fantlab ru

Роман Глушков «Клетка без выхода»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.31
Оценок:
68
Моя оценка:
-

подробнее

Клетка без выхода

Роман, год; цикл «Менталиберт»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 7
Аннотация:

Аферист и налетчик Арсений Белкин привык к рискованной жизни. Однако сюрприз, который судьба преподносит Арсению во время очередного ограбления, выходит за всякие рамки. Получив смертельные ранения, неудачливый грабитель не попадает в тюремный госпиталь или морг, а непостижимым образом оказывается в загадочном мире Терра Нубладо, полностью отрезанном от привычной Белкину реальности и живущем по особым законам, которые показались бы жестокими даже на Диком Западе. Пытаясь найти ответ на вопрос, куда забросила его судьба, Арсений еще не подозревает, что стал пешкой в грандиозной игре, затеянной создателями виртуальной реальности нового поколения.

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 425

Активный словарный запас: высокий (3104 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 89 знаков, что немного выше среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 36%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Клетка без выхода
2006 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Терра Нубладо — туманный мир, населенный оседлыми и скитальцами, в котором все жители подчиняются Балансу. Главный герой, в прошлом вор Арсений Белкин, в Терра Нубладо Проповедник, маэстро проксимо-боя и слуга Баланса, избавляющий мир от «одержимых» — скитальцев, нарушающих Баланс. Арсений уже 5 лет живет в Терра Нубладо, терпеливо собирает странности этого мира и пытается понять, что же с ним случилось — он умер и попал в ад искупать свои прошлые грехи охотой за одержимыми? или он жив и находится в коме? или...

Глушкова в какой-то мере можно считать предтечей жанра литрпг, высоко реалистичный виртуальный игровой мир и оцифрованная личность, запертая в этом игровом мире. Роман написан за 6 лет до всплеска популярности жанра литрпг, но увы, стать вдохновителем нового жанра для других автор не смог, несмотря на все предпосылки для этого. По сути, автор, глазами главного героя один из первых описал создание виртуальных игровых мира, коснулся вероятных проблем, как виртуальных миров (крекеры-читеры, использование виртуала для бизнес-конференций), так и реального мира, в котором из-за изобилия информационных потоков появились новая болезнь (патология Гросса), предвосхитил оцифровку человека, но из-за того, что виртуальный игровой мир получился не интересным, львиная доля очарования книги исчезает. С самого начала понятно, что речь идет об игре, но не ясны правила по которым живет игровой мир. Как зарабатывается игроками авторитет, который и является мерилом успешности игрока? Чем живут скитальцы-игроки в Терра Нубладо, кроме как участием в перестрелках, пьянстве и посещение борделей? Каким образом игроки становятся диктаторами и как они управляют своими владениями? Что вообще может быть интересного в мире, который скрыт в тумане и видимость часе всего не превышает 200 шагов? В таком игровом мире действительно сочувствуешь главному герою, думающему что он попал в ад. Ну ладно главный герой, у которого просто нет выхода, а остальные игроки зачем день за днем погружаются в этот туманный мир?

Первое прочтение книги, до знакомства с жанром литрпг, оставило лучшее впечатление, чем теперь, когда я прочел десятки книг в подобном жанре. И нельзя сказать, что это полностью литрпг, многого не хватает, но и не сравнивать с этим жанром не получится — слишком много общего. Идея хороша, но читать стоит только не знакомым с жанром литрпг, игрового мира много, а по каким правилам он работает не ясно.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Однажды мы просто захлебнемся, пытаясь преодолеть очередную накатывающую на нас волну прогресса.

Порой жизненные неурядицы и разного рода проблемы буквально захлестывают человека с головой. Люди реагируют на это поразному: одни стойко переносят эти тяготы, а другие пытаются спрятаться и отстраниться от них, находя какие-нибудь способы, позволяющие им отвлечься от окружающей их действительности и хотя бы немного забыться. И наизобретало человечество таковых способов за свою историю преизрядно. Одно время весьма модным были уход в монастырь и, как естественное продолжение монашества, отшельничество. Затем умами завладели менее экстремальные методы эскапизма — разного рода увлечения и хобби, позволявшие расслабить мозг после напряженного трудового дня и отключиться от ежедневных проблем. С совершенствованием книгопечатания, литература стала вдруг легко доступна широким массам населения и оказалась одним из самых популярных способов на время сбежать от реальности. Затем её место прочно заняли сначало радио, а затем — телевидение. Сейчас же их весьма уверенно потеснила новая глобальная забава — интернет, вмешающий в себя не только всё выше перечисленное, но и множество нового, не менее притягательного. Именно он в наше время предлагает людям уникальную возможность с головой погрузиться в иные миры и времена, примерив на себя практически любую личину — это многопользовательские он-лайн игры, индустрия которых переживает сейчас расцвет. Писатели-фантасты просто не могли пройти мимо такой многообещающей темы и успели наваять множество произведений, так или иначе связанных с тематикой он-лайн игр. Одним из них и стал Роман Глушков, написавший роман «Клетка без выхода».

Человек по своей природе смертен. Это непреложный факт, который врядли кто-нибудь возьмется оспаривать. Вот о том, что станет с человеком за порогом смерти, теорий выдвинуто довольно много. Здесь вам и рай с адом, и колесо сансары с реинкарнациями, и атеистический полный конец всего. А уж сколько различных посмертий фантасты понапридумали — и не сосчитать. Но все эти теории так ими и остаются, потому как ещё никому не удалось вернуться с «той стороны» и представить убедительные подтверждения того или иного умозаключения. И остается обычному человеку лишь мучаться неизвестностью да ломать себе голову над вечным вопросом — что же ждет меня после прихода старухи с косой? Арсений Белкин, в свете своей профессии, явно о смерти никогда не забывал. Но врядли его так уж волновало посмертное существование и спасение его белкинской души. Более всего его занимала куда более понятная и реальная проблема — как бы вдруг не погибнуть. Таковая возможность предоставлялась ему не раз, потому как был Арсений бандитом и активно занимался своим бандитским ремеслом. В один прекрасный, а, точнее, ужасный, день это самое «вдруг» наступило. Арсений умер... и воскрес. Или не воскрес, но уж и точно не был мертвым. Очнулся он в весьма странном месте не особо похожем на всё то, о чём он слышал за свою жизнь. И не ад, и не рай, и... вообще не поймешь что, более всего похожее на Дикий Запад времен Панчо Вильи сотоварищи. Называлось это странное место Терра Нубладо и Арсений был там отнюдь не единственным обитателем. Как вскорости выяснилось, у Белкина там обнаружились обязанности — бывший бандит теперь встал на сторону Баланса, примерив на себя шкуру Проповедника и, откуда не возьмись, научившись без промаха стрелять, что было в мире, где у каждого был пистолет, весьма полезным навыком. Со временем новоявленный Проповедник начал замечать, что в Терра Нубладо есть некоторые странности, объяснить которые он не в силах.

Читая роман Глушкова, я постоянно ловил себя на мысли, что где-то мне это всё уже попадалось. Нет, я не говорю ни о каком плагиате или чём-нибудь подобном, речь лишь идёт о вторичности идей, которые он использует для построения сюжета своего произведения. Судите сами: посмертное существование матрицы человеческого сознания внутри некой машины — очень старая НФ-идея. Не знаю, кто написал об этом первым, но я помню, как читал об этом ещё у Саймака в его «Принципе оборотня». Путешествие по виртуальным мирам тоже черезвычайно распространено (если опять вспоминать классиков, то это хотя бы «Доннерджек» Желязны). Автор лишь взял эти сюжетные ходы и сплел их воедино, приправив для колорита необычным миром, в котором вынужден существовать его герой. Роман почему-то позиционируется как киберпанк, хотя не имеет к нему никакого отношения. Нет и в помине никакого «high tech, low life», никаких маргиналов, наркотиков, ИИ — всё сводится к приключениям героя в среде виртуальной игры, более всего тяготеющим к жанру обычного фантастического боевика, которому лишь придали для большей модности отдельные черты киберпанка. Но, при всей вторичности, текст всё же выделяется несколькими весьма интересными авторскими находками, связанными с обустройством и функционированием эрзац-реальности Терра Нубладо. Так Глушков весьма нетривиально подходит к тому способу, с помощью которого пользователи проникают как в мир игры в частности, так и в виртуальную сеть вообще. Кстати, в романе эта сеть является как бы «наследницей» интернета и именуется Аутом: «Всё, что происходит за пределами реальности — игры, клубы для общения, информационные ресурсы, всякие интерактивные забавы — это и есть Аут». Так вот, в мире Арсения Белкина нет никаких мозговых чипов и имплантантов, никто не втыкает себе или партнеру никаких штекеров в мозг — всё гораздо изящней, хотя и менее научно. Для того, чтобы узнать глубину кроличьей норы совсем не нужен Морфеус со своими таблетками, для погружения в виртуал используют ВМВ. «ВМВ — это Внешние Ментальные Волны, которые способен воспринимать наш мозг. Телепатический контакт между людьми, воплощенный в реальность при посредстве специального оборудования». То есть телепатия, соединенная с компьютерами и дает тот небывалый эффект присутствия, который и не снился современным адептам сетевых баталий. Теперь игровой персонаж становится настоящим альтер-эго игрока, а для многих и фактически заменяет его реальный образ, хотя, конечно, «нет ничего хорошего в том, когда игра начинает становиться для тебя жизнью».. Второй интересной особенностью служит тот подход к конструированию игровых миров, что используется в мире романа. Программисты имеют к нему весьма опосредованное отношение — всё игровое окружение, включая статистов-оседлых, пейзажи, физические законы и общий сценарий развития событий в мире держится исключительно на фантазии одного единственного человека, называемого Креатором. Он и только он в ответе за стабильность и относительную достоверность игровой вселенной, а штат программистов служит лишь для придания окончательного лоска его фантазиям. То есть у Терра Нубладо есть свой Бог, живущий по принципу: «Нет предела совершенству, а совершенству фантазии — и подавно...»

Вот только все эти находки так и не уравновешивают основные недостатки книги: вторичность легших в основу текста идей и полное отсутствие некой цементирующей сюжет сверхидеи. Изначально необычный сеттинг и весьма лихая приключенческая история отвлекают читательское внимание на себя, но чем более вчитываешься в роман, тем острее начинаешь осозновать тот факт, что мотивация героев основательно притянута за уши и многие свои поступки они совершают лишь по авторской на то воле. И тут же все разудалые похождения респетадо Белкина словно подергиваются той самой дымкой нереальности, которая так мешает разглядеть горизонт в Терра Нубладо, а оригинальные ходы почему-то теряют изрядную долю привлекательности.

Итог: в целом неплохой развлекательный боевичок, модно приодетый, но внутри пустой, как те манекены в витринах магазинов. Он вполне способен увлечь, но после прочтения почему-то не возникает никакого желания перечитать его когда-нибудь впредь. Посмотрим, может продолжение получилось у господина Глушкова удачнее, ведь нередко бывает так, что автор «расписывается» ко второму тому. Сие же творение могу порекомендовать лишь тем, кто хочет, особо не напрягая мозг, отдохнуть и занять себя чем-нибудь на час-другой перед сном.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Просто посидеть расслабиться вечерком. Однозначно боевая фантастика с налётом киберпанка.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх