FantLab ru

Юлиан Семёнов «Семнадцать мгновений весны»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.63
Голосов:
249
Моя оценка:
-

подробнее

Семнадцать мгновений весны

Роман, год (год написания: 1969); цикл «Политические хроники»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 50
Аннотация:

Третий рейх... Идет 1945 год. Берлин подвергается бомбежкам союзных войск. Упадок сил на фронте в сердце нацизма подвигает палачей режима сохранить идеи национал-социализма и сохранности СС после сепаратного мира, используя отдел стратегических исследований, возглавляемый Алленом Даллесом.

Расстроить планы нацистов и выявить цели тайных переговоров поручено штандартенфюреру Отто фон Штирлицу — советскому разведчику, работающему у начальника политической разведки гестапо.

Примечание:

Роман имеет авторское посвящение: «Памяти отца посвящаю».

Первая публикация: журнал «Москва», 1969, № 11, 12.


Входит в:

— журнал «Подвиг 1970'02», 1970 г.

— сборник «Альтернатива», 1978 г.

— сборник «Позиция», 1987 г.

— сборник «Тайная война Максима Максимовича Исаева», 1974 г.

— журнал «Москва 1969'11», 1969 г.

— журнал «Москва 1969'12», 1969 г.


Экранизации:

«Семнадцать мгновений весны» 1973, СССР, реж: Татьяна Лиознова



Похожие произведения:

 

 


Семнадцать мгновений весны
1970 г.
Бомба для председателя
1973 г.
Семнадцать мгновений весны
1973 г.
Семнадцать мгновений весны
1973 г.
Тайная война Максима Максимовича Исаева
1974 г.
Бомба для председателя
1975 г.
Семнадцать мгновений весны
1975 г.
Альтернатива. IV
1978 г.
Испанский вариант. Семнадцать мгновений весны. Бомба для председателя
1979 г.
Семнадцать мгновений весны
1980 г.
Семнадцать мгновений весны
1981 г.
Семнадцать мгновений весны
1982 г.
Майор
1984 г.
Семнадцать мгновений весны
1984 г.
Семнадцать мгновений весны
1984 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 3
1984 г.
Позиция. Книга первая
1985 г.
Семнадцать мгновений весны
1985 г.
Позиция. Книга 1
1987 г.
Семнадцать мгновений весны
1987 г.
Семнадцать мгновений весны
1987 г.
Семнадцать мгновений весны
1988 г.
Собрание сочинений. Том 3. Политические хроники 1944—1945
1991 г.
Семнадцать мгновений весны
1992 г.
Семнадцать мгновений весны
1994 г.
Семнадцать мгновений весны. Отчаяние
1994 г.
Семнадцать мгновений весны
1998 г.
Семнадцать мгновений весны
2004 г.
Семнадцать мгновений весны
2007 г.
Семнадцать мгновений весны
2009 г.
Семнадцать мгновений весны. Приказано выжить
2010 г.
Майор Вихрь. Семнадцать мгновений весны. Приказано выжить
2013 г.
Семнадцать мгновений весны
2013 г.
Семнадцать мгновений весны
2014 г.
Семнадцать мгновений весны
2015 г.
Третья карта. Семнадцать мгновений весны
2015 г.
Семнадцать мгновений весны
2016 г.
Семнадцать мгновений весны
2016 г.
Малое собрание сочинений
2017 г.
Семнадцать мгновений весны
2018 г.
Семнадцать мгновений весны
2019 г.
Семнадцать мгновений весны
2019 г.

Периодика:

Москва 1969 №11
1969 г.
Москва 1969 №12
1969 г.
Подвиг 1970'02
1970 г.

Аудиокниги:

Семнадцать мгновений весны
2007 г.

Издания на иностранных языках:

Seventeen Moments of Spring
1973 г.
(английский)
Сімнадцять спалахів весни
1985 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я, конечно, смотрела и очень люблю старый советский фильм и Вячеслава Тихонова в роли Штирлица, но книгу, так вышло, раньше не читала. Собственно, ничего особенного не ожидала, но надо же что-то слушать, стоя в пробках каждый день. Ожидала то же, что в фильме: грустный, спокойный и умный фильм про войну. А прочиталось внезапно нечто совершенно другое.

Видимо, это как раз признак очень хороших книг: в разное время и под разное настроение они и читаются по-разному. Для меня роман про Штирлица внезапно оказался вовсе не романом про войну, а романом про аппаратные игры. Именно эта часть истории, а вовсе не страдания радистки Кэт или разговоры с пастором Шлагом о судьбах человечества меня занимала больше всего и показалась самой живой и интересной. На самом деле, то, как Семенов изобразил верхушку Третьего Рейха накануне полного краха — картина даже в чем-то неожиданная. Потому что невольно напоминает «правящую» верхушку любой крупной организации или компании, как там все устроено. А вот как: это сборище умных, сильных и беспринципных людей, которые забрались на самый верх благодаря своим талантам, если беспринципность можно отнести к талантам, а также склонностью именно к этому виду борьбы — подковерному. В нашем политбюро тоже таких полно было. Да и везде, собственно. Это люди, которые качественно, реально качественно умеют делать свое дело (причем в основном чужими руками, что для менеджмента как раз очень правильно), но основную свою задачу и интересы находят вовсе не в деле, а в том, чтобы переиграть друг друга. И работа, и общие великие цели, какими бы они ни были, являются не самоцелью, а средством в этой борьбе.

На самом деле, что-то очень похожее я подмечала, когда читала воспоминания Бажанова о Сталине, где Бажанов говорит, что Сталин в 20е годы вообще не интересовался управлением страной и все эпохальные решения, которые были в его компетенции в этой сфере, принимал как бы спустя рукава, полностью полагаясь на мнение советников. А вот чем он интересовался — так это аппаратными играми, перетягиванием каната в узком кругу.

Третий Рейх весной 45 года, каким его изображает Семенов — апофеоз этого похода. Все называют друг друга «дружище», и при этом думают только о том, как бы обыграть соседа хоть в мелочи, хоть в чем-то глобальном, сражаясь уже не столько за благосклонность фюрера, сколько, кажется, по привычке это делать, потому что иначе просто непонятно, как жить. И делают это весьма классно, между прочим: наблюдать за ними со стороны глазами Штирлица, который все видит и понимает, но не участвует — особое удовольствие. Это все равно, что наблюдать за фехтованием на Олимпиаде: если ты не разбираешься, это большую часть времени скучно, а знаковые моменты сложно уловить; зато если разбираешься, понимаешь, кто тут что круто сделал, а кто налажал. В Третьем Рейхе это тоже такая игра, практически спорт, и успешно в нее играют именно матерые шефы, типа Бормана или Шелленберга, а новички, типа Айсмана, сыплются на устаревших представлениях о товариществе и порядочности (это я имею в виду записку Айсмана в пользу Штирлица).

Не буду особо расхваливать классическую книгу, которую любят и цитирую наизусть миллионы, но написана она и правда изумительно — половину фраз хочется растащить на цитаты, только все это уже сделали до меня.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень хорошая книга о работе советского разведчика в тылу врага. Роман нельзя назвать чистым шпионским детективом, это скорее книга -размышление, книга — политическая хроника, где автор делает напряженный сюжет путем разворачивания «приключений мысли», а не крепкими поворотами сюжета с погонями, драками, перестрелками.

Сейчас, спустя много лет, перечитывая роман, отмечаешь все новые его достоинства.

1) Лирические отступления, под условным названием «размышления Штирлица», или «Исаев и природа». Здесь много отличных страниц, где Максим Макимович то слушает пение соловья, то наблюдает таяние снега, то приезжает к лесному озеру, ложится на шелковистую траву, предаваясь размышлениям, то выезжает на рыбалку с бутербродами, и вдруг начинает жадно есть ржаной хлеб, взятый для прикормки, запивая молоком из бутылки. Такие лирические сцены обогащают героя. Их можно перечитывать, удивляясь точности наблюдений автора, восхищаясь хорошим языком книги.

2) Отличные образы героев. Незабываемый пастор Шлаг, профессор Плейшнер, Мюллер, Айсман, Кальтенбруннер и другие... Для каждого найдены свои черточки, характеристики.

3) Великолепные диалоги. Они просто западают в память точностью слов, умной их подачей ( а сколько философских изречений в них!).

4) Очень хорошие «Информации к размышлению», где подаются интересные (хоть и не бесспорные) данные о политиках.

Сейчас такие романы не пишут! А жаль! Пришло время другой литературы!

Хорошая книга!

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Фильм гораздо лучше книги. Так часто бывает: по довольно средним книгам снимают замечательные фильмы. В книге есть МАТЕРИАЛ, она суховата и интересна с точки зрения взгляда на историю второй мировой войны — но в ней нет того замечательного психологизма и той напряжённости и динамичности, которыми отличается фильм. Имеется изложение интересных фактов и интересных наблюдений и размышлений, не вошедших в фильм. А многое имеющееся в фильме отсутствует в книге — фильм является совершенно самостоятельным произведением, заметно доработанным по сравнению с книгой.

Так что читать стоит — но не стоит ожидать от неё слишком много.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Семнадцать мгновений весны» — это та самая книга, которую так уже невозможно читать не абстрагируя прочитанное от фильма. 1944 год, в верхушке рейха все чаще и чаще зреют мысли о заключении сепаратного мира с союзниками, для того, чтобы сохранить идеи национал-социализма и стать препятствием распространения большевизма на территории Европы.

Повесть актуальна и по сей день, поскольку диалоги и мысли героев повести созвучны по сей день.

«Мы нужны будем тем, кому сейчас год, два, три, Те, кому сейчас десять и больше ни мы, ни наши идеи не нужны. Они нам никогда не простят голода и бомбежек. А вот те, кто сейчас ничего не понимают, те станут говорить о нас как о легенде. А легенду надо кормить!» (с) Мюллер

«Гитлер виноват ни свой политикой и даже не развязыванием войны. Он толкнул Россию с освоению Урала и Сибири, созданию производственного потенциала. Если Сталин во время войны поднял индустрию, можете себе представить, что он сделает после войны»?(с) Даллес

»...ему не нужно было делать творческих людей мучениками, сажая их в концлагеря. Творческие люди покупаются славой, деньгами и женщинами, становясь зависимыми от режима»(с) Даллес.

Легкое чтение для размышлений.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Трудно писать об этой книге, не вспоминая прекрасный фильм. Попробую всё же именно о книге.

Штирлиц – наш ответ Джеймсу Бонду. У нас читали бондиану тогда немногие, но каждый представлял себе этот образ, и представлял адекватно. Надо признать, что советский суперагент получился на порядок интереснее и на два порядка умнее британского. В первую очередь за счёт «17 мгновений». Остальные книги, за малым исключением, вышли несколько слабее, хотя явно выделяются на общем фоне шпионской литературы.

Если смотреть из сегодняшнего времени, книга привлекает в первую очередь тем, что в шпионском романе не приветствуется. Масса деталей, ненужных для развития сюжета, но придающих ему жизненность. Попытка, и весьма успешная, усложнить образы даже второстепенных персонажей. Но тогда, в семидесятых, мы читали эту книгу в первую очередь из-за бесчисленных «информаций к размышлению». С годами стало ясно, что рассматривать их как документы нельзя. Автор пользовался, в том числе, источниками сомнительными и просто недостоверными, часть документов досочинил сам (но сочинил великолепно). В итоге он создал собственный образ третьего рейха, сложный, убедительный и, в общем, очень близкий к реальности. Такой сложный образ врага мы в литературе ещё не встречали. В военных и первых послевоенных книгах и фильмах немцы выглядели трусами, дураками и поголовными негодяями. Такой подход понятен, в англоязычном мире он до сих пор преобладает. Но с годами всё чаще возникал вопрос – как такие люди смогли захватить полмира? В «Мгновениях» мы увидели врага очень сложного, умного и сильного даже в момент издыхания. Спасти мир от такого врага – это и есть величайший подвиг в истории.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Идеальное произведение о действии советской разведки в логове Фашисткой Германии. Если бы не был поставлен отличный телефильм возможно оно не стало бы таким популярным, но мастерство автора не отнять- поэтому роман заслуживает оценки 9. Есть о чем поразмыслить.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это будет отзыв про предыдущий отзыв на эту советскую классику. Как и большинство я смотрел фильм и мне в голову не могло прийти прочитать книгу, но случайно прочитав отзыв kerigma я заинтересовался и прочел. Получил массу удовольствия от чтения и признаюсь, что добавить к тому, что уже было сказано, мне нечего. Хочется сказать спасибо тем кто умеет писать такие отзывы, что после них хочется прочесть книгу, а не просто раскритиковать автора.

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Умница какой! Сейчас книгу надо перечитывать. Открываются такие перевёртыши, такие намёки и откровения, и пародии на современность (ВВП). Что на что похоже, где кто и когда... Вообщем надо перечитывать.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх