Гарри Гаррисон, Том Шиппи «Король и Император»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези | Эпическое фэнтези | Мифологическое )
- Общие характеристики: Приключенческое | Религиозное (Христианство (Католичество ) | Язычество (Скандинавское ) | Ислам ) | Военное
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Европа (Северная Европа | Западная Европа | Южная Европа ))
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Шеф Сигвардссон, король Англии, сумел не только победить грозу Европы — неудержимых викингов, но и заставил их безоговорочно признать его превосходство. Но корона Севера — не конечная цель его жизни. Наследнику богов не пристало упиваться властью, собранной в его руках при помощи могущественных языческих и христианских реликвий. И вот взгляд Шефа, а вслед за тем и его армия устремляются на Юг, туда, где правит несокрушимый Император.
Внимание! Четвёртой части цикла «Император и молот» на самом деле не существует. Это Азбука решила третью книгу «Король и император» разбить на две по каким-то своим соображениям. Первая половина — «Король и император», вторая (ставшая якобы четвёртой в цикле) — «Император и молот».
Входит в:
— цикл «Молот и Крест»
- /языки:
- русский (12), английский (1)
- /тип:
- книги (13)
- /перевод:
- В. Гаврилов (12), А. Попова (2)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ужик, 17 декабря 2021 г.
То, что сюжет выруливает не туда, можно было понять ещё во втором томе. Шеф, Верховный король Севера, занимается прогрессорством и изобретает новые виды оружия ( тут соавторы держат фантазию в узле, ограничиваясь алебардами, катапультами и пр.). Но в финале он отказывается от шанса побороться за мировое господство. И вот третий, заключительный, том. И становится ясно что авторам не о чем писать.
Люди, способные построить катапульту, свободно нанимаются к конкурентам за большее вознаграждение. Секреты и изобретения Шефа беспрепятственно гуляют по миру. В то же время Византия все ещё тщательно охраняет тайну греческого огня и господствует на Средиземном море. Пока Шеф сидит запертым в гавани и опасается «артобстрела» противника.
При этом значительная часть населения безграмотна и не умеет читать. Механическое переписывание книг Шефу очень не нравится.
А науку «двигают» гениальные самоучки в Доме Мудрости, не имея никакой технической базы или фундаментальных знаний в тех или иных науках ...
Знаете какой будет результат? Шеф рано или поздно склеит лыжи, а его наследники разгонят учёных. Тут и прогрессорству конец! Ну потому что на энтузиазме одного мечтателя дивный новый мир не построишь. Гении есть — банально нет школ и образования.
И как раз на примере Свандис очень хорошо видно как смешно выглядят современные знания в 9 веке нашей эры, не подкрепленные «промежуточными» открытиями и научными работами/изобретениями.
А девица:
1. Атеистка. «Бога не существует!» — утверждает Свандис, хотя ее соотечественники считают гром грохотом колесницы Тора. Вот интересно, она тоже считает что гром — это звуковая волна, возникающая в небе при перепаде давления? Она слова такие вообще знает?
2. Феминистка. Любой научный труд можно переиначить в учебник сексологии с рекомендациями относительно прерванного полового акта. И доставлять партнёрше сексуальное удовольствие.
3. Ученица Зигмунда «Наше все» Фрейда. Когда барышня лихо начинает трактовать сны Шефа в ключе психоанализа... Христианские учёные в это время спорят сколько ангелов помещается на конце иглы, попадут ли праведные язычники в рай, или всё-таки чистилище и куда девается душа, когда человек спит.
И эта «буратинка», к слову, отвечает в книге за любовную линию. Я вот даже не знаю, а что по мнению авторов подвигло Свандис, которая вынуждена была оказывать сексуальные услуги за кусок хлеба, крутить бурный роман с Шефом и даже скрасить его не самые лучшие дни? Бешенство матки? Придурь? Авторский произвол? Что именно красивая, довольно молодая, но не переносящая на дух мужиков, дамочка нашла в калеке? Как насчёт, ну я не знаю, привязанности, детей, общих интересов?
Герои этого романа — картонные кружочки без чувств и эмоций, которых писатели двигают по карте мира.
В общем, третий том цикла оказался полной чушью, навевающей мысли о «Коде да Винчи» Дэна Брауна и «Киномании» Рошака.
Полная чушь. Зря потраченное время.
Нескорений, 18 июля 2015 г.
К роману, завершающему трилогию «Путь короля», я приступил с некоторым сожалением от скорого расставания с полюбившимися героями и предвкушением яркого финального аккорда, который достойно завершит историю главного героя и расставит все точки над i. Теперь, закрыв последнюю страницу и поставив томик на отведенное ему место, я могу удовлетворенно вздохнуть и спокойно поразмыслить о том, какое впечатление у меня оставила прочитанная история.
Каждая книга цикла получилась оригинальной, не похожей на предшественниц, в каждой свои достоинства и недостатки, хотя скажу сразу, что достоинств я нашел гораздо больше, чем минусов, и получил от чтения настоящее удовольствие. С первых же глав «Король и император» поражает размахом географических локаций — приближается Рагнарёк и на кону само существование мира. В противостояние языческого Пути с католической Церковью вступает православная Византия, поддерживающая братьев во Христе своим флотом, и исламский полумесяц — Кордовский халифат на стороне которого численное преимущество, фанатизм и мудрость арабских ученых.
После победы над Рагнарссонами и принятия титула Единого короля Англии и Скандинавии Шеф Сигвардссон возвращается на берега Альбиона, сделав своей столицей захолустный Стамфорд. Государство процветает, новые изобретения, рождающиеся под крышей Дома мудрости, сыплются как из рога изобилия, но главный герой неспокоен, видения рисуют картины мрачного будущего, а лучшее лекарство от сплина, как известно — путешествие.
Начало книги выдержано в духе предыдущей части цикла — приключения в открытом море, корабельные сражения с могучим врагом, которому известна тайна греческого огня, благодаря чему православные галеры в ближнем бою просто непобедимы. Про северную стужу можно забыть — авторы разворачивают перед нами картины плодородного Юга. Следуя за авторской фантазией мы перенесемся из английского Стамфорда на острова Средиземного моря — Мальорку, Сицилию, посетим исламскую Кордову и еврейскую Септиманию, раскинувшиеся на испанских землях. В поисках Святого Грааля нам предстоит посетить горную твердыню христианских еретиков Пигпуньенте, а в финале произведения дорога приведет нас в вечный город Рим, где развернется последняя битва, иных декораций просто нельзя желать.
По части изобретений блиставшего в прошлой части кузнеца Удда заменит косой Стеффи, увлеченный опытами с селитрой и разными пиротехническими эффектами, а также неравнодушный к воздухоплаванию, хотя эта стезя приглянулась также катапультеру Квикке. Сам Шеф уже ничего не изобретает, только усваивает знания, полученные в путешествиях, сфера его интересов — оптика, книгопечатание и арифметика. Интересно наблюдать за тем какие события и наблюдения толкают соратников Шефа на открытие нового, для нас эти вещи кажутся простыми и обыденными, но ведь когда-то люди не знали что из себя представляет пар, как можно использовать нефть или каким образом птицам удается летать и не падать.
Помимо уже известных читателю антагонистов и представителей ближнего окружения главного героя, в романе появляются новые персонажи. Ученый глупец Мухатьях, верный соратник императора Бруно Агилульф, греческий адмирал Георгиос, уже упоминавшийся мною изобретатель Стеффи, юный летчик-испытатель Толман, сдержанный и проницательный еврей-переводчик Сулейман, а также вздорная и свободомыслящая Свандис, дочь Ивара Бескостного. Новые действующие лица не выходят за рамки отведенных им по сюжету функций, не вызывают интереса и сопереживания, в качестве исключения можно отметить Толмана и Стеффи, хотя их роли также довольно эпизодичны. Отдельная песня — это женские персонажи, в частности Свандис, потенциал которой мог поставить ее в один ряд с Рыжей Соней Р.И. Говарда, но авторы избрали иной путь — Свандис вызывает скорее ассоциации с Кларой Цеткин и Александрой Коллонтай. Единственный значимый женский персонаж по воле авторов превратился в бездушный рупор навязшего в зубах гуманистического мировоззрения Гаррисона — феминизм, атеизм, фрейдизм подаются без обиняков прямо в лоб — это не может не раздражать при чтении.
Местами роман напоминает творчество Д. Брауна и частично «Мастера и Маргариту» Булгакова. Поиски Святого Грааля, тайное братство Совершенных, еретические Евангелия, авторская трактовка событий произошедших на Голгофе — все это вызывает дополнительный интерес и стимулирует к чтению. Мотив дороги, странствий главного героя постепенно приобретает черты крестного пути по Via Dolorosa, мессианские нотки в судьбе главного героя здесь звучат наиболее явно и четко. Пространные размышления о природе божественного, о сути мировых религий и месте человека в мире выглядят скучновато и не ново, при этом явно тормозят сюжетную динамику.
Батальные сцены следует признать довольно удачными, авторы умело нагнетают напряжение, исход битвы не очевиден до ее окончания, и даже незначительное преимущество может в итоге оказаться решающим. Сражения разворачиваются как на суше так и на море, герои не только атакуют, но и выдерживают осаду, участвуют в стелс-миссии, в личных поединках один на один, короче, любители боевых сцен останутся довольны. Враги действуют умело, подстраивают ловушки, готовят всевозможные хитрости и используют новые, даже неизвестные Шефу машины, так что Единому королю со товарищи придется выложиться на все сто, легких побед не будет.
Как и во второй книге характеры основных персонажей меняются по ходу сюжета. Если владея Копьем Судьбы Шеф становился милосерднее, то после его утраты он постепенно становится все более жестоким и безжалостным не только к врагам, но и к собственному окружению. Ближние платят главному герою той же монетой — лекарь Ханд становится агрессивным, а катапультер Квикка саркастичным, что отмечает сам Шеф. Описания жестоких сцен стали чуть мягче, но отношение авторов к персонажам не изменилось — они калечат и убивают действующих лиц с завидным постоянством.
Подводя итоги, я хочу обобщить все недочеты, которые портят прекрасное впечатление от книги. Первое — общее для всех романов трилогии — стремление превратить фэнтези в исторический роман. Второе — крайне неудачные женские персонажи, бездушно транслирующие авторское мировоззрение. Ну и последнее — пространные философские размышления на тему религии, а также излишне подробные описания экспериментов, испытаний и научных опытов негативно влияют на динамику. В целом же книга просто отличная, если не брать в расчет упомянутые недостатки, это удовольствие в чистом виде. Ближе к финалу я вообще не мог оторваться от чтения, хотя в начале кое-где было чуток скучновато. Рекомендую всем без исключения любителям исторического фэнтези, читателям, которые благосклонно относятся к творчеству Д. Брауна и помимо мистического элемента ценят лихо закрученный сюжет, сильные мужские характеры и общий драматизм.
scafandr, 12 марта 2019 г.
Такое у меня нечасто бывает, но эту книгу я заставлял себя читать. От каждого нового перелистываемого листа я ждал, когда наконец-то появится интрига. А она все не появлялась. Шефа зачем-то понесло на юг, якобы там так много Знаний (именно с большой буквы), что все на целом корабле не поместятся. В результате большая часть книги — это поиск тех самых Знаний и заигрывание с атеизмом.
Читая «Короля и императора» у меня не пропадало чувство, что я читаю о 9-м веке н.э. имени Гаррсиона, который легко вводит в заблуждение верующих людей одним предложением от имени одного из персонажей книги. Шеф снова прекрасно во всем разбирается (на этот раз осилил математику за пару уроков).
А интрига так и не появилась. Не знаю, зачем это все было написано. После очень хорошей второй книги цикла получить такую унылую концовку...
Скучно.
soldatik74, 11 февраля 2017 г.
Худшее завершение трилогии, да и сама трилогия подпорчена именно третьей книгой. Язык повествования на высоком уровне, но сюжет... м-да, мягко сказать не очень. читал только потому что купил. Вообще не люблю произведения где нет положительных героев, да и в этой книге герои совсем размытые, все более подходит на разборки бандитский группировок.Секта Пути под предводительством Шефа(относящегося скептически к книжности мировых религий, но в результате становящимся усердным распространителем ереси в печатном виде),Священная Римская империя, иудеи, еретики жидомассоны, Кордовский халифат, византийцы которые ромеи, короче слоеный пирог. самая большая ложка дегтя испортившая роман окончательно, это попытка автора внести в сюжет якобы потерянное истинное евангелие, оказавшееся средним между камасутрой и пособием «как блудить вдоволь и без последствий». мне показалось что автор долек от христианства как и я от луны, а Евангелие хорошо если держал в руках. Таких бредовых нападок на Христа, я еще не встречал. Есть вещи о чем можно фантазировать, а о чем лучше не стоит. В итоге хотел захватывающую трилогию про викингов, а получил комбикорм.
SarmatUA, 30 марта 2017 г.
Первая половина книги довольно нудная, «знания, знания, знания» как мантра уже изрядно поднадоела. Во второй половине и приключения, и битвы, и интересные рассуждения насчёт религии в целом богах в частности. Окончание конечно, шикарно. Но, по сравнению с первыми двумя, самая слабая книга трилогии, а может это уже и усталость от короля Шефа...
primorec, 23 сентября 2013 г.
Времена бед и войн сменились в Англии годами мира и благополучия. Под рукой королей-соправителей страна процветает: новые механизмы делают жизнь легче, урожаи обильны, люди спокойны, и даже религиозная вражда отошла в прошлое. Только королю Шефу Сигвардсону нет покоя: в мире столько интересного и неизведанного, быть может, пора отправиться в путешествие не за воинской славой, а за Знаниями?
Север нами уже изучен в предыдущем романе. Где мы не были? Юг! Там разворачиваются глобальные события, сталкиваются мировые религии, Восток и Запад сошелся в вечном противостоянии. Туда устремлены помыслы и Короля Севера Шефа и новоявленного Императора Бруно. Первого привела сюда жажда нового и неизведанного, сказочная мечта о свободном полете. Второго ведет жажда власти, желание подчинить всех единой воле, огнем и мечом покарать «неверных».
В книге есть все, что может пожелать душа, соскучившаяся по приключениям. Морской поход по Средиземному морю. Сражения на суше и на море, партизанские рейды в тылу врага и столкновения многотысячных армий. Блуждание в подземном лабиринте в поисках утраченного артефакта — легендарного Грааля. Философские и религиозные диспуты, научные открытия. Чего Ваша душа пожелает? Тайну греческого огня? Первые уроки полетов на дельтапланах? Внедрение в «широкую практику» десятичной системы счисления? А, может, желаете узнать, как возникла печать и массовая пропаганда? Найдете все, плюс к этому еще и мистические видения, и страстные диспуты с богами и пророками.
Т.е. в романе есть все, что угодно. Может, даже слишком много всего. По крайней мере, так оказалось для меня. Прочитав почти взахлеб первые два романа, на этом споткнулась. Если всего так много, то рано или поздно наступает пресыщение. Сражения уже не трогали, мистические видения не увлекали, религиозные и философские споры раздражали своей прямолинейностью, научные изыскания со всеми техническими деталями вызвали лишь скуку, а сюжетные повороты производили впечатление «притянутых за уши». Наверное, надо было сделать большой перерыв между романами и изрядно соскучиться по героям, и тогда все воспринималось бы по-другому.
Но, финал, финал мне понравился. Не благостный, не умиротворяющий, не сентиментальный. Не такой, какой можно было бы ожидать, прочитав все три романа. Немного грустный и мудрый, но фантастический, поскольку природа человеческая вовсе не такова, чтобы всем разом отказываться от власти над душами миллионов. И жаль, что за тысячелетия цивилизации истории отдельных героев и даже целых народов таких финалов не имели. Насколько бы сегодня жилось.. не легче, нет, но, может, спокойней.
yemets, 27 февраля 2014 г.
Отличное завершение трилогии, хорошо, что Г. Гаррисон не стал делать из Шефа после всего, что он перенёс и совершил, этакого живого бога. Концовка наводит на параллели с Булгаковским «Мастером...». Прочёл с удовольствием, поэтому рекомендую! Жаль только, что всё хорошее, как и этот цикл, заканчивается. Наивысший бал.
Paganist, 19 июня 2013 г.
В третьем романе цикла автор вылепил монументальное повествование, в сюжет которой вовлечены все главные европейские геополитические силы того времени: норманны, мусульмане, германцы, византийцы (жаль, славян не было :-)). Масштабность и насыщенность событиям, безусловно, идёт на пользу произведению. На мой вкус, оно интересней первых двух романов, хотя в нём присутствуют всё те же «ошибки», присущие первым двум романам. Но можно сделать скидку на особенность прорисовки сюжета Гаррисоном.
особенно порадовали рассуждения насчёт сущности богов и последняя глава с эпилогом. Думается, в них заключена вся квинтэссенция «пути короля» Шефа.
ponom1, 5 марта 2012 г.
Как ни странно — последняя часть трилогии оказалась самой интересной. :) Редко такое бывает. Первая часть «Молот и крест» была интересной, хотя и, на мой вкус, несколько перенасыщенной видениями и переживаниями героя. Вторая часть, «Крест и король» оказалась скорее квестом по северным землям — последовательностью необязательных приключений. Типичное продолжение ради продолжения. Но вот последняя часть, «Король и император» меня порадовала. :) Множество противоборствующих сил, у каждой из которых свои плюсы, интересный динамичный сюжет, который, к тому же, выглядит логично развивающимся. Хорошая фантастическая идея, изящно проработанная и ненавязчиво представленная читателю. Идея, которая рано или поздно приходит в голову многим хорошим писателям-фантастам (не буду сейчас перечислять примеры). Идея состоит в следующем. Все определяет сознание человека, но не одного, а коллективное. Если мы (все люди в целом) не верим в богов, значит богов нет. Если верим — боги появляются и могут в свою очередь влиять на нас в зависимости от своих сил и умений (определяемых также нашей верой). Боги, достаточно сильные, чтобы осознать свое существование и первопричину всего, заинтересованы прежде всего в одном — чтобы вера в них укреплялась. Только так они, боги, могут выжить в борьбе с богами других религий и стать сильнее.
DeniSky, 24 апреля 2010 г.
Вот и подошла к концу история о Шефе Сигвардсоне, человеке, который сумел пройти путь от треля до северного короля. Заключительная часть трилогии во многом отличается от предыдущих романов. Приключенческая составляющая теперь превалирует над исторической, а от мифологической таинственности и иносказательности видений главного героя не осталось и следа. В большинстве случаев отец Шефа расчетливый бог Риг или хитрый Локи напрямую сообщают ему как нужно поступить.
Бруно став императором и получив власть сильно изменился. Из удалого честного вояки он превратился в коварного расчетливого правителя- параноика, готового предать своих союзников.
Сохранилась интересная идея, белой нитью проходящая через все повествование – интеллект побеждает грубую силу. Успеха Шефу по прежнему удается добиться за счет необычных изобретений.
Нижайший поклон автором за описание морского сражения в самом начале романа. Вроде бы и знаешь, что Скьеф не должен погибнуть, но сердце екнуло, когда греки со своим знаменитым огнем застали врасплох флот главного героя.
Весьма любопытной получилась концовка.
Гриф Рифт, 9 апреля 2010 г.
Последний роман цикла оказался не менее интересным и захватывающим чем предыдущие два романа. В третьем романе происходит последняя завершающая битва между христианством, мусульманством и людьми Пути. На фоне этой битвы продолжается поиск святой христианской реликвии — Грааля императором Бруно. Довольно интересно и увлекательно описаны битвы происходящие на разных местностях. Императору Бруно не смог помочь даже союз с греками и их открытие -греческий огонь. Люди пути по прежнему находятся в поисках новых знаний и ответы на загадки порой оказываются ошеломительными. Истиной оказались слова короля Эдмунда — «В начале было Слово, — сказал он, и слова его падали как крыльчатки ясеня на ветру. — И Слово не было Богом. Слово создали люди. Библия, Заветы, Талмуд, Тора, hadith? Коран, комментарии. Все они созданы людьми. И это люди превратили свои творения в Слово Божье...» Вот она истина, кторую стоит понять и принять многим людям на Земле. И тогда не будет этих бессмысленных войн на почве религиозной распри между народами. Книга местами кажется переполнена диалогами, но только по прочтении понимаешь что именно эти диалоги и были ценны на равне с шикарным описанием местности и происходящего. Это действительно достойное завершение цикла и я рад что всё закончилось именно так, лучше я думаю и придумать нельзя. Каждый выбирает по себе женщину, религию, дорогу... Бог един!! И войну он бы никогда не одобрил, пусть даже если на руках у человека святые реликвии -Копьё и Грааль. Единственное что портит людей это не разносторонность религий, а власть, власть над людьми и это нужно понимать всегда. Последнее противостояние Шефа и Императора — это действительно битва титанов описанная изумительно. Героям, каждому по-своему сопереживаешь до самой последней строчки, и конец эпопеи описанный в книге, не самый плохой. Огромное спасибо автору за минуты истинного удовольствия полных интриг и приключений.:super:
dimon1979, 20 августа 2009 г.
Прекрасное завершение цикла «Путь короля«!.
В третьей книге автор сводит вместе три религии — христианство, мусульманство и людей Пути.Сразу будет понятно, что между ними постоянно будут происходить боевые столкновения с переменным успехом с разных сторон.
Новый император Бруно заключает союз с басилевсом греков против мусульман, которые захватили практически все Средиземноморье.Грекам в то время не было равных на морских просторах и они уничтожают с помощью своего таинственного греческого огня флотилию мусульман.Кстати в этой книге будет раскрыта его тайна.
Автор смешивает в своей книге все существующие на тот момент силы на общей арене воинских действий и у него прекрасно получается показывать, как сражения на море, так и схватки в горах и городах.
Отдельное место занимает розыск императором Святого Грааля и последствия его нахождения для всех участников.Как и раньше огромное внимание уделяется различным религиям и описанию разницы между ними,причем это все делается с не совсем традиционными взглядами на возникновение и значение самой религии.
Книга получилась,лично для меня просто ошеломительной,по своей неодназначности и общей атмосфере.
metroplex, 6 августа 2006 г.
Как куда уносит — к финалу. А финал этот настолько развязывает все загадки, что делается не по себе. Противостояние легионов Императора и изобретательности Шефа — это просто оглушительный аккорд эпопеи.
Gwynnblade, 10 марта 2006 г.
Слушайте, куда нас уносит? Всё ещё интересно, но есть какое-то странное ощущение, что дальше будет только хуже... Читать можно и даже периодически нужно...