FantLab ru

Юрий Брайдер, Николай Чадович «Телепатическое ружьё»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.79
Оценок:
174
Моя оценка:
-

подробнее

,

Телепатическое ружьё

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

На Марсе ощущается нехватка воды. Каждые полгода происходит таяние полярных шапок и начинаются вооружённые конфликты из-за воды, в которых марсиане почти истребили друг друга и начали прибегать к импорту вооружённых сил с других планет. Вербовку осуществляют специальные агенты. Так Иван очутился на Марсе, среди других инопланетян.

© Ank
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Впервые опубликовано в журнале «Рабочая смена» (Минск) 1987 г. № 1.


Входит в:

— сборник «Посёлок на краю Галактики», 1989 г.

— антологию «Листья времени», 1990 г.

— антологию «Нимб дракона», 1992 г.


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1987 // Малая форма

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)
/языки:
русский (4)
/тип:
книги (4)

Посёлок на краю Галактики
1989 г.
Листья времени
1990 г.
Нимб дракона
1992 г.
Телепатическое ружье. Собрание сочинений. Том 1
1994 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В каком-то смысле эту повесть Брайдера и Чадовича можно отнести к разряду фантастики про «попаданцев», только под этим термином мы привыкли понимать тонны мартисьюшной околофэнтезийной прозы, где очередной «избранный» ботаник получает набор читерских способностей, принцессу и полцарства впридачу. Здесь же всё наоборот — главный герой попадает не в сказку, а на бесплодный Марс, против своей воли оказавшись в рядах армии, где от призыва откосить не так то просто. Естественно главным его желанием сразу же становится возвращение домой, любой ценой, а про это приключение — забыть и не вспоминать, как о страшном сне. Даже сама процедура переноса героя в другой мир (на Марс в данном случае) авторами описана очень нелицеприятно, чтобы переместиться туда, нужно умереть здесь.

Однако, ввиду небольшого объема, да и отсутствия у авторов намерения как такового, приключений в этой повести почти что и нету, всё действо больше смахивает на антивоенную сатиру. Если представить, что можно было бы смешать «Абсолютное оружие» Шекли, «Стальная крыса идет в армию» Гаррисона и (внезапно) фанфик М. Ахманова «Конан и небесная секира», то результатом такого микса вполне могло бы стать «Телепатическое ружье» Брайдера и Чадовича. Война, как известно, никогда не меняется, и что на Земле, что на Марсе столкновения происходят по неведомой воле неких вышестоящих сил, делящих ценные ресурсы, а таскать каштаны из огня вынуждены обыкновенные бедолаги, понятия не имеющие что они таскают эти самые «каштаны» и зачем им всё это вообще.

Главной же фишкой произведения является заявленное в названии телепатическое ружье, древний марсианский артефакт, неведомо как оказавшийся на казарменном складе в числе прочего хлама, выдаваемого местным сержантом за настоящее оружие. Ружьишко обладает всеми признаками искусственного интеллекта, может вести диалог со своим обладателем, гневаться, обижаться и даже влюбляться, но в плане боевой мощи — опаснее атомной бомбы. Зачем такому ружью нужен солдат, вот какой вопрос возникает, ведь достаточно приделать ему колесики и снять блок, как оно самостоятельно может обратить в бегство практически любую армию. Изобретение сумрачного гения, несомненно, вот бы его энергию, да в мирное русло, но что имеем, то имеем...

Каких-то запоминающихся персонажей в повести нет. Главный герой — обычный земной парнишка, сержант (тоже совершенно земной) — таких в любой воинской части по рублю за пучок. Прочие же рекруты — инопланетяне всех форм и подвидов, свезенные на Марс со всех частей Галактики. Больше чем на массовку они не тянут, хотя массовка и получилась красочная, что добавляет произведению легкий комиксовый флёр. Взяв на прицел жанр военной сатиры, авторы могли вставить в сюжет массу армейских баек и приколов, тогда получилось бы что-то типа фильма «ДМБ» от жанра фантастики, но «не склалось». Единственным элементом околоармейского фольклора здесь стал туалет типа «сортир», который, как известно, положено драить не для чистоты, а чтобы «дух» задолбался.

Общий антураж разрухи не только в головах, но и в помянутых выше сортирах вполне соответствует духу времени — эпохе перестройки. Вместо цветущих на Красной планете яблонь, которые были обещаны советским гражданам, воздвигли привычное дощатое сооружение для отправления естественных нужд, да и в остальном — всё то же, что у нас, то бишь на Земле — голодно, холодно, к тому же иногда ещё и блохи кусают. Но облик светлого будущего в конце туннеля, читай в финале повести, все же неярко маячит, ведь куда без надежды, без надежды человек — дрянь, а не человек. Жалко только «птичку», сиречь ружье, которое по природе своей не только птичку, но и любую другую мишень бы не пожалело, таким уж уродилось, точнее было сотворено неким безвестным изобретателем.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ранее произведение одних из самыж мною любимых писателей-фантастов. И на мой взгляд в этом рассказе уже виден легко узнаваемый стиль этих авторов. Конечно рассказ немного не совершенен. Есть бросающееся в глаза несоответствие. Если все умерли и войны нет, то кто ведет призыв? Но не смотря на это читать все равно интересно. И главная мысль или идея авторов о телепатическом оружии всетаки до читателя донесена.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Какое-то странное у меня сложилось впечатление, что, не смотря на занимательность сюжета и живость языка, это некая «фантастика ради самой фантастики» — тут фантастический сюжет; фантастические действующие (если их можно так назвать) лица; фантастические обстоятельства... И совершенно фантастическое отсутствие понимание мной смысла всего этого повествования (((

Что это? Антимилитаристской направленности «приключюха»? Да, но изложение столь сюжетно фантастично, что эта направленность как-то уже и не воспринимается. А сами приключения столь нереальны (если можно так сказать про фантастику вообще), что уже воспринимаются не как «приключения», а как некий набор телодвижений героя. Так что в целом (по крайней мере для меня) получился занимательно изложенный фантастический сумбур с туманной концовкой и неясной целью приключенческого повествования.

Или, может быть, я просто слишком много ждал от рассказа, давшего название всей книги? Или своим сюжетом рассказ невольно сравнивался с вершинами творчества Шекли и Азимова?

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Еще одна версия об абсолютном оружии. Только здесь додумались и всё-таки вставили ограничитель, чтобы не ушло из-под контроля. Жаль, что герой его сломал... А разве его можно сломать... Если оно телепатическое?...

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

очень, очень и очень замечательный рассказ.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх