fantlab ru

Роберт Хайнлайн «Уплыть за закат»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.49
Оценок:
397
Моя оценка:
-

подробнее

Уплыть за закат

To Sail Beyond the Sunset: The Life and Loves of Maureen Johnson

Другие названия: Уплыть за закат: Жизнь и любови Морин Джонсон (мемуары одной беспутной леди).

Роман, год; цикл «Дополнительная история будущего», цикл «Лазарус Лонг», цикл «Мир как миф»

Аннотация:

«Уплыть за закат» — последний роман Роберта Хайнлайна, в котором он увязывает в единый узел свои многочисленные фантастические произведения. Создаваемая автором Вселенная — это не линейный мир, а пучок взаимосвязанных параллелей времени, каждая из которых занимает свое место в той «Истории Будущего», которую Хайнлайн создавал всю свою жизнь. В то же время это роман о человеческой жизни в фантастическом мире, и это не детское чтение. Книга снабжена комментариями, а многочисленные герои романа перечислены в приложении; указаны там и другие романы, в которых действуют те же герои.

Примечание:

Посвящается «маленьким девочкам, бабочкам и котятам. Сьюзен, Элеоноре, Крису и (всегда) Джинни. С любовью, Р.Э. Х». Элеонора Вуд – литературный агент Хайнлайна после Блассингейма. Сьюзен Эллисон на момент публикации книги была главным редактором «Ace Books», а в 1985 году стала вице-президентом. Крис Шиллинг — редактор, который работал над книгой в «Putnam/Ace». (из авторской колонки bellka8)



В произведение входит:


7.95 (20)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Прометей / Prometheus Awards, 1989 // Лучший роман

Похожие произведения:

 

 


Миры Роберта Хайнлайна. Книга 21
1994 г.
Уплыть за закат
2003 г.
Кот, проходящий сквозь стены
2007 г.
Уплыть за закат
2022 г.

Самиздат и фэнзины:

Не убоюсь я зла
2015 г.

Издания на иностранных языках:

To Sail beyond the Sunset
1988 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поражаюсь тому, как некоторые в этой мути умудряются увидеть глубокий смысл и чуть ли не отражение гендерной истории США XX-го века. Поражаюсь в любом случае — либо их богатому воображению, либо способности увидеть подлинный глубокопохороненный смысл. А вообще читая последний для меня роман Хайнлайна в голову мне пришли некоторые параллели с творчеством Герберта Уэллса.

Человек, написавший когда-то шедевральные книги на все времена вроде «Машины времени», «Человека-невидимки», «Войны миров», «Острова Доктора Моро» и прочих, в какой-то момент практически полностью отказался от фантастики и перешёл к унылому описанию жизни и сексуального опыта скучных и малопримечательных людей. Не знаю, с чем это связано, но подобный синдром проявился у Хайнлайна в десятикратной мощи. Начиная примерно с «Чужака» его всё больше интересовала тема промискуитета и инцеста под маской «новой морали». Всё шло по нарастающей и начиная с «Лазаруса Лонга» описание фантазий секса всех со всеми, в том числе и с ближайшими родственницами, заняло центральное место в его творчестве. Практически с каждой книгой описание похоти персонажей отнимало всё больше места у смысла, сюжета, интересных описаний и прочего. И ладно бы Хайнлайн был толковым порнографом! Нет, он пишет о разврате так уныло, цинично и плохо, что стрёмно становится даже мне. И для меня загадка, зачем он гробил своё творчество в пользу того, в чём фактически не разбирается и не понимает.

Вот взять «Уплыть за закат». Да, моментами здесь появляется сюжет и становится интересно. А потом автору это становится скучно и он начинает целыми страницами описывать, с кем и как потрахалась ГГ, кого она хотела отыметь и какую похоть при этом испытывала. Это, блин, не так работает! От многих пассажей становится натурально мерзко, без преувеличений. Например, его убеждённость, что любая вдова, только-только лишившаяся мужа уже хочет с кем-то потрахаться и раздвинуть ноги — охеренно он гендерную революцию показал, ага. И да — трахаться с мужем дочери это норма. Как и с ближайшими родственниками. Да и в принципе с любым подвернувшимся продолговатым предметом. Просто потому, что «течёт или стоит». Не потому, что возникли какие-то глубокие чувство и страсть, бурлят эмоции и нет сил удержаться — нет. Малейшее желание — уже повод нарабатывать себе десятки и сотни партнёров. Это самое мерзкое в разврате Хайнлайна — он лишает его всяких чувств и эмоций, сводя на уровень чисто механического получения удовольствия.

Отдельного внимания заслуживает фетиш на многодетность. Блин, извините, но видно, детей у Хайнлайна никогда не было и он в душе не ведает, как меняется жизнь даже после рождения одного-единственного ребёнка, а ведь его ГГ плодится и трахается почище любой кошки.

И нет, я не зацикливаюсь на одном редком аспекте книги. Описание похотливых желаний персонажей само по себе занимает центральное место и моментами непросто найти хотя бы 3-4 страницы подряд, где никто ни с кем не перепихивается или хотя бы не говорит\думает об этом.

Как мог Хайнлайн скатиться от блестящих фантастических романов к унылому описанию сексуальной жизни семейства Стью... то есть Лонгов и прочих, где сюжет становится лишь поводом познакомить персонажей с новыми партнёрами для сексуальных утёх — отдельная непонятная для меня загадка.

Оценка: 2
– [  28  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одно из моих любимых произведений. Впрочем, это во многом взгляд со своей колокольни — я занимаюсь гендерными исследованиями, так что написанный от лица женщины роман у любимого с детства писателя просто не мог получить от меня меньше... ну, пожалуй, семи баллов. Если вас не приводит в интеллектуальный восторг рассуждения о второй волне феминизма или смене гендерных моделей — моя оценка покажется предвзятой и смело отнимайте от нее два-три балла. А я постараюсь объяснить, чем же крут «Уплыть за закат».

Крут он глубокими связями с той реальностью, в которой писался и огромным количеством деталей, говорящих об гендерном устройстве больше, чем иные специализированные тексты. В начале XX столетия США накрыло первой волной феминизма, движением за избирательные права для женщин. И начало романа именно про то время, когда за женщинами в принципе стали признавать личность, когда у них появилось и право голоса, и право публичного выступления, а потом и право на получение высшего образования. В XIX столетии, если кто не знает, всего этого не было: так что Морин становится едва ли не первым поколением, которое могло стать врачами или адвокатами, пойти голосовать или получить водительские права. И кто мог самостоятельно выбрать себе супруга, чья жизнь уже не была регламентирована придуманными мужчинами правилами; рассуждения Морин и ее отца о браке и сексуальности вообще опережают свое время на целое поколение.

Морин взрослеет и реализует «американскую мечту». Дом, дети, любящий муж, достаток и благополучие. А потом наступает вторая волна феминизма, когда в послевоенные годы женщинам стало тесно внутри идеальных мирков загородных коттеджей. Это была вторая волна феминизма, уже за равные с мужчинами профессиональные возможности, ради равного социального статуса и против стереотипов, предписывающих замужней леди сидеть дома на хозяйстве. И сексуальный вопрос тоже стоял на повестке дня в полный рост — бестселлером стала книга Our bodies, Ourselves, в которой женщинам рассказывали об их телесности, о сексе, менструациях, беременности и контрацепции (труд Альфреда Кинси о сексуальном поведении человека вовсе произвел эффект бомбы). Разговоры Морин с отцом это не просто прихоть Хайнлайна и не намеки на инцест, это отражение острейшего момента гендерного дискурса в США, причем отражение очень убедительное и содержательное.

Когда «американская мечта» рухнула, когда свершилась сексуальная революция, мир столкнулся с еще одним изменением. Появилось поколение пенсионеров, избежавших многих типичных для пожилого возраста проблем, родилась концепция «успешного старения». И та часть, которая затрагивает зрелые годы Морин — это и мысли Хайнлайна по поводу его собственной старости, и некая квинтэссенция духа времени. Как и в «Не убоюсь я зла», он пытается примерить на себя новый подход к старости.

Зная все это, роман читается уже не как фантастика, а как срез эпохи, причем срез разноплановый и на нескольких уровнях. Даже рассказ от лица женщины можно интерпретировать не как произвол автора, а как попытку осознать и переработать свершившийся гендерный сдвиг в обществе с сопутствующим включением женщин в ранее исключительно мужскую сферу. Фантастика была жанром, который писали мужчины и для мужчин, а потом пришло новое поколение (самая яркая звезда тут — Урсула Ле Гуин) с новым подходом — и Хайнлайн попытался осознать новые ценности. Каково это, писать не от лица Главного Инженера или Самодостаточного Мужчины, а от лица женщины? С ее женскими особенностями, женской телесностью, с женского места в семье и обществе? Когда писатель работал над романом, в США уже обсуждались и вопросы трансгендерности, и само понятие гендера подвергалось разбору (деконструкции) с целью понять — что делает нас мужчинами или женщинами? И насколько вообще жестко заданы гендерные роли? 1980-е это массовое появление сначала факультетов женских исследований (феминисткая литературная критика, искусствоведение и культурология), а потом и gender studies, которые не ограничены только «женским вопросом», включая в себя и сексуальность, и ЛГБТ, и исследования маскулинности.

Да, Морин у Хайнлайна оказывается в итоге женщиной-функцией, она совмещает идеальную домохозяйку и мать многих детей с образованной женщиной, независимой бизнес-леди и сексуально активной девушкой без комплексов. Так, в общем-то, не бывает. Ну так супердолгожители, путешествия во времени и разумные компьютеры с нанотехнологиями тоже в нашей реальности не наблюдаются. На то это и фантастика, что там необычная героиня в необычных обстоятельствах.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что нужно делать писателю в конце жизни? Правильно, подводить итоги, сращивая свои произведения в одну литературную вселенную.

Роберт Хайнлайн под конец жизни написал роман «Уплыть за закат: Жизнь и любови Морин Джонсон (мемуары одной беспутной леди)», где сие и склеил, подведя итог 45 последним годам жизни.

Он сугубо научный фантаст был, были заскоки в виде «Чужака в чужой стране», но сильно в них он и не продвинулся, оставшись довольно твёрдым научным фантастом. Ну а тут он решил поработать на ниве эротического почти романа. Ну, скорее даже плутовского любовного романа от лица женщины. И что же в этом плохого?..

Да почти всё!

Есть у Хайнлайна такой роман «Дети Мафусаила», где некий миллионер Говард создал фонд, где занимались генезисом долгожителей, выплачивая большую сумму за рождённого от двух говардовских кандидатов ребёнка. Самих кандидатов по США доходит до 1500 женихов (можно предположить, что и 1500 невест). Повествование ведётся от лица Морин Джонсон Смит одной из говардовских невест, а потом уже и жён. Пользуясь своей плодовитостью и долгожительством она рожает* 17 детей** и при этом не все от мужа Брайана. Вообще по всей истории её регулярно насилуют, но её от беременности от насильника спасает очередная беременность. При этом адюльтеры она регулирует «французским мешочком» — то бишь презервативом.

Напомним, что у Хайнлайна была одна жена и не было детей. Поэтому описывать реальную суматоху с 17 детьми и промискуитетом он не смог. Ближе к концу появляется и инцест (брат-сестра), и венерические болезни***. Так что тут можно сказать крепкое «НЕ ВЕРЮ!»

Вся семейная жизнь у Морин описывается оргазмами и актами. И это как бы писала женщина...

Ну а второе, это сама склейка по названием «Мир как миф». У Булычёва в повести «Глубокоуважаемый микроб» был стёб над Нострадамусом: космический путешественник Острадам после чёрной дыры написал книгу предсказаний, а потом и вторую, где описал и свою смерть. И когда дата подошла, пришлось делать ноги, поскольку он никак не умер. С фантастами «Золотого века» такая история тоже происходила. Понимая, что человечество куда-то разогналось, они принялись расставлять конкретные даты в свои романы. Те, как понимаем, не сбывались. Хайнлайн выкрутился — «Мир как миф», где образовалась альтернативная история (там она даже не одна) и изобилующий датами роман по итогу не сбывается потому, что там уже другая параллель истории. Попутно получилось расставить гиперссылки на другие свои произведения. А чего? Пусть читают. Не всё же сайтам по статье размещать гиперссылки, чтобы накручивать прочтения...

Вот как-то так. Если «Чужак в чужой стране» по мнению одного из критиков был «ломтём, который Хайнлайн не смог откусить», то тут он им и подавился. Благо через два года уже умер. Роман этот прижизненный, поэтому редакция авторская. Но попытка порезвится на чужой ниве вызывает больше вопросов и брезгливости, чем удовольствия от чтения.

* У них это называется «выбить чек», так как за каждого даются деньги.

** В первой параллели, но там отдельная история с изменением самой истории.

*** При всей истории ни Морин, ни её детей не убили сифилис, гонорея и триппер. Что весьма удивительно и мало подпадает под научную фантастику, которая основывается на одном из «китов« — достоверности.

Оценка: 2
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда читала было подозрение что у автора не было детей (после изучения биографии этот факт подтвердился) и главная героиня — прямо Терминатор в юбке а не многодетная домохозяйка первую половину жизни прожившая без многих современных бытовых приборов облегчающих жизнь

Ещё у неё феноменальное здоровье — детей она рожала чуть не каждый год и при этом у неё с кучей детей и домашних обязанностей хватало желания строгать их дальше и плюс фигура оставалась идеальной и либидо нисколько не страдало

Видимо по ночам её грудные дети спали как ангелочки не пачкали пеленки и т.д.

И не надо мне рассказывать что в послевоенные годы когда аборты были запрещены во многих семьях в нашей стране было по 10 и больше детей и ничего — мои родители оба из таких многодетных семей и я видела на фото как выглядит женщина спустя рождение 5-7-х детей (и это когда ей ещё максимум 30) так что определенная часть этой книги читалась мной даже не как фантастика а абсолютная сказка для взрослых которая может прокатить только для тех у кого как и автора никогда не было детей осложнений после нескольких беременностей и можно фантазировать на эту тему как угодно благо никакого реального опыта не пережито и ограничений соответственно нет

Оценка: 1
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дешевый бульварный романчик, с обилием совокуплений «плодовитой крольчихи». Разочарование полнейшее. Такое ощущение, что автор писал это недоразумение под действием острейшего спермотоксикоза. Кровь скопилась ниже пояса, мозг отключился. Не этого ожидаешь от фантастики.

Оценка: 2
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из любимейших вещей у Хайнлайна. Многое, конечно, звучит спорно с точки зрения общепринятой морали... но Хайнлайн весь таков, за исключением подростковых серий. Книга — описание жизненных перепетий рыжеволосой женщины, начиная с раннего детства, когда она, как всякий подросток, задается вопросами любви и секса, религии и веры, что «пристало леди» и чего хочется на самом деле — до зрелых лет, когда ей приходится мириться с потерями, пытаться наладить отношения с некоторыми из своих уж очень своенравных и свободолюбивых детей, управлять собственными финансами и... по-прежнему любить мужчин и мечтать о полете на Луну. Семейная и личная линия вплетена в исторический контекст, как реальный, так и вымышленный (правда, там и заблудиться недолго... но все-таки — хорошо). Очень живо описана история большой семьи, рекомендую всем девам юным к прочтению вместо Домостроя:)

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал, наверное, весь Хайнлайн, но его последняя книга была самая тяжелая, в моральном плане, для меня.

Поздний Хайнлайн более бескомпромиссен, более жестче, если можно так сказать. Или, наверное, уж больно новаторский и прогрессивный? Я как будто увидел автора с другой стороны — без розовых очков и одежды.

Очень трудно дать оценку такой неоднозначной книге. За прошедшые годы почти забыл все другие его работы, но, как не странно, эту книгу не могу забыть...

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Обычно я книги такого объема прочитываю за два-три вечера, а эту читал две недели. И вроде язык нормальный, но читается с трудом. Во многом это связано с тем, что попытка связать все линии истории будущего — это только фон истории жизни Морин. Если в романе оставить только эту историю и выкинуть, все что туда довольно искусственно вставлено, то получилась бы отличная семейная драма, любовный роман. А так получился винегрет, пересоленный, переперченный и приторно сладкий. И вообще, я считаю, что если автор начинает в свое творение вставлять путешествия во времени, то это говорит в первую очередь о его творческой неудачи, неспособности выйти из ситуации другим способом.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне трудно писать отзыв. Оценку я не поставлю.

С одной стороны — прекрасный язык, может даже сюжет есть. Есть мысли, которые стоило бы запомнить и вопросы, которые стоит задать себе.

А с другой стороны — это же Хайнлайн! Человек, написавший Луна жестко стелет, Чужой в стране чужих, а ведь я ценю эти произведения совсем не за фантастическую составляющую.

В общем я еще не дочитала, а уже прибежала жаловаться вам. Но я обязательно дочитаю. Хотя мне уже грустно читать это.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне понравилось. И пусть вам тоже понравится.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читала и перчитывала этот роман много раз, каждый раз открывая для себя что-то новое. Не все приняла, но очень много для себя выводов сделала. А вообще-то это хорошее пособие КАК ВЫЖИТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ, делая соответствующие выводы о том, что на дворе двадцать первый век... Ну и просто очень хорошая вещь для отдыха.:smile:

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

К вопросу о негативных отзывах. А Вы попробуйте не оценивать, а переосмыслить все то что Вам предложил автор. Задать вопросы самому себе и ответить на них самому себе честно, оперируя только той информацией которая является известной Вам и проверенной только по опыту, а не потому, что кто-то сказал об этом так-то и так-то или Вы прочитали «авторитетное» мнение об этом. Подвергните сомнению все, что Вы знаете о том, что автор Вам показал.

Картина на древней средневековой фреске изображала демонов в раю и ангелов в аду. Автор мне кажется интересно преподнес истории жизней многих своих героев не оставив читателю возможности предсказать сюжет и следовать в предсказании стериотипам поведения и видения мира.

К вопросу о том какая эта книга. Замечательная! Для отдыха или для размышлений. А может еще для чего-то. Прекрасная сюжетная линия, хорошие живые описания героев, декорации вокруг героев реалистичны. Роман не оставит безучастным.

----------------

«Совесть — это тихий голос, подсказывающий тебе, что за тобой могут подсматривать». (Неизвестный автор.)

«И познаете истину, и истина сделает вас свободными.» (Иоанн, глава восьмая, стих тридцать второй.)

Оценка: нет
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несомненно лучший роман Роберта Хайнлайна из всех которые мне удалось прочитать.

Читая «Уплыть за закат» я переодически ловил себя на мысли, что всё то, о чём пишет автор и то как он на самом деле думает — это полностью совпадает с моим личним мнением и пониманием жизни.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неоднозначная вещь. Неприятная. Хотя возможно, мне просто недоступны истинные жизненные ценности настоящих Женщин.

Несомненно, грандиозный труд по сведению воедино большинства героев и сюжетных линий. Отдельное спасибо — за спасение Майкрофта из «Луны», пусть даже постфактум.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения романа остались неоднозначные впечатления. В первой половине книги описание отношений между детьми и родителями, супругами, человеком и обществом начала 20 столетия уж слишком сильно разбавлено сексом. О инцестах читать было совсем неприятно, а также странно было узнать отсутствие морального порицания инцеста главными героями (читай — Хайнлайном).

В остальном — отличный роман, где можно встретить полюбившихся героев многих других произведений автора, узнать о их судьбе и пережить с ними новые приключения. А главное — в романе встречаються мысли, которые в прозе выразить трудно, например:

«Никогда не возвращайтесь в дом, где жили когда-то, если вы любили этот дом»

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх