fantlab ru

Роберт Хайнлайн «Достаточно времени для любви, или Жизни Лазаруса Лонга»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.50
Оценок:
562
Моя оценка:
-

подробнее

Достаточно времени для любви, или Жизни Лазаруса Лонга

Time Enough For Love

Роман, год; цикл «Дополнительная история будущего», цикл «Лазарус Лонг», цикл «Мир как миф»

Аннотация:

«Мы перевалили через вершину. Теперь наша раса могла бы оставить пятьдесят планет, плотнее сомкнуть ряды и двинуться дальше. Наши галантные дамы возместят потерю за одно поколение. Но едва ли подобное случится; до сих пор нам не удалось повстречаться ни с одной расой, такой же бессовестной, настырной и коварной, как наша...» Человечество покорило космос, но перед ним встал новый, совершенно неожиданный выбор. И решение нужно принимать не откладывая...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Посвящается «Биллу и Люси». Билл Корсон был другом четы Хайнлайнов. Люси — невеста Билла во время войны, с которой он познакомился в Нью-Йорке. (из авторской колонки bellka8)


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Прометей / Prometheus Awards, 1998 // Зал славы

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1974 // Роман

номинант
Небьюла / Nebula Award, 1973 // Роман

номинант
Юпитер / Jupiter Award, 1974 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (6)

Миры Роберта Хайнлайна. Книга 17
1994 г.
Достаточно времени для любви, или Жизни Лазаруса Лонга
2002 г.
Достаточно времени для любви
2008 г.
Достаточно времени для любви, или Жизнь Лазаруса Лонга
2018 г.
Достаточно времени для любви, или Жизнь Лазаруса Лонга
2024 г.

Издания на иностранных языках:

Time Enough For Love
1998 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Каюсь, я не понимаю, как Хайнлайн умудряется делать крайне увлекательные и пикантные темы настолько тошнотно-пресными, скучными и неприятными, что отбивается даже желание думать о них. Ну вот групповушки, свингеры, свободные сексуальные отношения — Хайнлайн пишет о них так, что его работы стоит взять на вооружение пропагандистам, ратующим за воздержание и целомудрие. И нет, он не обличает порок, аки авторы «Волка с Уолл-Стрит», он пишет обо всём этом всерьёз и по факту, занимается пропагандой. Но, блин. Я даже не знаю, с чем сравнить. Прочитай я эту книгу в подростковом возрасте, сама бы мысль о подобном разврате стала бы для меня противной, наверно, пожизненно.

Возможно, Хайнлайн просто слишком увлёкся инцестом и рассказами, как это хорошо, если, пардон, член встаёт. Нет, у него реально какой-то пунктик по этому поводу. Дочери. Внучки-правнучки-прапрапра... Сёстры. Мать. Свои же чёртовы клоны и т.д. Если когда-нибудь инцест начнут реабилитировать в массовом сознании, как гомосексуализм, творчество автора наверняка будет в авангарде этого движения — такой апологетики инцеста я раньше не видел даже на порносайтах. Хотя.... Я понял, чем меня отпугивает «разврат Хайнлайна» — своим цинизмом и рассудительностью. В «Свободном владении Фарнхэма» и здесь он с пугающе научным обоснованием объясняет необходимость оттрахать свою дочь\сестру\мать, если нужно. Точно так же с чисто деловым подходом он объясняет, почему жёнам полезно трахаться и рожать от всяких разных мужчин, даже если настоящий отец будет неизвестен и т.д. И сколько бы автор здесь не рассуждал о чувствах и любви, на самом деле он их практически исключает из секса, низводя его на уровень чисто механического получания удовольствия.

А чего здесь стоит Лазарус Лонг... Этот сверхчеловек настолько прекрасен и могуч, что вообще все встречные женщины готовы на коленях с открытым ртом охотиться за его драгоценной спермой, чуть ли не умоляя оплодотворить их. У меня такие фантазии были в подростковом возрасте, лет в 16-18. Его сперматозоиды настолько могучи и совершенны, что от них здоровые дети родятся даже от ближайших родственниц и от самого себя! Ну и да, мне как представителю народа, который в 1940-ых едва-едва не был истреблён как «генетическое отребье» представителями «высшей расы», было достаточно неловко читать про откровенно евгенические фантазии и необходимость правильного размножения только с теми, с кем надо.

Что же есть хорошего? Ну, во-первых, восхитительная история о хитрозадом ловкаче, который всего старался достигать с минимальными усилиями — я сам такой же, даром, что не настолько умный. Будь эта история издана как отдельная повесть — поставил бы «9», не меньше.

Ещё неплохая история про колонистов, осваивающих Дикий Запад. И да, блин, это Дикий Запад, а не иная планета. Я ещё мог скрипя зубами стерпеть «фермеров» на Ганимеде, но герои, которые с ишаками и на телегах идут осваивать фронтир с помощью технологий начала 19-го века... Смешно было читать про описываемое благолепие, потому что вульгарные колхозники с техникой уровня космической эпохи, соответствующми семенами, удобрениями, агро-наукой и прочим, в честной конкурентной борьбе разорили бы этих фермеров за полтора сезона, максимум.

Оценка: 6
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

В 23 века он так нашустрил: проституток всех осестрил, астры звездил, звезды астрил, все миры перереестрил, оставалось только...

Стреляются у Северянина, хайнлайновский Лонг морил себя так причудливо сложно, что потомки его вычислили и, с удовольствием, спасли.

Книга суха, местами зла и похожа на олитературенный программный манифест утилитарного прагматизма. Вот только учитель — суицидник и, сколько не хвалил секс и семью (в свингеровском варианте), даже от занятий бизнесом в конце пути поддержки не получил.

И, вот, ранее уподобивший науку собиранию пуговиц, заботившийся о будущем, решается участвовать в чисто научном проекте обращенном целиком в прошлое.

Подтверждение морального банкротства, а не программный манифест.

Более того. Лазарус был рабом, банкиром, капитаном, юристом, вышибалой и т.д. и т.п. Был. Сделал...? Высшее достижение: ковчег угнал, и то не в одиночку (и не в этой книге). Литература для него закончилась на Шекспире, музыка на шалмане, познания — оценка последствий инцеста и эмиграции достойны бонопартистской каббалистики Пьера Безухова. Уличный грабеж зовя социализмом, шаманов и священников готов вешать и т.п.

Хайнлайн держится правды: реальные долгожители не титаны. Огород, дети и душевный комфорт. Но насколько же серы Лазарус Лонг, его жизнь и любовь, по сравнению, хотя бы, с Фам Нювеном Винджа. Приключения — космический век играет в освоение Дальнего Запада на говорящем муле. Климат даже не изучив.

Впечатляет, но не в хорошем смысле.

Впрочем, есть два достойных места. История ленивого парня — автор припомнил о флоте кое-что вне идеалов «Космического кадета» и «Гражданина Галактики». И отрывок о памятном по «Пасынкам Вселенной» звездолете «Авангард», с важным фактом про экипаж.

Рекомендуется хайнлайноведам.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весьма длинное и неровное произведение. Что будет чувствовать человек, который живет неограниченно длинное время? Причем он вовсе не бессмертный, его вполне можно убить, он может умереть в результате несчастного случая, он может даже умереть от старости, если вовремя не пройдет омолаживающие процедуры. А если пройдет реювенилизацию – то будет опять молодым. И если проводить такие процедуры регулярно – вот вам и бессмертие по сути. Но омолаживается сугубо тело, память, чувства и прочее остается прежним. Таким образом, у человека получается вполне достаточно времени для всего, в том числе и для любви, хотя само понятие любви при этом становится несколько другим. Все произведение – по сути набор новелл о любви, правда временами весьма специфической. Больше всего понравилась история о Диком Западе на далекой планете, пожалуй, она была самая душевная. Интерлюдии же между этими новеллами показались нудноватыми. Поэтому только 6.

Оценка: 6
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну что начнём наверно с того как читателя вводит в заблуждение информация на задней обложке книги — этак невзначай переводя внимание на путешествие во времени — которому по факту выделено меньше сотни финальных страниц.

Дальше по нарастающей — обильное пустословие автора — главный грех всего «позднего Хайнлайна» — многостраничные пустые тексты не имеющие связи с сюжетом и не представляющие никакого интереса и пищи для размышлений.

Пытаясь создать новый магнум опус автор понадёргал идей из предыдущих книг и сшил неумелыми аляповато-раздутыми лоскутами. Выглядят эти многочисленные истории абсолютно не к месту — ни как не связаны с основным сюжетом (присутствующий в нитевидном состоянии:)). Автор не к месту вдаётся в научные изъяснения, громоздит множество ненужных абзацев, отчего истории разбухают, становятся нудными и через несколько страниц у читателя теряется не только нить повествования и собственно сама проблема завязки историй, но и пропадает интерес к сюжету и персонажам; а учитывая то, что история ни как не повлияет на основную ветку — и подавно пропадает всякое желание мучить себя чтивом длиннющих отрывков.

Самый прекрасный подарок ждёт примерно на середине книги — происходит смена локаций Лазаруса и предыдущая часть книги словно отрезана, остаётся каким-то не понятно долгим-долгим введением (по сути и не нужному) к основному сюжету, а читатель обозлённый не может понять какого чёрта тратил своё время на не нужную писанину. Вот так с середины книги словно открываешь новую, а прошлую, не законченную, оставляешь позади с чувством опустошения и не понимания.

Лазарус. Есть у Хайнлайна роман «Дети Мафусаила» — прекрасная вещь, написана в 41 году. В ней впервые появляется Лазарус.. В следующий раз герой появляется в 73 году — в данной книге. И в нём больше нет какой-то оригинальности. Он похож на любого главного персонажа поздних книг. Что старикашка Смит из «Не убоюсь зла», что Лазарус — абсолютно не отличимые персонажи, с одинаковой манерой речи и рассуждениями. Тоже саме и женские персонажи — шаблонно калькированы — что Юнис из «Зла», что абсолютно любая женская особь из «Лазаруса» — отличий нет никаких.

Вообще довольно приземлённые представления у автора в лице Лонга (а может и подсознательно вытекшие на бумагу) — по сути Лонг создаёт своё племя образца первобытно-общинного строя с собой во главе. Он вождь альфа-самец, все самки в семье его — за ними и ЕГО детьми ухаживают другие бета-самцы, которых он лично отобрал.

И вся книга — такая старо-патриархально-общинная.

К тому же Лонг, по сути влюблён в самого себя — его клоны девчёнки-близняшки которых он так любит и брюхатит — акт любви к самому себе. Та же дикая влюблённость в свою мать.

Кстати о повальном желании всех баб обрюхатиться именно от Лазаруса — самое забавное они сами не понимают зачем хотят этого. Как отвечает Иштар на вопрос Галахада — это не любовь, и не получение лучших генов. Тогда что!? Ответа нет — это нонсенс, только если не принять во внимание просто подсознание, первичный животный инстинкт самки на выживание своего потомства — тогда всё логично. Лонг лучший альфа-самец для выживания потомства, поскольку прожил дольше всех во вселенной. Бабы сами себе на социальном уровне разума не отдают отчёт в том как ведётся их биологическое бессознательное на феромоны Лонга:)))

Есть у Хайнлайна хороший рассказ «Все вы зомби» — о патруле времени. Где глав герой сменяет пол и сам себя рожает. Рекомендую прекрасную экранизацию Predestination, 2014 с Итаном Хоуком (Патруль времени в нашей локализации). Только здесь Лонг в галактическом масштабе размножает свой генофонд.

Вставлю сюда и Дору — мм, ну в общем-то тупая и не далёкая бабища, вот по факту. Спасённая в детстве Лонгом вышла замуж за спасителя — попахивает каким-то комплексом. И прожили всю жизнь в деревеньке уровнем развития дикого запада. Без современной техники и базы знаний. Лонг сделал из своих детей обычных фермеров — не выпуская за границы угодного ему мирка, не обучая сверх того, что сам преподавал. И даже не настоял на омоложении Доры, прекрасно зная как новая молодость заряжает позитивом. Нет — просто похоронил и свалил. Оставив потомков деградировать. И не надо про любовь и личный выбор каждого. Ещё бы одна жизнь в молодом теле ничего бы плохого Доре не сделала — не понравилось бы, так и не продлевала бы жизнь на третий заход. Просто была она женщиной узкого мирка в рамках границ своей долины и Лонга. А Лазарус просто получил удовольствие от прожитых нескольких десятков лет, похоронил, вздохнул и двинул дальше. Не более.

Местечковость. И при этом никакого развития технологий, всё застопорилось на уровне конной тяги конца 19 века. Как же меня бесит эта любовь американцев к Дикому Западу — всюду впихнут его (особенно в финальные фильмы трилогий любят ставить:))

Какое к чёртовой матери пятое тысячелетие — звездолёты, лазеры, нуль-транспортации. Нет — каждая новая колония на планете калька с дикого запада — лошади, навоз, безграмотность, пулевое оружие. Что это за бред такой вообще?! Ну, блин, Хайнлайн — включай мозги-то, думай что пишешь.

Многие, как и я при чтение аннотации на задней обложке ожидали (особенно помня хороших «Детей Мафусаила») головокружительный экшн, звёздные войны, открытие новых цивилизаций и из уничтожение, смешение разных рас и расцвет генной инженерии, налёт киберпанка — в общем мечталось о динамичном приключении с приятными философскими вставками. Ничего этого в книге нет — даже мало-мальски новыхх и главное хороших мыслей.

Бессмертие. Основополагающий стимул колонизации галактики выброшен за борт.

Лично я бы хотел прочесть как долгожительство, почти бессмертие, повлияло на социум и его расслоение. Как изменилась культура, подход к колонизации и самому восприятию жизни, мировоззрению.

Зачем бессмертным так активно рожать — в этом нет и нужды и достаточно времени, торопиться не куда. В связи с этим как изменились бы половые признаки человеческих особей — исчезла бы грудь, и перестала бы вырабатываться сперма — как не нужные для размножения и вскармливания элементы. Как эволюционировало тело, какие бы возможности развились (особенно ментальные). Показать возможность вынашивать детей вне тела женщины — в баках.

Раскрыть потенциал генной инженерии с заходом в область киберпанка + роль мыслящих ИИ.

Кстати, мне не понятно — зачем делать таких чрезмерно истеричных и эмоциональных ИИ? Головная боль сплошная от них.

Ничего из перечисленного в книге и близко нет. Хайнлайн попытался что-то показать краткими мазками — но в данной контексте книги такой подход не работает.

Возраст. Все герои прожили не одну сотню лет, но этого не чувствуется. Автор бездарно упрощает — деля всё на 10. Двухтысячелетний Лонг пердит как 60 летний старик; другие герои ведут себя и рассуждают на уровне 30-летних. 80 летняя героиня, многодетная мать и бабушка в омоложенном теле ведёт себя как 16 летний подросток.

Нет ощущения действительно долгоживущих людей. Автор не потрудился описать мысли, рассуждения и реакции человека прожившего не одну жизнь. А, они, думаю будут сильно отличаться от обычного старика. И к чему тогда вся эта бодяга с сотнями и тысячами лет — если перед нами по сути не прожившие и сотни лет. Хотел поделится старческими мыслями, так и делал бы героя максиму лет на 200-300. А то видите-ли персонажи прожили по 300-400 лет, а ведут себя как детки малые и хотят набраться опыта у ПАТРИАРХА прожившего 2 тысячи лет. Ох — как бредово. Что там нового-то для них?

Плюсы. Понравилось — автор впервые показал правдиво армию, без своего обыкновенного лизоблюдства и возвышенной мифологизации. А правду — как есть; никчёмные люди продвигаются по карьере, получают хорошее жалованье в отставке, а потом за дополнительные платы промывают молодому «мясу» о благе вступления в ряды доблестной и идти на убой во славу какой-то *уй пойми великой цели. После чего оратор возвращается домой забыв и наплевав на всё. Была в моей жизни встреча в военкомате с таким вот представителем — хотелось сразу врезать в рожу, когда это положило мне руку на плечо и елейным голосом сказало что послужить-то надо. Я смеялся последним.

Морин — в общем единственный живой персонаж, к тому же выполняет очень полезные для интимных мышц упражнения Кегеля (хороши как для женщин так и для мужчин).

Смысл. Идеи автора в общем-то понятны, все они не новы для Хайнлайна. Но реализованы в книге просто бездарно. Мазки и полуупоминания, а зачастую просто намёки в произведении такого характера не работают — нужно раскрывать полнее.

Читать или не читать — решать вам, но я бы не рекомендовал.

Оценка: 2
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я достаточно наслышалась отрицательных отзывов о позднем Хайнлайне и за «Достаточно времени для любви» бралась с опаской. И первые главы как будто оправдали мои опасения, первое впечатление: это что-то странное, немного безумное, и не в хорошем смысле. И настолько не похоже на творчество «зрелого» периода! Но я верила в автора, и не зря.

Я понимаю, почему к этой книге трудно относиться адекватно. Здесь объединены философия любви «Чужака в чужой стране» и брачные отношения из «Луна — суровая хозяйка» и возведены в степень. Здесь на каждом шагу инцест, свободная любовь и наслаждение эросом. Человек, воспитанный в нашем насквозь пуританском обществе, просто инстинктивно отгораживается от этой «грязи». Чтобы стряхнуть с себя всю шелуху «моральных устоев» нужно прожить сотни лет — как Лазарус, и то он с горечью признаётся, что до сих пор не изжил эти намертво вбитые в мозг ограничения.

На первый взгляд, вся философия романа сводится к «трахай всё, что движется» (с), и не сразу удаётся разглядеть истинную суть — в жизни всегда должно оставаться достаточно времени для любви, в том числе для физической любви, и это прекрасно, делиться таким образом друг с другом самым сокровенным, познавать другого человека и дать ему познать себя, дарить удовольствие и получать его, ведь без этого жизнь — не жизнь.

Любите друг друга.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как будет выглядеть мир глазами человека, живущего тысячелетиями? Именно это постарался показать Хайнлайн в своем произведении и начало вполне соответствует характеру автора в описании подобных произведений: конец 20-го столетия, наука не шагает, а скачет вперед, люди вырываются из объятий планеты Земли и рвутся в дальние дали, осваивать и заселять подходящие миры. Казалось бы — вот оно! тут то мы и увидим полет фантазии о мире будущего в таком то объеме! — а не тут то было. Фантазия оказалась очень многословной, «водянистой» и лишенной интриги\деталей\действий дабы вызвать интерес у читателя (у меня) к произведению.

Очень печально, что весь смысл романа сводится к единственной цели существования человека сквозь века — размножаться и заселять новые земли, как саранча, а на приправку добавлена нравственная тема любви между родственниками — ведь живя не по одной сотне лет и размножаясь как кролики не мудрено, что будешь очень часто сталкиваться с родней. Как итог — произведение не впечатлило, так как по сути является скучным повествованием скучной жизни долгожителя без какой-либо цели в жизни и со стремлением как можно больше распространить свои гены, не гнушаясь близких родственников.

Оценка: 6
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как и большинству читателей Хайнлайна, мне не слишком нравится его позднее творчество.

На мой взгляд, история жизни Лазаруса Лонга не так уж и проста, как кажется, но ужасно скучна. Во многом виноват большой размер произведения — к середине повествования хочется отложить книгу на время.

Вместо романа большого объема хорошо бы смотрелись несколько отдельных рассказов или одна-две повести.

Не понравилось то, что автор во многих главах произведения детально расписал генетические, глубоко-научные и тому подобные идеи, которые не представляют интереса обычному читателю. Плюс к этому, не понравилась философия Хайнлайна. Возможно, что книга стала бы гораздо лучше, если бы автор поставил в основу приключенческую или научно-фантастическую историю в мире будущего, как ранее, а философию оставил в меньшинстве.

Оценка: 1
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

В свое время раза 3 начинала и бросала — скучно, нудно и непонятно. Но потом взяла себя за шкирку и вчиталась, оказывается надо было просто преодолеть первые страницы.Теперь одна из любимых книг гранд-мастера. Да, у него своеобразное видение и понимание любви и брака, но тех, кто увидел в этой книге только пошлость и призыв к разврату, можно только пожалеть.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дочитал с трудом. Назидательность, серьезный роман, размышления героя о жизни, афоризмы — все это конечно хорошо. Но важнее не что, а как. Форма подачи откровенно скучна, порой нить сюжета ускользала. Сильно ругать не хочется, все-таки писатель талантлив. Но увы, впечатление от романа осталось плохое.

Оценка: 3
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вещь очень неоднородная. Диапазон: от блистательной истории любви Лазаруса и Доры, пропитанной насквозь... хотел написать духом освоения Запада. Нет все же духом самой жизни. Бери на свои плечи и поднимай... не только дом и свою семью, весь маленький участок этого мира, который ты в состоянии, осилить. Великолепные афоризмы, уже отчасти непонятные новым поколениям. Но история сватовства к собственной матери... ну, все-таки несколько неудобоваримая тема.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Многословно. Нравоучительно. Излишне назидательно. Читалось с трудом. Не идёт ни в какое сравнение с ранними романами автора.

Роман сократить бы в объёме раз так в шесть, и выйдет отличная повесть.

Оценка: 6
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Скажу так — если вам попадается книга из цикла про Лазаруса Лонга, то постарайтесь, чтобы первой была именно эта... Хотя там все равно потом все вперемешку (они там со временем научились управляться:smile:)... Я эту книгу помню меньше остальных — там в основном завязка всех событий... Поэтому скажу о всем цикле: в целом, романы в нем несколько слабее отдельных произведений Хайнлайна... НО: именно эти романы заложили во мне восприятие этого мира с чувственно-сексуальной стороны — если в будущем такое возможно, то я за него спокойна :smile: Главным для меня в романах получилось именно отношение к человеку, вера в него... Конечно, там есть и войны, и технические чудеса, но все равно впечатление очень глубокое... А еще автор очень хорошо знает кошек и ценит их очень высоко... В общем, познакомится с этими романа надо — если в начале не спасуете, то потом проникнетесь и лихо закрученнным сюжетом, и некой философией...

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

К неоспоримым достоинствам этой книги можно отнести включенные в текст сборники афоризмов (интермедии), сравнимые с афоризмами Козьмы Пруткова.

В ней рассказана самая прекрасная и самая необыкновенная история любви («Повесть о приемной дочери»), показывающая, на мой взгляд, что такое есть (или должна быть) Любовь на самом деле.

А самое главное, несмотря на довольно запутанный сюжет, в Жизнеописании Лазаруса Лонга очень много моментов, показывающих неожиданный выход из различных ситуаций. Ведь человек не может считаться свободным, если он видит только один путь. Умение видеть множество вариантов решений и выбора оптимального из них — вот секрет долголетия старого жизнелюбивого пройдохи Лазаруса Лонга.

Любители же научной фантастики и космических приключений тоже не останутся обделенными.

Так же, как и любители юмора.

P.S. Изд. Полярис, перевод Ю.Соколова. Других вариантов не читала.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх