fantlab ru

Дмитрий Балашов «Отречение»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.67
Оценок:
88
Моя оценка:
-

подробнее

Отречение

Роман, год; цикл «Государи московские»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 15
Аннотация:

Роман «Отречение» повествует о последних объединительных усилиях Москвы — о подчинении Суздальско-Нижегородского и Тверского княжеств, о трудном их отречении от независимости во имя сильной Руси, об отрочьих годах будущего победителя Куликовской битвы — князя Дмитрия Ивановича Донского.

Примечание:

Петрозаводск, Карелия, 1990.


Входит в:

— журнал «Роман-газета, 1991, № 13», 1991 г.

— журнал «Роман-газета, 1991, № 14», 1991 г.


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (10)

Отречение
1990 г.
Отречение
1992 г.
Отречение
1994 г.
Отречение
1994 г.
Отречение
1998 г.
Отречение
2016 г.
Отречение
2019 г.
Государи Московские. Ветер времени. Отречение
2024 г.

Периодика:

Роман-газета № 13, июль 1991
1991 г.
Роман-газета № 14, июль 1991
1991 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

«А совесть?»

Этот роман, шестой в историческом цикле «Государи московские», рассказывает о событиях второй половины 14 века (1364-1375), о борьбе Москвы и Твери за Великое княжение, о подпирающих с разных сторон Мамае и литовском Ольгерде, о завистливых фрягах (венецианцах и прочих заморских купцах). Еще впереди Куликова битва, но что-то уже меняется в самосознании людей.

Рассказывая историю о жизни Руси Балашов, так или иначе, затрагивает тему власти. Бремя власти, ее смыслы, развращение властью, непоправимую тяжесть ошибки. В этот раз остро стоит вопрос о совести. Этот вопрос рассматривается Балашовым с разных позиций. Его хочется задать митрополиту Алексию, которого сочетание церковной и мирской власти поставило перед непростым выбором. Совесть, а порой, ее отсутствие — камень преткновения Михаила Тверского, внука Михайлы Святого. Совесть — нечто непонятное для Мамая (по крайней мере, так следует из романа). Проявления совестливости есть в эпизодах с участием крестьянина Оньки (потомка рода Степана Прохорова из Княжева — героя первых романов цикла), в его наставлениях сыновьям — не грабить таких же простых людей, как ты сам, во время военных походов. Или в случае, когда Наталья Федорова (род идет от Федора из Княжева, его поколения также показаны в цикле) поила молоком захватчиков, а у тех не поднялась рука запалить после этого ее дом или угнать Наталью в полон.

Вкупе с размышлениями о власти правителей Балашов рассуждает о «мнении народном», которое «и не мнение вовсе, а труднообъяснимая внутренняя доминанта действования, отношения к делу, к событиям, принятие или непринятие нисходящих «сверху» устремлений», духовный перелом, внутреннее осознание. Как лучший пример приводит он последние строки «Бориса Годунова» Пушкина: «Народ безмолвствует» (в ответ на предложение славить нового царя). «Да, принял, не протестует, не мыслит даже, но — безмолвствует».

Помимо основного сюжета всегда с интересом читаю про ремесла, обычаи и традиции, развитие чего-то нового, быт и предметы обихода. В этот раз запомнилось описание столовых приборов — рассказ Балашова о ложках, во время тверского застолья, об их формах и материалах изготовления, о том, что русичи уже начинали осваивать вилку, незнакомую Западу. Мытье рук перед трапезой тоже различалось с «латинами», на мой взгляд, в нашу пользу. Русское — под рукомоем, западное — в поданной чаше.

Понравилось мне подробное описание зимней одежды тех людей, что попроще — овчиные шубки и полушубки окрашенные в яркие цвета, рыжие, бордовые (череватые), зеленые, голубые, желтые, вышитые поверх шелками и цветною шерстью. У бояр и князей, конечно, все было сложнее и сановитее. Не тулуп, а кунья или соболья шуба и отделка на порядок богаче. Отметила для себя строчки про боярскую скатерть, тканую на 8-ми подножках, значит на 8-ремизном ткацком станке, дающем сложные саржевые рисунки ткани. Такие станки, в рамках возрождения интереса к домашнему рукоделию и исконным промыслам любители покупают и теперь — ткут льняные изделия, вполне современные по виду палантины и шарфы из разных видов шерстяной пряжи и шелков. Вспоминают, что такое браное ткачество, делают традиционную пестрядь, простое и саржевое полотно, онучи и прочие элементы для исторических реконструкций.

Интересно в романе рассказано про работу митрополичьей книжарни, как делали книги и какие. Балашов отмечает, что языческие обряды и легенды тоже переписывались — сперва войдя в византийские хроники, а потом уже и на славянском языке. Не смотря на то, что служители христианской веры боролись с ересью, память о сказаниях и легендах, о «каменных болванах» или «Омировых деяниях» (Омир — Гомер) сохраняли именно они.

В этом романе встретились мне примечательные строки Балашова, о Великом Новгороде и его землях того времени: «Государство, вывозящее сырье, разоряется. Это истина хоть и горькая, но святая. Разорение при этом происходит двоякое. Во-первых, исчезает, истощается само сырье; во-вторых, падает уровень мастерства граждан, ибо заготовка сырья обычно требует минимальных навыков, а зажиточность государств впрямую зависит от уровня квалификации труженика. По той же причине богатеет государство, ввозящее сырье. Оно не теряет национального добра, а за счет обработки и переработки ввозимого сырья рабочие навыки его граждан непрерывно повышаются». Новгород 14 века вывозя сырье все-таки не скудел, но это связано с тем, что крепко были развиты ремесла, в которых новгородцы лидировали по мастерству. И продавать старались не мех, но меховую одежду, не воск, а свечи. Ковань новгородская пользовалась спросом за пределами Руси, как и новгородские ткани. Убыль пушного зверя компенсировалась захватом новых земель и промыслом на них, так что истощение было, просто шло незаметно. В конце романа Балашов пишет о желании фряжских гостей вывозить с Руси все, до чего руки дотянутся, отменить пошлины и ограничения, заменить исконные обычаи на свои, поменять веру, утвердить европейские законы и отнять волю.

Из Византии на Русь в этом романе приезжают два примечательных персонажа. Первый, Киприан, карьерист, болгарин по происхождению. В его лице показана жажда власти внутри церковной иерархии. Второй — Феофан Грек, выдающийся иконописец, отдельные фрагменты работы которого (фрески) можно увидеть и сейчас в Великом Новгороде, в храме Спаса на Ильине улице. Он создавал сильные образы. Собрал учеников, продолжавших и развивавших его манеру письма. Появление Феофана Грека в романе, особенности Руси и события, которые он увидел, интересно показаны Балашовым.

Были в романе и сражения, много внимания уделено противостоянию Москвы и Твери, участию в стычках Ольгерда и других князей. Среди прочего, особенно запомнилось сооружение острога для осады, как интересный военный прием.

Подводя итог — сильный роман, вызывающий яркие эмоции. Балашов показал внутренний мир многих людей, показал их быт, мечты и опасения, их нравственный выбор. Многое из философских, культурных и экономических размышлений автора кажется актуальным и сейчас.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не хвались идучи на рать, хвались идучи съ рати (русская пословица)

На этот раз действие более чем пятисот страничного романа займёт всего десятка полтора лет. А значит происходившие тогда события будут нам изложены методично и неспешно. Как, собственно говоря, и следует им происходить в реальной жизни и в добротной исторической книге. Тем более, что времена по-прежнему «интересные» — княжество Московское в течение всего описываемого периода испытывает жесточайшее давление практически со всех сторон.

На юге вот уже более столетия раскинулась упырём Орда, и хотя там совсем не мирно и суетливо, и ханы ордынские меняются со скоростью метропоездов, однако для Руси в целом и для княжества Московского все эти перемены каждый раз чреваты новыми визитами в Орду за новым ярлыком на великое княжение.

И Тверское княжество по-прежнему настроено совсем не мирно и тоже претендует на великий стол, и потому постоянно происходят с Тверью разные столкновения, как на дипломатическом уровне, так и посредством периодических набегов друг на друга — то Михайла Тверской на Москву идёт ратиться, то Москва на Тверь отправляется с войском.

А тут ещё и Суздальское княжество поперечиной торчит, и с ним тоже нужно держать ухо востро.

Да и Господин Великий Новый Город тоже не всегда мирен и спокоен.

А с запада напирает Литва, то и дело вторгаясь в пределы Московской земли, да ещё при этом расшатывая и основы православия, и митрополитской московской власти.

И с Константинополем всё не так уж гладко, как хотелось бы, и митрополиту Алексию постоянно приходится делать реверансы и ловчить как только возможно для сохранения единства православия на пределах Руси.

А тут ещё то мор, то глад, то хлад…

В общем, интересное было время. Да что говорить — когда всё как на весах качается, то и всегда непонятно, куда кривая вывезет. И хорошо, хоть московский князь Димитрий потихоньку вырастает и набирается и ратных сил, и ума государственного — впереди ведь Поле Куликово! Правда, он пока об этом не знает...

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

В молодости с большим удовольствием читал цикл Балашова, но не весь — несколько поостыл. «Отречение» во всяком случае ранее не читал и, безусловно, книга вполне достойная.

Исторический роман — именно в виде линейного изложения событий посредством многофигурного действия — жанр необычайно тенденциозный и ущербный. Автор скован известной клеткой, внутри которой пытается предложить свою интерпретацию событий. Балашов вот считает Куликовскую битву — не обычной масштабной резней в рамках феодальных конфликтов, а неким космическим духовным событием, в котором оформилась русская святость. Ну и через призму этого взгляда собственно оцениваются и всякого там рода деятели. Ряд авторских тезисов — о моральной правоте тверских князей, пустоте Дмитрия Донского и проч. являются сами по себе спорными, но формообразующщиими при изложении событийного ряда.

Над стилем Балашова часто иронизировали, вспоминая известный пассаж про старика Ромуальдыча, но к намеренной стилизации «под старину» привыкаешь достаточно быстро, глаз не режет и во всяком случае права на изложение архаичным образом событий 14 века никак не меньше нежели на заведомое осовременивание манеры, предпринятое, например, Бородиным. Стилистическая архаизация и фольклоризация использовалась и Ивановым в «Сердце Пармы», в котором опты Балашова был, безусловно учтен. Но если «Сердце Пармы» при всем ее мифопоэтическом строе и густой насыщенностью цивилизационных столкновений на каком-то уровне является взглядом современного человека( каким, в общем-то является главынй герой, с которым всякий может себя отождествить) на ужасы и зверства одержимых в средневековье, то цикл Балашова — опять же при добросовестном воспроизведении всех зверств войн и страданий простого народа — идеологическая илллюстрация широко известных исторических взглядов Льва Гумилева с обильными авторскими комментариями и публицистическими отступлениями.

Прямо как у Толстого в «Войне и мир». Это неочевидно, но роман Толстого повлиял на Балашова в манере воссоздания динамичных сцен как бы от первого лица — лучших в романе. Когда автор уходит от обзора с высоты орлиного полета и выстраивает сцены свадьбы, резни, охоты, он словно включает ручную камеру, с которой перемещается, фиксируя действия всех, попадающщих в кадр, прекрасно создавая иллюзию присутствия. Страницы же духовных диспутов или же отступлений достоинством пониже.

В воссоздании бытовых особеннности жизни средневековой Руси, уклада, хозяйства, той самой «истории повседневности», которую провозглашала школа Анналов, Балашову в отечественной литературе нет равных. Коростелев, Язвицкий, не говоря уже о более ранних авторах навроде Лажечникова иили А.Толстого по сложности решаемых задач, обстоятельности, да даже и пластичности рядом не стояли. Весь цикл рекомендовать к чтению незаинтересованным лицам не могу, но попробовать навскидку один из романов — вдруг зацепит — уж точно стоит. «Отречение» в длинном сериале один из лучших, с выдержанной терпкой грустной интонацией, достойной теаматической организацией событийного ряда.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх