Валентин Пикуль «Пером и шпагой»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ) | Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Спецслужбы
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Шарль де Бомон, шевалье де Еон прожил прожил на свете 82 года, причём 34 из них его считали женщиной. Этот роман — история его жизни и это была жизнь воистину великого дипломата и шпиона, фехтовальщика и интригана, писателя и воина.
Вместе с тем роман посвящён важному историческому периоду в истории Европы — Семилетней войне, в которой русские войска в блеске славы в первый раз взяли Берлин.
Входит в:
— сборник «Пером и шпагой», 1972 г.
Экранизации:
— «Пером и шпагой» 2008, Россия, реж: Евгений Иванов
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Евгений Борисов, 18 июня 2013 г.
Начну с вердикта: роман — не понравился. Начал читать, потому что хотелось почитать какой-нибудь интересный, более-менее достоверный исторический роман. Так вот это — не исторический роман. В лучшем случае, это «произведение по мотивам» реальной истории. Текст романа просто-таки полнится разными историческими байками, анекдотами и домыслами автора. Да и с персонажами он обходится чересчур уж вольно.
При всем при том в романе наблюдается колоссальная передозировка патриотизма, он просто-таки намазан на роман сверху на всем протяжении. Это вполне «государственно», особенно сегодня, да. Но более-менее здравомыслящего читателя (к которым нескромно отношу себя и я) это сначала раздражает, потом вызывает недоверие к автору, а впоследствии и отталкивает. Ну нельзя в истории хоть что-то покрасить полностью в черный или белый цвет, нет в ней абсолюта. Здесь же все в классической теме «наши против немцев». Наши — хорошие, немцы — плохие. Причем все, все полностью, до последнего солдата! Наверное, тех кто не хочет грабить мирных жителей, Фридрих и в армию-то не брал...
Иностранные солдаты, чиновники, военачальники — и союзники тоже — все плохи, все строят козни, все просыпаются утром с мыслью как бы еще пограбить/обмануть/использовать Россию. Да полноте! Многие — может быть, но в романе этим заняты все! Напротив, русский солдат стоек, любит местное население, поддерживает вторжение в пределы Пруссии, обожает генерала-батюшку и не сдается до конца, хотя и сражается за малопонятные ему геополитические интересы антипрусского альянса. Кстати, на том что Россия первой перешла границы Пруссии, в романе как-то внимание совершенно не заостряется. Если же и есть плохой генерал или канцлер на стороне русских, то это просто единичный, отдельный случай, и притом он куплен на корню иностранными агентами.
Как все это современно и свежо в контексте текущего момента, вы не находите?..
Еще зачем-то по роману разбросаны эти постоянные аналогии со Второй Мировой войной, с Гитлером. Автор ищет связи и сходства даже там, где их явно нет... Возможно, это связано с тем что роман создавался после войны и те события были еще свежи, но сейчас этот прием автора не вызвал у меня особого понимания.
При всех названных минусах, конечно, можно было бы сказать что этот роман — для юношества, для воспитания интереса к истории и развития юного характера. Но если так, то почему в романе встречаются словечки вроде «дерьмо», «шлюха», «жрать»? К чему это? Стилистически их использование совершенно неоправдано! Излишне говорить, конечно, что «шлюхи» — это жены исключительно иностранных чиновников, а «жрут» исключительно иностранные солдаты...
После того как в романе оканчивается Семилетняя война, становится окончательно скучно читать. Масштаб событий уменьшается на порядки. Затянутое исследование вопроса о главном герое «мужчина-женщина» у меня никакого интереса не вызвало. В финале же романа автор касается вопроса о фальшивом «завещании Петра» и о том, что им все еще руководствуются западные политики (по автору, они сидят в здании ООН), ведущие Холодную войну против советского государства. Мы еще раз слышим патриотический клич «все против нас».
Не понравилось мне это все, уж извините.
strannik102, 4 марта 2019 г.
Покойница никогда и не была женщиной…
Хотя в аннотации нас готовят к тому, что главным героем романа будет некий французистый мусью со страстью переодеваться в дамское и тырить всякие дипломатические секреты, на самом деле доля присутствия де Еона в романе не такая уж и большая. А в гораздо большей степени в романе живёт Елизавета Петровна, самодержица российская — она в первую очередь. Ну и всякий прочий околотронный люд времён её правления, а также англо-французские и прусско-австрийские коллеги русской императрицы — короли и королевишны — и их придворные.
И потому для меня этот роман стал книгой не о похождениях кавалера де Еона, а о десятилетии российской действительности, последовавшем сразу после кончины Анны Иоановны и свержения малолетнего Иоанна. Т.е. по хронологической шкале этот роман следует буквально сразу за книгой «Слово и дело». Кстати, у меня чтение двухтомника «Слово и дело» как раз предшествовало роману «Пером и шпагой», так что получился некий эффект одного сквозного длиннющего романа-эпопеи. Думаю, что если взять другие книги Пикуля, соседствующие по временным периодам, то такой эффект будет ещё более заметен и выразителен. Эх, и чего эта мысль раньше в голову не пришла :-(
Конечно, изучать историю России, равно как и историю других европейских держав или же всей Европы в целом по книгам Пикуля, было бы серьёзной методологической ошибкой. Потому что как ни крути, но мы имеем дело, прежде всего, с художественной литературой. А значит автор волен так или иначе трансформировать исторические сведения — не грубо изменять их по своей воле и паче того по прихоти, но просто какие-то события пропускать мимо своего авторского внимания, а другие акцентировано выпячивать. Собственно говоря, таких тенденций не избежали, наверное, и любые учебники истории — то партийно-идеологический подход должен был быть, то классовый взгляд на историю, то авторское видение общественно-исторических процессов превалировало, то какой-то коллектив авторов получал государственную поддержку (и соответственно финансовую), то ещё какая-нибудь потная спираль образовывалась…
Тем не менее, чтение книг Пикуля — хоть его романов, хоть исторических миниатюр — всё-таки для любителя истории было бы небесполезно. Хотя бы потому, что Пикуль — великолепный популяризатор этой науки. А пробуждение интереса у читателя (и у вероятного будущего историка) — одна из важнейших задач писателя. И кажется мне (и просто уверен, что не только мне), что Пикуль с этой задачей справился. Иначе его романы не читали бы и сейчас, когда многое изменилось и в исторической литературе, и в предмете «История».
Конечно Пикуль в этом своём романе пристрастен. Пристрастен по отношению к своей родине, к России. Но… можно ли упрекать в нормальном здоровом патриотизме писателя Пикуля? Ведь одно дело, если бы он всячески поносил другие державы (такой распространённый способ задрать вверх значимость своего отношения к стране или к человеку — опускаешь оппонента, и ты сразу весь такой белый и пушистый…). Однако у Пикуля как раз такой дерьмополивательной тенденции я не вижу. Да, наши — всегда разведчики, а ихние — всегда шпионы. Однако не более того…
В общем, чего это я… Нравится мне автор, вот и всё :-)
URRRiy, 22 февраля 2020 г.
Великолепный роман, в детстве меня вообще поразил своими описаниями битв и исторических личностей, а точнее — уровнем продажности этих личностей. Поэтому к сообщениям о коррупции в органах современной российской власти я отношусь без удивления. Это система потомственного профессионального паразитирования на народе, называемая государственной службой.
Но вот сражения: Гросс-егерсдорф, Цорндорф, Кунерсдорф, занятие Берлина — это просто феерия. Отличное чтение для детско-юношеского возраста. Конечно во взрослом возрасте это уже избыточно лёгкое чтение.
Что касается шевалье де Еона, то на меня его похождения впечатления не произвели, а обычай переодеваться в женщину, мягко говоря, симпатии не вызвал. Тем не менее, написано складно.
В общем рекомендую для подрастающего поколения.
Пушок, 4 мая 2017 г.
Хороший историко-авантюрный роман для юношества. Увлекательный, про интриги спецслужб и войны Галантного (а ещё — Просвещения) века.
Подчеркну, что эта книга именно что для юношества. Потому что у «Пером и шпагой» нет монументальности «Фаворита» и «Слова и дела», нет огненной страсти «Крейсеров» и «Баязета»... Но при этом это вполне достойная для своей ниши книга. Обзор событий Семилетней войны, а также периода после неё, вплоть до начала французской революции, дан вполне неплохо. А вот дальше уже можно читать Манфреда и Тарле, а потом и мемуары героев тех былых времён дойти...
Насчёт якобы переизбытка патриотизма. Простите, но кашу маслом, то бишь патриотизмом исторический роман не испортить. А шовинизма у Пикуля нет. ну и потом, простите великодушно, книга писалась для юных граждан нашего с Вами Отечества. так что всё вполне логично. (и сравните эту книгу с тем же «Слово и дело»- там всё гораздо более жёстко) Как имело и имеет место быть и тысячелетнее почти геополитическое противостояние между Россией (усугублённое потом и тем, что именно Русь де факто стала наследницей Византии) и Западом. Много чего между нами было за долгие века. Но тот же Арнольд Тойнби в своих книгах как-то мудро подметил что Россия гораздо чаще становилась жертвой агрессии с Запада, чем нападала сама. а если и приходили русские солдаты в Европу — то обычно по просьбе местных участников какого-либо конфликта. Как, собственно, и произошло в Семилетнюю войну. Войну, по большому счёту России совершенно не нужной. Войну, в которой русские солдаты и офицеры обрели громкую славу и уважение от сильного противника — Фридриха Великого. и обошлось это нашей стране в большие деньги и немалую кровь... О тогдашних перипетиях европейской и российской политики книга Пикуля рассказывает довольно неплохо. Семилетняя война показана не только на европейском ТВД, но и в Северной Америке. Герои — в меру увлекательные.
из минусов можно отметить традиционную для Пикуля лёгкую германофобию, а также излишнее, порою, очернение Франции периода «старого режима». а ещё остаётся с грустью согласиться со словами о том, что лучшие страницы данной книги — те, что посвящены именно что Семилетней войне.
но в общем и целом — прочтения достойно.
roypchel, 13 декабря 2016 г.
Перед нами целый шпионский роман, где шпионом выступает французский подданный Шевалье д'Эон, также известный как Шарль де Бомон, известный тем, что первую половину своей жизни провел как мужчина, а вторую как женщина. Доподлинно известно, что герой был дворянином и в молодости был завербован тайной сетью французских дипломатов «Королевский секрет». Как гласит роман Валентина Саввича, первым поручением молодого д'Эона была поездка в Россию в 1755 году, где войдя в доверие ко двору, должен был расстроить русско-австрийский альянс и подать руку дружбы Франции.