fantlab ru

Роман Сенчин «Елтышевы»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.36
Оценок:
90
Моя оценка:
-

подробнее

Елтышевы

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 17
Аннотация:

Елтышевы — одна из многих российских семей. Глава семейства — милиционер, его жена — библиотекарь, старший сын всё ещё висит на их шее, а младший угодил в колонию — хорошего мало. Но кто из них знал, что будет с ними дальше?

Входит в:

— журнал «Роман-газета, 2010, № 7», 2010 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 177

Активный словарный запас: чуть выше среднего (2984 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 60 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 28%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Русский Букер, 2009 // Русский Букер

номинант
Ясная Поляна, 2009 // XXI век

номинант
Национальный бестселлер, 2010

номинант
Большая книга, 2010

номинант
Русский Букер, 2011 // Букер десятилетия

Похожие произведения:

 

 


Елтышевы
2011 г.
Елтышевы
2013 г.
Елтышевы
2022 г.

Периодика:

Роман-газета, 2010, № 7
2010 г.

Аудиокниги:

Елтышевы
2013 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

К «Елтышевым» я обратился, поскольку переиздание книги немного пиарили как очень важное. Мол, в свое время в 2009 году роман произвел то ли фураж, то ли фужер в литературных кругах, показав критикам из мира розовых пони Настоящую Русскую Деревню. Мне в целом было интересно попробовать Сенчина, поскольку читал об авторе только плохое, при этом его сочинения пачками издаются в РЕШ.

История «Елтышевых» явно создавалась с расчетом на кинопостановку, поскольку на 100% укладывается в стандарты российской фестивальной «чернухи» нулевых вроде «Юрьев день» Серебренникова, «Кремень» Мизгирева, «Счастье мое» Лозницы и так далее вплоть до вершины ада – «Волчка» Сигарева (лучший киноафоризм этого направления роскино – начальные кадры «Счастье мое», где мужика нахрен заливают бетоном). Регулярно в такой «чернухе» герой приезжает из некоего более комфортного и потому, по мнению авторов, менее российское место в Настоящую Россию, которая перемалывает его в фарш. «Юрьев день» тут идеальный пример: была оперная певица – стала безголосая уборщица, ибо нефиг, Русь – территория горя, дикости и смерти.

В «Елтышевых» то же самое: нормально устроенный по жизни милиционер, немного переборщив с игрой в Дахау с настырной продвинутой молодежью, вынужден уволиться, расстаться со служебной квартирой и перевезти семью в страшную глушь, в Настоящую Русскую Деревню, где у родственницы есть ветхая избушка. Год 2001-й, место действия – Сибирь, семья – это жена-библиотекарша и 25-летний старший сын-бездельник (младший немножко сидит в тюрьме). Бывший милиционер берется за строительство нормального дома, но вскоре вся семья попадает на ножи Настоящей России и за несколько лет превращается в, как и положено по лекалам, фарш.

Ужасы Настоящей Русской Деревни, сделавшие плохо в год выхода книги гламурным книголюбам, не тронули в моей душе ни единой струны, и мне непонятно, как они могли кого-то трогать тогда. Российское село рубежа тысячелетий там показано вполне правдиво: примерно к 2001-му в деревнях действительно развалилось все, что осталось от СССР, работы не было вообще никакой, самые активные уехали, а остальные от безделья в основном бухали. Ну да, так и есть. Я в такой Настоящей Русской Деревне проводил все свободное от уроков детство, и там правда ни хрена не было в плане работы, а из занятий были только собственные хозяйства, и в каких-то семьях перевешивала хозяйственность, а в каких-то – бухло.

На что тут раскрывать глаза, мне решительно неясно. Автор усиленно нагоняет мрака, при этом изображает совершенно нормальных, да, упавших в глубокую социально-экономическую яму, да, покалеченных этим падением, да, приспособившихся жить враскоряку по заветам коровы из «Особенностей национальной охоты», но совершенно нормальных людей. Они не работают? Так работы нет в смысле «нет вообще». Они нищие? Так и денег нет вообще. Они бухают? А чем еще заниматься без работы и денег? Из-за всего этого они как-то не очень хорошо выглядят? Ну так поживите в жопе – и удивитесь, как плохо вы станете выглядеть сами.

В этом плане книжка просто порядочная, правдивая, но не суперхит, переворачивающий мир. Из хорошего в ней есть очень ироничное использование автором пейзажей, которые регулярно резко контрастируют с упадком жизни деревенских и рушащейся по воле Сенчина семьи Елтышевых: у людей все не просто плохо, а все хуже и хуже, а природа процветает, стрекочет, щебечет, солнышко, воздух свежий, грибки да ягодки, приезжайте к нам в Сибирь (но не насовсем). Увы, на этом позитив текста и заканчивается, дальше начинаются его недостатки.

«Елтышевы» – это еще одна очень плохо написанная книга. Под «плохо написано» обычно понимают несоответствие текста тем правилам русского литературного языка, которые запомнились оценивающему читателю, но такие вещи на стадии подготовки рукописи к печати вычищаются редакторами и корректорами, и действительно «плохо написанных» в смысле РЛЯ книг почти не бывает, бывают книги с бедным языком либо книги с непонравившимся читателю языком. Я же под «плохо написано» понимаю именно конструирование истории, так что плохо написанная книга – та, где автор плохо думал над тем, что у него в тексте происходит, из-за чего в поведении персонажей и событиях образуются такие большие логические дыры, как будто вы смотрите шестой сезон «Лоста».

Так вот, логики в «Елтышевых» нет, есть попытка сыграть в нечто беккетоподобное или нечто «Господа Головлевы»-подобное, но выходит просто ерунда. Во-первых, с чего бы в 2001 году, когда еще не началась охота на «оборотней в погонах», милиции ополчаться на своего, давно служащего и абсолютно конформного офицера? Там же даже не умер никто! Однако Елтышева не просто лишили должности, а вручили волчий билет, что в городе ни одна силовая структура его больше не возьмет. Так просто не бывает не то что в российской милиции, а вообще в любых правоохранительных органах. При чем дальше мы узнаем, что милиция, бросив Елтышева без копейки, прикрывала его выкрутасы в деревне – зачем тогда выдавливали из города?

Жена-библиотекарша поразила меня прежде всего тем, что она, названная любящей свою тихую работу, вообще не читала книги в деревне. Она просто сидела, тупила, страдала, потом бухала, но найти спасение в родных для нее, по идее, книгах не пыталась. Еще больше я удивился, когда ее местные научили продавать дары природы на рынке, а она принялась мучиться, что ее, интеллигентную женщину, заставляют с торгашами в одном ряду стоять. Вообще-то на дворе 2001 год. Такие муки впору испытывать в 1991-м, но не десятью годами позже, когда уже все успели на рынках постоять в том или ином виде (даже вспоминать не хочу). А тут персонаж как только что из СССР в послеельцинскую РФ хронопортировался.

Чем дальше в текст, тем больше в нем появляется ерунды. Прожженный правоохранитель, перебравшись в село, тут же доверяет деньги подозрительным типам и долго-долго ждет, когда же они наконец отдадут обещанное. Также у него, никогда не имевшего даже дачи, откуда-то появляются знания, как правильно строить дома. Еще в Елтышеве просыпается мистическая сила российского ванпанчмена, он начинает убивать людей одним движением. Иными словами, на печальном, но естественном ландшафте сибирской глубинки Елтышев выступает агентом авторской страсти к фальсификации истории. Вроде, и обычная бытовуха показана, а вроде и чушь какая-то творится: милиционер ведет себя не как милиционер, библиотекарша ведет себя не как библиотекарша, сын там существует, чтобы умножать страдания семьи.

В общем, Роман Сенчин, владея фактурой, не умеет сочинять истории. Читать «Елтышевых» незачем, их высокие оценки – ошибки прошлого. «Чернуха» – не обязательно что-то плохое, но эта книга бесполезна. Часть деревень не пережила те времена, в другой части люди живут до сих пор, кто получше, кто похуже. У меня родственники до сих пор на селе остаются, и ничего. Перечитывать бесполезное, конечно, не буду.

Оценка: 3
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это, конечно, мое личное впечатление, но, по-моему, эта книга — обычная «чернуха», как литературный и кинематографический жанр, так популярный у нас в девяностые и двухтысячные годы.

Все плохо, от слова «совсем». Но, оказывается, что может быть и ещё хуже! Только, и это ещё не конец, будет такой мрак и безнадежность, что и представить себе трудно.

Ужасный мир:

— Место действия — «край географии», оно же — «у черта на куличках».

— Природные условия: весной — грязь, летом — удушливая жара, осенью — дождь и ветер, зимой — жуткий мороз.

— Люди, которые окружают главных героев: сплошные негодяи, воры, подлецы, алкоголики, уголовники, барыги и шлюхи.

— И, наконец, центральные персонажи — семья Елтышевых. О!!! Это — «сливки общества», элита, «семейка Аддамс«!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Психически неуравновешенный глава семейства, угрюмый и злобный. Где-то, садист и убийца. По-своему, сильный и жестокий зверь. Но, в то же время, при возникновении сложных проблем идёт протореннным путем — бухает, вместо того, чтобы действовать.

Его жена. Ну, наверное, она, показалась мне единственным, более-менее, нормальным человеком. Да, приятного в этой женщине мало, но, хоть отвращения она у меня не вызвала.

Идём дальше — старший сын, двадцатипятилетний оболтус, с явной задержкой в развитии, и, по-моему, не совсем дееспособный.

Наконец, младший.

Хороший, способный мальчик. Правда, во время действия романа он находится в местах лишения свободы. Так, ерунда, почти убил человека, с кем не бывает!

Книга ни о чем. Художественное описание помойки. Сюжета нет. Ассоциации — быстро спивающийся и опускающийся человек. Почему бухает? Девяностые годы, слом разных эпох? Нет. Просто, пьет, потому что, нравится.

Почитал я отзывы об этом произведении на разных сайтах: многие пишут, что это — реализм. Суровая правда жизни. Знаковый роман о судьбе российской деревни, о поколении, сломленном «девяностыми». Позволю себе не согласиться: реализмом здесь и не пахнет. Вопрос, конечно, философский, но, как мне кажется, в жизни не бывает так, что все столь однотонно окрашено в черный цвет. Нет худа без добра. Мир разнообразен. Хоть немного светлых моментов, но, они есть всегда. И, без них, реалистичного описания, по-моему, не получилось. Какой-то, коллективный концентрированный депрессивный психоз...

Да, понятно, быт деревенской жизни довольно убог. Но, хоть немного приятных моментов всегда можно найти. Ну, вот, из «деревенской прозы», взять, хоть рассказы В.Шукшина. И в шестидесятые-семидесятые годы жизнь в деревне была не сахар. Но, в зарисовках Шукшина большинство людей добрые и светлые. Даже пьют не в тоске, а с удовольствием. Умирают — с достоинством. Заработав в колхозе вместо денег — «трудодни», не считают себя несчастными.

Впрочем, чего автор хотел, того он и достиг: на редкость унылый, мрачный, грязный и безпросветный роман. Да, обычная «чернуха», очень далёкая от реализма.

Ладно, не буду уподобляться писателю, есть в этой книге и много приятного:

— Очень мне понравился язык романа. Простой, немного сухой, но, лёгкий и приятный. Прямо не хочется отрываться от книги. Здорово написано.

- Интересный детали деревенского быта, описанные со знанием дела.

Книга легко читается за вечер, но, оставляет после себя гадкий привкус. Нет, никаких переживаний за судьбу героев я не испытывал, ничего трагического и драматического я не испытал. «Помер Максим, и — хрен с ним!». Но, зачем читать такие книги, если они не приносят удовольствия?

Впрочем, это — дело вкуса. Но, произведение — сильно на любителя.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Небольшой роман про российскую глубинку начала 2000-х. Депрессивно и безнадёжно, абсолютно в духе Сенчина.

Простая российская семья, волею обстоятельств, вынуждена переехать в деревню. Вроде уехали и недалеко от родного города, но попали в другой мир. Ни работы, ни перспектив, кругом тлен и разруха. Книга о бытие, которое определяет сознание, о незаметных развилках на дороге жизни, о судьбе, которую человек выбирает сам, о мелких камушках малозначительных событий, которые спускают лавину непоправимого.

Беглое ознакомление с биографией автора недвусмысленно говорит о том, что он знает, о чём пишет. Как это ни прискорбно, в книге не чернуха, а печальная правда жизни.

Читая — веришь. Сочувствуешь героям, удивляешься их странным поступкам, даже слегка злишься на них иногда. Для чего читать такие книги? Чтобы оставаться человеком, к чему-то стремиться и хотя бы чуть-чуть пытаться влиять на свою судьбу.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мир многогранен. И Сенчин показал нам одну из его граней. Да настолько пронизывающе реалистично, что и после прочтения остается гнетущее ощущение безысходности. Это чья-то реальность, я ее знаю, видела, проскользнула по ее краю. Она есть, она живет и поныне и властно утвержает себя и свое убожество. И живет она не только за Уралом — она есть в каждом из нас. Не приведи бог, если обстоятельства закрутят так, что мы для себя ее откроем.

Спасибо автору, что напомнил мне о ней в моей нынешней сытой и красивой жизни.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Детальный слепок российской глубинки нулевых годов. Кто любит фильмы Звягинцева, Быкова и остальные, менее качественные, но не менее тяжелые и меланхоличные, тому понравится. Лично я давненько искал что-то похожее в литературе. Реализм сейчас совершенно не в моде (именно сегодняшний реализм, не общепринятая классика), сейчас, наверное заслуженно, хорошо смотрится сюжет с неким фантастическим или мистическим элементом. Ничего плохого, я за. Но от этого ныне редко встречающийся «новый реализм» выглядит еще более ярким.

В центре повествования пожилая семья. Отец — предпенсионный мент, работающий в вытрезвителе и шмонающий алкашей. Мать — библиотекарша с 20-летним стажем. Старший сын — 25-летний лодырь, тело на диване, без каких-либо интересов и стремлений за всю жизнь. Младший сын — 23-летний активный, бойкий, харизматичный... зэк. Сюжетный толчок — позорное увольнение главы семейства с работы и одновременно изгнание Елтышевых из служебной квартиры. Семья принимает единственное возможное решение — переехать в глухую деревню к тётке жены, древней, ветхой бабке. И в такой обстановке с последующей динамикой развивается роман.

Центральная идея — последовательное падение одной конкретной семьи на социальное дно, этап за этапом. Отмечу, что здесь нет той самой «чернухи», о которой любят говорить. «Чернуха» в моем понимании — это явная игра негативными тонами, доходящая до нереалистичности. Здесь такого нет. Хотя куча рецензий и отзывов обещала именно чернуху. Нет, всё реалистично и по-настоящему. Прежде, чем объясню почему, отмечу еще один момент. Книга для романа небольшая, для семейной саги тем более. Главы в ней короткие, и они имеют в принципе схожую меж собой структуру: вначале идет общее описание картины, которой «достигло» семейство на данном этапе, а далее описывается конкретный день или пара дней на важном чекпоинте. Что здесь наиболее интересно, так это порой резкое обрывание сюжета на важном моменте, то есть сам момент произошел, конечно, но о его последствиях, ближайших последующих событиях читателю приходится догадываться, домысливать их. Интересный ход.

Так вот. В чем причина их бед? На мой взгляд, возможная искусственность положения Елтышевых, вернее, того, как они себя в него загнали, аннулируется, если просто понять, что перед нами семья безвольных, слабых людей. Ведь так непросто представить в литературе, в выдуманных мирах, не предприимчивых и сильных персонажей, а слабых духом, аморфных, пустых и не смотрящих вдаль людей. А таких очень много. Поэтичность этого нюанса в том, что мало у кого действительно хватает сил и воли куда-то по-настоящему выбраться, но мечтают об этом все... Сколько раз и жена, и муж надеялись, что вот сейчас всё наладится потихоньку, всего лишь надо сделать это и это... но опять всё шло под откос, снова обстоятельства, помехи, травмы. Забавный момент был, когда Николай Михайлович обижался на сына Артема и не хотел сам строить дом, а когда разговор доходил до этой темы, они на эмоциях говорили друг другу: «Ты хочешь заняться делом? Строй со мной дом! А то тебе ничего не надо.» «Ну давай строить, я согласен.» «Давай.» — и ВСЁ. Понимаете? И снова пустое шатание ежедневного бездействия, омут прокрастинации, болото лени, пустота будущего.

На фоне Елтышевых выгодно выделяется бабка Татьяна, которой уже лет 80. Она сидит на табуретке в углу и смотрит в окно. Никогда не возникает, когда переиначивают ее дом, когда берут инструменты, некоторые запасы, никогда ничего против не скажет. В ее многочасовом взгляде в окно содержится какой-то магический реализм, когда чувствуешь, что человек не здесь, он находится там, в своем прошлом, которое прокручивает, как пластинку. Но при всем при этом бабка совершает самые необходимые и точные манипуляции по дому, у нее всё на своих местах: запасы на зиму всегда есть, ничего не валится, пусть и в такой халупе. Тетка Татьяна, как и все старые бабушки, хочет дожить свой век в доме, поэтому она отказывается ехать в больницу. Она в принципе не хочет умирать, но и не хочет жить, она ждет, когда это всё закончится. Красивый персонаж.

Меня очень заинтересовало описание жизни в деревне, местных нравов, того, как салом лечить больной зуб, того, как бабушки ездят в город на рынок, чтобы продавать собранные на природе плоды. Кажется, вся природа ополчилась против человека, и человек не в выигрышной позиции. А потом сразу же вспоминаешь, как жили наши давние предки. А потом останавливаешь себя мыслью, что сейчас вообще-то 21-й, а не каменный век. И какой смысл бороться, сражаться с тяжелыми условиями? Зачем выживать? И вот по этой причине в наше время происходит отток молодежи из деревни — в районные центры, из районных центров — в центр региона, а оттуда — в Москву и Питер. Хорошо ли, справедливо ли, но факт имеется. В другой же ситуации находится семья Елтышевых: у них нет иного выбора, нет денег на съем жилья в городе. И где-то там, ближе к концу книги, есть диалог Валентины и Николая. Точно не воспроизведу, но суть речи кого-то из них такова: «Но я же как-то держусь...» И в этом «как-то» настолько слышится согнутость плеч, поломанность надежд, тусклость глаз, что хочется выть. Советую прочитать эту книгу. Для разнообразия это самое то. Средняя оценка невелика, почему-то никто не хочет ставить высокий балл, как я понимаю, потому что, якобы, особо не за что, нет ничего примечательного. Да нет, коллеги, это специфика жанра, тоскливого, тяжелого, депрессивного реализма, затянутого черным небом авторских идей.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Большинство почему то восприняло роман как «приговор российской глубинке», хотя на деле, это история одного социального падения, причина которой – бездуховность, моральная деградация.

Семья Елтышевых вовсе не пытается ничего менять, её несёт по течению жизни, а события, описываемые в романе – это вполне закономерный водопад, но несутся они к нему с безразличием, даже не пытаясь что-то изменить. И потому их нисколько не жаль. Герои заняты, в основном, лишь ссорами и беспросветным пьянством, обвиняя во всем соседей, жизнь, все и вся. При этом ведут они себя непонятно – продавать ягоды на рынке – стыдно, а барыжить водярой на всю деревню – нет.

Тут открывается главный недостаток книги – её линейность, выдаваемая за «фатализм суровой жизни». Притянутые обстоятельства, странные персонажи и дурацкие совпадения.

Ну не верю я, что отец-мент, занимающий притом «блатную» должность, не устроил туда своего сына после армии. Не верю в то, что за многие годы он не переоформил квартиру на себя. Что его, капитана милиции, просто так выкинули с работы. Что его сын – полное бревно, который за 25 лет вообще ни в чем себя не проявил. Слишком много условностей, которые переводят повествование с плоскости социальной драмы в плоскость «история конченных дебилов».

И весь антураж книги – серая деревня, пропитанная безысходностью и бухлом – просто притянутые автором декорации, ибо он нарочно показывает нам все и только плохое. Место действия – таежная деревня, но автор не описывает природу, он отмечает лишь назойливую мошкару. Он не ищет в деревне нормальных жителей, и не пытается развивать нормальных персонажей (вроде бабки) – он специально акцентируется на алкашах и гопниках.

Да, в деревнях не читают Шекспира, и люди там, как правило, крайне ограничены, и часто глупы. Но тем не менее, большинство живёт обычной жизнью, без каких то там трешовых поножовщин и палёнки. Где все эти люди? И не смешите про брошенный после пожара дом культуры. Не, ну посыл автора понятен – «БЕЗЫСХОДНОСТЬ АЗАЗАЗАЗА» и возможно даже «РАШКА-КАКАШКА», но кто жил в деревнях, тот знает, что даже в самой захолустной, своим ДК гордятся, и где они построены – там всегда будут выделяться деньги на ремонт. Под конец халтура крепчает. Непонятно зачем, кто-то убивает второго сына, мать «случайно встречает» внука у детского сада, что вызывает уже не критику, а скорее «да отвяжись ты уже» в адрес автора. История закончилась, ну и хрен с ней. Хочется лишь выкинуть из головы всех этих моральных уродов.

Говоря о плюсах, можно отметить экспрессию, в виде этакой компиляции социального негатива, но это даже не плюс, а скорее то, что выделает книгу. Ибо в ней нет смысла, она не заставляет сопереживать или задуматься. Автор нарочно собирает «два мешка» экскрементов и тычет им в лицо читателю. Проще говоря, типичная чернуха.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

О жизни в деревне сама знаю не понаслышке. Автор достоверно, без прикрас, описывает жизнь в умирающей деревне. Здесь упрекнуть не в чем.

И все-таки я по-другому представляла главу семьи — что это будет жесткий, требовательный, властный человек, крепко держащий узды правления в своей семье, диктующий правила поведения и уверенно удерживающий семью от нищеты. Или что-то наподобие Журбиных.

Книгу, конечно, я прочитала за вечер, не смогла отложить ее, хотелось дочитать, и до последнего надеялась на благополучный финал. Увы, тоска и беспросветность — вот какие эмоции будут сопровождать вас, и ни одной позитивной нотки.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга так часто появлялась во всевозможных списках «к прочтению», что все-таки заставила себя прочесть. Обещали, что столкнусь с беспросветной тьмой и серостью. Что ж, если тут и есть серость, то она заключена в авторском стиле изложения — Сенчин просто перебирает перед читателем события, каждое из которых все хуже и хуже. Благодаря этой газетной сухости, после прочтения книга не оставила никаких особенных чувств, ни отчаяния, ни безысходности, разве что какую-то недосказанность.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всё плохо. Нет, простите, всё ещё хуже. Ах, вы посмели увидеть какую-то надежду или хотя бы мораль? Хрен вам, будет ещё хуже. Сенчин не оставляет и так несчастным, глупым, пустым, неудачливым героям вообще никакой дороги — всё может быть только хуже, и ещё хуже, и ещё хуже. Сложно понять, зачем нужна такая книга. Мы знаем, что всё плохо, спасибо. Мы бывали в деревне, и мы понимаем, что безысходность во многом определяется сознанием, а не окружающей реальность, и что сознание, втоптанное в грязь, не способно из неё выползти. Поэтому всё будет ещё хуже. А смысла нет.

Оценка: 3
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман очень хорош. Жесткий, но без излишнего натурализма и чернухи, безысходный, но не давящий на жалость. По духу и настроению напоминает перехваленный «Похороните меня за плинтусом» Санаева. Но уровнем выше. Как по писательскому мастерству, по глубине, так и почти нарочито-подчеркнутой отстраненностью автора, в отличие от Санаева он не пытается выжать слезу описанием вещей, которые заведомо вызывают отторжение. Ни одного мало-мальски положительного или симпатичного героя в книге нет: отец семьи — Николай Елтышев, с позором выгнанный из милиции, его жена — библиотекарша Валентина, и двое их сыновей — безучастный и никчемный Артем и мелькнувший на пару страниц зек Денис. Но они все являются лишь производными, а основной функцией является российская глубинка: 50 км по бездорожью от райцентра, без больницы, с одним участковым, повальным пьянством и отсутствием какой-либо работы.

Именно глубинка и описывается в романе — как эта безысходность превращает и так не очень-то светлых и добрых, но не безнадежных, людей, в бездушных скотов. И нет ответа на вопрос: «кто виноват?» — и все вместе и никто персонально. Просто здесь по другому не выходит — или ты сбрасываешь с себя эту местность и удираешь куда подальше, в надежде жить как человек, или она подминает тебя под себя и ты становишься таким же как местные. И как обычно нет ни вопросов ни ответов — только горечь и безысходность от того, что все это рядом с нами.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх