Николай Свечин ««Демон» преступного мира»
- Жанры/поджанры: Детектив (Полицейский детектив ) | Историческая проза
- Общие характеристики: Приключенческое | С множеством интриг
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Спецслужбы
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Третья книга в серии.
Сыщик Алексей Лыков и его наставник Павел Благово, переехавшие из Нижнего Новгорода в Санкт-Петербург по приглашению нового министра внутренних дел графа Игнатьева, служат теперь в департаменте полиции. В столице происходят загадочные убийства беременных женщин. Благово подозревает, что за этими убийствами могут следовать ещё более серьёзные и страшные события. Лыков становится «Демоном» – легендированным агентом департамента. Выполняя Высочайшее поручение, он внедряется в банду преступного «короля» Санкт-Петербурга. Под видом уголовника сыщик отправляется через всю Россию в Нерчинский каторжный район и далее в Манчжурию, в вольную республику золотоискателей Желтугу...
Входит в:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Moloh-Vasilisk, 4 сентября 2024 г.
Сверхчеловек с мундире
04.09.2024. Роковые числа. Николай Свечин. 2008 год.
Санкт-Петербург, конец XIX века. Талантливый сыщик Алексей Лыков и его наставник Благово, недавно перебравшиеся из Нижнего Новгорода в столицу, сталкиваются с новым загадочным делом. Серия жестоких убийств беременных женщин потрясает город, оставляя за собой шлейф тайн и недомолвок. Распутывая клубок улик, Лыков идет по следу неуловимого преступника, чей след ведет далеко за пределы Петербурга. Расследование приводит сыщика на самый край Российской империи – на Дальний Восток, где среди диких лесов и неизведанных просторов скрывается ключ к разгадке.
Вновь передо мной книга Николая Свечина, очередная часть похождений бравого сыщика Алексея Лыкова, вновь запутанное дело, скрывающее под собой целый ворох интриг. Как и в предыдущих произведениях автора, читатель погружается в атмосферу царской России конца XIX века, где переплетаются криминальные загадки и исторические реалии.
И опять прежние моменты, что и в предыдущих книгах
- Сохранено погружение читателя в историю и знакомство с многими интересными моментами в строении государства и общества того времени. Свечин, как всегда, демонстрирует глубокое знание деталей, от особенностей работы полицейского аппарата до нюансов социальной иерархии и быта различных слоев общества. Это создает живую и достоверную картину эпохи, позволяя читателю не просто следить за сюжетом, но и получать своеобразный урок истории.
- Такие экскурсы негативно сказываются на динамизме, который любит привносить автор. Хотя исторические отступления и обогащают повествование, они нередко замедляют темп развития сюжета. Это может утомлять читателей, ожидающих от детектива более стремительного развития событий. Баланс между историческими деталями и динамикой повествования остается невыполненной задачей.
- Неплохо переплетаются выдуманные персонажи с реальными. Автор умело вплетает в канву повествования исторических личностей, что придает произведению дополнительную достоверность. Взаимодействие вымышленных героев с реальными историческими фигурами создает интересный эффект, заставляя гадать, где заканчивается историческая правда и начинается художественный вымысел.
- Лыков сверхчеловечески силен («Слава о молодом титулярном советнике, отжимающем лёжа с груди двадцать пять пудов, дошла до градоначальника и уязвила его.» Неплохо, около 410 килограмм. И это все на природных способностях, так как первые анаболические стероиды были синтезированы только в 1930-х годах. А современный рекорд в безэкипировочном жиме всего лишь 355 кг.). Эта гиперболизированная физическая сила главного героя выглядит неправдоподобно и вызывает скептицизм все больше и больше. Хотя это и добавляет Лыкову харизмы, но порой выглядит излишним и отвлекает от развития его характера и профессиональных навыков.
- Текст суховат. Стиль Свечина, хотя и информативен, порой страдает от излишней сухости изложения. Это особенно заметно в описательных частях и исторических справках, где автор, стремясь к точности, жертвует художественной выразительностью.
- Ощутимая субъективность автора в оценки исторических событий и нелюбовь к полякам. Личные взгляды Свечина на исторические события и национальные вопросы проявляются довольно явно, что может не всем понравиться.
- Предсказуемость многих моментов, за счет небывалых личных качеств и везучести героев. Сверхчеловеческие способности Лыкова и его неизменная удачливость часто лишают повествование интриги. Быстро привыкаешь к тому, что главный герой всегда выйдет победителем из любой ситуации, что снижает напряжение и уменьшает элемент неожиданности. Это особенно заметно в критических моментах, когда Лыков неизменно находит выход благодаря своей силе, интуиции или счастливому стечению обстоятельств.
- «Неполицейские» методы решения многих проблем. Лыков и его коллеги часто прибегают к методам, выходящим за рамки официальных полномочий и законных процедур. Это включает в себя неформальные договоренности, использование личных связей и применение физической силы и даже устранение неугодных. Хотя такой подход может быть объяснен историческим контекстом и несовершенством системы правосудия того времени, он все же вызывает вопросы с точки зрения этики и профессионализма. Это создает определенный диссонанс между образом идеального сыщика и реальными методами его работы.
Но все же можно и отметить развитие цикла.
- Герои стали более проработанными, даже Лыков начал становиться более человечным и показывать какую-то внутреннюю борьбу и развитие. Он перестает быть просто идеальным детективом и приобретает более сложные черты личности.
- История хоть и слишком сумбурная, и менее детективная, стала интереснее и более масштабная. Автор затрагивает более глобальные темы, выходящие за рамки простого расследования преступления. Это включает политические интриги, социальные проблемы эпохи, международные отношения. Такое расширение контекста делает историю более многогранной и интересной.
Цикл становится лучше с каждой книгой. 6 из 10.
pontifexmaximus, 28 ноября 2023 г.
Подозреваю, что чтение книг Свечина стало у меня привычкой...
Возможно, полезной, поскольку в любом его романе обитает большое количество всяких подробностей о том, как жили наши предки во времена пресловутой то ли тюрьмы народов, то ли рая, населенного поручиками Голицыными и корнетами Оболенскими. Хотя, понятно, что по своей тематике Свечин как-то ближе к тюрьме, к Мертвому дому, к Сахалину...
Возможно, вредной, потому что я мог бы в это время читать нечто возвышенное и мифопоэтическое. Мог бы прочесть «Божественную комедию» или перечитать хроники Шекспира, но предаюсь постыдному греху чтения бульварных романов о непобедимом сыщике, который и умен как Холмс, и могуч как Поддубный, и везением обладает неимоверным, и чем дальше, тем более шаблонными становятся его подвиги...
Но вот эта книга все же хороша тем, что шаблон Свечин еще не сформировал до конца, а герои его не стали окончательно картонными. Товар, хоть и ремесленный, но сделанный с душой, не угодивший еще на конвейер...
VovaZ, 18 июня 2019 г.
Увлекательный уголовный и политический триллер. На данный момент, наиболее сильный роман цикла.
Используя сюжетную схему работы своего героя под прикрытием, автор знакомит нас с уголовным миром Питера и Москвы, проводит через пересыльную тюрьму, Нерчинский тракт, преступный мир Манчжурии. Сюжет увлекательный, с массой неожиданных поворотов.
Сценизм захватывающий, с высоким драйвом и богатым колоритом. Героя живые и динамичные. Исторический антураж удался прекрасно.
Умелый синтез достоверных и вымышленных исторических фактов.
Роман прочёлся с большим интересом, на одном дыхании.
lammik, 6 октября 2017 г.
Безусловно лучший из прочитанных мною романов «лыковского» цикла и один из лучших в своём жанре вообще. Взрывооопасная смесь из истории российского уголовного мира, истории России и географии. Да, да — прочитав, начинаешь понимать как же огромна наша страна и сколько людей, таких вот лыковых приложили огромные усилия, чтобы её создать и сохранить.
Вообще говоря, все романы перед «Демоном..» представляются подготовкой автора к его написанию. Роман читал более пяти лет назад, а многие сцены помню так, будто бы в прошлом месяце. Живой авторский слог с необходимым вкраплением архаизмов не даёт заскучать, страницы летят одна за другой до тех пор, пока справедливость не восторжествуют и зло не будет наказано. Искренне рекомендую всем любителям жанра, при этом «Демон..» прекрасно подойдёт для знакомства с ним, если конечно найдётся человек не читавший Акунина, Юзефовича или того же Свечина.