Аластер Рейнольдс «Понимание пространства и времени»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Вне Земли (Марс, спутники Марса | Открытый космос )
- Время действия: Очень далёкое будущее | Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт | Последний человек/люди на Земле | Сверхразум | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Ренфру — последний человек. Его ждёт одиночество, разочарование, бессилие. Но что будет, если ему дадут возможность понять пространство и время? Кто откажется познать тайны вселенского масштаба? И как остановиться, если до абсолютной истины остается один лишь шаг? Даже если цена этого шага — смерть.
Входит в:
— антологию «Science Fiction: The Best of the Year, 2006 Edition», 2006 г.
— антологию «Science Fiction: The Very Best of 2005», 2006 г.
— сборник «Zima Blue and Other Stories», 2006 г.
Награды и премии:
лауреат |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2020 // Лучшая повесть / рассказ нерусскоязычного автора |
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
SeverianX, 11 сентября 2023 г.
Данный рассказ я прочитал в сборнике «Медленные пули». Начинается он как своеобразная робинзонада. Ренфру – последний человек, правда не на Земле, а на Марсе. В результате эпидемии все человечество вымерло, и теперь Ренфру ждёт долгое угасание в отчаянии и одиночестве. Неожиданно в его жизнь врывается голограмма одного известного музыканта и советует начать постигать тайны Вселенной по учебникам физики. В результате несчастного случая Ренфру умирает, и его возрождают могущественные инопланетяне. Однако даже смерть не смогла остановить его тягу к знаниям. Используя самые современные технологии во Вселенной, землянин начинает долгий путь к пониманию пространства и времени.
Повесть является своеобразной одой стремлению к познанию. Главный герой просто не может остановиться в этом процессе, усложняясь все больше и больше и теряя свою человеческую природу. Происходит это потому, что человеческий разум просто не в силах вместить подобные знания. Ренфру начинает с современных нам теориям, а затем переходит к более абстрактным понятиям. Поэтому не ждите ответа на сложные вопросы об устройстве Вселенной – все же перед нами научная фантастика, а не философский труд или учебник по квантовой физике.
Не совсем понимаю отсылку на Элтона Джона. Почему именно этого певца автор выбрал в качестве определенного двигателя сюжета? Возможно, Аластеру Рейнольдсу просто нравится его творчество.
Ещё одним моментом, который показался мне странным, было несоответствие времени. Поясню, инопланетяне возрождают на Марсе человечество. Главный герой покидает Марс ради своих исследований, проходят тысячелетия, а на Марсе по сути ничего не меняется.
Итог: Повесть мне однозначно понравилась. Стоит отметить, что поначалу она кажется совсем не тем, чем является по факту, поэтому не стоит бросать чтение в самом начале. Робинзонада довольно быстро превращается в философские размышления о месте человека во Вселенной и понимании им самой сути этого необъятного и непостижимого понятия.
NIKItoS1989, 27 декабря 2023 г.
Отличная история, начинается как робинзонада, даже невольно вспоминаешь Марсианина...
Но Рейнольдс автор масштабный и тут мы видим замысел, не слабее, чем в Доме Солнц, она охватит многие эпохи вперёд!
Это вязкая история погружения в философию и квантовую физику, перерастающая в некое богостроительство!
Сильно, очень захватывающе и глубоко!
Manowar76, 13 июня 2021 г.
Поначалу кажется, что нас ждёт скучный и затянутый сурвайвл-рассказ в духе «Марсианина», только в жанре «последний человек на Земле». Технически, в данном случае, последний марсианский колонист.
Но нет, к счастью, Рейнольдс смог сильно и приятно меня удивить.
Сюжет сделал такой лихой поворот, что я был ошеломлён.
Четыре безымянные части повести я бы назвал Выживание, Контакт, Познание и Возвращение.
Продеритесь через начало и вы получите потрясающую космологическую вещь, гимн познанию.
Одновременно текст зачем-то является оммажем Элтону нашему Джону.
Логически непонятные моменты присутствуют, но общей картины не портят.
Всем, любящим научность и вселенский масштаб.
Наиболее логичный и вероятный претендент на победу в номинации Лучшая зарубежная повесть/рассказ премии «Книга года по версии Фантлаба».
Из зарубежных номинантов осталось только Баошу прочитать.
9(ОТЛИЧНО)
Lilian, 14 июня 2021 г.
Масштабная повесть, которая начинается как хроника будней последнего человека во Вселенной, а заканчивается описанием долгого пути к «пониманию пространства и времени». Начиная с известных научных теорий, история быстро переходит к чему-то более масштабному, не столь конкретному и более образному — но при этом остается в пределах научной фантастики.
По ходу развития сюжета исследуются такие фундаментальные темы как место человека и разумного существа во вселенной, границы познания, поиск истинного понимания и размышление, чем ради него придется пожертвовать. Мне нравится эта масштабность, а также остающийся в итоге вывод о том, что «всё это не просто так». Немного туманный вывод, ну так перед нами научная фантастика, а не философский трактат.
Одновременно это написанная без излишней сложности история с приземлённо-понятными мыслями и стремлениями главного героя. И ещё небольшое посвящение Элтону Джону.
Пожалуй, мне не хватило какого-то ещё более впечатляющего финального поворота, объясняющего самое первое появление белого рояля и музыканта, на нем играющего. Но некоторая толика недосказанности не сильно вредит истории. Тем более, что это история со счастливым концом.
Incnis Mrsi, 31 декабря 2020 г.
Обнаружил неожиданные параллели с повестью Германа Гессе «Фальдум», написанной на 89 лет раньше. Только вместо скрипки тут присутствует рояль (серьёзно, без иронии), а вместо горы… ну, зная Рейнольдса, вы догадаетесь [подсказка: что при превышении массы может совсем основательно э… обрушиться?].