fantlab ru

Бернард Корнуэлл «Экскалибур»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.69
Оценок:
187
Моя оценка:
-

подробнее

Экскалибур

Excalibur

Роман, год; цикл «Сага о короле Артуре»

Аннотация:

Свершилось: Мордред – мужчина, король и воин. Мерлин собрал все Тринадцать Сокровищ Британии и готовится вернуть старых богов. Для проведения ритуала ему осталось получить лишь самую малость: Экскалибур и королевского сына. Но кто действительно правит, Мордред или Артур? Мнения Мерлина и его набравшей силы жрицы Нимуэ расходятся. Седеющий Артур рад уйти на покой и вернуть меч Мерлину, но внезапно приходят чёрные вести: Мордред смертельно ранен в очередной битве с саксами. Британия снова может остаться без правителя…

С этим произведением связаны термины:

В произведение входит:


8.89 (9)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— условный цикл «Король Артур, его рыцари и его время»  >  Циклы произведений и отдельные романы  >  цикл «Сага о короле Артуре»



Издания: ВСЕ (3)

Экскалибур
2007 г.
Экскалибур
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Экскалибур
2011 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Где-то встречала сравнение книги с жанром постапокалипсиса — и я соглашусь. Шикарно описанная эпоха лет через 100 после того, как римляне оставили Британию (500 год н.э.). Постройки, мосты, дороги — еще стоят. А вот тоги на градоначальниках и королях с золотыми лавровыми венками уже как-то не то. Тут же «грандиозные» битвы 200 на 300 копейщиков, достойные быть воспетыми в веках!!!! И статус древнеримского оружия и доспехов — почти что легендарное. А здесь — Гвиневра цитирует латинскую поэзию... Полное ощущение что нечто великое грохнулось, а на месте развалин появились пигмейские государства, которые реально пересечь за сутки. (Зато гонору...!).

К достоинствам книги однозначно стоит отнести магическую составляющую... или ее отсутствие. Автор так прошелся по самому краю, давая читателю выбор — то ли признать за Мерлином и Нимуэ некие магические таланты, то ли списать все на «ловкость рук, и никакого коварства», что аж дух захватывает! Однако в третьем томе звучат уже другие нотки. Чудесную магию, о которой мы все так мечтаем, нам показывают с весьма неприглядной стороны — как товар, имеющий свою цену. Чем следует платить за чудо? Самым дорогим... Удобно, наверное, отнять у другого человека это самое дорогое, не испросив его разрешения. Ну это же для общего блага!...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
история Гавейна — это что-то... И, главное, как жутко, как жестоко, как прагматично, и как все это укладывается во вполне логичную схему.... Бр-р-р-р!

Хоть я и не специалист, да и не любитель, но в книге хорошие описания батальных сцен. При чем этих сцен в меру.

Прекрасный язык, которым написана книга. Интересные, живые герои, которым ты сопереживаешь.

Ощущение постоянного противостояния и разобщенности. Христиане против язычников. Саксы против кельтов. Артур против Мордреда. Нимуэ против Мерлина.

Роман получился захватывающим и очень интересным.

К недостаткам отнесла бы немного странное желание автора вместить в книге сразу два, КМК, взаимоисключающих приема — рассказчика «сейчас мне 90, а вот когда мне было 40 лет!» и открытый финал, где нам самим предлагают угадать дальнейшую судьбу большей части героев. Эммм... Вроде как все логично, но, тем не менее, хочется большего изящества, что ли...

И чисто субъективно, страшно мне не понравился Артур. Сложилось впечатление, что сам автор никак не мог определиться то ли он пишет доверчивого простофилю-мечтателя, то ли перед нами не такая уж приятная личность, готовая за измену казнить Тристана и Изольду, но пощадившая Гвиневру. А ведь та не просто изменила. Она еще и к госперевороту причастна! И что, ни один волос не упал с рыжей головы жены Артура... (Вот вам три страницы разглагольствования как Артур чтит законы — в нагрузку!).

А вообще нерешительность и «идейность» Артура в конце оставляет очень неприятное послевкусие. Типа, никому бедная Британия не нужна, раз самый лучший из ее сынов — Артур — не собирается отказываться от пенсии ради ее процветания. «Сложить голову ради Родины»? Не, не слышали... Мне ферму, пожалуйста, скотину, кузницу, жену и кучу детишек. Но жена чтобы — принцесса. Я ж не лох женится на пастушке?!

В целом трилогия написана очень хорошо, читается увлекательно, радует интересными героями. Просто Артур как-то не на своем месте. Не вижу в нем политика. Да и мечтателя он до конца тоже не отыграл. Далась ему та пенсия... )))

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасная трилогия, от которых осталось очень много положительных моментов, но все таки, не могу не отметить очень скомканный финал. Мне кажется, Корнуэлл вполне мог написать еще одну книгу, завершив все битвой на Минидд Баддон, но видимо не хотелось выходить за рамки трилогии.

Имеем то, что имеем — прекрасная трилогия, прекрасно описанные сражения, отлично прописанные персонажи, щепоточка «магии» и скомканный финал, который никак не умаляет достоинства всей трилогии.

Любителям исторических романов и Корнуэлла — читать обязательно

P.S. 8.5

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Есть на свете воины, что выходят на бой только под куражом, но те, что сражаются на трезвую голову, живут долее прочих.»

*

«Когда человек обещает что-то на веки вечные, он играет с правдой. Вечного ничего не бывает, мой мальчик, ничего.»

*

«Недостойно принцессы выказывать гнев на людях. Держись загадочно, милая, не давай мужчинам заглянуть к себе в душу. Твое могущество — во мраке, но при свете дня мужики всегда одержат верх.»

*

Каждая секунда в нашей жизни — это история. Кто-то является ее рассказчиком, а кто-то — творцом. Старый монах понимает, что когда-нибудь боги услышат его молитву и он уйдет в Иной мир к любимым людям. Он спешит завершить свой рассказ о легендарных людях, облаченных в железо, вооруженных щитами, мечами и копьями. О тех, кто думал, что судьба Британии в их руках, ибо они были владыками, сильнейшими воинами и королями битвы. Они творили жизнь и создавали будущее. В серой холодной келье Брат Дерфель хочет передать нам подлинную историю этих повелителей войны, предводителем которых был Артур — бич саксов, спаситель Британии и король, который никогда не был королем. Старый монах утверждает, что пишет эту летопись по просьбе королевы. Обман! Он пишет ее для того, чтобы все узнали, как все было на самом деле. Сейчас он готов завершить свою повесть длиною в жизнь целого поколения великих людей.

*

Оставив позади Сагу Корнуэлла о короле Артуре, могу с полной уверенностью сказать, что автор вошел в список любимых писателей. Это тот случай, когда произведения не имеют недостатков. Корнуэлл не страдает словоблудием и не перегружает читателя ненужными фразами, описаниями и эпизодами. Все на страницах его книг лаконично и по существу. Потрясающий слог автора, не испорченный переводчиком, обволакивает читателя и создает впечатление полного погружения в историю. Захватывающий сюжет переполнен увлекательными событиями. Вместе с героями мы станем свидетелями шокирующего языческого ритуала, сразимся в легендарной битве под Минидд-Баддон, насладимся недолгим миром, воцарившим в Британии, и станем участниками финального поединка Артура. Невероятно ярким и по-книжному зрелищным автор создал эпизод с кострами Май-Дана. Казалось, что это был огромный погребальный костер всей языческой Британии, конец истории уходящей религии, последний призыв к отвернувшимся богам. И мне мерещилось, что в напряженном молчании, разорвав пелену синевато-багрового дыма, на землю вот-вот снизойдут боги. Этот момент дал отличный подъем эмоций в начале книги. Однако самые сильные эмоции я испытала, читая про эпохальную битву при Минидд-Баддон. Корнуэлл сумел создать такой накал, что от переживаний за исход событий, я не замечала, как летят перед глазами страницы. Как много всего произошло в этой битве. Неожиданно для себя, я смогла пересмотреть свое отношение к некоторым героям. И если вы, как многие, склонны утверждать, что женщине нет места на поле сражения, то эта битва вас удивит. Мировая история знает много случаев, когда иррациональный склад мышления женщины и природная смекалка на уровне авантюризма, решали исход сражения. И эта битва — тому подтверждение.

*

По прошествии трех книг, могу с полной уверенностью сказать, что главные герои этой трилогии были великолепны. Одни из них вызывали только яркие положительные эмоции. Все их поступки были логичны и последовательны, а чувства — до боли в груди прекрасны! Другие были до омерзения неприятны и вызывали в душе лишь предательское чувство злорадного желания их смерти. Но самое удивительно было, когда герои оказывались «перевертышами» и на протяжении всей трилогии отношение к ним менялось на прямо противоположное, причем не один раз. Такие персонажи будоражат воображение и не дают заскучать. Хотя, о скуке на страницах этой Саги и речи быть не может.

*

У автора непревзойденный талант буквально несколькими фразами, а иногда даже несколькими словами, попадать читателю прямо в сердце. Как проникновенно он описывает мечту о толике спокойного семейного счастья в маленьком домике уставшего от бесконечных войн героя. Или моменты, когда перед решающим сражением воин нащупывал подарок любимой женщины и с ее именем на устах мчался на верную гибель. Такие эпизоды были душераздирающими, но в то же время вызывали трепетный восторг. Любовные линии романа были пронизаны душевной теплотой, сердечностью и самопожертвованием. Если на уровне предыдущих книг, одна из них мне казалась неприятной, то здесь я сумела принять и понять даже ее. Очень ловко автор смог перевернуть мое отношение к героине. Был потрясающий момент, когда она предстала передо мной воплощением свободы и света на фоне страшной действительности, дышащей предчувствием гибели. Браво, Корнуэл! Так восхитительно преобразить героиню способен только настоящий мастер слова!

*

Отдельно хочу поблагодарить автора за финал, который оказался невероятно проникновенным, сильным и очень захватывающим. На его долю пришлась смертельная схватка, разжигаемая ненавистью длиною в жизнь. Увы, не все любимые герои смогли выйти из нее живыми. Но какие это были люди!!! Боги войны, закаленные бесчисленными битвами, привыкшие к запаху крови и умеющие убивать. Плечом к плечу на протяжении всей сознательной жизни, они сражались в боях. Мы не выбираем то, как нам рождаться, но, как умирать, вправе выбрать каждый. И они выбирали героическую смерть, достойную быть воспетой в балладах прекрасных бардов. Такое невозможно было читать без слез на глазах. И это были слезы восторга, гордости и невероятной грусти одновременно. Пусть некоторые утверждают, что история короля Артура, рассказанная нам Корнуэллом, далека от классической. Мне очень понравилась такая версия событий. Я благодарна автору за то, что финал трилогии он окутал серебристым туманом. Пусть каждый сам для себя ответит на затронутые вопросы и расставить нужные акценты. Сложно судить, спустя много лет, какими были в действительности описываемые события. Однако автор открывает перед читателями тот мир Средневековья, о котором никогда не напишут в учебниках.  

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот и закончилась трилогия об Артуре.

Ох, даже не знаю, что вам поведать. Парадокс, ведь эмоций много, а сказать нечего. Безусловно, Бернард Корнуэлл постарался. Дело не столько в том, как у него получилось написать романы про военачальника Артура, сколько в проделанной работе. Автор наводил много справок, чтобы написать художественную литературу, основанную на достоверных источниках. Ведь по сей момент нет никаких доказательств, что Артур вообще существовал. Хотя мне верится, что он скорее был, чем не был. Почему бы и нет. Единственная проблема в том, что его образ так и не «устаканился» в моём воображении. Но я старался сконцентрироваться на внешности Руфуса Сьюэлла. Конечно, Артур, если и существовал, то не обладал внешностью актёра, но, почему-то мне видится именно таким, во всяком случае по Корнуэлловскому описанию схож.

Мысли придите же!

Ладно, начну с закладок, а там как пойдет. В заключительном томе стикеров наклеил больше, чем в предыдущих, аж целых три.

1. Пункт, которым постараюсь объяснить почему третья часть показалась слабее предыдущих. Было много повторов. Разумеется, в порядке вещей ситуация, когда в каждом последующем романе цикла авторы рассказывают читателю, который присоединился с середины или конца, что есть что. Например, у Джеймса Роллинса в его отряде «Сигма» имеется аббревиатура, которую он расшифровывает из книги в книгу – УППОНИР. Как раз для новичков. Бернард Корнуэлл в третьем романе делал приблизительно тоже самое, но конкретно бросается в глаза не повторы с объяснениями, а повторы, повторенные еще на пару раз именно в этом романе. Выражаться я не умею и то, что написал выше не понял сам. Если ещё более доходчиво: в третьем томе автор объясняет какое-либо событие предыдущего романа, потом ещё на раз его повторяет, будто забыв, что уже объяснял, а через некоторое количество страниц повторяет ещё раз и мне не совсем понятны, зачем повторять одно и тоже по тексту. Так как я стараюсь по возможности своей памяти подкреплять слова конкретными эпизодами из книг, под описание выше подходит эпизод, когда автор от лица Дерфеля повествовал, что Артур хочет отдохнуть от войн, интриг и всего, что присуще королевствам, и поселиться где-то на окраине, в домике, с сыном и женой, построить своими руками кузницу и заниматься любимым делом. Его желание упоминалось в каждой из частей цикла, но в последней аж три раза.

2. 2. Вторая наклейка не подписана и пришлось слегка поднапрячься, чтобы вспомнить почему я её наклеил в этом месте. Эпизод, когда воины отмечали празднество и по ритуалу были обязаны жечь большие костры. Этот праздник отмечался именно в тот момент, когда готовились к нападению врага и по огромной территории размещали сигнальные костры. Как работают сигнальные костры на большой локации? Поджег один, дым и зарево увидели на каком-то расстоянии и запалили свой, увидев второй поджигают третий и так далее. Возможно дальше вам будет неприятно читать текст, ибо можете заспойлерить один из важных эпизодов для себя. Поэтому не читайте этот абзац, а сразу перепрыгивайте на пункт номер три. Так вот, мысль, возникшая в один момент у меня, была такой: зачем праздновать торжество поджигая костры, если их можно спутать с сигнальными? Мыслей, когда очевидное напрашивалось само, а герои об этом не догадывались, было в романе полно. Вот тут извечные споры у меня с самим собой. Делать ли поблажку на человеческий фактор? Есть ли отличия между читателем, который наблюдает со стороны и героем, который порой не может додуматься до элементарных, очевидных вещей, которые сразу же бросаются в глаза читателю? Думаю, все же есть, ибо сюжет придумывает автор и герои не виноваты, что читатель способен предугадать следующий манёвр в сюжетной линии.

3. И, наконец, третий пункт о котором хотелось бы поговорить. Я люблю жанр фэнтези за большие, контрастные миры и у меня большое желание причислить трилогию про Артура к этому жанру, а не к жанру приключенческой/исторической прозы. Тут магия, а этого достаточно, чтобы отнести роман к фэнтези, ведь как оказалось, по прочтении «Похищения мечей» Майкла Салливана, если в книге нет магии, сказочных существ, но есть сабли, ножи, доспехи и короли с их королевствами – это классическое фэнтези. В трилогии Корнуэлла всё это было + магия, поэтому для меня, сказания про Артура всё-таки фэнтези. Может поэтому я достаточно быстро прочёл трилогию, что для меня не свойственно. Так вот, в этом фантастическом жанре мне очень нравится, когда герои смотрят куда-то в даль и обсуждают увиденное. В такие моменты у меня мураши по коже, даже сейчас, пробежали, пока набирал текст, просто в голове сразу образ, когда герои стоят на вершине холма, ночь, на небе звёзды, а на горизонте зарево от костров врага, или дым на горизонте. У меня была кассета в детстве с мультфильмом «Астерикс и Обеликс завоёвывают Америку», я помню точно, там были подобные эпизоды, когда горела деревня и поднимался дымок на горизонте. Он мне врезался в память не просто так и сейчас я хочу выдернуть для вас один абзац с таким описанием, коих в трёх романах было достаточно.

После трапезы я вместе с Кайнвин и Гвиневерой поднялся на небольшой холм за домом, где высились два могильника древнего народа. Я попросил у мёртвых прощения и вскарабкался на вершину одного из курганов; Кайнвин и Гвиневера присоединились ко мне. Все втроём мы повернулись к югу и вгляделись в даль. Прелестная долинка под нами была белым-белы от яблоневого цвета, подсвеченного лунным серебром, но на горизонте мы не различали ничего, кроме тусклого мерцания костров.

- Саксы идут быстро, — горько отметил я.

Ну вот, написал про закладки и вроде разошёлся с отзывом.

К сожалению, мне не понравилась концовка, потому что она не отвечает на многие вопросы, я не люблю, когда нет ответа на события, которые в романе подавались как значимые. Одному из них была посвящена целая часть в книге, а другому одно из ключевых описаний. Такое впечатление, что автор сам забыл про них.

Поиск последнего подарка от Мерлина и дальнейшие действия Нимуэ. Трилогия закончена, но закончилась она как-то странно. Оборвалась так, как циклы таких масштабов обрываться не должны. Я очень этого боялся и опасения не были напрасными.

Хочется с кем-то обсудить, но так вышло, что я читаю книги, которые мало кому интересны…

Чуть не забыл о недавней традиции упоминания в отзывах, куплена книга мной или же прислана на обзор, в данном случае, книгу купил я лично, как и любую другую книгу издательства Азбука.

Роман очень тяжелый с точки зрения погибших персонажей, на протяжении цикла, они становятся родными и близкими, даже те, которые были злодеями и совершали ошибки. Они в том числе вызывали эмоции, когда при чтении шипишь и плюёшься от негатива – дорого стоит. Трилогия вызывает неподдельные эмоции и, определённо, эта трилогия стала любимой. На данный момент единственная трилогия, которая попала в личный раздел топовых.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот и закончилась сага о короле Артуре. Пожалуй, в этом романе Корнуэлл постарался лучше, чем в предыдущих частях (хотя и они были на высоте).

Настали тяжелые времена для бриттов. Доподлинно известно, что саксы нападут весной. И вот Артур вновь вынужден строить планы, вырабатывать стратегию. И ладно Британия была бы едина в войне против серьезного противника. В который раз Артур воют не только с саксами, но и с бриттами (пусть и фигурально).

В «Экскалибуре» очень большую роль играет Дерфель. Большую, нежели ранее. Этот персонаж очень здорово и сильно смотрится в отрыве от своего предводителя. Это отчетливо видно во второй части «Экскалибура», когда Дерфель попадает в сложнейшее положение. Накал страстей и интереса только вырастает от такого положения вещей. Корнуэлл же не устает подбрасывать интриги и красные нити – чего стоит поступок Борса.

Особенно понравилось, каким в «Экскалибуре» нам предстал Элла. Даже немного жаль, что этот славный сакс только к третьей книге открылся по-настоящему. Преобразилась и Гвенвивера. Это преображение сродни тому, что досталось Джейме и Серсее (и вновь параллель с ПЛиО).

Немного не понравилось всё, что было после битвы при Минидд Баддон. Во-первых, основной апогей пришелся именно на данное сражение. То есть последующее выглядит в качестве эпилога что ли, пускай и длинного. Во-вторых, после Миндд Баддон всё становится грустно и печально.

Заключение: хорошее продолжение и заключение. Жаль только, что случился разрыв между финалом эпистолярным и финалом действительным.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательная трилогия!! Огромные плюсы всем трем книгам. Интересный сюжет, хороший «качественный» язык. Интересно наблюдать развитие характеров на протяжении трилогии. В общем очень советую, равно как и другие книги этого автора.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх