Юлиан Семёнов «Приказано выжить»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое | Военное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Центральная Европа | Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Спецслужбы
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Весна 1945 года. Дни Третьего рейха фашистской Германии сочтены. Советский разведчик полковник Максим Исаев по распоряжению Центра вновь возвращается в Берлин. Исаев блестяще справляется с заданием, но такова уж судьба у разведчиков: внезапный арест, побег, тяжелейшее ранение, вынужденный переезд в Италию, а затем в Испанию на долгие месяцы разделяют его с Родиной — победительницей…
Первая публикация: журнал «Москва», 1983, № 7, 8.
Входит в:
— цикл «Политические хроники»
— журнал «Роман-газета, 1984, № 13», 1984 г.
— журнал «Подвиг 1986'02», 1986 г.
— сборник «Позиция», 1987 г.
— «Словесность. Тексты», 2004 г.
- /языки:
- русский (21), украинский (1), узбекский (1)
- /тип:
- книги (18), периодика (2), самиздат (2), аудиокниги (1)
- /перевод:
- А. Абдумажидов (1), Н.П. Орлова (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Gourmand, 5 сентября 2021 г.
Не понравилось. Все строят хитроумные планы, а Штирлиц на побегушках. Не герой, а собачонка.
Далее, в романе слишком много случайностей. Финал из-за этого получился непонятно какой. Игра Мюллера с СССР оборвана. Да и вообще Центр показан каким-то бесхребетным, Сталин — беспомощным склочником, а Советская Армия — тупой машиной наступления. Зачем так?
Интересна часть про американцев. Вот тут жизнь есть! Гувер со своими интересами, Даллес — со своими, тайные организации, финансирование капиталистами, противостояние с президентом — захватывающее чтение. Красиво выстроено понимание ошибки Рузвельтом. Значительно сильнее, чем германский штаб.
Франция попалась немного, но тоже интересно. И с Голлем, и с Кюри.
Куда-то пропали Великобритания. А ведь там наверняка тоже были свои интриги. Где хитроумный Черчилль?
В целом роман так себе. Половину можно спокойно выкинуть, оставив только интриги внутри союзников.
P.S. объём романа в 1,5 раза больше, чем 17МВ, 800 килознаков против 500 килознаков.
strannik102, 2 апреля 2021 г.
Штирлиц возвращался в Берлин...
Фильм «Семнадцать мгновений весны» заканчивается на том, что Штирлиц, отправив Кет с детьми поездом на родину, возвращается в Берлин. Возвращается, ибо ещё не закончилась война, и ещё живы и Гитлер, и германский (и прочий) фашизм и нацизм, живы все эти гиммлеры-кальтенбрунеры-шелленберги и прочие геринги с мюллерами, и потому надо продолжать работу разведчика, добывать бесценную и порой уникальную информацию из самого гнезда. И просьба-приказ о возвращении сопровождался напутствием — надо выжить!
Действие романа разворачивается в последнюю декаду марта — апреле 1945 года. И основным содержанием и сутью всех происходивших тогда событий стала Большая Игра — игра Гиммлера с западными союзниками, игра Даллеса и Донована как с немцами, так и с противниками президента Рузвельта внутри США, игра Геринга и Кессельринга, игра Гелена, игра Мюллера и Бормана, игра западных демократий за судьбу Европы без советского влияния, игра Штирлица за выживание и за победу нашей страны в войне и за установление справедливого мира. Практически все высшие нацистские чины и бонзы ведут самую важную для них игру, которая так же, как и игра Штирлица, имеет конечной целью выживание. Выжить любой ценой — ценой предательства, убийства Гитлера, сговора с американцами и англичанами, продажи секретов атомных исследований и технологий самолётов-снарядов (ФАУ-1) и ракет (ФАУ-2)… И не только выжить самим, но и сохранить влияние нацизма и фашизма, сохранить глубоко законспирированных преданных идеям нацизма людей и саму организацию ОДЕССа. С тем, чтобы спустя какое-то время и возродить влияние, и завоевать сердца и умы людей и вновь попытаться забрать власть в мире.
Если предыдущие книги в большей части рассказывали нам о военно-политических интригах и заговорах, то здесь уже о политических моментах рассказывается больше, а военная составляющая идёт на убыль — политика явно выходит на первый план. И потому в книге довольно много информации о движущих силах политических течений и партий того времени, в большей степени американских, но и отчасти европейские игроки тоже названы. И потому роман может показаться менее приключенческим, менее развлекательным. Но ведь книга-то не про приключения советского рэмбо...
А Штирлиц… раз есть продолжение цикла, то, значит, Штирлиц остался жив, и что с ним будет дальше, узнаем из романов под общим названием «Экспансия».
Mishel5014, 2 апреля 2021 г.
Отличная повесть, продолжающая историю Исаева-Штирлица. Господа рецензенты уже хорошо ее охарактеризовали, так что я могу добавить разве что небольшой факт — существует советский радиоспектакль, озвученный актерами из «Мгновений». Штирлица озвучивает Тихонов, Мюллера — Броневой, Шелленберга — Табаков. Та же музыка, что и в фильме, впечатление бесподобное.
NIKItoS1989, 15 июля 2021 г.
Продолжение знаменитых 17 мгновений весны. События происходят прямо после окончания предыдущей книги. Нам предстаёт старый знакомый враг — Мюллер. Предстаёт теперь в максимальной своей беспринципности и безжалостности — он подстраивает убийство собственного сына, который уличён в антипатии режиму. При этом делая всё так, будто сын погиб от удара советских войск.
Идёт политическая борьба, в которой шеф гестапо хочет получить у армейских доступ к Красной Библии — сборнику компромата на советских высших чинов, которая скоро может понадобиться.
Штирлиц тоже возвращается в игру. Удивительно читать о том, что Штирлиц рассуждает, как немцы обманулись и поверили в идеи НДСАП, возложив вину за нехватку масла и хлеба на евреев, цыган и Коминтерн, в то же время наши современные соотечественники охотно верят, что в низкой зарплате виноваты американцы и Обама чуть ли не в подъезде ссыт.
Но, впрочем, не будем отходить в сторону. Мы видим продолжение сюжета предыдущей книги — Максим рассуждает о том, где он прокололся, вспоминает погибшего Плейшнера. Планирует встречу с Борманом, чтоб продолжить начатое сотрудничество.
Последующая беседа Штирлица с Мюллером очередной образчик семёновского «экшна в диалогах», автор мастерски умеет создать в беседе персонажей настоящую баталию, тем самым компенсируя малое число настоящих экшн-сцен в своих книгах.
Любопытно, что Штирлиц вспоминает стихи Пастернака. Хотя год написания книги — 1983, наверное тогда уже стало можно.
История ЦРУ, созданного из представителей финансово-промышленных групп — выглядит весьма конспирологично. Хотя весьма интригует... правда временами начинаешь путаться.
Автор, рисует нам очень однозначных плохих цру-шников и хорошего Рузвельта. Очень упрощая картинку и натягивая точную оценку чёрного и белого. В то время как в жизни всё было совсем не так ясно и просто, но это всё-таки художественная литература, пусть и в некотором роде квазиисторическая. Особенно, бедный Даллес, несуществующим планом которого конспирологически настроенная публика запуталась всех так, что многие даже здравые люди начали в него верить...
Интересна борьба Штирлица и Мюллера, все их эти словесные пируэты. Мюллер пытается понять своего визави, на самом деле не понимая. Но это не мешает ему раскинуть свою паучью сеть вокруг Максима.
Образ шпионки Драгмар — в типичном для автора стиле — жертвенность, слабость, покорность и верность. Привлекает, но не вызывает того восторга, как Лада из Альтернативы или даже Ингрид из Третей карты.
Чем дальше читаешь, тем более бьёт по глазам политизированность этой книги, очень сильно вяжущаяся с нашей нынешней повесткой — пиндосы враги, везде заговоры, предательства, верить западным партнёрам нельзя и прочее-прочее... это начинает прямо-таки раздражать, всё-таки садился читать шпионский триллер, а не какой-нибудь памфлет, но эти черты романа к сожалению никуда не выкинуть.
Описание Америки, в которой пришёл к власти Рузвельт, той Америки, времен Великой депрессии — это практически зеркало нашей страны, полицейское насилие к митингующим, посадки оппозиционеров, при этом обогащение элит, приближённых к государственному аппарату. В противовес им Рузвельт, словно рыцарь в сияющих доспехах!
Символично в романе сквозит по тексту мысль о выживании — которая есть в названии. Выжить нужно всем — и Штирлицу, ему это приказано, и Мюллеру, Шелленбергу, Борману и другим немцам. И каждый делает для выживания то, что считает должным. Но получиться далеко не у всех, хотя это даже не спойлер — ведь любой может почитать об истории и узнать имена подсудимых на Нюрнбергском процессе, а также имена не доживших до него...
Если отбросить пропагандистские посылы, которые меня откровенно раздражали — то это сильный роман. Достойное продолжение, после которого хочется читать последующие книги, что я и собираюсь делать.
ii00429935, 21 февраля 2018 г.
Приятный бонус к культовому роману «17 мгновений весны». Самостоятельная ценность этой истории не велика, но, безусловно, книга вышла динамичной и увлекательной. Чего не скажешь о более поздних частях саги о Штрилице.
Итак, после срыва переговоров Вольфа с Даллесом и спасения радистки Кэт Максим Максимович Исаев возвращается в Берлин. Он едет на верную гибель... Вообще «Приказано выжить» в своём роде уникальная книга о провалившемся разведчике. Главным кукловодом тут выступает Мюллер. Теперь шеф гестапо точно знает, что Штирлиц работает на русских, но намерен использовать его в своей многоходовой комбинации. И только по воле Мюллера Исаев-Штрилиц ещё жив. Именно уязвимость главного героя выделяет «Приказано выжить» в океане шпионской литературы. Штирлица мы видим растерянным и даже плачущим! И это дорогого стоит.
А вот чего роману не хватает, так это новых ярких персонажей. Красотка Дагмар? Её появление слишком мимолетно. Генерал Гелен? Это функция, а не полнокровный персонаж. Возможно, писателю просто было некогда? По сюжету до штурма Берлина остаются считанные дни, тут не до раскрытия новых героев. Однако в объёмной трилогии «Экспансия» (о Штрилице в послевоенной Европе) ситуация заметно хуже. Философских разговоров в избытке, а вот с интересными персонажами напряженка... Увы!
P.S. Читая «Приказано выжить», я лишний раз убедился, что Юлиан Семёнов не просто детективщик. Одним метким словом обозначить ситуацию в стране может, наверное, только большой писатель. ХРУСТЕЛО — лейтмотив всей книги. В этом слове не только крах Третьего Рейха, но и предстоящее крушение советской империи.
yemets, 30 марта 2018 г.
По моему скромному мнению, одно из лучших произведений о советском разведчике Исаеве-Штирлице, мне оно понравилось даже больше «Мгновений». Возвратившись в марте 45-го в Берлин Исаев практически в одиночку ведёт смертельную игру с всемогущим «Мюллером-гестапо». Номерные главы под названием «Вот как умеет работать гестапо!» дают представление, какой сильный это был враг. Интеллектуальная дуэль двух равных по силам противников Штирлица и Мюллера держит читателя в напряжении до самого финала. Под конец Мюллер все же переиграл Исаева. Но и тут случай как проявление закономерности, в виде танка Т- 34, который своими гусеницами перепахал чемодан с компроматом «Красной библии», перечеркнул замыслы нацистов. Если бы ещё не знать, что после «Приказано выжить» будет «Экспансия-3» и «Отчаяние». Вердикт: поклонникам творчества Юлиана Семёнова вообще, и особенно цикла о Владимирове-Исаеве-Штирлице читать обязательно.Наивысшая оценка.