Р. Скотт Бэккер «Второй Апокалипсис»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Эпическое фэнтези | Тёмное фэнтези | Героическое фэнтези | Технофэнтези )
- Общие характеристики: Военное | Религиозное (Религия, придуманная автором ) | Психологическое | С множеством интриг | Философское
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Мессия | Пророчество | Путешествие к особой цели | Спасение мира | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Stan8, 29 декабря 2009 г.
Решил разместить свой отзыв первым в этой теме, хотя речь пойдет лишь о «Князе пустоты».
Ибо, даже оставь Бэккер все, как есть, без продолжений... его трилогия заслуживает того, чтобы быть вписанной в анналы мировой литературы. Именно так: не фэнтези, не «дарк фэнтези», а именно, романа-эпопеи о нас, людях, и о конце света. Ибо мы сами, возможно, живем в преддверии Армаггедона, и, значит, тень Армаггедона живет у нас внутри.
Романы Бэккера тяжелы для читателя. Поначалу. Надо заставить себя продраться свозь зубодробительные имена, географические названия совершенно чуждого мира, населенного жестокими людьми и страшными нелюдями. Продраться, чтобы оказаться ... дома. Бэккер прекрасно знает, что делает, когда нарочно усложняет имена собственные, когда выстраивает — великолепными реминесценциями философов — духовную ткань Эарвы, так что ты в конце понимаешь: Эарва — это, всего лишь Earth. И Священная война идет здесь и сейчас, и полчища шранков давно уже воют, предвкушая кровь. Так что те, кто бы хотел не думать, а уютно отдохнуть над книжкой, пусть выберут другое чтение. Но тому, чей интеллект достоин по-настоящему качественного текста, — Добро Пожаловать в гости к Скотту Р. Бэккеру.
Задача, поставленная автором перед самим собой, настолько необъятна, что только с прочтением новых и новых глав понимаешь масштабность его замыслов. Проблема Богочеловека или Человекобога, спор Достоевского и Ницше, интерпретируется Бэккером в образе Анасуримбора Келлхуса, монаха из таинственной секты дуниан. Безупречный и могущественный герой, который мог бы стать близким к персонажам комиксов, у Бэккера дышит, живет и страдает. Заставить такого героя иметь узнаваемые черты, плоть и запах, — сложнейшая задача для писателя, и поэтому хочется поздравить Бэккера с удачей, ведь Анасуримбор — ось, вокруг которой раскручивается повествование, и, постепенно вокруг этой оси обернется сам мир...
Перед читательским разумом ставятся новые задачи, новые бесчисленные вопросы. На часть из них имеются и ответы. Достойна ли божественная сущность поклонения? Насколько далеко следует простереться власти? Что важнее: сердце человека, или благо всех людей? Каждая проблема — сама по себе испытание, а испытаний тысячи. Но, отрешенные от жизни, эти вопросы выглядели бы слишком умозрительно. Поэтому Бэккер отражает Анасуримбора Келлхуса в глазах людей, разных людей, умных и поглупее, коварных и честных, набожных и подлецов. Образ становится объемным, ярким, начинает звучать, как церковный орган или хор. И все же двое не могут примириться с божественным Келлухсом, казалось бы, созданным, чтобы властвовать, владеть, спасать мир...
Найюр урс Скиоата, вождь кочевников, личность до того яркая, что затмевает порой самого дунианина. Яростный, честный перед собой до конца, безумный убийца, он обладает потрясающей страстью и уникальным интеллектом. Он ненавидит всех, и в том числе себя. Он любит Серве разрушительной любовью человека, давно растоптавшего всякую человечность. Он великолепен и несчастен в своей искренности и неразделенной любви. Он, такой сильный и грозный, в конечном итоге сам не более чем жертва. Их общение с Анасуримбором — настоящий шедевр, который я перечитывал много раз, чтобы осмыслить все нюансы. А нюансов в романе Скотта Бэккера — не счесть...
Друз Акхеймион, колдун, ученый, интеллектуал. Это такой «еврей» мира, в котором нет евреев. Читая о нем, представляю себе Дастина Хофмана (идеальный исполнитель роли Акки для фильма, который, к сожалению, не будет поставлен). Друз Акхеймион постоянно в плену рефлексии, самокопания. Его чувство вины совершенно гипертрофировано, как то и подобает выразителю либерального Западного сознания. У него удивительно тяжелый и трудный характер. Он добр и печален, мнителен и ревнив. Он обречен быть несчастным, страдать. Он выглядит жалким 95% повествования. В оставшихся 5% Друз Акхеймион грандиозен и велик.
Друзья и соратники, ученики и наставники, солдаты и полководцы, интриганы и кукловоды, — бесконечной чередой самых различных образов изобилует эпопея. Безумный мир, взыскующий то ли Бога, то ли в смертельной тоске ждущий явления Предтечи. Священная война, ставшая для нас историей. Но разве она закончится когда-нибудь? Возможно, она продолжается внутри нас. Как можем отрицать это мы, живущие на дурацкой планете, четверть населения которой поклоняется черному камню, и практикует кровавый джихад, как способ добиться власти над миром?
Как мы, живущие в стране, где власть всегда преступна и желанна, можем полагать себя отошедшими от Византийских канонов Нансурской империи Бэккера? То, что происходило там, происходит здесь и сейчас. Кровавые следы Акхеймиона, отрекшегося от аспект-императора, от богатства и привелегий. Разве это не классический путь диссидента в России?
Женщины Бэккера. Многие комментаторы оскорбляют и презирают их. Политкорректные западные критики обвиняют писателя в женоненавистничестве. Я попытался вчитаться в текст непредвзято и увидел всего лишь несчастных женщин, которые страдают. И пусть кидает в них камень глупец, полагающий безгрешным себя самого. Наивными глазками Серве, умудренными глазами Эсменет мы также видим Человекобога, и мы понимаем, что он достоин проклятия и любви, достоин власти и презрения... Мы понимаем больше, видя мир сквозь призму восприятия этих главных бэккеровских героинь, и спасибо им за это.
Существование Абсолютного Зла всегда было любимым коньком мира фэнтези. У Бэккера зло описано столь наглядно, что многие не воспринимают его, считают описания «мерзкими» и «слишком натуралистичными». Вероятно, автору не было бы нужды слишком углубляться в отвратительные детали, если бы он не хотел убедить нас в чем-то. Вероятно, в том, что Абсолютное зло также существует в нашем мире, и что оно, с сожалению, всегда ближе, чем это представляется. Я осознаю, что лично мне вряд ли угрожают инхорои... но вот кто из нас поручится, что рядом не затаился какой-нибудь шпион-оборотень? Или просто, что тот, кому ты доверяешь, не имеет на самом деле лица из паучьих лапок, готовых раздаться и открыть... нечто новое?
Слишком много написано о занятиях плоти, поэтому хочу закончить все-таки другим. Он смерти плоти не спасется никто, даже инхорой, поэтому так примечательны именно слова почти бессмертного Ауранга:«Люди. В древние времена они походили на стаи диких собак. Как же они выросли!» В этих словах, исходящих от воплощения Зла, кроется приговор этому самому Злу, и надежда для людей.
Для нас.
В мире Скотта Р. Бэккера надежда исходит не от любящих сердец — любящие сердца препарированы убийцами и выставлены на обозрение, как сердце Серве. В мире Скотта Р. Бэккера дети не являются абсолютным добром, как то предписывает политкорректная модель кастрированной западной культуры. Дети — маленькие мы, и надеяться на них наивно... Но свет в конце тоннеля все-таки есть!
В мире Скотта Р. Бэккера надежда кроется в Айенсисе, который не покинул родной город во время мора. В Сесватхе, который, спустившись в ад, все-таки нашел то, что «выше правды и любви». Оружие против Абсолютного зла. Интеллект личности, которая ищет смысл во всем, которая понимает, что оправданием ей будет неустанный труд разума и души. Айенсис и Сесватха не покинули людей даже после смерти, и свет их Разума дороже любви, дороже веры... которыми обманывают рабов.
Надеюсь, тот, кто дочитал эту аннотацию (еще не читая самих романов), наделен в немалой степени интеллектом и мужеством, чтобы раскрыть великолепные романы Скотта Р. Бэккера. И, если уж говорить о фэнтези, в моем личном рейтинге рядом стоят Толкиен, Мартин и Бэккер. Остальные, пишущие в этом жанре, даже близко не приближаются к этим троим.
Vivec, 29 мая 2019 г.
Я на всей серии тронулся разумом. Лучшее, что я читал (а читал я очень немало, от Толкина, до Мартина, Кука, Танит Ли, Муркока, Эриксона, Сандерсона, словом — искушён).
Единственная серия, где я, неутерпев, начал читать последнюю книгу в английском оригинале, не дождавшись перевода. Чтобы понимать как мне «припёрло», нужно знать, что с английским я очень на «вы») Ночью, с промтом, сидел, построчно, как над священным писанием. И смех и грех) А заодно понял как тяжело переводчику, любому, даже хорошему, переводить Бэккера, с его многозначностью, метафорикой, длиннющими сложносоставными предложениями.
А начиналось как всё? Начал и бросил. Бросил, Карл!) Первую книгу «Тьма прежних времён». Показалось, что очень сложные имена, топономика, пока это всё выговоришь, какой то мрачный, гнетущий, неяркий мир. И — бросил. Потом опять вернулся к книге спустя много месяцев, когда совсем было нечего делать, от скуки, приложил вначале чуть упорства и... всё, я пропал. Тот факт, что когда то начиная читать, я едва брезгливо не перешагнул через серию сегодня у меня вызывает фейспалмы и недоумение. Такой бриллиант мог пройти мимо меня.
Ну что я могу сказать. Полностью прописанный мир — царства, народы, культуры, эпохи, религии. Бэккер продумал всё. Мир живой и развивается, не просто какие то картонные декорации на фоне. Причём понимаешь это и втягиваешься не сразу. Поначалу, ворох обрушивающихся на тебя названий несколько дезориентирует, ты не понимаешь «куда идти и что делать», фигурально выражаясь, и это, может быть, можно было бы записать в минус, но со временем привыкаешь и начинаешь ориентироваться. Бэккер не разжёвывает (во всяком случае сразу, это разворачивается плавно) и не кладёт тебе всё в рот, мир жил до читателя, живёт своей жизнью сейчас и будет жить после — как и в реале когда ты входишь в мир, рождаешься, тебе всё непонятно, неизвестно и всеобъемлющей инструкции по пользованию никто не предлагает.
Бэккер очень кинематографичен. Десятки раз за семь томов ловил себя на мысли, что сцена просто просится на экран. «Как бы это смотрелось в фильме...». Бэккер описывает очень мастерски, он мастер описания. Как должен чувствовать себя умирающий человек, человек в гуще боя — этот бой, как его ранят, что он чувствует, как это вообще всё происходит, его последние мысли.. Всё это прописывается очень мастерски.
Образ Мурсириса, Кара Скинуримои, Не-бога, вообще впечатался в фантазию и постоянно возвращается. Угольно-чёрный Саркофаг, парящий в воздухе, говорящий ртами, хором миллионов шранков, громоподобным рёвом ...СКАЖИ МНЕ... ЧТО Я ЕСТЬ... ЧТО ТЫ ВИДИШЬ? Как Бэккер это описывает, до мурашек. Не-бог, в присутствии которого все младенцы мира рождаются мёртвыми. Присутствие которого непрерывно ощущается всеми живыми существами мира, как далеко бы они не находились, и чётко ощущаемое направление где Он, угроза нависающая над горизонтом, сосущая тошнотворная пустота. Сама проблематика которая заложена в основу конфликта
Его не видят боги, настоящие — психические духи невероятной силы, его не видит та сторона (тот свет, потусторонний мир), он не проклятый и не благословлённый. Хотя творит совершенно чудовищные вещи. Он — пустота. «Совершенная форма жизни». С точки зрения инхороев. Квинтэссенция материализма, богоборчества и учения Текне.
Инхорои вообще не видят философской концептуальной разницы — между машиной и человеком. В их мире именно машина правила, управляла, обладала всей полнотой перспективы. А сами инхорои, живые и с душой, были в роли мальчиков держи подай, обслуживающего персонала и пушечного мяса. Текне первоначально кажется бредом и гротеском, но чем больше ты читаешь, внимательно читаешь и размышляешь, тем больше понимаешь, что.. не всё так однозначно, ой не всё.. Учитывая, что, говорю, Бэккер мастер метафорики, полунамёков, обмолвок. Понимайте мол, как хотите, он рассыпает по всему тексту мозаику подсказок и в итоге, в конце цикла, каждый остаётся при своём мнении, при этом эти мнения как полутона, они не то чтобы прямо воюют или противоречат друг другу, являются несостыковками, они.. как философия, как точка зрения. И в этом, гигантское мастерство Бэккера как писателя. Особенно ирония в том, что в книге война этих полутонов — приводит к миллионам трупов и стерилизованным мирам
Серия вообще поднимает вопросы — что такое жизнь? Чем мы, люди, являемся, глиняными поделками? Автоматами? Жив ли не-бог, если да, то в каком смысле. Мы сами то, живые или те же самые философские зомби, биоавтоматы? Права ли философия Текне? Что такое душа? Как пережить вечную жизнь, соотношение времени и вечности. Эти мысли постоянно вертятся в голове. Нужно понимать что Бэккер философ, университетский преподаватель, когнитивист. Если вы интересуетесь всей этой проблематикой — серия вас невероятно захватит. Если не интересуетесь, тоже не беда, вы получите хорошее, качественное, мрачное дарк-фэнтези, без купюр, без соплей, без высосанных хэппи-эндов.
Мир Бэккера очень страшный. Он чем то Вархаммер 40к., напоминает, но без его детского гротеска. Чем-то. Света в конце туннеля нет. Есть боги, психические сущности невоображаемой мощи, живущие в ином пространственном и что очень важно временном континууме. Есть постсингулярная цивилизация богоборцев, так называемые Инженеры или Прародители, создавшие Не Бога и инхороев, познавшие материальную природу настолько, насколько это вообще возможно, вознамерившиеся спастись от ада, той стороны, посмертного воздаяния и самим стать богами. Метаисторическим фоном и прологом для событий всех семи томов явилась борьба между ними, двумя философиями, системами ценностей. Магии против техники (ну я очень упрощаю), духа против плоти, морали и табу против гедонизма. При этом ни те, ни другие, симпатий в традиционном смысле не вызывают, боги отделены от людей и имеют специфическое, с людской точки зрения сознание, слепы к людским нуждам, слезам, страстям и высокомерны. Слишком холодные и нечеловеческие. И это я ещё весьма мягко их презентую. А Инженеры — генетически несколько раз проапанные техническими средствами супергении, давно лишившиеся всяких зачатков морали. Кто страшнее — вопрос очень дискуссионный. Ни тех, ни других, прямо не показывают, они маячат где-то на горизонте страшными грозными тенями. И между молотом и наковальней маленький мир Эарва, на который это всё свалилось — ковчег Инженеров, с их технологией Не-Богом на борту, маленькие люди и их судьбы. И вечные вопросы.
Именно на Эарве Не-бог, Спаситель (и не знаешь, это ирония или он реально Спаситель) устроив тотальный геноцид (в книгах всё подобно объясняется, зачем, почему), вызвав духовный шок — должен тем самым отсечь время от вечности — эту сторону от Той. Запечатать измерение на вход-выход, спасти своих создателей от ада, и за счёт переворачивания причинности — воздействия из времени на вечное, сделать их фактически богами, вырвать у вечности, сделать их необусловленными судьбой.
В этом таинственность этой технологии — Не-бог, не имея никаких ментальных отпечатков, желаний, страстей, индульгирований — ничем недетерминирован, выпадает из причинности, из кольца вечность-время-вечность, Он «свободно движущаяся жизнь», логос — эталон Инженеров. Поэтому вечность его не видит, и всё что Не-Бог делает — боги и вечность тоже не видят, для вечности его вообще не существует, он то, что нарушает обычные причинно-следственные законы мироздания. Всё к чему он прикасается, все событийные ветки — для вечности исчезают. Не-Бог это технология, когда следствие — может определить причину (и вероятно он сам имеет какую-то невероятно сложную квантовую природу). Под вечностью для 95% живущих подразумевается.. да ад подразумевается. Причём такой, что однажды увидивший посмертие, благодаря технологии Инженеров — Обратному Огню, едва не трогается рассудком (а многие и трогаются), все кто заглядывают в обратный Огонь — тут же присягают инхороям и делу Не-Бога. А не видит Та Сторона Не-Бога, и он ничем не обусловлен, потому — что он бездушен. По сути это борьба духовного ада, ада богов — и технократического ада Инженеров здесь, на земле, ада глобального технотронного геноцида, по сравнению с которыми гитлер это детская песочница и розовые куличики. На какой стул сядешь, на какой стул мать посадишь?
При этом считается, что то что творят инхорои лишь бледная тень того что ждёт в вечности. Людодство, педофилия, некрофилия, одежды из содраной кожи, вырезанные под корень города.. инхорои и консульт — делают это всё только потому что знают, ЧТО творится после смерти, заглянули в Обратный Огонь, получили опыт посмертия. Увидившие это — навсегда меняются. Они тут же оправдывают инхороев, закрывают глаза на все зверства, сами становятся зверями (потому что по сравнению с тем что Там, всё меркнет) и присоединяются к делу служению Не-богу и запечатывания вселенной. Поэтому многие называют Не-Бога спаситель, абсолютно серьёзно, без всякой иронии. Не только инхорои, но и люди, и кунорои и воинственные племена скюльвендов (которым на том свете ничего кроме ада не светит). Классический гримдарк, нет карикатурного зла и сахарного сиропного добра, это борьба зла с ещё большим злом и что является «ещё большим» очень дискуссионно
При этом этот короткий рассказ очень поверхностен и упрощён. Например я не упомянул о дунианах, местном «эарвском» аналоге иномирных Инженеров с их Текне, причём только в зачатке, общине дуниан до планетарной трансбожественной цивилизации Инженеров ещё очень далеко. Нооо.. тропинка уже ведёт. Основные постулаты, идеи. Собственно, главный герой — является дунианином, выходцом из этой философско-монашеской общины. Которые считают что «душа» и «я» — выдумки, которые мыслят скорее.. как автоматы, а не как люди. Постоянный транс, идеальное равновесие, полная безмятежность и отсутствие страстей, механическая рациональность, невероятно мощный острый аналитичный ум. Мы наблюдаем за развитием главного героя, который как и Не-бог для нас недоступен, закрыт, мы практически не видим его «внутренней кухни» (только по ходу повествования раскрывается по каким принципам она функционирует), но иногда свозь ледяное дунианское доктринёрство пробиваются человеческие эмоции, любовь, привязанность, страсть, страх.. которые Келлас душит, приводит к идеальному покою. И мы не можем понять, кто перед нами.. положительный герой? Спаситель? Или бездушное чудовище в котором не осталось ничего человеческого. И Бэккер показывает это мастерски. Это не сопливая Санта-барбара, это скорее психологический триллер.
Даже до конца не понятно, в честь кого названа первая трилогия, Келласа или Не-Бога. Насколько Бэккер символичен.
cianid, 26 апреля 2024 г.
//Публикуется только сейчас, начеркано где-то в сентябре-октябре 2023 года от Р.Х., в состоянии лютейшего аффекта от завершения чтения ВА, поэтому прошу о снисхождении за эмоциональность и «бэккеровский» объём отзыва.//
Хууууух! Слава Богу Богов! Второй Апокалипсис закончился. Для меня, по крайней мере))
И это вызывает чувство облегчения... нет, «глубокага удовлетворения»(брежн.). Хотя кто-то, конечно, со мной не согласится. Но это, уверен, будут немногие, потому что цикл про Немногих и для немногих. Но такая литература тоже нужна, хотя бы для того, чтобы немногие чувствовали себя немного яйцеголовее прочих, ну и для тех, у кого эшелоны времени и все интересное и классное уже перечитано как минимум дважды.
Мой отзыв не будет смертельно серьёзен и я не стану надумывать некие глубокие семантические пласты и пропластки в этом цикле, потому что их попросту нет. Но вы их можете, при желании, придумать в меру образованности, начитанности и развитости воображения. Это простая и прямая как линейка история о части жизненного пути нескольких люде. Людей разных профессий, общественного положения и разного уровня общей развитости и одаренности. Все остальное в сюжете фоном пристегнуто к их проблемам, терзаниям, целям, частным обстоятельствам.
Движущей силой романа является некий условный человек-набросок, по сути оболочка, биомашина, функция с неясными мотивами, обладающая кроме описанной внешности и учтивых манер, еще кое-какими паранормальными способностями. Почти СверхЧеловек и Небесная Ось, вокруг которого суетятся остальные, а он неумолимо куда-то прёт, и прёт. Почему-то. Сначала он идёт туда-то(юг) и всех покоряет, потом отсиживается, наслаждаясь достигнутым, набирает жирок и идет в противоположную сторону(север), а остальные, само собой, прут за ним. По самым разным мотивам. Заявленное Главное Зло никакое не бесноватое, не иррациональное, а напротив. Его можно понять, но, в силу чудовищной антигуманности замыслов Зла, его какбэ нельзя принять. Хотя и отказ от идей Зла ничего хорошего не сулит большинству людей и нелюдей. Безнадёга. На этом вся философская глубина произведения заканчивается.
По сюжетной динамике и убедительности происходящего с персонажами: терзают смутные подозрения, что мистер Бэккер сверхъестественным образом попал под влияние относительно недалеко проживающего северо-каролинского фэнтези-апостола, мистера Перумова. Только у него в загашнике у главгеров были столь неисчислимые доблести и чудо-орудия сокрушения мерзостей и супротивников(не менее неисчислимых). Только там горе и смятение, сменялись отвагой и ободрением с частотой гигагерцы на страницу. Но даже Ник Данилыч смог уместить свои запоздало-тинейджерские фантазии в одну книгу, пусть бессмысленно и беспощадно пухлую. Здесь же, ой-ой...
До меня так и не дошло как словоблудие всего лишь сдобренное красивыми словесами(или их производными) родом из латыни и греческого можно считать проявлением авторского интеллекта. Толкин смог избежать этих протечек современной речи в изображаемое им древнее и малоразвитое. Бо талантлив был, щепетилен и трудолюбив. Наверное, ученые степени Автора как бы заставляют думать, что всё, что выглядит как чушь и бесконечные повторы, на самом деле, не абсурд, не писательская слабость и ляпы, а просто такая глубокая мысль, не для средних умов, или оригинальный изобразительный приём. Но я так и не понял чему все это служит. Мантры вот тоже повторяют, и хотя некоторые из них семантически оскоплены, никак не наделены смыслом, но они хотя бы способствуют медитативному погружению, воспарению. А тут для чего вся эта говорильня?
Немного о хорошем.
Космология, метафизика мира, в целом, понравились, хотя они всего лишь вариация вечных тем греха, проклятия и воздаяния в посмертии, а с какой стороны прикручены боги и демоны, так ли они сильно друг от друга отличаются, насколько и почему они могут и желают взаимодействовать с человеками через шторку, врата или мембрану с Той стороны или с этой — это детали. Но в них, в деталях, источник красоты. Что ж, у Бэккера это сделано пусть не на уровне топ-ресторана, но по-домашнему вкусно.
Я, правда, так и не понял, что означает господне прощение, где у Бэккера те Острова Блаженных, где те Элизиумы и Эдемы и кто, собсно, в них попадает. Душа прощенная или праведная просто ждет нового тела где-то «в отстойнике» и потом просачивается обратно сущий мир, одухотворяя малышей в материнских утробах? Было что-то обронено именно о круговороте душ, но полной ясности у меня не возникло. Оборот без ущерба общей численности душ на Этой Стороне едва ли возможен, ведь проклятые души вечно смакуются садистами-сифрангами и боле не возвращаются. Кто же тогда вдувает недостающее в новозачатые жизни? Кто возжигает новые искорки разума и чувств-с в неизбежно растущем населении этой ойкумены?
Снова, и снова свет да огонь как основной генерируемый магический фактор, а разрушение и смерть как типичный исход чародейства. Тоска. Ну, само собой, + охранительные чары, обереги, телепортация и телескопия, ну и, небольшим бонусом, единичными кадрами, мельком введены даймос и «уловление душ». Но, при всём оскоминном однообразии колдунства, принцип чаротворения мне понравился(разобщение говоримого и мыслимого). Хотя и огорчил немного. В силу того, что в собственной работе у меня имеется внешне очень похожая идея, как один из трех способов классического чаротворения. Вообще совпадений довольно много, даже созвучий в именах и терминах, анатомических особенностей его нелюдей и моих(срощенные зубы и, напротив, слитный, но с намеченным зубоподобным членением клюв, «спрятанный» за губами). Такие нежданные пересечения вызывают у меня ощущение собственной глубокой вторичности, уныние и тормозят мои графоманические приступы на месяцы и годы. Ну, может оно и к лучшему.
Не буду возвращаться к бесконечным бэккеровским повторам имен и титулов и навязшим на зубах душестраданиям, особенно по части старого колдуна. Это просто «на перемотке» можно читать.
Но вот батальные сцены, это что-то: от похода на юг и взятия Шайме до финального сражения в Голготератте одна и та же изобильная, но стереотипная хореография битв, сдобренная издевательски легко реализуемыми невероятностями:
Ну и, понеслось самое интересное.
Карабасы, вдохновленные зрелищем крушения бастионов, с диким воем ринулись слева, а барабасы — справа. Чунги решили не отставать, а чанги глядели на союзных тибидохтеров и просили огневой поддержки с воздуха. И дано было им.
Но, внезапно...началось самое интересное. Почуялись где-то там, внутрях, за-под-над проломами множественные охохоры(это антитибидохские брелоки такие)! И откуда ни возьмись набижали жутчайшие отродья Грязного Конклава — СЁ были немыслимые и ужасные шлёп-нога. Это чудища такие, да. Они выглядят как огромные, в три человеческих роста, волосатые ноги со свиными пятаками и ушами наверху. Ногти не стрижены, поножи не чищены, варикоз, бородавки и натоптыши. Мерзость, да и только. Буэ! И фаллосы еще, в подколенной впадине были у них. Но фаллосы там были почти у всех, тащемта, кроме ведьм, так что это никого не пугало, а кого-то, может, и возбуждало. Но многие погибли на месте просто от вида и вони шлёп-нога. В общем, шлёп-нога много надавили карабасов и барабасов. Остановить их трахтибидохами было нельзя, потому что у них были те самые брелоки, ну колдуны и отступили. Отвага карабасов скисла.
Но потом что-то пошло не так и...началось самое интересное — испарилась звериная ярость уже у шлеп-нога. Так же внезапно. Они пригорюнились. Оказывается, в рядах Воинства Добра было особое племя хорька, которое происходило...ну вы знаете — где закачивается графство Там и начинается королевство Сям, вот где-то там и сям, в лесистых отрогах Смердящих гор они и обитают. Но это не точно, да и не важно. И хотя карабасы и барабасы были ой-ой как свирепы(мы-то знаем, читали, и не раз), но они не смогли устоять перед шлеп-нога, ибо даже самые высокие из барабасов едва доставали чудищам до колена. Но в сравнении с племенем хорька барабасы были сущими детьми. Хорька были настолько суровы, что могли добираться до свиных морд шлеп-нога и проламывать им черепа голыми кулаками как пластиковые стаканчики. Уши откусывали! Зубами! Так-то. И опять войско воспряло и пошло в атаку. Где они раньше были, хорьки эти боевые, фиг его знает, но эффект имел быть.
Но тут началось самое интересное. На подмогу Злу вышли неэльфы-предатели, прислужники Моргот... Грязного Конклава. СЁ были тибидохтеры наивысшего ранга, из того времени и племени, когда они еще были наставниками людских тибидохтеров — если вы помните, я описывал это на сотнях страниц ранее. Людские чародеи просто дети, в сравнении с ними. Правда, эти древние архимаги не заметили вражеские охохоры и лучников, скрывшихся за обломками обрушенных бастионов, хотя людские колдуны(даже толком необученные) вполне всё прочухивали в подземельях, через каменные толщи. Возможно это потому, что ОНЫЕ неэльфы были невротиками. Даже психоневротиками и всегда были на взводе, как говорится. Ну, итог закономерен — лучники-охохороносцы их тупо расстреливали, ну а людские колдуны жгли их как санветслужба свиней, павших от африканской свиной чумы.
Но тут случилось самое интересное — древние как Мир и могучие как Океан неэльфы-кудесники, сгорая пачками и штабелями, решили не бежать, а лишь презрительно смеяться. А патамушта их родители были крепко пьюшшы, а оне сами зело самашедшы. В итоге, ОНЫЕ великие чародеи-неэльфы были заживо кремированы чуть более чем полностью. Столько квирри, вай-вай!
Но это еще не всё. Началось самое интересное. Еще один супертибидохер неэльф выбрался на балкон чудовищной Башни Зла, которую люди прозвали Кабаний Клык, а иные скабрезники называли Бычий....ну, в общем, это писать как-то неудобно. Плохо называли. Так вот, эти башни из инопланетнаго митриля, вздымались на тысячу человечьих ростов и где-то там, на балкончике, почти невидимый неэльф взял транклюкатор и давай людских магов жегчи. Много пожёг, чем сильно подорвал боевой дух людей Добра, в очередной, сто пятый раз за эту схватку.
Но! Прилетел вдруг волшебник, в голубом вертолёте и началось самое интересное...как вы уже поняли, СЁ был Он. Святой Убер-Фумигатор Трех Морей, Сотен Гор и Миллиона Сосен. Господин и Пророк. Абсурдобол Насмехусс. (повторить 5 раз). Весь осиянный, окутанный божественным дымом, золотой пыльцой, парфюмом и вообще всем, чем надо. Разумеется, в белом одеянии и с ухоженной блондинистой косой. Льняной. Он всегда выглядел хорошо, соблазнительно, даже для мужчин, потому что ему нужно было держать марку, имидж. Ну и, он би-метросексуалом еще был, так что ему и по кайфу. И потому у него на поясе, под видом отрубленных бесовских голов, висели несессеры, где всегда были Хед&Шолдерс, бальзам-ополаскиватель, лодеколон, тушь, расчёска, туфли...
Ну вот, я это все дольше перечислял, чем Святой Абсурдобол навалял суперколдуну неэльфу и забрал у него транклюкатор. Без всякого паспорта и технического руководства он влёт применил СИЕ портативное устройство в отношении мерзкого Клыка, что был напротив. И, что характерно, у него всё получилось. Наверняка на аппарате была лишь одна кнопка. Красная.
То, что тысячелетия простояло воздетым к небу овеществленным оскорблением всея Земли и Неба, то, что не взяли ни сталь, ни камень, ни изощренные колдунства, ни века, истирающие сфинксов, ни даже самый Великий Импакт, столь мощный, что создал чудовищный ударный кратер с гороподобными границами — все это было легко перерезано ручным гиперболоидом. Который до этого, разумеется, не смог причинить вреда Святому Наспех-Координатору. Пророку и Господину. Любопытно, что несмотря на удаленность оных драматических событий от массовки внизу, люди массовки таки увидели, что победило именно Добро. Оно даже воздело транклюкатор вверх, чтобы все могли увидеть, что всё ОК. И люди снова возликовали.
Исполинский мерзкий Клык рухнул прямо на еще одну удручающе жуткую угрозу, насланную на ДоброОрдалию Мусорным Конвентом — на тьму зашранков. Стопицот триллионов их. Но они-то и попали на/под Клык. Как удачно транклюкатор подвернулся! Воены Добра были уже хорошо знакомы с зашранками. Они были смертельно, омерзительно красивы, людей аж трясло от них. Даже фаллосы вставали. Но зашранки были дикие, и такие туупыыыыые, что ой! В общем, ничего страшного. А еще они вкусные. Очень. Но имеются побочные эффекты и противопоказания — см.инструкцию.
Еще была интересная история с группой военов, кажется из Верхнего Онанона, ну вы знаете где это и что там у них в обычае. Так вот, они в полуруинах попали на особо крутых зашранков — перверси. И у некоторых перверси были волшебные мечи-кладенцы, сработанные величайшим из неэльфийских и всех прочих кузнецов, металлургов и механиков, ГрандМастером вещественной магии. Дотошный и язвительный читатель, конечно, спросит зачем не самым умным тварям раздавать оружие, которому место в музее, реликварии или хотя бы в руках у самых достойных пусть и темных лордов. Но ведь это же перверси! Они настолько перверси, что им просто были положены такие штуки. По уставу караульно-перверсной службы. Но поскольку это были наши воены-онанонцы, то кладенцы были, конечно же, отобраты, а перверси предварительно изрублены. Один молодой, но очень крутой воен-онанонец, который, в силу молодости, постоянно колебался духом от ужаса к безрассудной отваге(ну, как и все прочие), и получил такой вот мечЬ как трофей.
И тут началось самое интересное. Этой группе опять встретилось чудо-юдо — их у Помойного Конгресса было на складе очь много, скажу сразу. Это был опять неэльф, но только макси-сайз. Еще круче, чем шлёп-нога. И вот он воздвигся горою над ними и все побежали с криками ужаса, даже могучие людские колдуны — «бежите, растыки вы колхозные!!!» — кричат. Но юный воин был не промах, он не побежал, а ослепил чудо-юдо(хотя и не знал заранее, что кладенец может светиться и отзываться на желания владельца). Чудо ударило своей киянкой, а может и головой или другим анатомическим образованием(паче того юдо было голое, кажется), но промахнулось, конечно же. Юный герой, как водится, ловко отскочил. И в следующее мгновение сам наскочил и ударил в этого кинг-конга. И попал — куда бы вы таки думали, при таком росте твари? В голову! Через скулу в глаз!!! Так на то ведь он и кладенец, ётить! А вы говорите перверси...хех.
И тут началось самое интересное. Оказался сей юный Ланцелот у пропасти, а там искони жил да был огнеплюй-блаблазавр, который любил пожрать, поплеваться огнем и поговорить про разных сучек и про разные дырки. СЁ был врака, по кличке Сутулый. Враки они люблять поболтать и поиграться. Так-то им и поговорить не с кем — не с перверси же. А тут гости. Однако, не имея привычки говорить слишком долго, он без затей сожрал юного и недолгого носителя кладенца. Чем, конечно же, обессмертил его красивое, звучное имя... эээ, «я сам его запомнил, да только позабыл».
А в это время, в Золотом Зале Гнилого Комитета, происходило самое интересное — Благой Нюанс-Нагибатор Абсурдобол в лёгкую прикончил полуископаемую тварь неземного происхождения, коия была ужасом ужасов всего неэльфийства и человечества; живым кошмаром из легенд, когда еще люди ходили в звериных шкурах и ели мускусных крыс живьём. И теперь уже спокойно, без суеты и нервозности Абсурдобол беседовал с одним из учоных Членов Комиссии по Злодейству и Погибели.
СЁ был убер-неэльф К'ъ'е'т'и'н' ахтыжбожежмой...ладно, вы поняли кто это и как это следует произносить. В общем, неэльф, мегатибидохтер, два миллиона лет от роду, мало какая сила в этом Мире могла коснуться даже его магического следа в километре от его удаляющейся фигуры. Но наш преславный Святой Акцепт-Респиратор был совершенно недоступен действию магических миазмов неэльфа и одним щелбаном заставил его вертеться в воздухе на волшебной веревочке.
Но это еще не всё. Потом почти вступил в бой АнтиКонан чур Искариота — варварис перверсиус, чемпион по самошрамированию и прочему бодиарту, душегуб, насильник, садист и человеконенавистник 80 левла, ацкий сотона во плоти...Сколько подзатыльников и зуботычин он надавал на этих страницах, сколько раз он почти останавливал сердца своим яростным взглядом — уууй! Но об этом — отдельно, как-нибудь.
Не ждите, что все злодеи вам прям вот вывалятся сразу и задавят массой. Не, они будут появляться постепенно, один другого злодеистей и коварней, каждый велеречивее и пафоснее предыдущего...блаблазавры своего времени.
В общем, потом началось всё самое интересное. Но потом закончилось.
И не смейте мне говорить, что вы устали это читать! Ведь интересно же! А?! Или нет?! И сразу же опять интересно! Без продыху, без перерыва!
(К тому же, представьте как я устал это писать! Я вот представляю, как трудно было Ричарду Скотту).
NB Наверняка, я что-то не дочитал, что-то понял не так, успел что-то забыть в тексте к тому эпизоду, в котором это стало важно, но это не те книги, не тот цикл, в котором хочется вернуться и перечитать, продираясь сквозь шипы, липкие и пахучие субстанции из кривоватого текста автора. Он приложил слишком много творческих сил к созданию препятствий для читателя.
У меня на сегодня всё. ;)
sergej210477, 24 марта 2022 г.
Это, конечно, сугубо мое мнение, но, по-моему, очень проходной, ничем особо не примечательный, фэнтезийный цикл.
Вот, наконец, прочёл я все семь романов, плюс, несколько рассказов. Полгода, где-то, зевал, где-то, скучал. Над первыми книгами, можно сказать, пришлось помучиться. От последних получил удовольствие. Но, вот сказать, мне, по-существу, нечего. Не увлекло.
Немного о сюжете:
— «Князь Пустоты» — свободный пересказ истории Крестовых Походов. Скорее, по-жанру, псевдоисторический роман, чем фэнтези. Много политики. Много рассуждений на религиозные и философские темы. Описания сражений.
— «Аспект-Император» — хоть и прямое продолжение первой трилогии, но, жанр и стиль поменялся. Это, бесспорно, «dark fantasy». Много крови, жестокости. Есть и сцены секса, хоть и довольно грязные (почти все герои имеют бисексуальные отношения), но, я бы не сказал, что автор делает на этом сильный акцент, и, что это, режет глаз и мешает чтению. Опять, много описаний сражений, битв магов. Но, уже, поменьше политики и философии. Сюжетно — некий вариант Вселенной Толкина, только, без благородных героев, выполненной в грязном, жестоком и кровавом ключе.
Так вот:
Ну ничего особо нового, оригинального, необычного автор не выдал. Сюжет, повторюсь, стандартный, банальный и повторенный многими писателями уже не раз. Грядущее Зло, «темный властелин», отряд «хороших» героев, которые хотят спасти мир. Было уже все это, и не раз.
Многие читатели в своих отзывах пишут, что писатель создал свою огромную, неповторимую, оригинальную, и, главное, тщательно и детально прописанную Вселенную.
Нет! Сто раз нет, ничего этого в данном цикле и близко не присутствует!
Расы, заимствованные у Толкина и других книг «толкиновского фэнтези». Страны и государства — в истории Древнего Мира и Средних Веков. Религии — там же.
Но, главное, этот мир пустой!
Смотрите: огромный исторический пласт, который взялся описать автор — несколько тысячелетий. Десятки государств, цивилизаций, как исчезнувших, так и существующих. И что? От всего этого только название. Сотни городов — что я узнал о них? Ничего, по-сути, кроме наименования. Где культура, архитектура, форма правления, быт, природа, погода и т. д ? Кое-какие крохи сведений есть в приложении, в глоссарии. В романах, повторюсь, кроме названий — ничего.
Сотни героев. Если не тысячи. И что мы о них знаем? Опять одно только имя. Вот, такой-то, граф, такой-то, взял свое копьё, кинулся в гущу врагов, был убит. А вот, такой-то, князь, такого-то, города, сказал на военном совете пару слов. Все. О них можно забыть. Сотни имён. Пришли ниоткуда, ушли в пустоту. Просто промелькнули. Это — не литературные герои, не персонажи книги. Это — имя для статистической сводки. Поэтому, когда такие вот герои гибнут десятками, их не жаль. Они не живые. Одно имя — это ещё не прописанный литературный персонаж.
Вот в этом весь Бэккер. Грандиозная, вроде бы, по задумке огромная Вселенная, но, абсолютно пустая. Картонная. Макет здания. За ним — пустота. Да, вот уж, действительно — «Князь Пустоты». Можно взять маленький городок, но, тщательно и детально прописать его жителей, улицы, здания, и, эти декорации оживают, у читателя создаётся ощущение присутствия. А, можно, как и в данном случае, замахнуться на создание гигантской вселенной, но, не пожелать ее оживить.
Такая же история и с философской и религиозной составляющей. За основу взяты мировые религии: ислам, христианство. Только, названы другими именами. Но, доктрины, основные тезисы не изменены. Что тут самобытного? Ёлки-палки! Автор, к примеру, берет всем известную молитву, меняет слова местами — вставляет в свой роман. Так же, вставляет эпиграфами перефразированные мысли античных философов, пишет, например, вместо Аристотеля — Айенсис, и, это нечто оригинальное? Чистой воды плагиат.
Да, такие приемы используют многие писатели. Но, на мой взгляд, и ценность подобного рода произведений, на порядок ниже, чем у авторов, которые нашли, что-то, своё, новое. Хотя, как и делает это автор, можно сказать, что «...ничто не ново под солнцем...»
Ладно.
Главный недостаток этого цикла для меня — затянутость. Семь огромных томов! Как я уже сказал, пустой мир. Картонные второстепенные герои. Что же тогда во всех этих книгах?
Бесконечные диалоги и монологи. И самоповторы. Постоянные. Одни и те же описания сражений. Да, подробные и яркие, в этом Бэккер хорош. Интересные. Но, до поры, до времени. Потому что, они однотипные. Читаешь про осаду одного города — здорово! А дальше, как под копирку, описания захвата ещё нескольких городов. Битвы магов. Шикарные, кинематографичные! Но, во всех семи книгах читать одинаковые описания одних и тех же сцен!? Все движется по кругу: в первой трилогии — военный поход на юг. Во второй тетралогии — поход на север. А разговоры? Одно и тоже. Как корова пережёвывает жвачку. Истина, Абсолют. Где она, как ее искать? Вечные проблемы, риторические вопросы, не имеющие ответов. Герои говорят, говорят, говорят... Причем, о таких отвлеченных вещах, которые обычные люди в реальных условиях не обсуждают.
Нет, сжать бы, эту бесконечную эпопею до двух-трёх романов, получилось бы, на мой взгляд, произведение на порядок выше.
А так, главное впечатление, которое у меня осталось после этих книг — скука, затянутость.
Не раз хотел бросить этот цикл. Купился я на то, что Р. С. Бэккер и его «Второй Апокалипсис», вроде бы, как считаются классикой «dark fantasy». И, вообще, фэнтези. Произведение, которые нужно обязательно прочесть. Знаковое. Ну, и, повелся я на высокие оценки и восторженные отзывы. Зря. Нет. Никакой это не эталон жанра. И, сравнения с Д. Мартином, Д. Толкином и Ф. Гербертом, по-моему, не очень удачные. Уровень не тот.
Нет, все не совсем плохо, есть и много удачных задумок.
Повторюсь, книги не без достоинств: мастерские красочные описания сражений, магических битв. Мрачные и величественные картины забытых древних подземных городов. Вообще, море жестоких, кровавых сцен, на любителя, конечно, но, не неплохо. Есть и несколько ярких главных героев, достаточно интересных. Мне, финал понравился, хотя, многие читатели с этим и не согласятся. Отличный подробный глоссарий, который очень помогает в чтении.
Но, главное, все это утонуло в бескрайнем и бездонном океане «воды». Поэтому, я могу рекомендовать данный цикл лишь тем, кто оказался на необитаемом острове, где кроме этих книг читать нечего.
AdeptRassveta, 19 февраля 2024 г.
Любимый цикл.
Хорош как тёмное фэнтези, хорош , как глубокая философия. После этих книг меня потянуло изучать те вещи из нашего мира ,которые появлялись в произведении. Советую не только как интересную книгу, но так же и книгу, где можно получить много интересных мыслей для себя.
Сюжет с подводными камнями , война на почве веры со временем приходит в нечто большее, а один из ... Хотя лучше прочитать самим, аннотаций много, но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, в данном случае почитать самому.
Muslim, 6 марта 2024 г.
Единственный цикл, прочитанный мною 2 раза. Не знаю как это объяснить, ведь это прям дарк фэнтези, которое мне не по душе, но оторваться от него было очень сложно, как-будто попал под влияние гипноза. Начинающим читать советую делать это внимательно и не спеша, тогда получите максимум удовольствия.
Black ermine, 2 февраля 2020 г.
Князь Пустоты — великий цикл. И, как и обо всем великом, писать о нем очень сложно. Тем более, что «великий» не означает «лишенный недостатков» (они у «Князя» есть, да еще какие!). Великой можно назвать ту книгу, достоинства которой затмевают слабости. Чем хуже слабые моменты романа, тем мощнее должны быть сильные. Но обо всем по порядку.
Первая трилогия — собственно «Князь Пустоты» на самом деле не более чем предисловие. Долгое вступление, необходимое лишь для того, чтобы мы поняли о чем пойдет речь в основном повествовании. Бэккер, практически дословно взяв за основу события Первого крестового похода в Палестину, просто рассказывает нам как многострадальная Эарва дошла до жизни такой, представляет нам героев и расставляет фигуры на доске. Заодно первая трилогия служит своего рода сюжетным трамплином для одного из главных героев — Анасуримбора Келлхуса . Сразу хочу возразить звучавшим тут обвинениям в том, что он — Мери Сью. Келлхус, как уже отмечали коллеги, — центровая фигура всего цикла, ось, вокруг которой вращается все действие. Он совершенно сознательно назначен автором на роль местного Супермена, его сверхвозможности и способность выходить невредимым из почти любой ситуации — часть его образа и функции в романе. Мерисью возникает когда автор не может остановиться, наделяя героя положительными качествами, а весь окружающий мир служит лишь сценой для спектакля одного актера. В «князе Пустоты» все наоборот — суперспособности Келлхуса являются ответом на грандиозность стоящих перед ним задач. У Бэккера герой является на вызов, а не вызов возникает ради подсветки героя.
Но такой ли герой Келлхус? Даже не рассматривая второй цикл, где он превращается просто в полное чудовище, он — далеко не идеал. Как мне показалось, Бэккер решил создать контраст типажей героев по линии Друз Ахкеймион — Анасуримбор Келлхус. Выглядит все логично: один полюс (Келлхус) это бездушный интеллект, идущий к своей цели с холодной эффективностью машины. Второй (Друз) — наоборот море рефлексии и морального поиска, переходящего в самобичевание, при сомнительной практической эффективности. Хотя временами, под воздействием особо сильных эмоций, Друз способен на великие дела. Первый — квинтэссенция разума, второй — духа. Цель у них одна, но методы диаметрально противоположны. Представляете какую мощь несет в себе основной конфликт цикла? Какая это титаническая задача для автора? За одно это стоит прочитать «Князя».
Только вот есть одно «но». Как ни печально, Бэккер не смог поднять заявленный вес. Финал эпопеи (по крайней мере на данном этапе) оказался откровенно слит. Автор долго и тщательно сводит в одну точку все сюжетные линии. Последние страницы цикла обещают грандиозный gran finale, читатель предвкушает драматическую развязку и мощный моральный посыл. И что мы получили?
А какой мощный финал мог бы быть! Представьте себе вот что: Келлхус, победоносно завершивший свой поход, размышляет о том, «как нам обустроить Эарву». И приходит к совершенно логичному, обоснованному и неоспоримому с точки зрения логики выводу, что людям нельзя доверить их собственные судьбы. Что человечество надо постоянно направлять, удерживать и контролировать — ради его же блага. Что свобода воли и решений — химера, прикрывающая варварство и ненасытный эгоизм. И вот, спустя десять лет после уничтожения Консульта, что же мы увидим в Эарве? Ужасающую диктатуру. Помесь птицефермы с трудовым лагерем. Полный и тотальный контроль, осуществляемый при помощи неодолимого Метагнозиса блестящим, но абсолютно лишенным эмпатии и эмоций интеллектом Келлхуса. Новый диктатор совершенно не злонамерен (напротив, он наконец принес людям мир и материальное процветание), но его режим затмевает все злодейства Консульта. На фоне стерильного и выхолощенного, растительного существования все инхоройские изнасилования, убийства и даже пытки — не более чем досадные неудобства. Каким мощным мог бы быть финальный посыл: интеллект и сила (даже благонамеренные!) без души — кошмарны. Душа (даже самая светлая и сочувствующая) без интеллекта и силы — жалка и беспомощна. Увы, вместо этого мы получили внезапно поехавшего Келлхуса, не пришей кобыле хвост Ахкеймиона, который непонятно вообще зачем вылез из своей башни, и бессмысленный финал. Очень, очень жаль. Я поставил циклу 7 (довольно низкая для меня оценка). Бэккер поставил перед собой поистине невероятную задачу и, увы, с нею не справился. Но внимания заслуживает даже просто попытка.
P.S. Немного о чисто технической составляющей книг. Вообще, духовный элемент в фентези гораздо важнее материального (этим фентези и отличается от фантастики). Поэтому я не сужу технические ляпы Бэккера строго. Но все же... Есть моменты, которые просто ужасны. Изначально неплохая идея трехстороннего баланса: магия-хоры-обычные солдаты загублена на корню. В ней такая туча прорех, что их даже перечислять неохота. За семь книг и десять тысяч лет только один (!) маг догадался, что можно соорудить вокруг себя каркас из проволочной сетки, который за пару часов может сварганить любой полупьяный деревенский кузнец, но который даст стопроцентную защиту от хор. У Консульта всегда есть под рукой ровно столько войск, сколько необходимо для сюжета, и никаких проблем с их транспортировкой, снабжением и управлением он не испытывает в принципе. Когда башраги первый раз ВНЕЗАПНО выпрыгнули из-под земли это было еще ничего. Когда они делают это в пятый раз, причем у людей опять нет никакого средства борьбы с ними, хочется спросить у автора серьезно ли это он. Сверхгений Келлхус собирает огромную армию и тащит ее на край света, зная, что жрать там трехсоттысячной армаде будет решительно нечего и 2/3 войска так или иначе перемрет с голоду. При этом у него есть тысяча (невероятное для Эарвы число) колдунов, которые, собственно, и наносят 90% потерь Консульту. В реалиях Эарвы, если у вас много магов, обычные войска вам нужны только для того, чтобы прикрывать чародеев от лучников с хорами. Так за каким лешим нужно войско в триста тысяч человек??? В общем, в военном деле все очень и очень плохо.
Но и это еще не худшее. Цикл чудовищно затянут, а по числу нереализованных сюжетных линий Бэккер легко заткнет за пояс даже такого мастера этого дела как Перумов. Во второй тетралогии первые три романа можно смело выбросить. Я серьезно. Все, произошедшее в них не имеет АБСОЛЮТНО никакого значения для развязки. Великое путешествие Ахкеймиона (кстати, пестрящее просто неприличным количеством заимствований из Властелина Колец) не заканчивается ничем. Око Судии, которому, судя по названию, посвящен целый отдельный роман, не выстреливает вообще никак. То есть совсем — оно не делает для сюжета вообще ничего. Как и Воин Доброй Удачи. И выживший дунианин. И внезапно воскресший Найюр. И мятежный Фанайял. И последний кишаурим. И культ Ятвер. И почти все дети Келлхуса. Из всех сильных мира всего на настоящего средневекового политика и полководца похож только Коифус Саубон. Все остальные — какая-то невнятная кучка рефлексирующих болванов. Особенно порадовал глава шпионов, пребывающий в состоянии перманентного изумления от происходящего. То есть, судя по Саубону, автор знает каким доложен быть король и военачальник, но почему-то этим знанием не пользуется. При этом в романах очень, очень много воды. Описания быта, одежды, внешности персонажей, их рутины и мыслей не по делу. Доходит до того, что из 3-страничного интервью в конце книги мы узнаем о происходящем больше, чем из 7 книг цикла. Просто ужас. Остается надеяться, что хотя бы часть всего этого была введена для последующего использования в заключительной трилогии, которая вроде как заявлена.
В общем, «Князю Пустоты» при желании можно предъявить километровый список претензий: косой сюжет, слабость военных вопросов, нестреляющие ружья, за которыми не видно стен, проблемы с матчастью и логикой персонажей, рояли и антирояли в кустах. Такой набор гарантировано убил бы любой роман. Но... Философская часть — это что-то просто из ряда вон, причем на сей раз исключительно в хорошем смысле слова. Метафизика Эарвы настолько грандиозна, что затмевает даже авторский провал с финалом.
andron 666, 14 сентября 2016 г.
Прочитал пять романов и два рассказа и, думаю, что уже могу высказать мнение о романе- эпопее «Второй апокалипсис».
Сначала читать было трудно. Множество персонажей с труднопроизносимыми именами, названия стран, народов, религий- глаза разбегались, с трудом понимал, о чём читаю. А потом, постепенно узнавая, я полюбил этот мрачный и жестокий, но всё же привлекательный мир. В нем столько всего! Тут вам и магия (какое же фэнтези без магии), и пришельцы, и их высокие технологии, правда с примесью чертовщины, и запутанные дворцовые интриги, и весьма эпичные сражения, и Дуниане, постигающие абсолют. Мир прорисован детально, множество народов со своей историей, культурой, религией.
Порадовали расы. Когда в повествовании читал о Нелюдях или Глоссарий, много раз ловил себя на мысли, что хочу почитать о расцвете их цивилизации. Да и в период упадка кунурои весьма интересны. Много думал о причинах безумия и о морали ( а точнее антиморали) эратиков. Очень помог рассказ « Четыре откровения», так как дал возможность взглянуть на мир глазами Блуждающего.
Заинтриговали инхорои. Мало о них информации. Надеюсь, в последующих книгах автор, наконец откроет секреты этой таинственной расы.
Метафизика в романе тоже на высоте. Кроме собственно мира есть ещё Та Сторона- иное измерение, населенное различными сущностями (боги, демоны и прочие). Они принимают участие в судьбах героев, имеют свои мотивы и цели, которые пока не совсем ясны.
С Не-Богом тоже непонятки. Не ясна пока его природа и цели. В который раз заинтригован.
Пусть простят меня любители «чёрного фэнтэзи», но все неприятные моменты при чтении книги для меня связаны с атрибутами этого жанра. Слишком натуралистичные описания, обилие жестокости и сексуальных извращений меня порой напрягали и раздражали. ИМХО, автор «пересолил», но ради продуманного мира, эпичного сюжета и глубокой идеи я готов терпеть эти «милые» подробности.
А ещё я хотел бы сопереживать героям, а тут сопереживать практически некому ( разве что Друзу, да и то не всегда). Когда читал о «подвигах» Келлхуса, еле сдерживался, что бы страницы не пролистать, ибо существо это вызывает у меня отвращение. Да уж... Зло, сражающиеся с другим злом. И неясно ещё, какое из них меньшее.
Ну и ещё немного разочаровала концовка третьей книги « Князя пустоты»- ожидал более эффектной развязки. Впрочем, «Аспект Император» это искупил.
И вот теперь, ожидая русского перевода «Ордалии», я чувствую себя, как ребёнок, которому родители обещали на Новый Год подарить давно желаемую игрушку, а до Нового Года ещё ой как далеко...
Силхус, 25 сентября 2014 г.
Хороший цикл.Цикл является мои любимым,как Аберкромби и Мартин.
Всем любителям Дарк Фэнтези советую читать,но это не чисто дарк фэнтези,в этом цикле мало крови.Очень много размышлений о философии,психологии героев,о религии.
Но книга всё равно хороша,читать намного легче.