Майкл Коннелли «Чёрный лёд»
- Жанры/поджанры: Детектив (Полицейский детектив )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
В рождественскую ночь в номере дешевого мотеля обнаружен труп сержанта Мура, возглавлявшего отдел по борьбе с наркотиками полицейского управления Лос-Анджелеса. Все улики, найденные на месте преступления, указывают на то, что произошло самоубийство. Но опытный детектив Гарри Босх, которому поручено расследование обстоятельств гибели Мура, уверен – сержант умер насильственной смертью. И его убийство – лишь звено в длинной цепи преступлений, тянущейся от Голливудского бульвара Лос-Анджелеса к бандам, контролирующим провоз наркотиков через мексиканскую границу...
Входит в:
— цикл «Гарри Босх»
Награды и премии:
лауреат |
Награда "Мальтийский сокол" / Maltese Falcon Award, 1995 |
Номинации на премии:
номинант |
Премия Дэшила Хэммета / The Dashiell Hammett Award, 1993 |
- /языки:
- русский (6), английский (1)
- /тип:
- книги (6), аудиокниги (1)
- /перевод:
- В. Гришечкин (6)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Nadezda, 3 сентября 2024 г.
Книги-детективы, да еще и в мягкой обложке, бывают разного качества: иногда оторваться от них невозможно, но чаще даже приблизительный сюжет забывается через месяц-другой после прочтения. «Черный лед» Майкла Коннелли о приключениях небезызвестного героя Гарри Босха принадлежит, скорее, ко второй категории. Стандартная книга с ничем не примечательной загадкой, вполне способная скоротать время, но, к сожалению, не зацепить.
Завязка сюжета, основанная на самоубийстве некоего полицейского, сама по себе не является сколько-нибудь оригинальной, что означает для книги необходимость создания увлекательных, необычных обстоятельств вокруг события, чтобы не потерять внимание своего читателя. «Черный лед», отчасти, пытается их создать какой-то странной суетой главного героя вокруг происшествия, однако его действия не приносят существенных открытий, да и сами они, во многом, носят бытовой, а не по-настоящему расследовательский характер. Кроме того, в сюжет вклинивается заглавный «черный лед», а именно линия, связанная с контрабандой наркотиков, что почти автоматически делает историю банальной. Действительно, подобное правонарушение подразумевает наиболее простой мотив – обычное желание заработать деньги, так что становится почти все равно, к какому негодяю приведет Босха данная сюжетная нить. Да, Коннелли связывает эту побочную историю с основной, однако, фокус смещается слишком часто, что книге на пользу не идет.
Помимо, собственно, некоторой примитивности концепции романа, ему вредит и избыточное количество героев второго и даже третьего плана – трудно не утонуть в океане имен и случайных действий, а также не потерять их связь между собой, общую логику событий, чьи отдельные элементы в какой-то момент перестают создавать цельную общую картину происходящего. Подобный подход создания на страницах толпы делает каждого отдельного человека безликим, имеющим лишь имя и самые общие характеристики – за подобными «функциями» следить совсем не увлекательно. По сути, запоминаются лишь несколько персонажей, с которыми Босх в процессе своего расследования худо-бедно взаимодействует, что, впрочем, не позволяет назвать их достойно и интересно прописанными. Что уж там, и сам Босх весьма условен – традиционно трагическая фигура с какой-то проблемой в прошлом, склонная к одиночеству, и, в общем-то, все. Из чего-то, что делает его уникальным – отдельные сомнительные с моральной точки зрения поступки. Часто даже в среднем по увлекательности сюжете главный герой способен заинтересовать читателя, но не здесь: Коннелли совершенно безразличен внутренний мир его Босха, его характер – ему нужен только дотошный детектив.
Любые попытки найти в романе какую-либо идею и мораль в моем случае не были успешными: мотивы главного негодяя оказались описанными слишком примитивно и противоречиво, очень приблизительно и только в финале, так что сделать на этой основе вывод довольно сложно. Что касается общей массы событий, то это просто последовательность загадок, без метафорической надстройки. Возможно, допустимо было бы как-то сопоставить героя и злодея на основе их проблем с отцами, но, увы, из-за появления антагониста строго в конце этот фокус не получается, т.к. какие-либо отношения между этими двумя сложиться не успевают. С учетом замешанности «веществ» в сюжет можно как-то пофантазировать на тему, что само соприкосновение с ними с любой стороны губительно, приводит к непоправимым последствиям, но книга лишена подобного акцента – там все слишком частное, чтобы делать глобальные и мало-мальски объективные общие выводы.
На мой взгляд, «Черный лед» — очень формально написанная книга. В ней как бы все есть – и детективная загадка, и расследование, и объяснение мотивов, и элемент остросюжетности, и поездки по разным местам, и даже сцены с личными отношениями, но все какое-то пресное, обыденное, не цепляющее. Книга не оригинальна, она не отличается ни яркими героями, ни сочным языком. Она вполне подойдет для чтения в отпуске — просто занять мозг — но отдельно ее читать ради нее самой смысла нет.
URRRiy, 16 июля 2021 г.
Длинный, то есть, затянутый полицейский детектив, изумительно балансирующий на грани между «заколебало занудство» и «что -то в этом есть». При этом в книге есть таки интрига, активные приключения, любовные сцены и несчастные детства, как основа выбора героев.
Сюжет к сожалению подпорчен явными аллюзиями автора к труду Реймонда Чандлера, что конечно, может и польстило тщеславию Коннелли встать рядом с грандом, но изрядно поскоблило интригу.
По форме это добросовестный детектив, с наркоторговлей, смертями и расследованиями/преследованиями, коррупцией и карьеризмом, душевными терзаниями и решительными поступками. По факту — настойчивое стремление автора перепрыгнуть упомянутого гения детектива, в связи с чем и избыточное — раза этак в три — пустословие как в описаниях событий, так и в диалогах. Не смог Коннелли остановиться, решил превзойти Чандлера количеством, в результате пострадало качество, и роман превратился в рОман.
В общем, весьма и весьма на любителя, я его слушал, поэтому сумел дотерпеть до конца, но желания читать что-либо этого автора отнюдь не возникло.
karlan, 27 января 2020 г.
Скучный полицейский роман.
Сюжет — вялое расследование убийства благородным героем-полицейским действующим в окружении исключительно негодяев, подлецов и двуличных типов, из которых по мнению автора состоит не только преступный мир, но и управлении полиции в котором работает Ггерой. Начало интересное и можно сказать что затягивает, но потом начинается какой то сценарий фильма «категории Б» с вертолетами, стрельбой, беготней, наркобаронами и неизбежной Мексикой с ее нищебродским колоритом.
Середина книги просто уныла, а в концовке Конолли сделал финт ушами(или он сам решил что его сделал) и выдал такой финал что от логических неувязок начинает просто дымится мозг. Несмотря что это уже вторая книга цикла автор по прежнему не может придать герою индивидуальность несмотря на то что в тексте есть и воспоминания и рефлексия. Что за человек Босх мне осталось не понятно.
Но есть и сильные стороны — простой язык, четкое изложение событий, неплохо описаны локации.
В целом — значительно уступает первой книге цикла и катастрофически хуже чем «Поэт» 1996г., видимо Коннелли в 1993г. только расписывался.
Не могу никому рекомендовать. Мне не понравилось.
4 из 10.
prouste, 2 декабря 2020 г.
Крепко сделанный детектив на стыке между собственно полицейским романом и романом про одинокого сыщика, потому как центральный персонаж именно что волк-одиночка, противостоящий коллегам и руководству прежде всего. Плотно, подробно и не без наворотов сделанный роман содержит изящнные контоминации относительно романа Чандлера «Долгое прощание»( о чем, собственно, прямо упоминается в тексте), но без наскучивших попыток воссоздать юмор Чандлера и его пижонские диалоги. Понравилась уместность и координированность автора — есть и описание рутины и нравов полиции, немного от криминалистики, отсутствует чрезмерное изобилие страстей, взрывов, чудесных спасений героя. Отдельно понравилась история со статистикой участка — узнаваемо.
Не самую высокую оценку вынуждает поставить перенасыщенность жанра, при которой уже занятного крепко сделанного романа без ляпов для катарсиса маловато. Герой традиционный, остальные персонажи в целом без ярких характеристик, второго дна нет, любовные сцены и диалоги с женщинами ( кроме профессиональных тем) традиционно очень плохи ( это и у Лихэйна так, но у него этого мало).