fantlab ru

Джон Ширли «Black Glass: The Lost Cyberpunk Novel»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.00
Оценок:
1
Моя оценка:
-

подробнее

Black Glass: The Lost Cyberpunk Novel

Роман, год



 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Во времена зарождения киберпанка как жанра два видных деятеля и просто (будущих) всемирно известных писателя, Джон Ширли и Уильям Гибсон, уже имевшие опыт сотрудничества в сочинении рассказов, задумали роман «Black Glass» (не исключено, что ещё до публикации «Нейроманта» — в этом тысячелетии, увы, даже непосредственно причастные к тому лица не назовут точной даты!), хотя на основе первичных обсуждений именно Джон значительно расширил задумку и, возможно, приступил к написанию самого текста. Однако, потом оба отвлеклись на другое, и когда много позже Ширли спросил Гибсона, не претендует ли тот на соавторство, тот великодушно подарил замысел «Black Glass» человеку, который уже основательно занялся этой историей, в уме Джона получившей бирку «потерянный (забытый?) киберпанк-роман».

В итоге «Чёрное зеркало» было издано лишь в 2008 году, и сразу напрашивающийся вопрос звучит так: «не устарело ли катастрофически содержание?» либо попросту «стоит ли уделять данному произведению время тем, кто не ярый фан автора?» На оба вопроса я отвечу скорей положительно, но, разумеется, без немаловажных оговорок дело не обойдётся.

Без пяти минут важнейшим акцентом киберпанка для меня является проработка мелких бытовых и житейских деталей, и в этой области роман сразу сообщает читателю о ворохе любопытных изобретений и методик: голографические настольные дымоуловители, выглядящие как симпатичные девушки, собирающие и глотающие дым, потом — «раззумление» (т.е. временное лишение разума, или точней, интеллекта, в оригинале — «UnMinding») как сравнительно лёгкая мера отбывания уголовного наказания, наконец, пластические операции, сравнимые по обыденности с маской для лица либо маникюром, пусть и использующиеся главным образом для удовлетворения тщеславия одного из главных антагонистов книги (для него частые встречи с любовницей, чьё лицо практически неотличимо от его собственного, — отнюдь не специфическое удовольствие!). Чуть ли не звезда всего шоу — технология цифровых подобий личностей (semblants), для которых далеко не предел возможностей — на автомате отвечать на звонки настоящих людей (забегая вперёд, скажу, что без этих подобий невозможны были бы многие злодеяния антагониста-искуственного интеллекта).

Наконец, среди военной техники неплохи «летающие пушки», пускай, ИМХО, им далеко до вызывающих дикий щенячий восторг соплепушки и особенно боевой системы «Разум» из «Лавины» Нила Стивенсона. К слову, упоминаются и Recoil reversal sticks (здешние полицейские дубинки), встречающиеся у Ширли в трилогии «A Song Called Youth».

Что касается описанного здесь мира, персонажей и непосредственно фабулы, именно тут и начинаются те «немаловажные оговорки». США и мимоходом помянутый остальной мир хоть (пока что) не страдают таким ворохом жутких проблем, как в «A Song Called Youth», но уверенно движутся в том же направлении и через какие-то десять-двадцать лет вполне могут обернуться не меньшей антиутопией, чем в упомянутой трилогии: достаточно отметить масштабнейшие картельные сговоры между основными ТНК, неуправляемые штормовые фронты из наноботов, едкой химии и всевозможных отходов и, куда уж в киберпанке без этого, целые города всяческих деклассированных элементов, в первую очередь Rooftown (постройки из неорганических предметов ширпотреба и попросту мусора на каркасе из разрушающихся от старости небоскрёбов), который не станет полнейшей неожиданностью и откровенной невидальщиной для любителей жанра (кивок в сторону трилогии о Мосте Уильяма Гибсона), но обрисован более чем выпукло и не скупясь на яркие мазки. Правда, местные развлечения в виртуальной реальности поражают своей наивностью и примитивом — я с огромным трудом верил, что один из персонажей второго плана именно на это тратит каждый доставшийся ему грош, невзирая на буйный гнев своего «опекуна», крутого полицейского. Хотя нет предела упованиям эскапистов из самых разных эпох...

Действующие лица также специфичны, хватит и слов, что главный герой, бывший коп Ричард Кендл, взявший на себя вину младшего брата и осуждённый на 4 года «раззумления», — далеко не кладезь добродетелей и вызывает умеренные симпатию и сопереживания лишь в сравнении со здешним набором антагонистов (справедливости ради, именно для оправдания этой стороны своей истории автор в предисловии долго проводит параллели между жанрами«киберпанк» и «крутой детектив»/ «нуар»), особенно повадками и характером вышеупомянутого шаржированного нувориша, Терренса Гриста, для которого Кендл становится главным пугалом (ведь тот самый младший брат Ричарда пытался взломать гристовскую фирму, Slakon International, на предмет софтверного ноу-хау). Почему-то фобии и методы Гриста вызывают в памяти лихие 90-е у нас, особенно в эпизоде, когда только освободившегося Ричарда встречают наймиты Терренса, дабы отвести куда-нибудь и хорошенько «допросить», не представляют ли его сведения угрозы для бизнеса и планов Гриста и не собирается ли он мстить за незаслуженный срок, но спасают его представители «чёрной биржи», в меру своих сил противостоящей глобальным картельным сговорам и пытающейся смягчить финансовые условия для простых людей

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(вскоре Кендл-старший примыкает к ним, возглавив их службу безопасности, несмотря на начальное предубеждение, — ведь его спасители и лидеры движения оказались давними знакомыми, многих из которых он когда-то лично отправил за решётку!).

Наконец, сюжет быстро переходит от борьбы Ричарда и Терренса к вырвавшемуся на свободу ИскИну — тайной разработке гристовского служащего, направленной, естественно, почти исключительно на персональное обогащение Гриста и являющейся слитой воедино проекцией личностей и знаний всех главных акционеров фирмы Slakon. Наверняка, «Чёрное зеркало» и не замахивается на лучшее и достовернейшее изложение всей той деятельности, что способен развить предоставленный себе ИскИн (достаточно отметить, что почти всё время он обходится единственным человеком-сообщником!), к тому же в моих глазах то и не была первостепенная сюжетная линия, но, возможно, писателю не помешало бы чуть одёрнуть своё синтетическое творение в его наполеоновских поползновениях и сочинить для него цели поскромней, но полюбопытней: на наших глазах оно разве что умыкнуло львиную долю фондов Slakon цифровым способом

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
да планомерно ликвидировало акционеров — своих «исходников».

Итог: можно уделить «Black Glass» внимание и время, если мучает жажда по свежим произведениям с киберпанковскими темами и эстетикой, но как минимум странно присвоить ему высший приоритет, чем цикл «Муравейник» (она же — «Трилогия киберпространства») + «Трилогия Моста» Уильяма Гибсона, хотя бы избранные книги Пэт Кэдиган, вышеназванный «A Song Called Youth» и прочие знаковые явления в жанре.

Не очень приятно, что на русском нет даже любительских переводов романа, так что заинтересовавшимся потребуется уровень знания языка куда выше среднего, но, я абсолютно уверен, уж лучше избрать «Чёрное зеркало», сравнительно хорошо пережившее эпоху своего зарождения, чем читать в наши дни какую-нибудь сильно устаревшую «Программу» Руди Рюкера лишь из-за того, что последняя выходила на русском.

PS. Название романа «Black Glass» — вовсе не намёк на важный компонент смартфонов и тем более телесериал «Black Mirror», так в повествовании именуется один ночной клуб.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх