fantlab ru

Михаэль Энде «Бесконечная история»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.49
Оценок:
363
Моя оценка:
-

подробнее

Бесконечная история

Die unendliche Geschichte

Другие названия: Бесконечная книга; История, конца которой нет

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 47
Аннотация:

Мальчику по имени Бастиан достаётся волшебная книга. Открыв её, он попадает в фантастический и прекрасный, полный тайн и приключений мир — страну Фантазию. Фантазии угрожает страшная опасность: дети всё меньше верят в сказки и могучее Ничто набирает силу, поглощая обречённую страну. Но Бастиан и юный воин Атрейю способны помочь Фантазии...

Входит в:

— антологию «Аленький цветочек», 1999 г.


Экранизации:

«Бесконечная история» / «Die unendliche Geschichte» 1984, США, Германия (ФРГ) , реж: Вольфганг Петерсен

«Бесконечная история 2: Новая глава» / «The Neverending Story II: The Next Chapter» 1990, США, Германия, реж: Джордж Миллер

«Бесконечная история 3» / «The Neverending Story III» 1994, Германия, США, реж: Питер МакДональд

«Новая бесконечная история» / «Tales from the Neverending Story» 2001, Германия, Канада, реж: Адам Вайсман, Джиллз Уолкер



Похожие произведения:

 

 


Бесконечная книга
1992 г.
Бесконечная книга
1993 г.
История, конца которой нет
1997 г.
Аленький цветочек
1999 г.
Бесконечная книга
2001 г.
Бесконечная книга
2003 г.
Бесконечная история
2004 г.
Бесконечная История
2009 г.
Бесконечная книга
2011 г.
Бесконечная книга
2012 г.
Бесконечная история
2013 г.
Бесконечная история
2013 г.
История, конца которой нет
2014 г.
История, конца которой нет
2018 г.
История, конца которой нет
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Die unendliche Geschichte
1979 г.
(немецкий)
Neverending story
1997 г.
(английский)
Нескінченна історія
2008 г.
(украинский)
Нескінченна історія
2014 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я тот, кто пришел в книгу не из-за фильма, а узнал о нем позже.

Еще одно произведение, которое я решил перечитать в 2023-м году спустя аж… Боже мой… Лет 18 точно. В детстве у меня было издание 1993-го года, где каждая последующая глава начиналась с буквы алфавита и охватывала весь алфавит + в каждой букве можно было рассмотреть те или иные иллюстрации, служащие полуспойлером-полуанонсом к главе. Когда вышло свежее издание в новом переводе, я узнал, что то, что читал я, было вольным пересказом. Немного посравнивал новое издание и старое — и да, действительно, в старом очень много лакун.

Основным стимулом перечитать данный роман, который я всегда знал как «Бесконечная книга», послужили как раз-таки новый перевод и шикарнейшее увеличенное издание в серии «Больше, чем книга» от издательства «Азбука» с иллюстрациями Себастьяна Мешенмозера. Я урвал данную книгу по бешеной скидке и решил, что это знак.

Завязка романа более чем проста: в стране Фантазия появилось НИЧТО, пожирающее земли и растущее, поглощающее не только области, но и живых существ. Это произошло, потому что Девочка Королева больна, и только человек из нашего мира может вылечить ее, если даст новое имя. Но в Фантазию перестали приходить люди нашего мира, и это будет сложно.

Однако толстый и несуразный мальчик Бастиан Бальтазар Букс как раз из числа спасителей. В мире Земли над ним издеваются одноклассники, он неуклюжий, не любит свою внешность, но именно он попытает счастье, чтобы спасти Фантазию. В его руки попадает книга под названием «История, конца которой нет», Бастиан начинает читать ее и потихоньку доходит до места, где герои говорят о нем. Постепенно мир книги сплетается с миром Бастиана, и мальчик в итоге попадает в Фантазию.

Не хочу ничего спойлерить, да и в детских романах, думаю, имея исходные данные, легко можно понять, чем всё обернется. Хочу остановиться на другом.

У меня вопрос: что там подсыпают немецким писателям, что они выдают такие безумно крутые с точки зрения фантазии и визуала вещи?! Читая «Историю, конца которой нет», я удивлялся и в первую очередь вспомнил Вальтера Моэрса, его романы про «Странствия Румо», про город и лабиринт мечтающих книг, поскольку что тут, что там буйство фантазии просто поражает!

В «Истории» каждая глава — это новая крутейшая локация, нешаблонная, не уставшая, не использованная и визуально богатая. Чего стоит город на озере слез, построенный из филиграни серебра, ибо только этот материал не разъедаем слезами, пролитыми страшными существами, оплакивающими свое уродство. Разноцветная пустыня, город безумцев, болота печали, где легко можно суициднуться, ворота сфинксов, задающих загадки и поражающих взглядом, рудник с картинами на основе забытых снов…

И это я еще молчу, что почти в каждой главе нас ожидают самые разные создания, от стандартных кентавров и единорогов до каменных великанов, клоунов-мотыльков, летающих драконов счастья и не только. И какое счастье, что это всё сопровождается красочными иллюстрациями, хотя в детстве у меня не было никаких проблем с представлением всех этих жителей. Очень богато, разнообразно и по-новому.

Помимо прочего, каждая глава задает свое настроение и в полной мере проносит его от и до: от жуткой смертельной тоски до загадочности или уюта, радости и тревоги, приключений и безнадеги, заносчивости, падения личности, дружбы и спасения.

В центре истории два героя: житель фантазии — мальчик Атрейо, которому поручено отыскать спасение для Девочки Королевы, т. е., по сути, найти человека из нашего мира и притащить его сюда, и Бастиан — та самая цель поиска, который попал в фантазию и, конечно же, понаделал всяких нехорошестей, успел и разругаться с Атрейо, и чуть не угробил весь мир. Но в конце концов дружба побеждает, спасение неизбежно, все радостны и счастливы.

Помимо простой роли развлекательного произведения роман служит еще и поучительной вещью, сентенцией, напоминанием, что мы не только должны блюсти самые правильные человеческие качества, такие как отвага, честь, самопожертвование, готовность к решительным действиям, но и обязаны мечтать, дабы наполнять мир фантазии новым, чтобы фантазия жила, не угасала, чтобы вместе с ней и люди жили, радовались и оставались довольными. Но в меру!

Ведь недаром в одной из глав про город бывших королей мы видим сумасшедших жителей — это люди из нашего мира, которые настолько отдались фантазии, что забыли родной мир и сошли с ума. Попали в вечное царство забвения. Кто-то катит коляски с прямоугольными колесами, другие прибивают носки гвоздями к мостовой, там странная и алогичная структура зданий. И все молчат.

В главах и сюжетах можно углядеть множество намеков и аллюзий, и они легко осядут на подкорке сознания без нарочитостей, благодаря легкому повествованию для детей послужат отличным уроком и назиданием.

Интересный тезис был выдвинут в откровениях одной из глав: чем большая часть Фантазии превращалась в НИЧТО, тем мощнее становился поток лжи, хлынувшей на землю людей. То есть, людям лучше мечтать и свои выдумки направлять на создание новых миров и созданий, нежели обманывать друг друга.

В другой главе Бастиан, уже переместившись в Фантазию, мог творить что хотел при помощи своего желания и магического амулета. Так, он избавил страшных созданий от уродства и, ложась спать, думал: «Вот, я доволен собой, я совершил доброе дело, причем, бескорыстно, и слава о моей благодетели разойдется по миру!» А потом эти преобразившиеся создания накидывались на него, препятствовали и ругали, мол, чего ты с нами сделал, нам скучно, ты лишил нас смысла жизни. Тут еще одни простой урок: нечего культивировать в себе гордыню!

Конечно, на долю Бастиана выпадает множество испытаний. Он перемещается в страну Фантазии красавцем и быстро забывает о себе-толстом из того мира. Он упивается силой, творит красивые локации и места, в Фантазии он искусный воин, защитник народов и самый мудрый, но чем сильнее он углубляется в фантазийную визуализацию, тем меньше он помнит о своей настоящей жизни. Роман учит нас контролировать свои желания и утихомиривать их количество, иначе, дорвавшись до власти и вседозволенности, легко забыть себя настоящего.

По итогу: заслуженные 10 баллов. Тут не надо говорить о медленном ритме и провисаниях. Во-первых, неуместно, во-вторых, роман очень насыщенный. Как и в детстве, когда я перечитывал «Историю» раза 4, произведение Михаэля Энде оставило у меня почему-то горьковатое и мрачное послевкусие. Почему-то именно эти главы удались автору особо, они блистали безумием, проникновенностью, ненавязчивым нравоучением и Крапивинской мальчишеско-человеческой добротой.

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Помню, в детстве я десятки раз пересматривал «Бесконечную историю», фильм Вольфганга Петерсона. Это кино захватывало своим сюжетом, обилием диковинных персонажей и необычных приключений. Белый дракон счастья Фалькор, отважный Атрейо, жуткий Гморк, гигантская черепаха Морла настолько впечатлили, что я хорошо помню их до сих пор. Как это ни парадоксально, но о существовании книги-первоисточника я узнал совсем недавно, когда она попалась мне на буккроссинге. Еще парадоксальнее, что, несмотря на любовь к фильму, его сиквел я не смотрел, хотя пару раз натыкался на него при переключении каналов на телевизоре. Но вот все пробелы восполнены, и я хочу поделиться своим мнением.

Сюжет книги стартует с того, что мальчик Бастиан натыкается на необычную книгу в самом обычном книжном магазине и крадет ее. Книга называется «Бесконечная история», и ради ее прочтения Бастиан отправляется на школьный чердак, в то время как его одноклассники сидят на уроках. В книге рассказывается о восхитительном мире под названием Фантазия, который погибает из-за того, что королева этого мира смертельно больна. Лишь отважный воин Атрейо может спасти ее и найти лекарство. Первая половина книга представляет собой квест Атрейо с обилием приключений, вторая половина – квест Бастиана с еще большим обилием приключений. Читается все это очень здорово, книга действительно богата на события, но останавливаться на них подробно я не буду. Лучше уж прочтите сами, если еще не прочли.

Я хочу отметить два момента, которые оказали на меня наиболее сильное впечатление, хороший и плохой. Начну с первого. В книге огромное количество третьестепенных персонажей, которые интересны, но их истории не рассказаны до конца. Выглядит это примерно так: персонаж выполняет важную для сюжета функцию и рассказчик сообщает нам, как тот отправился в закат и стал самым известным гномом/выполнил свое обещание/сделал неожиданное открытие, но как это произошло – это уже совсем другая история и рассказана она будет в другой раз. Это меня забавляло и домысливать, как там чего произошло, было неплохим развлечением в перерывах между главами книги. Плохой момент заключается в том, что вторая половина романа слабее первой. Приключения Бастиана не скучнее приключений Атрейо, но глупее и страннее. А фишка с Орином, о которой девочка-королева Бастиана не предупреждает, вообще повергла в когнитивный диссонанс.

После книги были просмотрены все три ее экранизации. Последняя, впрочем, скорее фильм по мотивам, поэтому ограничусь мыслями по поводу первых двух фильмов. Многие мои знакомые считают, что первая часть очень хороша, а вот вторая – какой-то шлак. Я с этим по большей части согласен, но хочу оговориться сразу: львиная доля проблем сиквела лежит в книге.

Фильм В. Петерсона вышел в 1984 году и по содержанию соответствовал первым 12 главам книги. И пусть фильм не обрывался на полуслове, его концовка порождала некоторые вопросы и не все конфликты из него были разрешены. Например, конфликт Бастиана с отцом, обозначенный в самом начале фильма, так и остался нерешенным. Хотя в детстве я о нем просто забывал, увлеченный происходящим в Фантазии. Несмотря на высокий уровень качества и финансовый успех кинокартины, Михаэлю Энде экранизация его произведения не понравилась и дошло до того, что писатель выдвигал требования переименовать фильм и никак не ассоциировать его с романом. Впрочем, дело ограничилось лишь тем, что упоминания Энде убрали из титров.

Сиквел увидел свет в 1990 году. Были произведены почти полный рекаст персонажей (единственный актер, перешедший из первой части, – Томас Хилл, исполнявший роль владельца книжного магазина) и переработка сюжета. Первая беда этого фильма, которая сразу бросается в глаза, – отрицание концовки первой части. Создателям нужно было заново обозначить конфликты Бастиана с реальным миром, поэтому о полетах на Фалькоре и распугивании местных гопников все благополучно забыли. Кроме того, неоднозначность девочки-королевы сглажена появлением темной волшебницы и в целом сюжет упрощен. По уровню технического исполнения фильм не уступает своему предшественнику. В плане актерской игры все тоже примерно равнозначно (вместо невнятного Бастиана и отличного Атрейо из первого фильма нам демонстрируют хорошего Бастиана и невнятного Атрейо).

«Бесконечная история» – книга неоднозначная. Мне было интересно ее читать, но я не знаю, дам ли я читать эту книгу своим детям. В ней немало хороших моментов, многие из которых были обыграны в фильмах, но вместе с тем, в книге много странностей и в какой-то степени избыточности по части фантазии автора, если так можно выразиться.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Решила вот прочитать мудрую, глубокую «недетскую» книгу «Бесконечная история» после интервью Сергея Лукьяненко. Он упомянул, что первый фильм был снят по первой половине книги Михаэля Энде, второй – по второй. Крапивину, конечно же, понравился первый фильм, а ему – второй, естественно. Я поняла, почему. «Не надо детей идеализировать, это нормально, что из ребенка грязь полезла». Вот только ребенок – это «сырой материал», и из несчастных, закомплексованных, забитых и «заткнутых» детей вырастают несчастные озлобленные взрослые с больными фантазиями. Книга это отлично показала.

Бастиану (Бальтазару Бубсу) я всю дорогу сопереживала: он мне понятен. Мальчик прекрасно разбирается в единорогах, ифритах, гномах, безобразных червяках, умеющих ткать филигрань, Эргамулях и Грауграманах, трехногих и многоликих, но не умеет с людьми. Мечты одиноких, заброшенных, растерявшихся детей – не лошадки, замки и оладушки, а Власть. Власть, ребята… ладно бы взращивать разноцветные леса, покорять опасных чудовищ, давать имена королевам и приключения — рыцарям, «дарить» обычным ослицам породистых жеребцов в мужья. Несчастному человеку быстро станет мало: дырку глубиной в Любовь можно закрыть только Любовью. У автора нет концепции Бога (ей неоткуда взяться, судя по биографии), мне не хватало Аслана с Его словом-законом (Детскую Королеву многие существа вроде Эргамуля имеют в виду), но в целом посыл ясен. Нельзя быть мудрее Любви, которую олицетворяет Детская Королева. Она-то, в отличие от Ксаиды, не станет льстить, пресмыкаться и подхалимничать.

Маленькому ребенку книга не будет понятна и интересна, ведь автор затрагивает сложные философские моменты и не «цацкается» с умами читателей: поймут – прекрасно, нет – так и будет. Одна история таит в себе множество историй, ведь каждое действие Бастиана запускает «снежный ком» последствий, которые перерастут в новые сказки – хорошие и не очень. И лучше, чтобы рядом был кто-то, кто объяснит, что так не следует делать. Желательно взрослый, а не сверстник. Но увы, взрослые или хотят использовать ребенка в собственных целях, или отстраняются, самоудаляются, «замораживаются» как отец мальчика. А у друзей может не хватить зрелости и мужества одиннадцатилетнего Атрея, чтобы остановить… хотя бы от «мудрости» никого не любить и не ненавидеть.

Концовка книги стала для меня откровением. Город Старых Королей как символ того, куда приводят нереальные мечты и цели, поиск выхода из Фантазии, замерзшие сны, один из которых – твой. И твердая уверенность автора, что из Бастиана получится настоящий писатель, сильная личность и ответственный человек. Реальность в его случае победила, а Фантазия стала «планом Б».

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Такие книги, с каждым новым годом, отдаляющим меня от бесконечно романтичного детства, словно маяки все еще светят в ночи рутинной взрослой жизни, становясь не просто любимыми «теми самыми книжками», а некими символами. Это тот самый момент, когда, заходя в книжный магазин. покупаешь новое издание Михаэля Энде не для ребенка, а для себя, чтобы окунуться в тот мир грез, подкрепленный запоминающимися героями, умопомрачительными пейзажами и тайной, которая оказывается предельно простой — пока фантазия теплится в твоем сердце — ты можешь создавать миры.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Долго же эта история ждала своего часа. И дождалась. Получив по окончании чтения нового поклонника. А стало быть — Фантазия не умрёт, и никакое Ничто, по крайней мере пока что, ей не угрожает.

Рецепт от Энде очень прост. И в этой простоте и кроется оригинальность. Это авторский мир, но совершенно не отягощённый границами и канонами. Точнее его границы равны возможностям человеческого воображения. Здесь есть место всему: чудесным странам и городам, удивительным существам, необыкновенным легендам. В то же время это не райское местечко. Фантазия — суровый мир, со сложностями, бедами, смертями, отчаянием и горем. И только принимая его таким, какой он есть, его можно полюбить. Неслучайно правит Фантазией Девочка-Королева: она является олицетворением детской мечты, которой подвластно абсолютно всё. Она же мудро допускает в Фантазии свет и тьму, добро и зло. Эта дихотомия — каркас, на котором зиждется этот, как оказывается, хрупкий мир. И, опять же, неслучайно, именно ребёнку с его необузданной фантазией и верой в чудо, под силу его спасти.

Книга великолепна. Да она отчётливо разделяется на две части, что разнятся по динамике, настроению и атмосфере. Понимаю нарекания в сторону второй части. После безупречной приключенческой первой, она вначале второй провисает, а под конец перерождается в настоящую притчу о пути, о поиске, о смысле. Соглашусь, что не всем это может понравится. Я тоже пережил этот контраст, но справился, доверившись автору. И финальные главы не разочаровали.

Собственно, в «Бесконечной истории» обыгрываются два стандартных сюжета: спасение мира и спасение себя. Но таким образом, что без спасения самого себя, спасение мира (и сам спасённый мир) невозможно и бессмысленно. В истории множество великолепных фрагментов, драматических моментов и даже жутких сцен (помним, что Фантазия кишит опасностями). Читается она легко и тяжело от себя отпускает, оставляя для поклонников безграничное пространство для творчества (читай фанфиков).

«Бесконечная история» — самобытное произведение, которое заслуживает почётного места в ряду с прославленными книгами фэнтезийного жанра. И да, эта книга без возрастных ограничений, ибо очень хороша.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Бесконечная история» Михаэля Энде считается (и вполне заслуженно) одним из самых известных и любимых во всём мире произведений немецкой литературы ХХ века. По жанру это сказка, возможно, фэнтези (но с серьёзными оговорками; потому что у самого автора такое определение, вероятно, вызвало бы протест).

Много лет назад я читал русский пересказ этой книги приболевшему сыну, и тогда мне эта книга показалась удивительной — более завораживающей даже чем «Властелин колец» (в сокращённом, как оказалось потом, но юбилейном выпуске издательства «Северо-Запад»). Десятилетний школьник Бастиан Бальтазар Букс, спасаясь от преследовавших его однокашников, забегает в книжный магазин и... там происходит чудесная встреча с книгой «Бесконечная история», читая которую мальчик переносится в страну Фантазию, подвергшуюся неожиданной напасти... переносится сначала как читатель, а затем и как главное действующее лицо (кстати, в оригинальном издании сцены из нашего мира даны красным (рубиновым) цветом, описание событий в стране Фантазия — зелёным).

Не знаю почему, но не смотря на всё обаяние того пересказа, тогда я дошёл только до его середины, а потом чтении прекратил... Не раз хотел вернуться и продолжить, уже и перевод издали, однако... словом, прочитал сейчас всё в оригинале. Поистине, wunderbar!

Действие можно разделить на две части.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В первой маленький житель Фантазии Атрейу (в переводе стал Атрейо, кажется) ведёт нелегкий поиск средства спасения смертельно больной повелительницы всей Фантазии Императрицы Девочки (Kindliche Kaiserin) и, соответственно, всей страны в целом, которую угрожает поглотить страшное Ничто. В процессе встречается с разными удивительными существами, населяющими Фантазию, далеко не всегда дружественными, и с определённого момента путешествуют на огненном Драконе Счастья Фухуре (в переводе превратившемся в Фалькора). А Бастиан, спрятавшись от всех в школьном хранилище, напряжённо следит за происходящим как читатель.Эта часть наиболее всего похожа на традиционное фэнтези. Кстати, и специальный талисман передан Императрицей отважному Атрейу — оберег АУРИН. Впрочем, подобно кольцу всевластия, которое нёс с собою Фродо у Толкина, и этот амулет имеет не только положительное влияние на его носителя.

Это выясняется в части второй, где таким носителем АУРИНа оказывается уже Бастиан, присутствие которого непосредственно в Фантазии оказалось совершенно необходимым для выполнения миссии спасения Императрицы и её страны. Повествование в этих главах, на мой взгляд, несколько отличается от предыдущих эпизодов. В начале, когда Бастиан создает необычный ночной лес, который днём превращается в Пустыню Красок Гоаб, действие вообще, как мне показалось, несколько «провисает».

Но затем становится ясно — Бастиан, превратившись в Фантазии из неуклюжего домашнего увальня-сочинителя историй в юного удальца, настоящего героя сказок, должен пройти через ряд самых различных испытаний... И это действительно происходит. Причем, все эти фазы (или стадии), сменяясь одна другой, как бы не получают своего разрешения, что кстати как-то удивительно соответствует названию книги, — возникает лёгкое ощущение некой дурной бесконечности... Но в итоге автор чрезвычайно искусно сводит концы с концами — демонстрируя недюжинную фантазию, создавая сцены то мрачные, то трогательные. Посему итоговое мнение: шедевр, заслуживающий всеобщего внимания.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Помню, отец мне её читал в детстве. Нравилось, но казалось каким-то слишком сложным, накрученным. Теперь, в 36, когда читаешь сам, произведение таким уж сложным не кажется. Толстый паренёк, которого одноклассники считают лузером, крадёт книгу, потом прячется на чердаке школы, чтобы эту книгу прочитать. Внизу идут уроки, а он всё глубже погружается в мир Фантазии, которому угрожает смертельная опасность, и, в конце концов, сам оказывается в этом сказочном мире,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
чтоб стать его спасителем, творцом, героем… завоевателем, изгоем, никем.

Повествование движется быстро… а затем просто стремительно, калейдоскопично. При желании можно вычленить целую вереницу мотивов, пронизывающих его (тут и поиск, и взросление, и преодоление себя, и бегство от реальности) – да только не хочется. Если разложить калейдоскоп на несколько более простых картинок, он перестанет быть калейдоскопом, перестанет увлекать и зачаровывать. Потому, мне кажется, следует не копаться в этой книге в поисках смыслов внутри смыслов, а попробовать принять её как сложное целое – яркую, чуть перенасыщенную сказку, в главном герое которой каждый читатель рано или поздно узнает себя. И, узнав, лучше всего воспримет тот смысл, который ближе всего ему. Меня, к примеру, тронуло описание того, как наши желания, сбываясь, меняют нас.

И всё же – детская ли это книга? Сам автор определил главного героя как десяти-одиннадцатилетнего… вполне возможно, что книга именно для этого возраста. Но я бы всё-таки рекомендовал родителям не пускать дело на самотёк, а прочесть её одновременно с ребёнком, чтобы потом обсудить.

Оценка: где-то 7.5. Буду ли перечитывать? Вероятно, да – как раз для того, чтобы обсудить с детьми.

Оценка: 7
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Каждая настоящая история — это история, конца которой нет».

Думаю многие в детстве смотрели замечательный детский фильм «Бесконечная история» про Бастиана, Атрейо и белого дракона Счастья Фалькора? Я этот фильм обожала, поэтому когда случайно в книжном наткнулась на «Историю, конца которой нет», то не смогла, как и Бастиан, уйти без нее домой. Вот так бывает, что в определенный момент жизни встречается нужная книга, которая кажется сама тебя выбрала...

Эта история на первый взгляд о том, как страна Фантазия оказалась в беде и только маленький мальчик мог ее спасти от превращения в Ничто. Если приглядеться, то это история наглядно показывающая, как важно не разучиться мечтать и верить в чудеса, чтобы наш мир не был поглощен серостью, глупостью и обыденностью. Мечты возвышают человеческий дух и формируют личность.

Если вы мечтаете услышать, как поет дракон Счастья, увидеть сияющую Башню Слоновой Кости, где живет Девочка Королева и познакомиться с самыми разнообразными волшебными существами, то достаточно открыть страницы этой книги.

«История, конца которой нет» — произведение, которое, как я считаю, должно быть в каждой библиотеке. Это книга, которую можно перечитывать неисчислимое количество раз в любом возрасте, а потом подарить своим детям. Я бесконечно рада, что эта книга попала мне в руки.

Напоследок хочу сказать словами Бастиана, полностью отражающими мое мнение: Книга — это целый мир, населенный персонажами. Открывая первую страницу книги, читатаель дарит жизнь этому миру, а его персонажи становятся близкими и родными. Даже когда последняя страница перевернута, приключения героев не окончены, они будут жить пока читатель будет помнить о них, и снова переживать вместе с ними захватывающее путешествие. Так же и с Фантазией, и с «Историей, конца которой нет». Они будут существовать пока люди будут верить. А вы верите?

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всё возвращается на круги своя

Я помню, как в детстве впервые посмотрела фильм «Бесконечная история». Как же мы с мамой рыдали, когда лошадь тонула в болоте. А о детских кошмарах, когда Атрейо переходил путь между двумя сфинксами — это же ужас! А финальная битва со злом? Мне кажется мои нервы были на грани! И какого же было мое удивление, когда узнала, что у любимейшего фильма детства есть первоисточник! Книгу приобрела практически сразу же, правда читать ее не торопилась. «История, конца которой нет» лежала на книжной полке целых 4 года, но словно магнит — притягивала к себе. Лишь недавно решилась взять Историю в руки и... Все же я понимаю почему режиссер решил экранизировать «Бесконечную историю» именно так.

Во-первых, что хочу особенно отметить, — я все же остаюсь фанаткой фильма. Даже не смотря на то, что книга дает совершенно другой взгляд на персонажей. Добрая половина «Бесконечной истории» читается на одном дыхании, но когда Бастиан попадает в фантазию — все, желание читать как рукой отбило. Мне абсолютно не симпатичен этот герой, более того, он меня жутко бесит!

Во-вторых, мне не понравился перевод. Знаете, я вообще далека от лингвистики, но не думаю, что перевод книги удачный. В некоторых моментах казалось, что переводом занимались любители. Сейчас грубо скажу — какая-нибудь Мария Спивак. Он местами хороший, а местами возникало чувство, что переводил новичок.

Сложно описать свое отношение к книге. 50/50. Книга пойдет детям, но лучше бы сделали новый перевод. Не могу сказать, что кому-нибудь посоветую «Бесконечную историю».

Оценка: 6
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вера в сказку – это вера мудрого человека. И всякий мудрый человек способен отличить рассказ того, кто вернулся из Фантазии от самой искусной на свете лжи. Жизнь и фантазия изображены на талисмане, врученном герою, виде двух змей, кусающих друг друга за хвост, образующих круг и неразлучных. А с обратной стороны – надпись: «следуй своим желаниям». И ради того, чтобы объяснить этот знак и научиться следовать своим желаниям, ради одного этого затевалось все приключение, такое волшебное, хрупкое, многогранное и вместе с тем строгое и печальное. Страна фантазия чей фундамент – забытые сны — существует благодаря людям, все истории рассказанные и не рассказанные, добрые и злые существуют на ее земле вечно и бесконечно повторяются. А управляет фантазией девочка королева, и все существа, хрупкие феи, быстрые эльфы, неуклюжие древесные тролли, хладнокровные вампиры и чудовища, уродливые внешне и внутренне, трусливые, злые и подлые равно служат девочке королеве, не могут и помыслить о предательстве по одной простой причине – она являет собой их право быть такими, какие они есть. Девочка Королева – суть любви – сердце фантазии, она живет уже тысячи лет, она принимает все и всех, она не знает разницы между тем, что легко и тем, что совершенно невыносимо. А выглядит она из века в век «как маленькая девочка». Как и все существа фантазии, она живет лишь благодаря людям, людям, которые дают ей новые имена.

Вот поэтому мудрые люди понимают друг-друга, когда говорят о ней и о ее стране. Любовь легко узнать, чье бы имя она не носила. Легко узнать, потому, что она и только она позволяет нам быть такими, какие мы есть.

Сказка делится на три части, очень разные по настроению и глубине. Первая – собственно сказка, сказка о фантазии, забытой людьми и исчезающей в невидимом и неосязаемом «ничто». Здесь все обусловлено и хороший конец не минем. Вторая о мальчике Бастиане, услышавшем зов фантазии и давшем имя девочке королеве. Эта самая красивая часть, где рождается лес, сотканный из света, где пролегает разноцветная пустыня Гоаб, а самые уродливые существа превращаются в веселых бабочек и надоедают себе до смерти. Эта часть о желаниях и фантазиях. Третья часть, самая строгая и грустная, – о самом герое, как ведется о каждом из нас, и о волшебной связи двух миров, двух змей, которые уничтожат все если отпустят друг друга. История возникает в сердце человека тогда же когда возникает любовь – не важно, к чему или кому, имя может быть любым. И именно тогда, оживленная любовью, история поселяется в стране фантазии. Но когда любовь теряет имя, теряет связь с реальным миром, в фантазии поселяется пустота. Пустота превращает истории в ложь и выкидывает обратно, в мир людей. Ложь имеет огромную силу заставлять людей верить в то, что они живут как хотят, отнимать у них желания и волю к любви. Так два мира уничтожают друг друга. А о том, как они друг друга спасают, рассказывает «Бесконечная история» — сложная и многослойная сказка, вначале радостная и добрая, в конце глубокая, тихая и на самом деле счастливая.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из немногих книг в моей жизни, купленных, будучи завлечённым обложкой с кадром из экранизации. И думаю, я не единственный, кто не сможет пересматривать фильм, прочитав роман. Ведь в книге содержится настолько больше — и в сюжетном, и в идейном планах. Сотни невиданных зверей и неведомых дорожек, десятки умных философских мыслей, тысячи историй, которые ехидно обещают рассказать «когда-нибудь в другой раз». Это не просто гимн детской фантазии, как может показаться сначала, но предостережение мечтам о всевластии, комментарий по поводу поисков истины, напоминание, как важно не потерять связь с ребёнком в себе, предупреждение о цене желаний. И рассказано всё это без видимых швов, кое-где пользуюсь индульгенцией «это страна Фантазия, делаю всё, что хочу», но ни разу ей не злоупотребляя. Я до сих пор помню множество глав из книги: главный герой попадает в город несостоявшихся королей Фантазии, встреча с представителями разных философских течений в университете, которые, увидев, откуда пришёл их спаситель, снова остаются ни с чем, отчаянный финальный квест героя, в котором за каждое желание он платит утратой воспоминаний. Каждая из сцен неповторима по глубине мысли и эмоционального воздействия.

Да, я не помню каких-то деталей: пока не прошерстил рецензии, был уверен, что главного героя звали Бальтазар(впрочем, по-моему, у него таки было двойное имя), но того, что я помню о книге, хватает, чтобы занести её в число самых любимых книжек для детей, которые и взрослым ни разу не противопоказаны — в ряд с Милном, Экзюпери, Кэрроллом и Барри. Это современная классика, и зря я про неё так не ко времени вспомнив — сразу начинаю критичней относиться к The girl who circumvented Fairyland in the ship of her own making, которую читаю сейчас.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

После разочарования от «Чернильного сердца» Функе (при весьма хвалебных отзывах) не ждала ничего особенного от «Бесконечной книги» Михаэля Энде . Как я ошиблась;)!!! Как наказа-..., тьфу, вознаграждена!!! Как хорошо, что эту книгу я купила, а не взяла в библиотеке!

Если Функе решила рассказать историю с оглядкой на «реализьм», то Энде на «реализьм» решительно наплевал и растёр. Он написал замечательную сказку, не скупясь на волшебные декорации, не боясь «роялей в кустах» (впрочем, чувство меры у писателя есть), не боясь «банальности» (т.е. вечных и давно известных истин). На выходе получилась великолепная волшебная сказка на вечную ему: взросление человека (не в смысле, что ребёнок превращается в циника-скептика, а взросление в настоящем смысле этого слова).

Рекомендуется всем , кто сумели дорасти до чтения таких сказок.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не могу передать свое состояние, когда я поняла, что «История, конца которой нет», закончилась. Дело даже не в том, какой была концовка ( и я вам об этом не скажу))... дело в том, что герои настолько живые, что как героев их уже не воспринимаешь. Это — твои друзья. Ну или враги — тут уж с кем столкнешься.

Книга, хотя вроде бы написана для детей, однозначно подходит и взрослым. Казалось бы, с чего, почему? Ведь её главный герой — маленький мальчик, который любит читать....

Тем не менее, это действительно так.

Что касается самого сюжета....

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
мне безумно понравился миллион историй, которые в этой книге начинаются... и не заканчиваются («но это другая история, и мы расскажем её как-нибудь в другой раз»).. и ты додумываешь эту историю, и конца у неё нет и быть не может, ведь Фантазия не имеет границ, Мне понравились постоянные намеки на то, что, возможно, кто-то сейчас читает свою Историю, Конца Которой Нет, и у него она своя, и сам Бастиан, и реальный мир — лишь часть Истории... мне было действительно страшно на этих строчках. Потому что вдруг и я тоже — лишь часть Истории?

Фильм, снятый по книге, безусловно, очень хорош. Но книга... книга — это всё-таки книга. Её надо читать... и перечитывать, потому что у этой Истории нет конца.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Оказывается, я люблю не все сказки подряд...

До появления Бастиана в Фантазии это была просто очередная книга: не плохая вроде, но и восторгов не вызывающая. С появлением же его там книга стала в разы хуже, я читала лишь бы дочитать.

Ждала сказки: разумной, доброй, светлой. Получила идиотское поведение героя, подкрепленное чуть ли не поддакиванием автора. Есть, конечно, выражение, что всё познается в сравнении, и на это, видимо, автор и рассчитывал, показывая всю отвратительность поступков Бастиана – но для меня это не послужило оправданием. Сказки обязаны нести в себе добро! Чернухи и негодяев в других жанрах хватает. А если уж в сказке присутствуют зло и глупость (собственно, куда же без них), но они должны как-то оправдываться, я тут даже не против толики морализаторства. И из-за подобного построения сюжета, мне кажется, «Бесконечную историю» скорее стоит причислить к фэнтези. А как фэнтези очень уж она посредственная, предсказуемая, скучная.

В концовке герою всё, фактически, сходит с рук, всё, что натворил, за него исправит Атрейо, и даже наказание за кражу книги у Кореандера он не несет. И чему же учит детей сия вещица? Нет, читать-то деткам, может, и интересно, но вместе с идеей «мечтай, твори, волшебство вокруг тебя!» на корочку запишется и что-нибудь ненужное. Именно поэтому я всё-таки категорически против подобных книг.

Оценка: 4
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное, как и большинство людей сначала я посмотрел фильм «Бесконечная история» и было это очень давно. Тогда даже не догадывался, что кинопродукт был создан по повести Михаэля Энде, и спустя много лет, когда нашел книги с удовольствием прочитал ее, а потом еще и перечитал (вроде даже два раза).

История с Атрейо, Бастианом, милым драконом, девочкой Принцессой и злым Гморком, да и вообще вся страна Фантазия и ее уникальные персонажи завораживают, заставляют сопереживать и создают особую атмосферу, настоящую сказку, причем не детскую, как думалось ранее, а сказку-легенду, очень актуальную и всегда прекрасную, диковинную, чарующую и ...бесконечную.

Обязательно прочитаю эту книгу еще, как минимум, один раз.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх