fantlab ru

Р. Скотт Бэккер «Тысячекратная Мысль»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.08
Оценок:
1461
Моя оценка:
-

подробнее

Тысячекратная Мысль

The Thousandfold Thought

Другие названия: Падение святого города

Роман, год; цикл «Второй Апокалипсис»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Заключительный роман трилогии «Князь пустоты» повествует об окончании священной войны. Воинство айнрити движется на святой город Шайме во главе с новым воином-пророком Келлхусом Анасуримбором, предвестником нового Армагеддона. Не осталось сомневающихся, все восхваляют нового пророка, только Нансурская империя во главе с династией Икуреев плетёт свои планы на священную войну, да скюльвенд Найюр противится власти воина-пророка, зная его отца. Даже Консульт не может справиться с Келлхусом, видя в нём давнего своего врага из рода Анасуримборов.

Остаётся главный вопрос, что же будет, когда сын встретит отца, какую цель каждый из них преследует?

Для этого произведения есть карты:

Входит в:

— цикл «Второй Апокалипсис»  >  роман-эпопею «Князь пустоты»


Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2006 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 2-е место

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2009 // Книги — Лучшее зарубежное фэнтези

FantLab рекомендует:

Р. Скотт Бэккер «Тысячекратная Мысль»


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)
/перевод:
Н. Некрасова (2)

Падение святого города
2009 г.
Князь пустоты. Книга третья. Тысячекратная Мысль
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Завершение трилогии, которое на деле никакое не завершение и никакая не трилогия. Автор обманул нас точно так же, как всех обманывает Келлхус. Заставил думать, что с третьей частью окончатся наши мучения, но это лишь начало, можно сказать, предисловие.

Келлхус спасен, ура, все ликуют. Ну или почти все. Теперь его все слушают, и теперь война будет выиграна. Но сначала Келлхусу надо выжать все соки из Акки, наивного дурачка, который послал все свои клятвы и обучает лже-пророка Гнозису, который как-то отличается от остальной магии, но я так и не понял, как именно. И опять Келлхус говорит банальщины, и все его слушают, открыв рот, это прям уже надоедает.

«Конфас сжался перед ним, попятился назад...» «Конфас смотрел на него в жалком ужасе...» «...экзальт-генерал бросился бежать, закрывая лицо, отмахиваясь, словно в него летели камни.» — это же все такая театральщина, тяжело это читать и представлять, что люди могут так вести себя в реальности.

"– И все же многие из них боятся. Ибо даже неверующие чувствуют бездну своей греховности. Везде, повсюду они видят доказательства того, что обманывают самих себя… «Я! – кричит каждый. – Я избранный!» И могут ли они не бояться – они, так похожие на детей, от злости топающих ногами в пыли? Они окружают себя льстецами и устремляют взгляды к горизонту в поисках знака свыше, подтверждающего, что они пуп земли, а не пуп самих себя. – Он махнул рукой, приложил ладонь к обнаженной груди. – И платят за это своей набожностью.» — в наше время Келлхус стал бы просто невероятно популярным коучем. Автор изо всех сил пытается показать, какой Келлхус мудрец, но на деле лучше бы молчал, каждая его цитата будто взята из пацанского паблика, он в принципе не способен разговаривать нормально. Автор будто в какой-то момент понял, что сделал персонажа слишком идеальным, а потому подарил нам сцену, как его соблазняет Эсменет под контролем оборотня или кого-то там, только один фиг тот в итоге смог отвязаться с помощью магии. Было бы конечно, неплохо, если бы великий и ужасный Консульт, который готовился к чему-то там 2000 лет, додумался сделать это чуууточку раньше, до того, как Келлхус обучился магии, мда...

Но Акка не единственный лох в серии, есть ведь еще Найюр, который явился убить младенца, но вместо этого встал перед ним на колени. Я никогда не встречал столь странного персонажа, которого постоянно описывают как грозного и безжалостного воина, жестокого варвара, но при этом он каждый раз доказывает обратное, постоянно ходит и ноет, чуть ли не большой палец сосет, зовя мамочку. В итоге он за все книги так ничего полезного и не сделал, кроме как сыграл роль марионетки, все время осознавая, что он марионетка, но ничего не предпринимая, чтобы это исправить. И когда увидел Серве, которая к тому времени успела давно помереть, тут же бросился за ней, как деревенский дурачок, хотя прекрасно знает про оборотней. Хотя те почему-то передумали его пытать, и теперь крутой воин шпёхается с монстром-оборотнем. Да что в этой Серве такое? И чем это особо отличается от моего предложения в отзыве к предыдущей книге приклеить ее портрет к овце?

Акка же изо всех сил пытается поспорить в глупости с Найюром. Например, он напал на помощника главы Багряных Шпилей, но вместо того, чтобы его убить, как-то вырвал у него глаза. Зачем? Почему не убил? Бессмыслица. Под конец понял, что Келлхус всех обманывает, но сделал ровно ничего, только рассказал одной Эсменет, которая поверила, но все равно осталась с лже-пророком, там ништяков больше.

Эсменет вообще непонятно зачем в сюжете. Всю жизнь была шлюхой, как только пропал Акка, пострадала какое-то время, но вскоре между ног зачесалось, и она тут же легла под Келлхуса, чтобы заделать ему ребенка. И вуаля, шлюха без образования, вчера еще не умевшая читать, сегодня уже императрица, решающая судьбы людей. Жиза так-то, это не отнимешь. Это еще не считая того, что она руководила сетью шпионов. Просто как? Потом Акка возвращается, она спустя время вновь ложится под него, но стоило тому опять исчезнуть буквально на пару минут, она уже расстёгивает ширинку Келлхусу, стоя на коленях. Мысли Акки по этому поводу? ««Я предал ее», – осознал он.» Куколдизм сотого левла! Еще лжет Келлхусу во время обучения магии («Нет, – солгал он. – Это невозможно.»), будто забыл, что тот видит любую ложь.

«На мгновение она вдруг нелепо испугалась за свою жизнь. Множество людей сочли бы, что она заслужила смерть за свои преступления… А Ахкеймион? Неужели потеря могла убить такого человека? Эсменет вдруг разозлилась на то, что он отдал ее Келлхусу. «Ты должен был биться за меня!»» — да пошлы ты *****, ***** тупая! Кто ее отдавал? Она же сама легла под него при первой же возможности! Что за ерунда? И как он должен был биться за нее? Почему он ей вообще что-то должен? Он же сам предложил ей все, что у него было, она согласилась, они были вместе, но она сама его предала! Я ничего не понимаю.

«Весть о страданиях Священного воинства в Карасканде сподвигла тысячи айнрити пуститься в плавание по зимнему морю в Джокту. Они прибыли к городским вратам вскоре после снятия осады, гордые и самоуверенные.» — возможно, я что-то путаю, но куда делись корабли фаним, потопившие корабли императора, когда воинство шло через пустыню?

«Она дернула головой. Из ее затылка вышел наконечник стрелы. Она всхлипнула, как маленькая девочка. Но она не останавливалась. Ее кровь брызгала, сверкала в воздухе под солнцем.» — во второй книге Келлхус убивал оборотней в темноте одним ударом, а тут их уже стрела в бошку не сразу убивает. Мне кажется, автор уже сам начал путаться в том, что наворотил.

«Ауранг хотел лишить его Гнозиса, но не жизни. Ничего не зная о дунианах, Консульт попал в парадоксальную ловушку: чтобы убить Келлхуса, им надо было изучить его. И найти его отца. Потому их целью являлся Ахкеймион, а не Келлхус.» — сначала хотели его убить, потом передумали, хотели пытать всех, кто знает Келлхуса, но потом шпёхаются с Найюром. А этот Консульт вообще знает, чего он хочет? Их точно надо опасаться? Они сделали что-то существенное за все время? Они будто злодейская организация из мультика.

Майтанет вообще не раскрыт никак. Иногда мельком откуда-то выпрыгивает и все. Все считают Завет такими важными пиcями, но в итоге: «[Майтанет] Шагнул вперед. А затем внезапно – движение было слишком быстрым, чтобы осознать его, – схватил Симаса за основание черепа. Воздух задрожал от колдовского шепота. В глазах вспыхнуло пламя Гнозиса. Замерцали обереги. Почти одновременно члены Кворума заняли оборонительную позицию. Пыль и щебень поползли по пристани. Симас обмяк, как котенок, его белая голова запрокинулась. Шрайя душил его. – Отпусти его! – крикнул Ятискерес, отступая назад вместе с остальными.» — разве Завет не выглядит здесь полными лохами? Майтанет решил показать свои понты и даже не побоялся, что те без раздумий бахнут чем-нибудь интересным, сожгут их корабли и все такое. Но нет, при следующем появлении Завет уже стал преданным песиком Келлхуса. Ладно.

И вот финал близок, Келлхус правит воинством, он ищет отца и задается вопросом, насколько же сильным тот стал за эти 30 лет! Ни насколько! Вообще ноль. Гениальный дунианин? Да он же имбецил. При первой же возможности выковырял себе глаза! Глаза! То, с помощью чего дуниане видят других и узнают их мысли. Это как если бы футболист откромсал себе ноги, чтобы лучше играть! И он при встрече начинает болтать. Нет, не так. БОЛТАТЬ! Просто вываливает экспозицию и болтает без умолку, неся какую-то чепуху, которую даже невозможно запомнить. Келлхус тоже что-то начинает болтать, ибо яблоко от яблони недалеко укатилось, они пересказывают друг другу то, что и так знают, а потом Келлхус просто чикает его ножичком и телепортируется. Потом появляется Найюр и сжигает хорой помирающего идиота. То есть, все три книги мы шли именно к этому? Зачем вообще был нужен этот батя, который ушел за сигами 30 лет назад? Он вроде хотел биться с Консультом, но вместо этого сидел в пещере, пока остальные кишаурим бились с людьми Бивня, которые тоже против Консульта. Батя за 30 лет не придумал, как объединить две враждующие фракции? В чем смысл?

«Преступления, которые ты совершил, отец… грехи… Когда ты осознаешь, какое проклятие тебя ждет, когда поверишь, ты станешь таким же, как инхорои… Поскольку ты дунианин, ты захочешь управлять последствиями своих действий. Поскольку ты – один из Консульта, ты превратишь святое в тиранию… И развяжешь войну, как и они.» — сказал человек, которому плевать на сотни тысяч жизней и даже жизнь матери его ребенка, который заполучил огромную власть, сам стал в итоге тираном и собирается развязать войну. Похоже, батя был прав, и Келлхус действительно поехал кукухой. Они точно гении, эти дуниане? Они похожи на героя из Идиократии, который сам далеко не умник, просто все вокруг отсталые.

В другом месте Акка бьется с каким-то демоном, тот его хватает или нет, описание будто пьяный писал, но вуаля, Акка уже просыпается непонятно где, его подлечил непонятно кто, он идет непонятно куда, находит Келлхуса, говорит «я устал, я ухожу», и сваливает, как мы узнаем из следующей книги, прокрастинировать 20 лет.

"– И отрекаюсь… – Он запнулся, борясь с нахлынувшими чувствами. – Отрекаюсь от моей жены.

– Не-е-ет, – застонала она. – Прошу-у тебя, Акка!..»

А что конкретно она хотела в данном случае? Она его кинула! Дважды! Она беременна от другого. Что она хотела? Она вместо плача должна была сказать что-то вроде: «Да-да, вали уже, я больше не шлюха, я теперь королевна, понимаешь ли! Принесите мне омаров и фуа-гру с икрой!»

5/10 — это было тяжко. Очень сложный текст и вообще непонятный сюжет, где герои непонятно что делают. Псевдофилософия и псевдоинтеллектуализм в полной мере. За всеми этими размышлениями и описанием размышлений с описанием размышлений как происходят размышления просто не видно истории. Персонажи ходят, страдают и ноют, и только Келлхус весь такой в белом вечно доволен и мановением руки правит целыми народами, потому что так написано в книге, а не потому, что этому есть рациональное объяснение.

Первым двум книгам поставил оценку 6, а этой 5, хотя их уровень примерно одинаков. Но причины банальны: 1. нет нормального финала, по сути, его вообще нет, ибо продолжение в следующих книгах; 2. абсурдность происходящего, ибо Келлхус никогда не стремился править, он лишь хотел найти и убить отца, но вместо этого заделался императором, чтобы бороться с Консультом, хотя все 3 книги ему было абсолютно плевать на людей; 3. встреча с отцом, которую мы ждали 3 книги, но в которой не было смысла; 4. Акка, который под конец совсем растекся лужей, и я удивлен, как ему хватило яиц послать Келлхуса куда подальше; 5. Эсменет, которая так и осталась шлюхой; 6. пожалуй, главный минус — вообще ничего почти не раскрыто, куча отдельных фрагментов, которые даже в общую картину не складываются, и я сомневаюсь, что это изменится в следующих книгах. А то, что раскрыто, сделано с такими заковырками, что все равно фиг разберешь, что есть что.

Вообще, я начал читать цикл, потому что где-то вычитал, что тут что-то есть про другие планеты и иные разумные инопланетные расы, а это огромная редкость для жанра фэнтези. Я надеялся увидеть эти планеты и этих пришельцев, но вместо этого получил разрозненные кусочки про каких-то оборотней, которые кончают черной малафьей. Спасибо, Р. Скотт Бэккер, этого-то мне и не хватало.

Оценка: 5
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что тут можно сказать? Очень средне. Первая книга совершенно другая, намного лучше продолжений. Первая книга обещала мистическое приключение, полное тайн и ужаса. А начиная со второго тома я получил санту барбару с бесконечным преклонением перед женским полом и просто наитупейшим сливом Консульта и всей «злой» компании. Ближе к финалу я уже просто пролистывал бесконечные битвы и читал последние абзацы типа «и вот они стояли на площади», потом опять 5 листов текста листаешь, а там «они приготовились биться с кишаурим». И т.д. Таким образом драчки священного воинства не читал, ибо они меня достали еще во второй книге.

Линию Келлхуса читал полностью и она тоже под конец превратилась в аншлаг. Особенно встреча с отцом, где тот выдает монологи один за другим, один круче другого. Я думал — ну наконец-то, хоть какая-то опять мистика и тайны вернулись. Ага, щас. Все оказалось тривиально про не-бога, другой мир, сранков и проч.

Эсменет и Акка это вообще жуть, такое сейчас в серии «магическая академия» выпускают каждую неделю.

Итого: хорошая первая книга. Плохие две остальные. Вторую тетралогию читать не буду, просто спойлеры в вике или еще где посмотрю. Там еще потом будет 2 книги цикла «Не-Бог». И это конец? Как бы не так! Автор уже заявил, что этим все дело не кончится. Ммм, графомания это болезнь.

Короче, тот кто нахваливает эти книженции явно в своей жизни хорошей литературы не читал. А уж эти пассажи про «философию» и «глубокие мысли» в тексте и вовсе вызывают у меня только смех. Там философия уровня цитат из пабликов вконтакте, да и та по предложению на каждые сто страниц.

Оценка: нет
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересная история, что была прежде...

Оказалось, что первый том трилогии «Князь пустоты» я прочитал ровно шесть лет назад, в октябре 2015 года. То есть на чтение у меня ушло в два раза больше времени, чем на публикацию этого эпического эпоса.

Уж не знаю, чем я так сильно восхищался в ту давнюю мифическую эпоху, но по совпадению именно тогда я всерьез занялся изучением всемирной истории (с упором на Средние века), поэтому «Тысячекратную мысль» читал уже с совсем другим уровнем подготовки и знания. Это был мучительный процесс, почти как пытки инхороев. И автор никакой помощи мне не оказал.

Вольтер как-то бросил знаменитую фразу, что все жанры хороши, кроме скучного. Бэккер написал свой роман в плохом жанре. Читать это было невыносимо скучно.

По ряду причин. Классификатор сайта объявляет эту книгу эпическим и темным фэнтези. Но в этой книге очень плохо и с эпичностью и с тьмой (хотя иронично, что на последних пятидесяти страницах действие происходит в темном подвале!) Полтора сражения и одно описание пыточных казематов богомерзких чудовищ. А в остальном герои куда-то медленно едут и страдают. Едут они скучно, а страдают...

У Бэккера персонажи превратились в каких-то мономаньяков страдания. То есть всю свою скучную дорогу они расчесывают каждый одну душевную травму. Найюра соблазнили в детстве и теперь тетеньки не доставляют ем должного удовольствия. Эсме — ах, я шлюха такая бросила своего мужика ради денег и положения в обществе.

Но чемпион, конечно, Друз Ахкеймион! Четверть (!) романа посвящено его (в русском языке есть емкое, четкое определение, но нецензурное, поэтому, скажем) бесплодным любовным томлениям по утраченной возлюбленной. А еще — он мне сказал, что любит, а сам использовал, и из за этого я буду истерить и ныть, как баба. И это битый жизнью зрелый мужик, натренированный адепт тайного знания и матерый шпион!

В общем, персонажи у Бэккера получились глубокие. Но это глубина серого и унылого больничного коридора, уходящего вдаль. Она такая нужна?

Келлхуса — собственно, гвоздя программы — подвела философия. Все злодейство Князя Пустоты, ну помимо военных преступлений обычных для такой эпохи, свелось к тому, что он, как и всякий политик, выстраивает с людьми прагматичные отношения и подавляет чужую волю своей харизмой для общего дела. А все его хваленое дунианство с интеллектуальной точки зрения свелось к обычной фашисткой загонке — я высшая раса, а вы низшая — поэтому я буду вашим господином. Батя его знаменитый тридцать лет думал-думал и надумал, что люди тараканы и их надо давить или гонять по углам поганой тряпкой. (Вообще, финальная разборка с батей — это и смех и грех, стыдоба сплошная).

А ведь еще и лор есть у этой истории. Первый Апокалипсис, как его описывает красочно Бэккер... Ответственно заявляю, создание империи Александра Македонского, завоевания Чингис-хана, грабительские войны Тамерлана были тысячекратно более эпичными, страшными и разрушительными событиями, чем потуги на «ужасти» нашего автора! И обошлось без всяких инопланетных чудовищ и армий биороботов.

Но пожалуй, хватит! И так много накатал, потому что разозлился — три дня потратил на эту ерунду! С тех пор, как бросил мурыжить макулатурный Малазан Эриксона ни одна книжка меня так не бесила!

Есть хорошие моменты. Финальная битва, описания Небесного корабля инхороев, несколько интересных страниц исполненных в модернистской поэтике. Но не этих крох я ждал от этой мрачной и жестокой повести...

Можете сравнить, то что накатал Бэккер с идеалом. Например, прочитать-перечитать «Тараса Бульбу» Гоголя или «Саламбо» Флобера. А если желаете приобщиться к подлинному величайшему эпосу в мировой истории рекомендую цикл из 14 роликов Клима Жукова «Эпоха Крестовых походов» или цикл Савромата о Чингис-хане и создании Монгольской империи.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не буду повторять все недостатки, о которых писал в отзывах к предыдущим частям трилогии. Скажу кратко: остались почти все. Редкое, но все же позитивное исключение — описание магии. Хотя бы в 3 книге Бэккер наглядно показал отличия в колдовстве кишаурим, Завета и других школ. Магическая битва в Иерусалимских декорациях вышла очень даже ничего.

3 момента, которые меня дополнительно разочаровали в этой книге:

1. Слив Конфаса как персонажа. По итогам 2 книг это был в общем-то единственный персонаж, который потенциально мог противостоять Келлхусу: харизматичный полководец, хороший интриган, любимчик солдат. В 3 книге он вдруг разом утрачивает все эти плюсы, превращается в истеричку, позволяет Келлхусу вытирать об себя ноги. Неверибельно.

2. В отсутствие достойных соперников Келлхус окончательно становится Марти Стю, следить за ним становится совершенно неинтересно, итоговые победы над всеми противниками воспринимаются как должное (в общем-то и автор описывает их весьма буднично).

3. Слив Консульта. На протяжении предыдущих книг его рисовали главным антагонистом, но никакой развязки так и не произошло — Консульт самовыпилился из сюжета. Видимо, автор понял, что иначе не хватит идей на тетралогию «Аспект-Император»)

Но этот цикл я уже точно читать не буду.

Оценка: 4
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я сравнил предыдущую часть трилогии с затянутым порнофильмом, где герои механически совершают одни и те же действия и безбожно идиотничают. Это справедливо и для финальной книги. Однако здесь ты чувствуешь — вот уже скоро всё завершится. Темп начинает нарастать, ты пробираешься сквозь ненужные монологи, дивишься очередным глупым поступкам героев. И вот оно действительно завершается. Совершенно внезапно. Но не в стиле «вот это поворот», а в стиле «всё оборвалось». Преждевременно.

И ты смотришь назад на всех этих неприятных людей и понимаешь, что тебе было неприятно следить за нелепыми и странными их выкрутасами. Что ты потратил своё время, что устал, а удовольствия почти не было. Что, наверное, это грех, заниматься чтением таких книг. Когда автор придумал интересный мир, необычных героев и не смог их раскрыть.

Оценка: 5
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шайме взят! Но стоил ли он этих страданий…

Насколько меня приятно удивила “Тьма прежних времен”, настолько же разочаровала “Тысячекратная мысль”. Автор окончательно решил писать бразильский сериал и размазывать сюжет между миллионами строк. Инхорои так и не выползли, даже помахать читателю хвостиком, как во второй книге. Моэнгхус потрепался полчаса ни о чем. До битвы за Шайме, а это 80% от рассказанной истории, войско просто шло. Оно и в “Войне-Пророке” просто шло, но там повествование разбавлялось наивной и детской любовью стареющего мага и шлюхи, становлением боевого Иисуса, интересными сценками из быта героев, рассказами о Первом Апокалипсисе… Сны Акки по-прежнему завораживают своей атмосферой безысходности, но их преступно мало, а в основном повествовании нет ничего, что сравнилось бы с ними по накалу интриги.

Битва в конце очень затянута. Она представляет собой перемежающиеся короткие сценки, чтобы хоть как-то держать градус экшена, но это мало помогает. В одной сюжетной линии отец Келлхуса просто треплется об очевидном, в другой Багряные Шпили жгут напалмом… и вот жгут они и жгут, от сценки к сценке, а дым все заволакивает небо и заволакивает, а великий храм на холме все сверкает и сверкает, а Шпили всё жгут, а Моэнгхус все говорит… ну вы поняли принцип, да?

Автор конечно не глуп, с огромным словарным запасом, но его так и подмывает растянуть каждый том на парочку, а лучше трилогию.

Скотт Бэккер, я отрекаюсь…

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот и прочитан заключительный роман трилогии Скотта Р. Бэккера «Князь Пустоты».

Священное воинство с Келлхусом во главе направляется в город Шайме. Цель уже так близка. Однако фаним, быстро оправившись от сокрушительного поражения, не готовы просто сдаться: на всём пути они расставляют засады и постоянными налётами истощают войско Людей Бивня. Конечно же, оборону Шайме также не оставляют без внимания, и здесь Священное воинство ждёт неприятный сюрприз. Не стоит забывать и о кишаурим, всё ещё держащихся в тени. Кульминационная битва айнрити против фаним получилась масштабной и продуманной. Особенно впечатляюще смотрятся магические баталии между кишаурим и колдунами Багряных Шпилей. Положительным моментом стало то, что нам наконец объяснили различия в магии школ айнрити, которая базируется на логике и точности, и магии кишаурим, в основу которой легли эмоции.

На мой взгляд, к финалу «воды» стало чуть меньше. Нет, бесконечные философские беседы и рефлексии никуда не делись. Автор хотел показать всю глубину персонажей, однако настолько глубоко порой лучше не заглядывать. Лично у меня персонажи не вызвали положительного эмоционального отклика. Келлхус, получив Священное воинство в единоличное пользование, превращается совсем уж в «Мэри Сью» и решает все проблемы совершенно не напрягаясь. Окружающие для него не более чем инструменты, выполняющие конкретные функции. Найюр всё больше погружается в пучину безумия, из которой уже нет обратного пути. Эсменет постоянно терзает себя мыслями о собственном предательстве. Чемпионом по страданиям и самокопаниям был и остаётся Друз Ахкеймион. Ну не укладывается у меня в голове, что могучий колдун, адепт Завета, и матёрый шпион будет настолько мягкосердечным. Он страдает от измены Эсменет, от того, что передал тайные знания Гнозиса Келлхусу, от не сложившихся отношений с бывшими учениками и от много чего ещё. Наконец, мы увидим легендарного Моэнгхуса. Честно сказать, от подобного человека я ожидал гораздо большего. Так же мне не понравилось, что так бездарно слили Конфаса. Этот жестокий и харизматичный полководец был единственным, кто мог хоть что-то противопоставить Келлхусу. Однако к третьему роману трилогии Конфас превратился в импульсивного, неуравновешенного, недальновидного и местами даже жалкого человека.

В финале многие сюжетные линии получают своё логическое завершение. Многие, но не все. Автор явно оставил задел для будущих романов. Лично меня заинтересовала история Первого Апокалипсиса. Однако история Консульта, которая прошла красной нитью через всю трилогию, так и не была раскрыта. Видимо, её автор оставил для тетралогии «Аспект-Император».

Итог: Роман, как и трилогия в целом, вышел довольно удачным. В творчестве Бэккера есть определённые особенности, о которых важно знать перед прочтением. Во-первых, это высокий порог вхождения – разобраться в мире Эарвы довольно непросто. Во-вторых, явная философская подоплёка. И в-третьих, довольно неторопливое повествование. Во время батальных сцен это, конечно же, меняется, но большую часть времени герои рефлексируют и размышляют о жизни. «Аспекта-Императора» я читать буду, но после некоторого перерыва.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почитал я отзывы — в основном, читатели в полном восторге.

Я, скажу так — эта, заключительная книга трилогии, по-моему, получилась удачнее и интереснее первых двух. Но, экстаза и восхищения этот роман, как и предшествующие, он у меня не вызвал.

Впрочем, оценивать это произведение как самостоятельную, целостную книгу нельзя, поэтому, могу сравнить только с первыми двумя частями.

Сначала о хорошем:

— Опять, вначале, писатель пересказывает краткое содержание прошлых книг. Это здорово!

— Автор решил «подсушить» роман, убрав из книги тонны «воды». Роман получился не таким огромным и пустым, как две первые книги. И, это — отлично!

— Много действия, динамики. Нет, бесконечные беседы никуда не делись, но, все равно, события движутся к финалу довольно быстро.

— Логическое завершение. Нет, не все сюжетные линии закончились, подразумевается продолжение. Но, все-же, главный герой достиг своей цели. Вообще, кому суждено было погибнуть, тот — ушёл со сцены, персонажи, необходимые в дальнейшем — остались в живых. По-моему, грамотное и неплохое завершение трилогии.

— Яркие батальные сцены.

Теперь, немного о том, что мне не понравилось:

— Опять, длинные и бессмысленные беседы. Создание иллюзии глубины и философской составляющей, но, на самом деле — громкие и пустые рассуждения о прописных истинах.

— Огромный глоссарий. Получилась целая отдельная книга, типа толкиновского «Сильмариллиона». Да, многое непонятное проясняется, но, читать такое длинное дополнение после того, как уже все закончилось, для меня — скучно.

— Мне не очень нравится постоянная тенденция многих авторов фэнтези в заключительных книгах делать «задел» на бесконечное продолжение. Финальную точку ставить никто не хочет. Да, коммерция, наверное, является тут решающим фактором. В трёх огромных книгах писатель не захотел закончить тему Второго Апокалипсиса и борьбы с Консультом. Крестовый Поход завершён. Иерусалим, т. е. святой град Шайме, захвачен, эта сюжетная линия завершена, но, финал и близко не виден. Придётся читать остальные книги. Мне, это, честно говоря, не очень хочется…

Подводя итог — неплохая, по-моему, получилась книга. Ярче и увлекательнее первых двух частей. Но — общий уровень, на мой взгляд, все равно, не тянет на «шедевр темного фэнтези».

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Завершающая часть трилогии. Все классно, все здорово. Немного не понял мотивы отца ГГ, то есть он хотел переметнуться на сторону Консульта?

Из плюсов — образ Келхуса. Автор смог сделать сверхчеловека, не скатываясь в марти-сью. Образ, кстати, схож с образом императора.

Из минусов — Друз. Величайший маг ведет себя как вшивый интеллигент. Хотя.... В принципе, он и прежде был таким, но его финальный демарш выглядит несколько натянутым.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Тысячекратная мысль» сразу радует читателя своей структурой: из 573 страниц книги, 153 – это рубрика «в предыдущих сериях…» и глоссарий. Первая, в данном случае, немного поясняет события первых двух томов, чтобы все интерпретировали их правильно, а второй поясняет вообще всё. Местами читать глоссарий было даже увлекательнее, чем сам роман, одна только статья про Апокалипсис чего стоит. Но мы отвлеклись от темы.

Финал «Князя Пустоты» удался. Вообще, возвращаясь к этой трилогии, я словно открыл её заново, и многие моменты в ней воспринял иначе. Но всё равно, «Тьма прежних времён» остается лучшей частью цикла, блестяще совмещая в себе и психологизм, и интриги, и масштабные сражения. В «Воине-Пророке» слишком большой крен сделан в сторону психологизма, почти две трети книги ничего особенного не происходит: Священное воинство идёт в сторону Шайме, а все основные персонажи испытывают множество внутренних переживаний и изо всех сил пытаются разобраться в себе. «Тысячекратная мысль» тоже начинается неторопливо, но её финал многое искупает.

Итак, Священное воинство во главе с Келлхусом направляется в Шайме. Наконец-то читателю дадут возможность взглянуть поближе на легендарного Моэнгхуса, разгадать загадку Майтанета, проследить перипетии взаимоотношений всех действующих лиц и увидеть, чем же закончится война против фаним и кишаурим. Голготератт, правда, оставлен на следующую тетралогию, но и без него Бэккеру удалось неплохо увязать концы с концами и отлично подогреть интерес к дальнейшим событиям.

Единственный недостаток книги – лучшая её часть кроется в последних двух сотнях страниц. Далеко не каждый читатель сможет до неё добраться, чтобы оценить цикл по достоинству. Не говоря уже о том, чтобы перечитать всю трилогию, в попытках уловить, что же на самом деле хотел сказать автор. Мне думается, что «Князь Пустоты» гораздо лучше ощущал бы себя дилогией, по крайней мере, тогда бы он не имел провисаний в динамике и не вяз бы в повторах. С другой стороны, эти самые повторы добавляют реализма происходящему, ведь зачастую люди как раз «варятся» в собственных переживаниях, раз за разом «пережевывая» одни и те же мысли. Ничего удивительного, что Найюр, Эсминет, Ахкеймион и прочие регулярно ходят кругами в своих мыслях.

В итоге, трилогия определённо выше среднего и к прочтению рекомендуется. У неё высокий порог вхождения, но любители философского фэнтези точно не останутся ни с чем.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Для обычных людей колдовство не отличается от мира — а как же иначе, если они видят мир под одним углом. Для человека, не способного двигаться, фасад и есть Храм».

«Истина и Надежда — как странники, что идут в противоположные стороны. В жизни человека они встречаются только раз.»

«Подобно многим, отправившимся в нелегкое путешествие, я покинул страну мудрых и вернулся в страну дураков. Невежество, как и время, необратимо.»

Мир Эарвы. 4112 год Бивня. Поход Священного воинства в город Шайме под предводительством Воина-Пророка подходит к своему логическому завершению. Настало время для кульминационной битвы, где сойдутся силы соперничающих наций и враждующих религиозный фракций против общего врага — язычников. Именно сейчас выйдет наружу правда об истинных мотивах участников сражения. И никто из них даже не предполагает, что все они — всего лишь звенья паттерна Тысячекратной Мысли, к осознанию которого надо прийти, чтобы пустить ход Истории Мира Эарвы в другое русло.

Бэккер взорвал мое отношение к жанру фэнтези, потому что эта книга больше, чем просто фэнтези. Она несет в себе не просто картинки, превратившиеся в историю, а историю, превратившуюся в мысль. Она больше, чем философия, потому что здесь нет места скуки и словоблудию, но при этом каждая фраза увековечивает в себе мощный смысл, обогащая сознание. Это был тот случай, когда цикл можно было разбить на миллионы афоризмов. Язык повествования автора на высшем уровне. Сам сюжет по-прежнему завораживает. Если благими намерениями вымощена дорога в Ад, тогда плохими намерениями вымощена дорога в Рай? Ну...или не в Рай, а хотя бы в Священный город, которым является Шайме. И эта книга — тому подтверждение, потому что она просто пропитана болью, кровью, сценами насилия и борьбы, интригами и неожиданными открытиями. Но это не делает ее менее увлекательной. Не было ни одного эпизода, после которого захотелось отложить ее в сторону и подумать о чем-нибудь другом. Здесь каждая глава — звено цепи невероятно запутанной и продуманной истории, которая завораживает тайнами и не отпускает да самого финала. И снова потрясающие сцены сражений, настолько яркие и образные, что кажутся реальными. Если в предыдущих книгах персонажи лишь упоминали о своих волшебных способностях, то здесь герои показали себя во всей красе, продемонстрировав читателю весь свой мощный магический потенциал. Сказать, что это было невероятно зрелищно, ничего не сказать!

Преображаются и растут в глазах читателя главные герои. Если раньше к некоторым из них я питала не самые теплые чувства, соизмеримые с неприязнью и отвращением, то здесь я, откровенно говоря, многими восхищалась. Образ воина скюльвенда — тому пример! Немногочисленные женские образы этой трилогии для меня оказались пустым местом. Не смогла я до конца прочувствовать всей сути внутреннего мира главной героини романа и все ее поступки, вне зависимости от роста ее положения в обществе, мне были абсолютно чуждыми. На первый план в этой части для меня выходит монах Завета, который поражает своими глубокими мыслями, зрелыми чувствами и бережным отношением к окружающим людям. В финальной части романа он оказался превосходным. Его эмоционально сильный монолог «Я отрекаюсь...» вызывает восторг!!! Хотелось сказать автору «Браво!» и пожать монаху дружественную руку в знак восхищения. Продолжают радовать второстепенные герои, которые своим противоречивым отношением друг к другу делают роман ярче.

Очень удивил автор, уделив больше внимания сердечным взаимоотношениям. Любовь здесь — эмоциональное, щемящее сердце чувство, начавшееся с запретных отношений, пронизанное предательством и клеймящей душу мыслью: «Как я умру в следующий раз?» Любовь в этом романе — пылкое, животное, низменное чувство, поздно превратившееся в светлое осознание истинного стремления, где женщина, вместо предмета для насилия, становится «женой сердца». Любовь — метания человека, пытающегося осознать, что есть страсть и чем она отличается от жажды пробуждения древнего инстинкта.

Заключительная часть трилогии настолько захватывает, что финал наступает неожиданно. Автор представил ее в виде калейдоскопа постоянно меняющихся и чередующихся между собой сюжетных линий, сплетающихся в единую нить повествования. Я читала и казалось, что не успеваю реагировать на происходящие события. Здесь есть ответы на все вопросы, касающиеся серии «Князь пустоты». В то же время автор добавил предпосылки для зарождения интереса к следующей серии под названием «Аспект-Император», с которой я надеюсь познакомиться в обозримом будущем. Продолжение следует...

Оценка: 10
– [  32  ] +

Ссылка на сообщение ,

Канадец Р. Скотт Бэккер в очередной раз показал себя неординарным и умным писателем.

Опасения, конечно, были. После совершенно замечательной первой книги трилогии, вторая вышла куда более чем неровной, да и прочитанный после нее «Нейропат», как-то почти окончательно низвёл для меня автора совсем уж в «чернушные писатели». Но не прочитать «Тысячекратную мысль», пережив вместе с Друзом Ахкеймионом столько эпохальных событий на просторах Эарвы и фактически, сроднившись с ним, было уже невозможно. И вот тут я был вознаграждён! Третья книга у Бэккера вышла не просто лучше второй, третья книга вышла у Бэккера лучше первой. Пол балла — балл сбавляю я этому произведению только из-за того, что не люблю подробного описания войн и битв, хотя прекрасно понимаю, что без них взять Шайме Бэккеру всё равно было бы невозможно. Ну а так как именно они и являются самым необходимым атрибутом пресловутого термина «черная фэнтези», то подозреваю, что большинство за это балл как раз-то книге и накинут.

Замысел чуть приоткрылся, но по прежнему просто поражает воображение. Но ещё более поражает и само воображение автора. Несмотря на переизбыток чернухи в своих книгах (что, на мой теперешний уже взгляд, является частью общего замысла и в конце Саги получит своё вполе адекватное объяснение), мир он создал такой, что равных ему на горизонте пока что нет. Только Толкиен в своей проработке мира добивался подобных результатов, заставляя меня смаковать каждую фразу, залезать в 100-страничный глоссарий при встрече любого знакомого и незнакомого имени и названия, ползать с лупой по карте, и понимать логику действия каждого персонажа... Даже Дж.Р.Р.М., портрет которого нынче в обязательном порядке висит в кабинете каждого «настоящего» любителя фантастики, при всём том, что как писатель он безусловно лучше, и рядом с Бэккером не стоит глубине проработки идей, положенных им в основание своего мира. Повторяю — и рядом не стоит!

Безусловно, книга, полностью оправдывает ожидания тех, кто хотел от трилогии какой-то завершенности. Третий роман это вполне законченная часть общего эпического полотна под названием «Первая Священная Война». Мне, не скрою, очень понравилось, как она кончается – а именно как написана самая последняя, 17-я глава. Она настолько хороша, от первого своего слова до последнего, что ставит для меня Бэккера чуть выше остальных писателей и именно она и создаёт у читателя чувство логической завершённости трилогии. Но при всем при этом надо понимать, что завершена только лишь первая часть огромного эпоса. На многие из интересующих нас вопросов нам даны ответы. Вы, безусловно, будете довольны тем, что окончательно прояснилось следующее (без спойлеров, просто, что бы заинтриговать):

• Какова судьба Священного воинства?

• Каково будущее Нансурской империи и ее Императора?

• Состоялась ли встреча сына с отцом — шёл он в Шайме его убить или ему помочь?

• Кто он, в конце концов, этот отец, почему он сам не организовал Священное воинство?

• Что такое Гологоттерат и как он возник?

• Какова во всем этом роль шрайи Майтанета?

• Существует ли Консульт?

• Проявит ли себя Завет и как?

• Много ли созданий с распадающимися лицами бродит по Эарве?

• Отомстит ли Найюр за своего отца или окончательно попадёт под влияние обоих Анасуримборов?

• Пройдет ли Сесватха в своих снах куда-нибудь дальше или так и будет топтаться рядом с Мог-Фарау?

К тому же, к вящей радости поклонников «черной фэнтези», куча народу будет убита по ходу пьесы, причём, все это достаточно важные персонажи, поверьте, на многих из которых Вы делали ставки. Промежуточные ответы получены. В этом плане трилогия завершена. И большинство читателей, вероятно, будут довольны.

Но, ИМХО — это не самые главные вопросы. Третья книга – это не просто роман о событиях, происходящих в 4112 году Бивня. Третья Книга ещё и очень сильно проливает свет на события прошлого – время той самой Тьмы, что была прежде. Потому что без понимания того, что произошло тогда, мы не поймем ни то, что происходит сейчас, ни то, что будет происходить в будущих книгах. Поэтому основное множество вопросов так и осталось открытыми. 110 страниц занимает теперь Глоссарий и информации он содержит столько – что и не передать! Количество рас, народов, империй, стран, альянсов, союзов, войн, просто превосходит все мыслимые и немыслимые границы. Четыре страницы посвящены только подробному описанию Первого Армагеддона, четыре страницы – Куно-инхоройским войнам. Без понимания двух этих величайших событий в истории Эарвы невозможно понять, куда и зачем идёт Келлхус. А воспринять их просто так, «на слух», нереально. Что такое «НЕ-БОГ»? Кто такие «дуниане»? Книгу буду перечитывать ещё раз, с карандашом в руке, дабы разобраться, что же действительно тогда произошло, иначе весь узор замысла автора для меня так и останется неполным. Многие, очень многие догадки, которые вроде бы «лежали на поверхности» первых двух книг, но в существование которых невозможно было даже поверить (в силу их невероятности!), неожиданно в третьей получили вполне реальное, весомое подтверждение. Объяснив нам, по каким именно правилам он хочет играть с читателем, автор и сам показал, что не собирается разбрасываться по мелочам, а имеет в голове вполне сложившуюся картину всего, того, что происходит в его мире, и каждый раз приоткрывает нам всего лишь маленькую её часть. Все это в совокупности означает уникальную возможность и для его читателя – выхватывать эти «бриллианты» мозаики, разбросанные как попало на страницах его книг, и, собирая их вместе, анализируя, дополняя своими размышлениями, сопоставляя совершенно разрозненные факты, самому складывать их в единую, потрясающе красивую мозаику всего происходящего. Бэккер, как это не избито это звучит, действительно заставляет читателя ДУМАТЬ, что ой как редко встречается сейчас на бескрайних просторах написанных как под кальку фентезийных миров. Главный вопрос, однако, состоит в том, способен ли еще думать ТЫ, дорогой мой читатель?

КРАТКО О КНИГЕ: Уникальный штучный товар, бриллиант, на огранку которого от Вас потребуются определённые усилия.

ДОСТУПНЫЕ АНАЛОГИ: Дж.Р.Р. Толкиен «Властелин колец», переснятый в «негативе» и изданный в обложке от учебника по гностической философии.

ОЦЕНКА: 9½ из 10 (и 10 из 10 за всю трилогию)

НАДО ЛИ ЧИТАТЬ: Если Вы продрались сквозь первые две книги, Вы просто обязаны взять Шайме.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

В заключительной, третьей, книге Бэккер решил всё-таки чуть сжалиться над читателем. Речь сразу о нескольких моментах. В произведение введен словарь (примерно 15-18% от общего объёма!), объём самого романа чуть меньше, чем в первой книге, и гораздо меньше, чем во второй. Но это цветочки. Автор, за что ему спасибо, поработал над экшеном (его больше, хоть и не намного, его все равно катастрофически мало), добавил интриги, вывел героев на новые позиции, раскрывающие их сущность. Даже нашлось описание магии, чего я ждал целых два романа! Можно ли говорить о литературном росте? Я думаю, что да. Но всё же Бэккер намеренно сделал первые книги лишенными внешнего, популярного лоска. Причины, наверное, оставим самому Бэккеру. Ну и читателям, пусть сами решают.

Повысился и градус сюрреализма. И если вы фанат подобного жанра, то вам придутся по душе скитания Найюра. Мне же они не понравились совершенно. При всем уважении к автору, язык его достаточно пространный и без сюрреализма, а с ним и подавно. Так что я отношу это нововведение (условно нововведение, ведь и раньше сюр был, хоть и немного) к минусам.

Сюжет, в целом, строится на том, что указано в названии романа – идет осада Шайме, идет захват Шайме. Добавляются интриги, ходы героев, но общая канва одна. Удивительно, но впервые за трилогию Бэккер решил относительно масштабно описать боевое действие (ранее у него все было в стиле «они захватили» и «город пал»). Конечно, это не финальная битва «Колеса времени» на пару сотен страниц, но уже лучше, гораздо лучше. Еще один плюс концовки – автор стал чаще переключать ПОВов, искусственно, тем самым, создавая иллюзию экшена.

Особенно отмечу рандеву. Оно в какой-то мере даже непредсказуемое. Я уж точно не такой встречи ожидал. Несмотря на то, что герои рандеву понятны чуть ли не со «Слуг темного властелина», ход рандеву – это да, это очень недурно.

Заключение: хорошее завершение трилогии. Многие оружия выстрелили, но не думаю, что все. Так же большое количество вопросов осталось без ответа. Не могу назвать книгу шикарной, но и проходной она не стала. Читать интересно и тяжело. Хотелось бы, чтобы Бэккер писал чуть проще, но что есть, то есть. Пока не решил для себя, буду ли читать вторую трилогию (тетралогию), ведь доподлинно известно о плохом переводе второй книги, да и четвертую Бэккер только пишет. Однако над этим вопросом подумаю. Всё еще остается предчувствие, что автор способен выстрелить и написать такую книгу, в которой будет нереально много раскрытых интриг, чего я жду уже три романа. А пока я сажусь за рассказы из цикла.

Оценка: 7
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чем больше читал, тем больше разочаровывался. Никакой интриги, постоянные размышления начали сильно тяготить. Акка разочаровал: человек, которого каждую ночь обрабатывали, который заточен под спасение мира, в конце ведет себя противоестественно. Некоторые писали про хорошо прописанные бои, не могу с этим согласиться. Автор тупо расписывает отдельные схватки, что по силам писателям средней руки или ниже, чего-то глобального, наподобие битвы при гранике, нет.

В книге мало действий. в книге тупо либо дерутся, либо кто-то о чем-то думает. Никаких диалогов, каких-то обсуждений, стратегий военачальников. Мы как будто читаем хронику. И даже хроника слабовата, нет описания людей. Когда читаешь Толстого, то образ героя у тебя в голове, здесь невозможного нарисовать в голове ни один персонаж, только общие понятия: высокий, маленький, старый, молодой.

Слабовато!

P.S. потому что автор слаб

Оценка: 5
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень сильная, многогранная, сложная, философская и глубокая книга! Она действительно читается весьма трудно и приходится продираться сквозь множество философских измышлений и глубочайших мыслей, но от этого вся серия Князя Пустоты и не похожа на большинство существующих фэнтези эпопей.

Множество интереснейших героев, противоборствующие и противоположные цели их жизненного пути создают по истине реалистичную жизненную картину повествования. Перед читателем бесконечная и кровавая война, поступательное осуществление планов Келхуса и конечный пункт всех его намерений и стремлений — Моэнгхус... И пробуждение нового мира под его пятой.

А на периферии истории Консульт и Второй Армагеддон, столь же неотвратимые как завтрашний день.

Мучения во сне и наяву Ахкеймиона лишь обостряют общую картину глупой войны во имя неких символов накануне неминуемой гибели всех живых душ.

Сложно, но очень-очень зрелищно!

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх