Валентин Распутин «Деньги для Марии»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Первое опубликованное произведение Валентина Распутина. Повесть о человеческих отношениях в сибирской глубинке.
Кузьма и Мария живут своим обывательским счастьем. По итогам ревизии, где работает Мария, выявляется большая недостача.
Где взять недостающую сумму, к кому обратиться? Нелегкие заботы легли на плечи супругов...
Первая публикация повести: альманах «Ангара», 1967, № 4. — с. 12-51; журнал «Сибирские огни», 1967, № 9. — с. 9-72.
в кн.: Молодая проза Сибири, том 1. Новосибирск, 1980, стр. 472-591.
Входит в:
— сборник «Деньги для Марии», 1968 г.
— сборник «Вниз и вверх по течению», 1972 г.
— сборник «Повести», 1976 г.
— журнал «Роман-газета, 1976, № 23», 1976 г.
— антологию «Молодая проза Сибири», 1980 г.
— сборник «Живи и помни», 1993 г.
Периодика:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Groucho Marx, 5 июня 2024 г.
Крайне манипулятивная «жалосливая» повесть про «трудную колхозную житуху», предназначенная для горожан — сами деревенские жители такое, конечно, не читали. Сколько я ни жил по разным колхозам, нигде не видел, чтобы хоть кто-то читал Распутина или Белова. А вот в квартирах московских интеллигентов с дачами где-нибудь под Загорском книжки Распутина были непременно.
Валентин Распутин из сил выбивается, чтобы изобразить честную продавщицу сельпо, но у него очень плохо получается, поскольку колхозники прекрасно знали, что все продавщицы сельпо воруют безбожно — уж такая профессия: у реки сидеть, да не напиться, это совсем дурой надо быть. Какой-нибудь москвич, окончивший МГУ, в многодетную наивную Марию, у которой растрата огромной суммы как-то сама собой, нечаянно и незаметно, случилась, может, и поверит, но за пределами Московской окружной дороги доверчивость читателей резко снижается и, соответстственно, падает популярность Валентина Распутина, любимца столичных толстых журналов, надрывного певца широких деревенских просторов, морализаторски потрясающего перстом указующим.
racoonracoon, 20 сентября 2021 г.
Прочитал вслед за «Привычным делом» Белова. К сравнению располагает и то, что у этих двух сюжетов есть кое-какие точки соприкосновения. Повесть Белова хороша, но Распутин еще лучше.
Возможно, отчасти дело в том, что Белов более «локален»: весь мир повести ограничен парой соседних деревень. Характерная деталь: герой «Привычного дела», как и герой «Денег для Марии», предпринимает поездку в город, пытается из своей деревни уехать. Оборачивается эта попытка полным провалом. Мир за пределами деревни непонятен, далек и недоступен. И, надо добавить, от него одно зло. А лучше сказать: все зло от него. (Идеологический посыл тут едва намечен, но все же чувствуется.)
Распутин более универсален — или просто универсален (что, разумеется, ничуть не исключает того, что повесть погружена в конкретный материал и далека от всякой абстракции). Дело тут, конечно, не только и не столько в географии, сколько в психологии. И внешний мир описывается Распутиным не «сплошь», «картинами природы», а предстает в виде отдельных выразительных, психологически нагруженных деталей, причем часто возвращающихся рефреном: свет фар в окно, ветер, который дует целый день, первый снег на перроне...
Наконец, при кажущейся простоте повесть имеет довольно изощренную структуру: действие разворачивается в двух временах (в том числе буквально, грамматически) — настоящем и прошедшем. В конце времена сходятся — и рассказ обрывается. В содержательном плане обрывается совершенно неожиданно, на «самом интересном месте», но в формальном — именно в момент этого «схождения». То есть «сюжетно» рассказ завершен, а «фабульно» -- открыт.
Zlata.24, 23 августа 2018 г.
Повесть написана более полувека назад, но вопросы, поднимаемые автором, актуальны и по сей день. Деление жителей на городских и деревенских, людская черствость и равнодушие, разное отношение к деньгам – только основные вершины огромного айсберга, спрятанного под слоем строк Распутина.
В глухой сибирской деревне живут Кузьма с Марией да четверо ребятишек. «Среднестатистическая» такая семья – лишних денег не бывает, но и с голоду не пухнут. Взяли ссуду, — перешли в новый дом. Беда пришла оттуда, откуда ждали и боялись: местный магазинчик давно славился тем, что продавцов одного за другим сажали за растрату. Никто не хотел идти туда работать, а вот Марию уговорили. Первая ревизия показала лишь копейки недостачи, Мария приободрилась. А через год – новая ревизия, да результат – безвыходный: либо за 5 дней внести немыслимую для деревенской семьи сумму, либо посадят Марию на долгий срок. У Марии опустились руки, она даже по дому оказалась бесполезной в эти дни. И пришлось Кузьме идти по миру собирать великие деньги, чтоб не оставить детей без матери. Вот тут и начинается главная интрига, раскрываются подленькие душонки и эгоистичные натуры соседей-односельчан.
Самое примечательное то, что автор