейшие темы(эвтаназия и смертельные опыты над людьми), темы за которые далеко не каждый классик осмелится взяться, мешает эти две отдельные темы в одну кучу, а затем пытается решить поставленные вопросы с изяществом пьяного отряда медвежьей кавалерии в лавке фарфоровой посуды. Отдельно стоит упомянуть, что автор не удержался и вставил таки себя любимого в роман. Причем не в крошечном эпизоде (как Хичкок) — не-е-ет тут полновесный персонаж второго плана, смысл появления которого в романе остается для меня загадкой (хотя какая тут загадка: сам своё ЧСВ не потешишь — никто тебе его не потешит).
Можно хвалить роман на конвентах и в интернетах, вручать премии, и в гроб сходя благословлять — сути это не изменит. Былинный Отказ.
skr72, 16 января 2012 г.
и проблематика интересная, и эрудиция авторская налицо, и герои вроде бы неординарные — а вот не зацепило... форма пока не потянула содержания... Но попытка — зачтена!
ash1975, 14 декабря 2011 г.
Книга написана совершенно неряшливо. Эпизодов, где последующие события противоречат предыдущим под десяток. Приведу пример: Накамура впервые на принятии «брёвен» — из машин выходят люди с завязанными глазами. И далее он описывает глаза одной из пленниц. При этом не указывается, что повязки были сняты. Ладно бы это был единичный случай... В эпизоде, когда Варшавский приезжает к дочери после покушения вообще два варианта одного диалога следуют друг за другом. После прочтения возникает мысль, что в набор по ошибке попал черновик текста. Но это уже вина редактуры. Так что «Снежный ком» — 2.
По содержанию. Описания исторических реалий(Харбин и отряд 731, современность) ещё интересны. Но 27-й век совершенно неубедителен. Он ничем не отличается от сегодня, кроме орбитальных лифтов и колоний на других планетах. Так к чему было огород городить?
Ещё в книге есть Идея. Именно с большой буквы) И на её алтарь брошено всё. И достоверность характеров и логика событий. Не состыковки рубились мечом направо и налево. Могущественный покровитель нужен — Общество Хранителей Времени тут как тут, антиматерийная бонба — как раз килограммчик антивещества завалялся на верхней полке. Ну и куда же без ментального поля — читатель не поймёт... А уж как люди за час превращаются из разгильдяев в революционеров-террористов — отдельная песня.
Посему мой вердикт — 5.
Цефтриаксон, 12 декабря 2011 г.
Уже второй роман Скоренко я читаю запоем от первой и до последней страницы. Но после прочтения остаётся ощущение обмана.
Будто вместо леденца съел кусок ароматного мыла. к
Затронув и без того кровоточащие вопросы, автор зачем-то раз за разом разжёвывает доводы приводя их к абсурду. Вводит сонм сущностей в текст — превращая его в балаган на фоне трупов раздувающихся от гангрены.
Иначе говоря — переигрывает. И искренность превращается в экзальтацию провинциального актёра впервые получившего Гамлета в роль.
Так как я не люблю вкус мыла — 4 балла. Но чёрт возьми, этого автора я буду читать дальше. Вдруг проснётся чувство меры.
PS: в качестве домашнего чтения http://militera.lib.ru/memo/other/akiyama_h/index.html
Отдельное и огромное спасибо издательству «Снежный Ком», за распродажу.
dimon1979, 10 декабря 2011 г.
Книги издательства «Снежный ком» до последнего времени проходили мимо меня. Книга Скоренко случайно попала ко мне в руки в одном из книжных магазинов, пролистав и прочитав несколько абзацов, я заинтересовался и решил ее приобрести, чтобы подробнее познакомиться с романом «Законы прикладной эвтаназии».
Книга поделена на три временных периода, весна и лето 1945 года в Харбине, 2010 год Москва и 2617 год планета Земля. Автор хорошо подготовился по теме и подробно знает историю создания и чем занимался известный японский отряд 731, именно военные Поднебесной проводили опыты на живых людях и изучали воздействие смертельных болезней на человека, также ставились эксперименты по обморожению, обезвоживанию, воздействию низкого давления и других экстремальных для человека состояниях. В наше время автор поднимает проблему эвтаназии и на примере одного врача показывает какие моральные препоны стоят на пути тотального применения укола «милосердия». Мир далекого будущего показан ни чем не лучше нашего времени, побеждены многие болезни, человек освоил космос и увеличил продолжительность жизни, но борьба за власть и положение в обществе все еще остаются главными желаниями «сильных мира сего», также льется кровь и убиваются конкуренты и лишние свидетели.
Мне понравилось, как Скоренко строит сюжет своей книги, не забегает вперед и оставляет читателю возможность определить свое отношение к проблемам, которые он затронул в своем романе.
Я планирую продолжить знакомство с книгами этого автора и обязательно прочитаю роман «Сад Иеронима Босха», потому что дискуссия вокруг этой книги меня очень заинтересовала.
Книги этого издательства, также буду отслеживать и обязательно куплю еще несколько уже вышедших произведений.
polukot, 6 ноября 2011 г.
Действие происходит в трёх эпохах: Харбин 1945, Москва 2010 и Земля 27-го века. Харбин — легендарный отряд 731 проводит чудовищные опыты на людях; Москва — профессор медицины подвергает эвтаназии безнадёжно больных; 27-й век — ради борьбы с мировой пандемией министр пробует провести законопроект, разрешающий эвтаназию и опыты на людях.
Можно ли избавлять от мучений безнадёжных, можно ли убивать одних во благо других? И наконец, существует ли зло во благо и необходимое зло? Автор показывает проблемы и... самоустраняется, не давая окончательного ответа.
Написано хорошо. Очень порадовал аспект, связанный с перемещением во времени и анабиозом (нестандартный подход), текст наполнен занимательными и поучительными историями о исторических личностях
И в то же время мир 27-го века совершенное неестественен. Герои говорят о учёных 20-го века, цитируют классику и произведения 21 века, говорят о фильмах и законах... тех же веков... и при этом промежуток между 21 и 27 веком будто вырезан. Ничего там не происходило, никаких учёных не появилось, никаких хороших книг не написали и фильмов не сняли. Разве что солнечную систему колонизировали да анабиозис построили. Непонятно кто. «Не верю!».
И очень мне не нравится приём, когда автор в одном из героев изображает себя. Есть такое и в «Законах прикладной эвтаназии» (и почему-то писатели любят себя убивать в своих же романах ). Я не могу сформулировать, чем именно этот момент мне не по душе, но бесит.
Концовка — отличная. Весь финал хочется другую концовку, а эту совсем не ждешь... но когда она случается, понимаешь, что именно так и должно быть. И никак иначе.