Геннадий Арсентьевич Емельянов «Истины на камне»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое | Философское
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт | Ксенофантастика
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
С детства Логвину было скучно жить в сытом и благополучном обществе Земли. Он читал древние книги и мечтал о приключениях. И вот теперь, в дальней космической экспедиции, он оказывается один на чужой планете. Здесь, в окружении диких племен, вдали от благоустроенной Земли, ему предстоит испытать на прочность свой характер и принципы. Сильны ли они настолько, чтобы показать путь к свету не только ему, но и живущим в страхе туземцам?..
Входит в:
— сборник «Две встречи», 1985 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
igorgag, 24 июля 2023 г.
Об этом авторе узнал из дзен-канала Владимира Ларионова, знатока и пропагандиста фантастики. Книга вышла в начале 80х в Кемеровском издательстве. Публикации в столице не получила. Хотя, наверно, того заслуживала. По уровню, пожалуй, не уступает большинству новинок, печатавшихся в то время в «Библиотеке советской фантастики». Впрочем, не всё так однозначно… Начав чтение, я чуть было тут же его не бросил.
У Владимира Ларионова возникли ассоциации с «Обитаемым островом» Стругацких, однако, на мой взгляд, между этими повестями дистанция огромного размера. И дело даже не в разном статусе авторов. В конце концов статус и определяется качеством работы!
В «Истинах на камне» действие начинается тем, что главного героя (он же рассказчик) по имени Ло (Логвин) высаживают со звездолёта на некую Синюю планету, где не только есть жизнь, но, как вскоре, наш путешественник убеждается, имеются разумные аборигены-гуманоиды. Они находятся на стадии первобытного строя, со своими особенностями, конечно. А именно, это племя изгоев, вытесненных с благоприятного для жизни местообитания на берегу моря и ныне, что называется, влачащих и прозябающих. Ещё и под гнётом адептов примитивного культа…
В общем, наш Ло, как истинный прогрессор, ввязывается в их ситуацию, впрягается помочь…
А теперь о том, почему же хотел книжку бросить. Поначалу вся эта история показалась уж очень фельетонно-хохмаческой. Несерьёзной. Повествование идёт от первого лица и как-то очень уж разухабисто для далёкого потомка из светлого гармоничного будущего. (Вот сейчас подумал, что классик этой темы Иван Ефремов не только недолюбливал юмор в произведениях коллег, но, более того, полагал, что люди коммунистического будущего от склонности юморить избавятся — как от чего-то ненужного и даже вредного.)
Вообще язык повести шибко хорошим, тем более точным, лаконичным я бы не назвал. То и дело попадались велеречиво-небрежные обороты, типа: «... просвистели за моей спиной и в опасной близости… «
И некоторые элементы сюжета в восторг меня не привели. Слишком много разных пришельцев и залётных (из космоса) сущностей для одной Синей планеты. Нет, это не фантастика, ребята, это космическая опера какая-то!
Но что же в ней хорошо? Психология. Отлично выписаны характеры двух, нет, пожалуй, даже трёх туземцев. Главный герой по-своему тоже интересен. Хотя никакой он не человек Эры Кольца, а наш соотечественник из XX века!
Массовая психология общины под влиянием культа тоже показана неплохо, убедительно. Ну и сюжет, при всей сказочности, захватывает, удерживает внимание читателя. Кстати, всё лучшее в нём очень уж напоминает ситуации из нашей действительности, а не какие-нибудь «космические коллизии».
elias68, 16 января 2021 г.
Замечательное произведение.
Казалось бы банальная для научной фантастики история: главный герой-землянин высаживается на неизученную планету(в повести она носит незатейливое название Синяя) и обнаружив там аборигенов, вступает с ними в контакт. Было ведь уже тысячу раз и до(а книга написана в лохматом 1980 году), и после. Но тут совершенно особый случай.
Написать этнофантастику, написать так, чтобы это было убедительно, чтобы читатель поверил, — дело, скажу я вам, наисложнейшее. А уж, облечь сей труд вдобавок во «вкусную» литературную форму, чтоб читатель на одном дыхании проглотил, довольно урча, — вообще нечто выдающееся. Заявляю со всей ответственностью: кемеровский писатель Геннадий Емельянов с этой задачей справился, причем на отлично. Перечитал я практически всю переведенную классику американской фантастики первого ряда. Так вот, мне известен единственный автор, способный создать произведение такого уровня по обоим параметрам, это — Урсула Ле Гуин. И оно понятно, происхождение обязывает — как-никак из семьи антропологов. Это помимо литературного дарования.
А вот, как это Емельянову удалось, для меня загадка. Сколько трудов по антропологии он перелопатил, чтобы создать свой, на другие непохожий и в то же время узнаваемый в своей первобытной своеобычности, мир; — можно только гадать, но то, что немалую часть души своей вложил он в песни, легенды и прочий фольклор, сомнений не вызывает. Есть что-то у его аборигенов и от африканских бушменов, и от коренного населения Австралии — эдакое полупервобытное племя, живущее пусть и не очень сытно, но в тесной гармонии с природой. Во всяком случае до классического рабовладения они еще не додумались. Хотя свой закон у них есть, вернее был, так как оставленные им предыдущими инопланетными посетителями Синей «истины на камне»(явная аллюзия на билейские Скрижали) оказались безвозвратно утраченными. Вот и продолжают бедолаги страдать от дикости и суеверий под гнетом невежественных старейшин, сохранивших в употреблении единственную «истину», заключающуюся в том, что.племя должно их кормить.
Повесть написана образным и сочным, «сибирским» языком, с юмором, но без пошлого зубоскальства, а скорее в слегка ироничном тоне, как это делает Вадим Шефнер в своих «Сказках для умных» и «Лачуге должника», где главные герои так же безалаберны и в то же время(а может благодаря тому) симпатичны. Опять же вся книга проникнута духом гуманизма. Несмотря на то, что персонажи всю дорогу размахивают и кидаются друг в друга копьями, дубинками и прочими предметами в книге явно никого не убивают, от чего она очень сильно выигрывает.
А какие характеры! Главный герой — двадцатишестилетний Логвин(или сокращенно Ло), самый заурядный супермен: рост прилично за два метра, вес — двести килограммов, реакция позволяет перехватывать на лету брошенные в него копья. Надо понимать, на благополучной Земле все по физическим кондициям такие — подросло человечество, развилось. Но вот в чем он необычен, так это в своей любви к приключениям. В смысле — для той благополучной Земли будущего — необычен, чрезмерные возможности разучили человека, превратившегося в тепличное существо, дерзать и идти вперед. Именно поэтому Ло, последний романтик, и высаживается в одиночку на незнакомую планету. Ведь он «всегда хотел настоящего». Кстати возможности свои физические(а точнее малую их толику) он использует всего пару раз на протяжении всего повествования, дешевое суперменство — это не по его части, что тоже подкупает.
А вот, знакомьтесь, Сын Скалы — его названый брат и оруженосец из местных — редкостный пройдоха, речи которого так и просятся быть растащенными на цитаты. Или вот вам еще один колоритный персонаж — вечно побитый правдоруб Червяк Нгу.
А чего стоят переговоры главного героя с корабельным Электронным Мозгом, которого он фамильярно величает Головой и который частенько рад показать «характер».
Собственно в США именно за такие произведения дают «Хьюго», «Небьюлу» и «Локус», причем как правило в комплекте, но у нас, как и раньше, пророков в своем отечестве несть, и потому так мало у этого вневременного шедевра читателей. А жаль, ибо произведение это — очень яркое и запоминающееся, достойное войти в золотой фонд советской/российской фантастики.