Сергей Клочков «Фреон»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Постапокалиптика )
- Общие характеристики: Приключенческое | На основе игровой вселенной
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Европа (Восточная Европа ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Артефакты
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Хмурый и вечно замкнутый сталкер-одиночка Фреон узнаёт ужасную весть о том, что Лунь со своим стажёром Хип погибли при неизвестных обстоятельствах. После этой новости жизнь сталкера сильно меняется. Да к тому же правительство решает изменить уже устоявшийся уклад в Зоне. Среди всей этой неопределённости барыга Хорь нанимает Фреона для особого задания. Немолодому хмурому сталкеру компанию составят бывший врач, а ныне оптимистичный свободовец Фельдшер и молодой, успевший наворотить немало плохих дел, сталкер Ересь. Эту троицу ждут увлекательные приключения. Ещё долго сталкеры будут вспоминать Фреона, Фельдшера и Филосова. Никто не вечен в мире, все уйдет, Но вечно имя доброе живет...
Книга является непрямым продолжением романа «Лунь».
Входит в:
— цикл «S.T.A.L.K.E.R.» > цикл «Лунь»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 298
Активный словарный запас: чуть выше среднего (2952 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 67 знаков, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 38%, что близко к среднему (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Bouquin, 5 декабря 2022 г.
Первую книгу «Лунь» я читал ещё в бородатые годы, когда книги сталкер только появлялись в широких массах. Тогда она мне понравилась, и спустя годы я иногда вспоминал о ней, но так и не брался за продолжение. И вот перебирая очередные книги серий «STALKER» данный роман попался на глаза, и я спросил себя: «Почему бы и нет?». Со «STALKER»ом я решил завязать в скором времени, и осталось прочитать лишь некоторые «избранные» книги, которые постоянно отлаживал на потом.
Главным героем книги стал сталкер «Фреон», он уже фигурировал в первой книге Клочкова «Лунь», но лишь мельком. Следуя за Фреоном мы узнаём о том, что сталкер Лунь вместе со своей напарницей Хип, сгинул где-то в Тёмной долине, при странных обстоятельствах. По ходу сюжета эта тема раскрывается. Как и раскрывается сам Фреон. Данный роман один из лучших в сталкерских сериях, который смог как следует поработать с персонажами, а в особенности с главным героем. По сюжету Фреон встречает сталкера Ересь, он же Философ, того самого паренька, которого Лунь должен был вывести из Зоны. Вместе с Ересью Фреон работает на учёных и участвует в одной авантюре, а именно образование магазина в Деревне новичков. Можно сказать, того самого бункера Сидоровича, или же уже новое поколение торговца в данной локации. Главной задачей для сталкеров становится цель: найти выход за Периметр через подземные ходы-лаборатории, так как весь периметр отныне закрыт наглухо военными, которые хотят искоренить сталкерскую заразу. И судя по тому, что в Зоне негласно началась битва за еду, у военных миссия идёт по плану.
Сюжет в романе не сильно выделяется, во второй половине книги мы то и дело наблюдаем метание сталкеров из стороны в сторону. Но как я уже сказал вскользь выше, самое интересное в романе это то, как автор работает со своими героями. Персонажи действительно выглядят живыми, в них веришь, и по ходу книги они развиваются. Так же понравилось, как представлена сама Зона и тот как герои с ней взаимодействуют, особенно то, как использованы артефакты. Казалось бы, один из главных элементов сталкерских книг, но не в каждой книге этому уделено должное внимание. Где-то ближе к концу, по моему мнению, роман знатно просел, хотелось прерваться и сделать большой перерыв в чтении, но концовка просто смела всё. Конец романа стал неожиданным, жёстким, и главное конец книги подарил нам задел на продолжение.
Хочу сказать, что данная книга стоит в списке лучших в сериях «STALKER», для меня. И, возможно, главное для многих это то, что она легко читается и воспринимается отдельно от предыдущей. Определённо рекомендую поклонникам сталкерского мира. Что же до меня, я буду готовиться читать продолжение, уже записал его себе в планы на ближайшее время.
Bassman2003, 4 ноября 2021 г.
После «Луня» я решил через 4 месяца прочитать «Фреона». Как бы не пытался полюбить первую, никак не получается, а вот продолжение, а точнее СПИН-ОФФ, получился реально душевным.
Присутствуют все старые и новые герои. Авторский язык и манера повествования всё те же, что радует. Больше всего понравились герои группы 3 ЭФ (Фреон, Философ и Фельдшер), за приключениями которых была интересно наблюдать. Стало поменьше нытья героев на Зону, но проблемы прошлой книги частично или в меньшей степени перешли и сюда. В Зоне стало всё ещё хуже.
В общем, книга, которая заставила меня пересмотреть моё отношение к творчеству Клочкова. Надеюсь на такую же успешность в «Дар Монолита»
Рекомендую.
библиотекарь, 20 декабря 2020 г.
Удивлён отзывами на «Фантлабе». Когда-то давно, лет 7 назад, я тоже прочел первую книгу цикла «Лунь», и помню — она мне понравилась. Не сказать что она прямо показалась мне лучшей в серии (лучший автор, пишущий в данной вселенной, это безусловно Ежи Тумановский), но добротный такой середнячок, без лютого треша и мусора как например Зорич, Слюсаренко, и какой — нибудь совсем конченый Силов.
«Фреон» слабый роман, в основе которого лежит абсолютно негероический конфликт — необходимо найти тайный проход за Периметр, что бы барыга Хорь мог продавать артефакты и получать провизию с оружием и боеприпасами. Помимо самого Фреона в процессе с ним участвуют ещё два горемыки: недалекий и неумный Ересь (он же Философ) и идеалист Фельдшер из клана «свобода». Все персонажи откровенно раздражают и бесят. Фреон своей бесконечной пустой рефлексией по любому поводу, Ересь не в тему агрессивен, Фельдшер в розовых очках и манерой общаться «мэн» и тп. Весь роман все трое через каждые десять страниц вспоминают Луня и Хип (героев первой книги) — у каждого из персонажей какая — то неизжитая травма перед ними. Через пару упоминаний это начинает сильно утомлять и раздражать.
Объем Клочков набивает скучнейшими и банальными описаниями Зоны, иногда описания идут больше двух страниц, всё это скучно и дурно написано, ничего не добавляет к сюжету и никак не влияет на него. Клочков зачем то придумывает новых мутантов: Кикимора, Илюз, ещё там кто то. Зачем множит сущности — непонятно. Рояль в кустах — излои Пенка, воспитанница Доктора, помогает героям на протяжении всей книги. Мотивы её туманны, автор всё это путанно и невнятно пытается нам объяснить. В отличии от других книг серии здесь есть несколько жестких моментов, связанных с убийствами людей, но написаны они плохо, а потому не трогают.
Резюмируя, можно сказать — плохой и «сырой» роман, искусственно раздутый за счет описания пейзажей и бесконечной рефлексии главного персонажа. Никак не углубляет и не расширяет вселенную. Если бы он не был написан и издан — серия бы ничего не потеряла.
Въедливый, 23 февраля 2017 г.
«Фреон» — вбоквелл дебютной книги С. Клочкова «Лунь». Читать первую книгу для понимания героев и событий необязательно, я бы даже рекомендовал ознакомиться с ней после «Фреона» потому, что продолжение получилось гораздо более сильным.
В отзыве на «Луня» я сетовал на недостаток «острых приправ». Во второй части с ними полный порядок. Мрачности, жестокости, оттенков серого, драматизма и реалистичности отмерено в самый раз. Все вместе они сплетаются в одно очень ценное и редкое для серии качество – жизненность. В книгу веришь без оговорок и условностей. «Фреон» — лучший из романов с серьезным лицом. Из развлекательного сегмента серии я считаю лучшей «Зону поражения». Если Орехова регулярно и не без успехов пытаются не сковырнуть, так подвинуть с пьедестала, то у Клочкова конкурентов нет до сих пор. Гравицкого не предлагать.
1. стиль, язык повествования – превосходно
2. аутентичность – Клочков сумел органично углубить и развить свой вариант ЧЗО. Его Зона – реально опасное место, а не парк аттракционов для страдающих от нехватки адреналина. Также показана трагическая сторона возникновения Зоны. Пересечения с игрой есть, но они не выпячиваются и аккуратно вписаны в собственный мир автора. Подняты интересные вопросы, например, про спонсорство группировок и глубину их идеологических разногласий. Здесь хочется передать привет нытикам о пропавших точках в названии серии. При небольшой редактуре «Фреон» можно издать в серии STALKER, и книга ничего не потеряет. Автор из вороха игровых атрибутов брал только то, что ему было надо, обдирал идеи до скелета, а потом по-своему заново наращивал мясо вместо тупого буквального копирования. «А что так можно было»)))
3. интрига – в норме. Автор существенно повысил свой уровень владения деталями и сюжетными зацепками, так что читать роман интереснее, чем первую часть.
4. экшн, насыщенность боевыми сценами – в норме, стрельба есть, но только в нужных моментах. Герои больше заняты обследованием разных нехоженых и очень поганых местностей.
5. динамика повествования – в норме, хоть герои не несутся галопом и несколько раз возвращаются на базу. Зато на отдыхе обязательно рассказывают о себе что-то интересное.
6. герои, сопереживание – прописаны хорошо, но есть целый половник дегтя. Все три героя: Фреон, Философ/Ересь, Фельдшер по своей сути неудачники. Фельдшера это касается в куда меньшей степени, он действительно не виноват в событии, сломавшем его жизненные перспективы, а потом сумел найти себя среди свободовцев, стать ценным и уважаемым членом группировки. Фреон с Ересью же сами спустили свою жизнь в унитаз. Фреон – кристаллизованный образ матерого сталкера. Умен, хитер, расчетлив, осторожен, довольно циничен, и в тоже время нередко поступает вопреки логике, руководствуясь эмоциями и интуицией. Совершил несколько эпичных подвигов, но их обратную сторону знают очень немногие. В сталкеры попал не из-за хорошей жизни. История его прежней жизни трагична, со своей семьей он поступил просто как чмо. Внутренняя пустота преследовала его почти до конца книги. Самокопание в принципе вещь неплохая, если в процессе получаются полезные выводы для дальнейшей жизни. Фреон мучался, но выводов не сделал очень долго, хотя они просты как лом. Возможно, автор оставил их на усмотрение читателя.
Ересь – запутавшийся в жизни пацанчик с района, слишком глупый и злобный, чтобы осознать, как ему на самом деле повезло в Зоне и что в своем плачевном жизненном положении виноват он сам. Просветление наступает слишком поздно.
Фельдшер – свободовец в лучшем виде, своим оптимизмом разряжает эмоциональное напряжение между Фреоном и Ересью.
7. логичность действий, правдоподобие – отлично, мелкие придирки и нестыковки можно найти, но они не достойны озвучивания. Завязка проста и реалистична. Произошел коренной слом системы околозонного бизнеса, назначено новое высокопоставленное начальство и сталкеров круто прижали. Да, сталкеры и перекупщики совсем не всемогущи, а очень даже уязвимы, вплоть до наличия на каждого персональной папки-досье. Чтобы хоть как-то выжить необходимо найти потайной выход из Зоны, чем и будут заниматься персонажи. Они делают это не по своей инициативе, а по заказу перекупщика, через которого намерены действовать по-настоящему значительные дельцы. Персонажи не супергерои и не пешки в чужой игре, в итоге ставшие ферзями, они рядовые исполнители. Не справятся они – найдутся другие. Через всю книгу проводится идея, что сталкеры не крутые перцы, а просто мясо, «полезные ублюдки», которых терпят потому что так выгоднее.
8. проработка научной стороны – в меру и по месту
9. эмоции, вызываемые книгой – удовольствие от хорошей книги умного автора
10. мораль или иные посылы, заложенные автором – в книге очень много пищи для размышлений, пусть каждый думает своим умом. Такие выводы намного ценней. Автор не стал выносить мораль на блюдечке, не буду и я.
11. финал – логичный, закономерный, из-за этого во многом предсказуемый, но хороший.
KarenZav458, 6 февраля 2015 г.
Просто потрясающая книга. Прочитала много книг серии «S.T.A.L.K.E.R.», но книги Сергея Клочкова понравились больше всего. Зацепило до глубины души... Вроде и сюжет незамысловатый, написано легко и просто, но книга затягивает с первых страниц и читается на одном дыхании. Очень порадовали описания Зоны, а главное раскрытие характеров героев. В других книгах серии герои словно роботы без всяких эмоций, воспоминаний, чувст. В книгах Клочкова понимаешь, что читаешь про людей, настоящих, живых. История Фреона едва ли не до слез... Жизненно, что-ли... Обидно ужасно за героя, все его переживания передаются читатели, насколько красочно все написано...
Эта книга просто поразила, яркая, глубокая, простая и в то же время бесконечно увлекательная... И Клочкова после прочтения цикла я записала в любимых авторов.
Str_Kremen6, 2 апреля 2012 г.
Когда оказалось несколько свободных дней,я таки взял в руки вторую книгу Сергея Клочкова «Фреон». Об этом авторе после первого произведения «Лунь» остались только хорошие впечатления, поэтому,держа в руках ещё одно творение, я ничуть не сомневался, что роман будет интересным.
Как оказалось, книга превзошла ожидания, с лучшей стороны, конечно же. Первое, что хочется отметить, это очень приятный стиль. Читается роман легко и на одном дыхании. Произведение написано ярко и красочно. Особенно порадовали описания мира Зоны.
Следующим я хотел бы отметить прекрасно раскрытые характеры персонажей. Столь ярко и красочно их представить подвластно не каждому. Герои вышли поразительно живыми и человечными: что «фримен» Фельдшер-оптимистичный и гонимый идею свободы, что молодой, недовольный жизнью сталкер Ересь, что замкнутый, но чувственный Фреон .Ну и здесь особенно стоит поговорить о главном герое. Фреон-немолодой старкер привлекает внимание с первых страниц. Особенно понравились его размышления по поводу смысла жизни и жизненных ценностей.
Ну и в завершении хочется поговорить о сюжете.Какого-то особенного повествования нету. Я бы даже сказал, что сюжет оказался банальным квестом,но именно простота романа и оказаалась самым притягательным аспектом. Столь лёгкий и простой, ненавязчивый сюжет мне очень и очень понравился.
После второй части я влюбился в творчество Клочкова. Прочитал я достаточное количество книг из серии S.T.A.L.K.E.R.,но «Лунь» и «Фреон» наиболее выделяются среди всей массы. И выделяются, наверно, душой, которую автор вложил в свое творчество. Спасибо, Сергей. 10\10