fantlab ru

Юлиан Семёнов «Семнадцать мгновений весны»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.72
Оценок:
384
Моя оценка:
-

подробнее

Семнадцать мгновений весны

Роман, год (год написания: 1969); цикл «Политические хроники»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 66
Аннотация:

Февраль 1945 года. «Третий рейх» под ударами Красной Армии трещит по швам. Советская разведка получает данные, что высшие чины фашистской Германии за спиной Гитлера ведут переговоры со странами Запада о сепаратном мире. Перед советским разведчиком Исаевым-Штирлицем поставлена задача сорвать эти переговоры.

© издательская аннотация
Примечание:

Роман имеет авторское посвящение: «Памяти отца посвящаю».

Первая публикация: журнал «Советский воин», 1969, № 7—13 (главы из романа); журнал «Москва», 1969, № 11, 12.


Входит в:

— журнал «Москва 1969'11», 1969 г.

— журнал «Москва 1969'12», 1969 г.

— журнал «Подвиг 1970'02», 1970 г.

— сборник «Тайная война Максима Максимовича Исаева», 1974 г.

— сборник «Альтернатива», 1978 г.

— сборник «Позиция», 1987 г.


Экранизации:

«Семнадцать мгновений весны» 1973, СССР, реж. Татьяна Лиознова



Похожие произведения:

 

 


Семнадцать мгновений весны
1970 г.
Бомба для председателя
1973 г.
Семнадцать мгновений весны
1973 г.
Семнадцать мгновений весны
1973 г.
Тайная война Максима Максимовича Исаева
1974 г.
Бомба для председателя
1975 г.
Семнадцать мгновений весны
1975 г.
Альтернатива. IV
1978 г.
Испанский вариант. Семнадцать мгновений весны. Бомба для председателя
1979 г.
Семнадцать мгновений весны
1980 г.
Семнадцать мгновений весны
1981 г.
Семнадцать мгновений весны
1982 г.
Майор
1984 г.
Семнадцать мгновений весны
1984 г.
Семнадцать мгновений весны
1984 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 3
1984 г.
Позиция. Книга первая
1985 г.
Семнадцать мгновений весны
1985 г.
Позиция. Книга 1
1987 г.
Семнадцать мгновений весны
1987 г.
Семнадцать мгновений весны
1987 г.
Семнадцать мгновений весны
1988 г.
Собрание сочинений. Том 3. Политические хроники 1944—1945
1991 г.
Семнадцать мгновений весны
1992 г.
Семнадцать мгновений весны
1994 г.
Семнадцать мгновений весны. Отчаяние
1994 г.
Семнадцать мгновений весны
1997 г.
Семнадцать мгновений весны
2004 г.
Семнадцать мгновений весны
2007 г.
Семнадцать мгновений весны
2009 г.
Семнадцать мгновений весны. Приказано выжить
2010 г.
Майор Вихрь. Семнадцать мгновений весны. Приказано выжить
2013 г.
Семнадцать мгновений весны
2013 г.
Семнадцать мгновений весны
2014 г.
Семнадцать мгновений весны
2015 г.
Третья карта. Семнадцать мгновений весны
2015 г.
Семнадцать мгновений весны
2016 г.
Семнадцать мгновений весны
2016 г.
Малое собрание сочинений
2017 г.
Семнадцать мгновений весны
2018 г.
Семнадцать мгновений весны
2019 г.
Семнадцать мгновений весны
2019 г.
Альтернатива в четырех томах. Том 3
2020 г.
Семнадцать мгновений весны
2020 г.
Семнадцать мгновений весны
2023 г.
Семнадцать мгновений весны
2024 г.

Периодика:

Москва 1969 №11
1969 г.
Москва 1969 №12
1969 г.
Подвиг 1970'02
1970 г.

Самиздат и фэнзины:

Том 4
2018 г.
Семнадцать мгновений весны
2022 г.

Аудиокниги:

Семнадцать мгновений весны
2007 г.

Издания на иностранных языках:

Seventeen Moments of Spring
1973 г.
(английский)
Сімнадцять спалахів весни
1985 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я, конечно, смотрела и очень люблю старый советский фильм и Вячеслава Тихонова в роли Штирлица, но книгу, так вышло, раньше не читала. Собственно, ничего особенного не ожидала, но надо же что-то слушать, стоя в пробках каждый день. Ожидала то же, что в фильме: грустный, спокойный и умный фильм про войну. А прочиталось внезапно нечто совершенно другое.

Видимо, это как раз признак очень хороших книг: в разное время и под разное настроение они и читаются по-разному. Для меня роман про Штирлица внезапно оказался вовсе не романом про войну, а романом про аппаратные игры. Именно эта часть истории, а вовсе не страдания радистки Кэт или разговоры с пастором Шлагом о судьбах человечества меня занимала больше всего и показалась самой живой и интересной. На самом деле, то, как Семенов изобразил верхушку Третьего Рейха накануне полного краха — картина даже в чем-то неожиданная. Потому что невольно напоминает «правящую» верхушку любой крупной организации или компании, как там все устроено. А вот как: это сборище умных, сильных и беспринципных людей, которые забрались на самый верх благодаря своим талантам, если беспринципность можно отнести к талантам, а также склонностью именно к этому виду борьбы — подковерному. В нашем политбюро тоже таких полно было. Да и везде, собственно. Это люди, которые качественно, реально качественно умеют делать свое дело (причем в основном чужими руками, что для менеджмента как раз очень правильно), но основную свою задачу и интересы находят вовсе не в деле, а в том, чтобы переиграть друг друга. И работа, и общие великие цели, какими бы они ни были, являются не самоцелью, а средством в этой борьбе.

На самом деле, что-то очень похожее я подмечала, когда читала воспоминания Бажанова о Сталине, где Бажанов говорит, что Сталин в 20е годы вообще не интересовался управлением страной и все эпохальные решения, которые были в его компетенции в этой сфере, принимал как бы спустя рукава, полностью полагаясь на мнение советников. А вот чем он интересовался — так это аппаратными играми, перетягиванием каната в узком кругу.

Третий Рейх весной 45 года, каким его изображает Семенов — апофеоз этого похода. Все называют друг друга «дружище», и при этом думают только о том, как бы обыграть соседа хоть в мелочи, хоть в чем-то глобальном, сражаясь уже не столько за благосклонность фюрера, сколько, кажется, по привычке это делать, потому что иначе просто непонятно, как жить. И делают это весьма классно, между прочим: наблюдать за ними со стороны глазами Штирлица, который все видит и понимает, но не участвует — особое удовольствие. Это все равно, что наблюдать за фехтованием на Олимпиаде: если ты не разбираешься, это большую часть времени скучно, а знаковые моменты сложно уловить; зато если разбираешься, понимаешь, кто тут что круто сделал, а кто налажал. В Третьем Рейхе это тоже такая игра, практически спорт, и успешно в нее играют именно матерые шефы, типа Бормана или Шелленберга, а новички, типа Айсмана, сыплются на устаревших представлениях о товариществе и порядочности (это я имею в виду записку Айсмана в пользу Штирлица).

Не буду особо расхваливать классическую книгу, которую любят и цитирую наизусть миллионы, но написана она и правда изумительно — половину фраз хочется растащить на цитаты, только все это уже сделали до меня.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

События романа происходят с 12.02. по 18.03.1945 это больше 17 дней, но название книги дала песня Марики Рёкк, «Семнадцать мгновений апреля, останутся в сердце твоем. Я верю, вокруг нас всегда будет музыка, и деревья будут кружиться в вальсе, и только чайка, подхваченная стремниной, утонет, и ты не сможешь ей помочь…». Кстати в одноимённом фильме этой песни нет, а за кадром звучит главная музыкальная тема сериала композитора Микаэла Таривердиева. Конечно это как всегда у Семёнова обилие фактов, аналитика, но меня лично «зацепила» мысль — Штирлиц не знает точную дату окончания войны (9 мая), но он понимает, что завершение близко, и гибель в последние дни это конечно обидно. Тем не менее он рискует всем, чтобы спасти радистку Кэт, и понимая что практически раскрыт — возвращается в Берлин. Это книга о людях ДОЛГА, которые во имя Дела не жалеют своей жизни и читать её надо, но после двадцати. Когда главное уже не приключение, а понимание ситуации и искусство сделать правильный выбор...

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дошли мои глаза наконец до книги. Так как не нравится писать большие отзывы, но мало написать тоже не есть хорошо, постараюсь сказать кратко, но увесисто.

Периодически при чтении возникало далекое ощущение схожести с произведениями М. Пьюзо в части емких фраз – грамотно и красиво. Также понравились дуэли на диалогах – со смыслом, которые заставляют задуматься о формулировании мыслей и предложений. Психологическая составляющая, возможно не такая яркая, но на хорошем уровне. И естественно – геополитические моменты.

Очень понравились две мысли, одна из них внешнего характера: «Он, Гиммлер, будет оперировать с бумагами: они и надежнее людей, и – по прошествию времени – страшнее их…». А вторая внутренняя, про нас с Вами: «Это свойство русского человека за границей – считать соплеменника товарищем, а знакомого, пусть даже случайного, закадычного другом – тоже было точно подмечено Штирлицем, и поэтому он с такой охотой ездил в Париж, где было много русских, и в Стамбул, а ездить ему в оба эти города приходилось довольно часто».

Рекомендую.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Декабрь 1944 — фронт «союзников» разбегается, доблестные войска «западных демократий» массово сдаются в плен.

Январь 1945 — Черчиль и Рузвельт слёзно умоляют Сталина начать генеральное наступление, чтобы избежать разгрома. Красная армия преждевременно начинает не до конца подготовленное наступление.

Февраль 1945 — США и Британия начинают сепаратные переговоры с Германией о мире и сохранению власти нацистов в Германии.

Вот эти планы подлых «союзников» и должен был расстроить Штирлиц.

Нам повезло, и роман вышел в нормальное время. В перестроечное время Семенов-Ляндрес такое бы уже не написал. Он написал ещё про Штирлица, но уже пасквиль, про «диктатора» Сталина, «кровавую гэбню», и прочую ахинею в угоду западной публике. Запоганил хорошую сагу про советского разведчика.

Но старый роман безусловно хорош. Правда мне попался уже перестроечный вариант, с правками про гулаги, и про истерики Сталина, который грозит подчиненным попаданием в ЧК, наверно не зная, что ЧК к тому времени давно не было. )) Ну да неважно, запад знает про страшную чеку, поэтому вываливаем весь набор: матрёшка-балалайка-медведи на улицах (Сталин, Берия, чека, гулаг, куда обязательно попадали все разведчики и солдаты, вернувшиеся с фронта))).

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мой отзыв будет сразу обо всей серии книг о советском разведчике. Хотел его написать под последней книгой, но, т.к. наиболее известны всем именно мгновения весны, решил оставить его здесь — так он будет больше полезен.

Это была невероятная эпопея длиною в 15 книг, включая «Исход», не вошедший в основной цикл. Это эпопея об идеях, выжигающих след в истории, вызывающих события, влияющие на людей во всём мире. Это эпопея о людях, настоящих, которые двигали эти идеи силой своего ума и воли, коварством и благородством, интригами и бесстрашием.

Романы о советском разведчике описывают исторический путь России и мира на протяжении интервала времени от гражданской войны в России до холодной войны между СССР и Западом. Юлиан Семёнов предлагает читателю свои версии закулисной борьбы между спецслужбами мира, которые привели или способствовали реально произошедшим событиям в мире.

Да, это исторические романы. Я много узнал об истории мира и свой страны, пока их читал. О многих персонажах и событиях было интересно найти дополнительную информацию. К моему удивлению, Юлиан Семёнов был точен даже в мелочах. Автор не меняет никакие общеизвестные исторические факты, но строит сюжет на тёмных, неизвестных или спорных фрагментах событий и предлагает свои версии этих событий.

Противостояние спецслужб невероятно захватывает. Неужели действительно работа разведки была настолько изощрённой и сложной? А сейчас? Если роман описывает прошлый век, то сейчас, с новыми технологиями и опытом всё должно быть на порядок сложнее.

После прочтения любого из романов цикла становится просто смешно сравнивать советского разведчика с, например, голливудским Бондом. Последний настолько смешон в сравнении, что даже сама возможность этого сравнения становится стыдной.

Да, местами есть вопросы к сюжету и логичности/возможности некоторых событий. Не ясно, когда герой успел стать профессиональным теннисистом и горнолыжником, овладеть в совершенстве несколькими языками. Но всё это кажется довольно незначительным на фоне сюжетов книг и совершенно не портят впечатление.

Кроме того, эпизоды, в которых принимает участие советский разведчик, основаны на реальных событиях. Его образ является собирательным и описывает деятельность многих реально существующих развездчиков. Наиболее известный, конечно, это прототип Штирлица из «Семнадцати мгновений весны» — Вилли Леман. В отличие от своего киногероя, судьба реального Штирлица была трагична.

В отзыве я намеренно стараюсь избегать называть героя романа по имени. Имён у него было много, но настоящее знают только те, кто читал книги. Ведь Исаев — такой же оперативный псевдоним, как и Штирлиц или другие его имена.

По ходу романов всё яснее начинает прослеживаться депрессивная линия. Это и тревожные отзвуки репрессий на Родине, и тоска по ней, и невозможность снова увидеть жену и сына. Кульминацией этой линии, конечно же, будет «Отчаяние».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я не могу судить об исторической возможности описываемых событий, но, по моему мнению, автор чересчур жесток к своему герою. НКВД в романе, как по методам, так и по целям своей работы ничем не уступает Гестапо. А закулисная борьба просто подминает под себя огромные массы людей без разбора. Те идеалы равенства и братства, за которые люди боролись в гражданской войне, в итоге привели к царству террора и ужаса. В довершение всего автор убивает абсолютно всех основных персонажей, за исключением разве что самого Исаева. И финал книги выглядит как издевательство над жизнью героя, которую он отдал служению тем самым идеалам.

Последнюю книгу о советском разведчике — «Исход» читать было грустно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Грустно было снова увидеть героя молодым, в начале своего пути, верящего в коммунистические идеи, борющегося с несправедливостью, жестокостью и невежеством. Грустно знать, что впереди у него огромные испытания и лишения, потери близких и глубокое беспросветное отчаяние, прошедшие через всю его жизнь. Да, радостно увидеть ещё один эпизод из жизни любимого персонажа, пусть и не вошедший в основную серию книг, но это грустная радость.

А на обложке этой книги — взгляд. Пронзительный и чистый.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Трудно писать об этой книге, не вспоминая прекрасный фильм. Попробую всё же именно о книге.

Штирлиц – наш ответ Джеймсу Бонду. У нас читали бондиану тогда немногие, но каждый представлял себе этот образ, и представлял адекватно. Надо признать, что советский суперагент получился на порядок интереснее и на два порядка умнее британского. В первую очередь за счёт «17 мгновений». Остальные книги, за малым исключением, вышли несколько слабее, хотя явно выделяются на общем фоне шпионской литературы.

Если смотреть из сегодняшнего времени, книга привлекает в первую очередь тем, что в шпионском романе не приветствуется. Масса деталей, ненужных для развития сюжета, но придающих ему жизненность. Попытка, и весьма успешная, усложнить образы даже второстепенных персонажей. Но тогда, в семидесятых, мы читали эту книгу в первую очередь из-за бесчисленных «информаций к размышлению». С годами стало ясно, что рассматривать их как документы нельзя. Автор пользовался, в том числе, источниками сомнительными и просто недостоверными, часть документов досочинил сам (но сочинил великолепно). В итоге он создал собственный образ третьего рейха, сложный, убедительный и, в общем, очень близкий к реальности. Такой сложный образ врага мы в литературе ещё не встречали. В военных и первых послевоенных книгах и фильмах немцы выглядели трусами, дураками и поголовными негодяями. Такой подход понятен, в англоязычном мире он до сих пор преобладает. Но с годами всё чаще возникал вопрос – как такие люди смогли захватить полмира? В «Мгновениях» мы увидели врага очень сложного, умного и сильного даже в момент издыхания. Спасти мир от такого врага – это и есть величайший подвиг в истории.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В традиционном предисловии могу сказать, что это хорошая книга. Ввиду того, что она написана одной из первых в серии — ещё не чувствуется той мастеровитости, которая придёт к автору позже, но есть какая-то энергия и драйв, некий огонь, который потом приутихнет.

Это, пожалуй, самое знаменитое произведение автора... принесшее ему славу и народную любовь, экранизацию которого многие из нас смотрели в детстве... правда, память уже не та и кроме образов Штирлица, сыгранного Тихоновым и Миллера, сыгранного Броневым — мало что приходит на ум, всё будто в тумане...

Всё начинается на некой загородной вилле, в которой Штирлиц встречается с агентами.

Затем мы переносимся к философской беседе пастора и некоего прихожанина, в которой атеистический и религиозный взгляды сталкиваются. На поверку это оказывается не то, чем может показаться в начале...

На Штирлица падает тень после Кракова, ну пока не совсем тень, но он вызывает интерес, который ему бы не хотелось к себе привлекать.

И эти забавные выписки из личных дел — характер нордический, твёрдый, с друзьями ровен и общителен, беспощаден к врагам рейха. Ставшие потом поговорками, элементами анекдотов — на самом деле они тонко высмеивали занесение характеристик советскими парткомами. В Германии никто так в личных делах не писал.

Все помнят цитату: «А вас Штирлиц, я попрошу остаться» — так вот, всё тянется, как говорил уже — из Кракова, событий предыдущей книги — Майор вихрь.

Кажется, что его правильность и выверенность действий и слов — на этот раз сыграют в минус, а не плюс.

Нас знакомят с радистом Эрвином и знаменитой радисткой Кэт. Я даже и не помнил, что она была беременной... её образ саркастичной особы — очень импонирует, кажется таким живым!

Нас снова погружают в атмосферу политических перипитий, история Гиммлера, потом Даллеса. Обсуждается Искусство войны Сунь Дзы, в которой описываются виды разведчиков. Любопытно трактовать библейские сюжеты в контексте разведки.

Но помимо политических движений — эта книга переполнена экшеном, что было и в Майоре Вихре и чего было гораздо меньше в предшествующих ему частях. Всё закручивается на столько, что мы будто попадаем в блокбастер про Борна, только перенесённый на много десятилетий назад! Радистка Кэт, Штирлиц, Пастор, снова Штирлиц, опять Кэт... Автор перетасовывает наш ракурс грамотно и умело, что события захватывают нас полностью!

Правда, концовка мне показалась несколько смазанная, но тут дело вкуса, как говориться...

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не думай о секундах свысока…

Конечно же, большинство населения нашей страны и бывших её составляющих знает и Штирлица и содержание этого романа не по самой книге, а по одноимённому сериалу. Что там говорить, мало, наверное, было людей, которые игнорировали просмотр этого фильма, когда он впервые шёл на телеэкранах. И сам Штирлиц, безусловно, воспринимается именно в воплощении Вячеслава Тихонова, и вряд ли найдётся достойная замена.

Однако, фильм фильмом, но книга, всё-таки, была первее, начальнее (книга 1969, фильм 1973 г.). Хотя по некоторой информации получается, что Семёнов, работая над книгой, одновременно мог писать и киносценарий. И потому и возникает при чтении ощущение, что и фильм и книга начинают то сливаться, то слегка разделяться, но разделяться только лишь слегка, потому что Лиознова не стала отходить от литературной основы, и сценарий фильма практически идентичен тексту романа. И все основные, центральные, стержневые моменты книги, все важные диалоги переданы в фильме точно и полно.

Я книгу слушал в аудиоформате, и чтец, не впадая в соблазн пытаться скопировать интонации Броневого и Тихонова, Табакова и Ланового, Градовой и Куравлёва — ничего хорошего бы из этих попыток не вышло, а получилась бы нелепая пародия, — сумел всё-таки передать все те эмоции и чувства, которые были заложены и сыграны в фильме. Опять-таки, это важно было сделать потому, что в фильме и актёрская игра, и смысловое и эмоциональное интонирование были выполнены мастерски, и иные варианты, скорее всего, вызвали бы только отторжение или, как минимум, сомнение. Такова волшебная сила искусства, что поделать.

Ну, а что-то говорить о самом содержании романа наверное и вовсе не имеет смысла: конец февраля — первые три декады марта 1945 года, пять недель весны победного сорок пятого года, метания загибающегося нацистского зверя и попытки уйти от возмездия за содеянное и от суда народов и истории. И усилия некоторых политических сил в стане союзников уже тогда дезавуировать роль нашей страны — нашей общей страны и всех её населяющих народов — в общей победе — вот всё то, что попало в поле зрения Юлиана Семёнова. И в послесловии к аудиокниге, написанном Семёновым в конце 80-х, как раз и говорится о том, что и в самом деле примерно в эти сроки гросс-адмирал Дёниц был с визитом в Швеции — а ведь Дёниц не просто адмирал германского военного флота, Дёниц был официальным преемником Адольфа Гитлера… Так что сами думайте, насколько придумал Семёнов описываемые в романе переговоры Вольфа и Даллеса (а эти переговоры были и в самом деле), и насколько исторические реалии соответствуют этой версии событий…

Зато мы теперь точно из уст самого Штирлица узнаём, как происходила операция его внедрения в Германию и в германский фашизм и нацизм — об этом в книге есть прямой, пусть и довольно скупой и краткий рассказ.

Ну, а дальше нас ждёт возвращение в Берлин, потому что Центр распорядился выжить.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Штирлиц выстрелил в Мюллера из пистолета с глушителем. Пуля попала и отскочила. «Броневой» — подумал Штирлиц. «Тихонов» — подумал Мюллер.

«Семнадцать мгновений весны» — это настоящая классика отечественного политического и шпионского детектива.

В отличие от Джеймса Бонда наш Штирлиц в первую очередь действует социальной инженерией. У Семенова вообще описание деятельности разведки вышло лучше, чем у Флеминга: мало стрельбы, много разговоров, размышлений и поиска сведений. Отлично рассказано про напряженную жизнь в условиях недостающей информации, которая может как спасти, так и погубить.

Это не документальное произведение, а основанное на реальных событиях. Несмотря на исторические события и реальные действующие лица, многое является выдумкой. Описаниям жизни верхушки Третьего Рейха, партийным характеристикам, диалогам и уж тем более мыслям персонажей нельзя верить как историческим документам. Тем не менее подковерные игры в погибающем нацистском государстве вышли очень правдоподобными. А вот описания западных союзников, на мой взгляд, вышли чересчур плоскими, даже с учетом наших политических разногласий и показа проблем загнивающего капитализма можно было сделать поживее.

Роман очень хороший, держит в напряжении до финала, несмотря на то, что весь сюжет был мне давно известен. Все герои очень интересны, Третий Рейх — это, конечно злобные враги, но враги умные, которые умеют и пропаганду поставить, и промышленность с наукой развить, и в дипломатию сыграть на высоком уровне. Просто наши оказались еще выше уровнем, за что и им, и автору спасибо.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это будет отзыв про предыдущий отзыв на эту советскую классику. Как и большинство я смотрел фильм и мне в голову не могло прийти прочитать книгу, но случайно прочитав отзыв kerigma я заинтересовался и прочел. Получил массу удовольствия от чтения и признаюсь, что добавить к тому, что уже было сказано, мне нечего. Хочется сказать спасибо тем кто умеет писать такие отзывы, что после них хочется прочесть книгу, а не просто раскритиковать автора.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень хорошая книга о работе советского разведчика в тылу врага. Роман нельзя назвать чистым шпионским детективом, это скорее книга -размышление, книга — политическая хроника, где автор делает напряженный сюжет путем разворачивания «приключений мысли», а не крепкими поворотами сюжета с погонями, драками, перестрелками.

Сейчас, спустя много лет, перечитывая роман, отмечаешь все новые его достоинства.

1) Лирические отступления, под условным названием «размышления Штирлица», или «Исаев и природа». Здесь много отличных страниц, где Максим Макимович то слушает пение соловья, то наблюдает таяние снега, то приезжает к лесному озеру, ложится на шелковистую траву, предаваясь размышлениям, то выезжает на рыбалку с бутербродами, и вдруг начинает жадно есть ржаной хлеб, взятый для прикормки, запивая молоком из бутылки. Такие лирические сцены обогащают героя. Их можно перечитывать, удивляясь точности наблюдений автора, восхищаясь хорошим языком книги.

2) Отличные образы героев. Незабываемый пастор Шлаг, профессор Плейшнер, Мюллер, Айсман, Кальтенбруннер и другие... Для каждого найдены свои черточки, характеристики.

3) Великолепные диалоги. Они просто западают в память точностью слов, умной их подачей ( а сколько философских изречений в них!).

4) Очень хорошие «Информации к размышлению», где подаются интересные (хоть и не бесспорные) данные о политиках.

Сейчас такие романы не пишут! А жаль! Пришло время другой литературы!

Хорошая книга!

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фильм гораздо лучше книги. Так часто бывает: по довольно средним книгам снимают замечательные фильмы. В книге есть МАТЕРИАЛ, она суховата и интересна с точки зрения взгляда на историю второй мировой войны — но в ней нет того замечательного психологизма и той напряжённости и динамичности, которыми отличается фильм. Имеется изложение интересных фактов и интересных наблюдений и размышлений, не вошедших в фильм. А многое имеющееся в фильме отсутствует в книге — фильм является совершенно самостоятельным произведением, заметно доработанным по сравнению с книгой.

Так что читать стоит — но не стоит ожидать от неё слишком много.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Семнадцать мгновений весны» — это та самая книга, которую так уже невозможно читать не абстрагируя прочитанное от фильма. 1944 год, в верхушке рейха все чаще и чаще зреют мысли о заключении сепаратного мира с союзниками, для того, чтобы сохранить идеи национал-социализма и стать препятствием распространения большевизма на территории Европы.

Повесть актуальна и по сей день, поскольку диалоги и мысли героев повести созвучны по сей день.

«Мы нужны будем тем, кому сейчас год, два, три, Те, кому сейчас десять и больше ни мы, ни наши идеи не нужны. Они нам никогда не простят голода и бомбежек. А вот те, кто сейчас ничего не понимают, те станут говорить о нас как о легенде. А легенду надо кормить!» (с) Мюллер

«Гитлер виноват ни свой политикой и даже не развязыванием войны. Он толкнул Россию с освоению Урала и Сибири, созданию производственного потенциала. Если Сталин во время войны поднял индустрию, можете себе представить, что он сделает после войны»?(с) Даллес

»...ему не нужно было делать творческих людей мучениками, сажая их в концлагеря. Творческие люди покупаются славой, деньгами и женщинами, становясь зависимыми от режима»(с) Даллес.

Легкое чтение для размышлений.

Оценка: 10
– [  -1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Умница какой! Сейчас книгу надо перечитывать. Открываются такие перевёртыши, такие намёки и откровения, и пародии на современность (ВВП). Что на что похоже, где кто и когда... Вообщем надо перечитывать.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Идеальное произведение о действии советской разведки в логове Фашисткой Германии. Если бы не был поставлен отличный телефильм возможно оно не стало бы таким популярным, но мастерство автора не отнять- поэтому роман заслуживает оценки 9. Есть о чем поразмыслить.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх