Борис Акунин «Декоратор»
- Жанры/поджанры: Детектив (Классический детектив )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Возраст читателя: Любой
«Декоратор» — шестая книга Бориса Акунина из серии «Приключения Эраста Фандорина».
В Москве происходят неслыханные события — полиция обнаруживает одну за другой женщин с перерезанным горлом. У всех жертв отсутствуют признаки полового насилия, зато извлечены внутренние органы и аккуратно разложены на месте преступления, образуя некую «декорацию», как ее называет сам преступник. На лице или шее каждой убитой красуется кровавый отпечаток поцелуя — почерк лондонского Джека-Потрошителя. Неужели серийный убийца перебрался в Москву? Найти ответ на этот вопрос предстоит, конечно же, чиновнику по особым поручениям Эрасту Петровичу Фандорину.
Время действия — 1889 год. Эрасту Фандорину — 33 года.
Входит в:
— цикл «Джек Потрошитель» > Антологии > антологию «The Big Book of Jack the Ripper», 2016 г. > Mystery, Crime, Suspense - Stories
— цикл «Джек Потрошитель»
— цикл «Приключения Эраста Фандорина» > сборник «Особые поручения», 1999 г.
Номинации на премии:
номинант |
Премия Горького / Premio Gorky, 2010 // Писатели (публикация на итальянском языке) |
- /языки:
- русский (12), английский (4), немецкий (1), итальянский (1)
- /тип:
- книги (15), самиздат (1), аудиокниги (2)
- /перевод:
- Э. Бромфилд (1), М. Галленци (1)
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
AlisterOrm, 19 января 2019 г.
Итак... Акунин решил поиграть на контрастах разных образов. Момус был авантюристом, но, в целом, забавным парнем, не душегубцем окаянным. Талант, актёрское мастерство, блестящий ум...
У нашего «декоратора», он же Джек Потрошитель (не совсем понял, зачем, ну ладно) параметры ТТХ те же самые. Но совсем другое применение. Лёгкие игры в стиле Хулио Хуренито сменились совершенно жуткой тягой к убийству и уродованию, уничтожению плоти. Взгляд декоратора сбит и смазан, он видит в окружающем только уродство, которое стремится, в своём искажённом воображении, исправить и вылечить — привести к совершенству. Врождённое психологическое уродство, тяга к извращению и жестокая каторга сделали своё дело, превратив тайного безумца в опасного и умного линчевателя.
Вот такой вот противник достался на этот раз Эрасту Фандорину и его новоявленному ушастому Уотсону... Должен сказать, что детектив на этот раз вышел весьма неплохой, бойкий и слегка даже запутанный, ибо убийцу разгадать не так просто. Я тоже повёлся, кстати, на ложный след, да и кто бы не повёлся? Ошибки стоили многим людям жизни, однако стоили того. Мир очищен... От чего? От идеалиста, который во имя идеи истреблял других? Да хоть бы так, нам такие благодетели сомнительного качества ни к чему.
Весьма прилично.
AshenLight, 14 февраля 2022 г.
В этом романе Фандорин показал себя настоящим простофилей. Так рьяно взялся за дело, а толку мало. По традиции преступник вершит свои мерзости, а блестящий сыщик следует за ним по пятам, ошибается, спотыкается. Не всегда же Фандорин должен быть в идеальной форме? В этой повести «трэша» выдали читателю по полной программе. Для чего это смакование, я не понял (в других «приключениях» и пытки присутствуют). Видимо, для колорита. Будто идея была показать максимум резни и выдать проникновенную речь психопата. Для чего? Видимо, для проникновения в его психологию.
За изящную словесность, конечно, никак нельзя ставить низких оценок. Если сюжет не очень, так хоть плавное течение речи радует.
Wolf94, 19 сентября 2020 г.
Одного я не выносил – некрасоты, я видел в ней оскорбление Божьего труда, уродство же и вовсе приводило меня в бешенство.
Какое же не постоянное отношение с творчеством Акуинина. Только начинает нравится, как тут же становится скучно, но Декоратор нажал нужный рычаг и я сидела с восторгом. Хм, если подумать, то как-то жутковато звучит, но кого это волнует?)
Декоратор — повесть о Джеке-Потрошителе. В Москве происходят неслыханные события — полиция обнаруживает одну за другой женщин с перерезанным горлом. Отсутствие как таковой схемы у серийника, только Эраст Петрович способен соединить невидимые нити. Правда в этот раз очень сильно помог замечательный Анисий Тюльпанов.
Рассказывать много о повести не хочу, могу сказать одно — замечательный и красочный детектив вышел у Акунина. Единственная моя проблема — это сам Эраст Фандорин. На столько холодна к персонажу, что словами не передать, но в этот раз отличилась его очередная мадама. Капитальное возгорание достигло пика на последних сценах.
Серию не бросаю, ведь и компания удачная. Вместе спотыкаемся, вместе ругаемся)))
lammik, 13 марта 2019 г.
В Москве одно за другим происходят убийства женщин, совершённые со звериной жестокостью, по Первопрестольной начинают ползти чудовищные слухи, кресло генерал-губернатора заметно пошатывается, Эраст Петрович Фандорин начинает свой путь по следу маньяка...
Вторая повесть из «Особых поручений» служит ярким контрастом для первой. Весёлый мошенник Момус и зловещий маньяк Декоратор. По сути в обоих случаях Фандорин решает поступить по справедливости, беря на себя функции правосудия.
Видимо, для придания повести масштаба (всё же маньяк — это не всемирный заговор, не охота за баснословными сокровищами раджи и не убийство знаменитого генерала) Акунин вспоминает о Джеке Потрошителе. Но всё же этот приём выглядит несколько искусственным и притянутым за уши.
При этом автор продолжает убивать своих персонажей.
От повести остаётся ощущение некоего сочинения на заданную тему, мол, напишите как провёл весну 1889 года страшный московский маньяк и как его изловил Фандорин. Автор показывает — могу и про маньяка, извольте прочесть.
mario1205, 24 июля 2015 г.
Борис Акунин
Декоратор
Один из самых драматических романов о Эрасте Фандорине. После яркогои весёлого «Пикового валета» автор погружает нас в мир садиста, маньяка и психопата-Потрошителя. Уже с первых строк читатель понимает- хэппи энда не будет, готический роман таких приёмов не использует.
Москву потрясает убийство гулящей девки Андреичкиной, чудовищное и циничное-блудницу не просто убили, а выпотрошили полностью, создав рядом с телом кошмарный натюрморт из внутренностей и маньяк оставил на жертве визитную карточку-кровавый поцелуй. Чиновник особых поручений, недавно побывавший в Англии и знакомый с тамошней криминальной обстановкой, приходит к выводу: душегуб из Уайтчепела Джек-Потрошитель не исчез, а перебрался в Россию и продолжает свои кошмарные деяния. В ходе расследования и предпринятых действий по поимке преступника Фандорин теряет коллег, друзей, любовь и поддаётся отчаянию.
Тяжёлая книга, нечего сказать. Конечно сюжет притянут за уши, видно очень хотелось Акунину вплести всемирно известного убийцу в Россию XIX века, но сделано это ненатурально и неестественно. Зачем нам такие лавры? В этом плане конечно в сюжете провисание. Самый драматический момент в повести
Когда привыкаешь к персонажу, переживаешь за него, его потеря-как обухом по голове. Жаль Анисия,жаль, а больше всего сочувствуешь Фандорина-ведь Анисий стал для него больше, чем секретарь и помощник, был верным и преданным другом, к которому Э.Петрович относился если не по-отечески, то выступал в роли старшего брата.
Личная жизнь Фандорина обрисована скупо, то даже по этим штрихам можно было понять, что к Ангелине Крашенинииковой колежский советник испытывает искренние и глубокие чувства, неоднократно предлагал узаконить их отношения, но не сложилось, не смогла Гела смириться с тем, что её любимый мужчина совершил самосуд над преступником, хотя прекрасно осознавала-другого решения быть не могло и
За несколько дней устоявшийся и гармоничный мир Фандорина рухнул, вернулся к исходной точке, когда семь лет назад, в 1882 году из Японии в Москву вернулся Эраст с верным Масой. Только на этот раз горечь утраты сильнее...
Линия Декораторат не произвела никакого впечатления, Акунин не смог придумать ничего оригинального и обошёлся литературными штампами о маньяках — самолюбование, нарцисизм, художественность внутреннего мира и прочие маньячные тараканы.
Кстатит позже я был несказанно рад,когда Анисий и Гела вновь появились на страницах «Фандориады»-(«Скарпея Баскаковых», за год до событий «Декоратора»).
ash945, 9 октября 2018 г.
Если честно, про маньяков не люблю ни книг, ни кино. Ну согласитесь, неприятные они люди — маньяки. Да и люди ли... В этой повести нашему Фандорину как раз такой и встретится.
К плюсам несомненно стоит отнести сам детективный сюжет — преступника, ну по крайней мере я, так и не вычислил. Может, конечно, не слишком искушен в области дедукции. :-) Также в несомненные плюсы стоит отнести персонажей (живые, симпатичные и не очень, но отнюдь не схематично набросанные, чем грешат нынче многие) и язык повествования (ну вот нравится мне, как Акунин обращается со словом и языком русским).
Что касается минусов — мрачно, кроваво, с массой ненужных, на мой взгляд, подробностей.
Ну а в целом, вполне достойно получилось.
AlexNewmann, 9 сентября 2017 г.
Фандорин№12. Тут встречаемся с Джеком-потрошителем, который еще и русский, который еще и некоторых персонажей знакомых убивает... В общем, притянута история с Джеком. Сказали б, что имитатор было б лучше. Про «смертельный поцелуй» от Потрошителя впервые слышу. Про его неграмотные письма молчок. Ну да ладно, прочитали и хватит. Сама история интересная, местами драматическая, местами неожиданная
Yunga, 6 ноября 2015 г.
Читала эту повесть давно, но впечатления до сих пор сильные. Ибо в историческом антураже про маньяков — это довольно оригинально. И сюжет держит в напряжении, и за героев переживаешь. Развязка небанальная, что тоже в плюс произведению. Из всей серии про Фандорина это самое симпатичное. Но, оговорюсь сразу, для меня. Не все любят детективы про маньяков, а с описаниями и подробностями тут все в порядке, так что слабонервным и просто не любящим «про кровищу и расчлененку» стоит сначала подумать, насколько они уверены, что хотят такое читать.
miss lemomo, 21 мая 2014 г.
Одна из самых любимых историй про Фандорина — мрачная, практически безысходная, тёмная и очень атмосферная. Талант Акунина — ненавязчиво бросать подозрение читателя то на одного, то на другого действующего персонажа. И при этом дать такую развязку, что понимаешь: а ведь только так и могло было быть. Повесть действительно страшная — той безысходностью, от которой действительно бьет озноб: маньяки среди нас, и это может быть любой из твоих близких…
Sergo2, 10 сентября 2011 г.
Наверное, не зря «Декоратор» соседствует под одной обложкой с «Пиковым валетом». У Момуса и Потрошителя много общих черт. Оба любят и умеют перевоплощатся, оба в своем «деле» достигли поистине профессиональных высот, оба любят свою «работу» и испытывают страсть к доскональному выполнению своих планов. Но вот тут наступает черед сказать о различиях. Момус глубоко порочен на ментальном уровне: законченный эгоист и сластолюбец, самовлюбленный пройдоха, не считающийся с благополучием большинства. Декоратор на ментальном уровне прекрасен: человек с глубокими идеями и возвышенными идеалами, любящий человечество и стремящийся к гармонии. Только теперь смотрим на деяния их рук. От деятельности «порочного» Момуса в душе просыпается желание схватить его и выпороть. От деятельности «праведного» декоратора волосы встают дыбом на животе... Верна молитва Ходжи Насредина: «Избавь меня, аллах, от благодетелей, а от недоброжелателей я сам избавлюсь».
Талант Акунина — ненавязчиво бросать подозрение читателя то на одного, то на другого действующего персонажа. И при єтом дать такую развязку, что понимаешь: а ведь только так и могло было быть. Но повесть действительно страшная. Той безысходностью, от которой действительно бьет озноб: маньяки среди нас. И это может быть любой из твоих близких.
sergej210477, 23 августа 2015 г.
Хороший детектив, но на мой взгляд слишком мрачный. Постоянные описания расчлененки, которые Акунин как будто смакует. Кладбища, морги и эксгумация трупов. И этим наполнено процентов семьдесят романа. Читать это довольно неприятно. А сам сюжет, расследования Фандорина и Тюльпанова, вставки с мироощущением убийцы-маньяка превосходны. На протяжении всей книги остается и интрига. Не так просто с первых страниц определить, кто убийца.
Тяжелое , но интересное произведение.
Yazewa, 25 ноября 2013 г.
Один из наиболее «цепляющих» романов Акунина. Наверное, не столько из-за ужасных убийств и натуралистических описаний жертв, но оттого, что в число жертв попадают уже знакомые и симпатичные читателю персонажи. Автор умело манипулирует читателем, заставляя его вести своё «следствие» в направлении то одного, то другого подозреваемого. Мне, например, удалось угадать убийцу лишь в последней четверти истории, да и то с изрядными сомнениями.
Логика преступника — из серии всяких «парфюмеров» (таково и название). Извращенность понятий и эмоций, — да, безумие, безусловно, но служит ли оно оправданием убийце? С некоторым облегчением читаешь про последний выстрел, хотя и нарушает это привычную уже «правильность» действий Фандорина...
Helleformer, 20 мая 2015 г.
Прочитал когда-то давно, как ни странно по заданию в институте. Хотя я являюсь противником описания маньяков, детализированных убийств и прочих истязаний, книга мне неожиданно понравилась. Детектив, но весьма необычный, необыкновенно глубоко проработана психология маньяка, к тому же отлично воссоздан антураж дореволюционной эпохи. Увлекательно, грамотно, по-своему красиво, разгадка с датировкой могил была неожиданной. Тем не менее это тот редкий случай, когда что-то понравилось, но я это другим не рекомендую. Ибо жесть, пусть и красивая, пусть и литературная.
John_Snow, 6 апреля 2016 г.
А вот эта повесть, в отличии от Пикового валета, не понравилась. Слишком уж мрачная и неприятная для чтения.
Интрига вяловата, я сразу вычислил Джека-потрошителя —
Да и концовка подкачала. Не пойму чем не угодили Акунину Тюльпанов и его полоумная сестра. Да и подруга Фандорина на протяжении всей повести раздражала, а в концовке вообще «убила» меня наповал.
Поэтому такая низкая оценка за данное произведение.
GerD, 25 марта 2009 г.
Одна из самых любимых историй про Фандорина — мрачная, практически безысходная, тёмная и очень атмосферная. В Москве орудует Джек-Потрошитель — женщины гибнут одна за одной, и Фандорину на пару с его новым помощником Тюльпановым предстоит поймать кажущегося неуловимым убийцу.
Главной особенностью текста, выделяющей его из череды историй про Эраста Петровича является то, что наравне с описанием действий детектива и его напарника, в повествование вкраплены выдержки из дневника убийцы. Маньяк пишет необычно, дёргано, по-сумасшедшему: мы можем ознакомиться с его философией, познать то, как мыслит настолько далёкое от всего человеческого существо. Акунину, мастеру стилизации, снова удался ход с подобной полифонией стилей: пожалуй, рассуждения убийцы читаются ничуть не менее увлекательно, чем линия следователей. Следуя общей стилистической канве историй о Джеке, которую привнесла в мир Фандорина мировая культура, история, рассказанная в повести, жестока, беспощадна к главным героям. Опустившаяся на современную Фандорину Москву тьма столь же впечатляет, как и туманные подворотни Лондона. Несомненно, «Декоратор» займёт причитающееся ему место в зале славы историй про самого известного маньяка всех времён. Однако даже если оторваться от одиозной фигуры Джека, можно сделать вывод, что повесть хороша и без этой ссылки: сюжет не раз делает лихой поворот, некоторые события повергают в настоящий шок, а личность преступника мне было установить непросто — интрига закручена отлично.
Пожалуй, немного может разочаровать лишь разгадка: столь масштабная фигура маньяка в финале скукоживается до размеров обычного человека; прямо скажем, попахивающая теорией заговора версия о принце Альберте мне нравилась больше, да и теория женского персонажа выглядит более многообещающе — если мы говорим именно о Джеке (претензий к роману я здесь, естественно, не имею). Хотя, конечно, «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать» — такая позиция тоже может вызвать интерес. Чёрный юмор.