Дмитрий Скирюк «Руны судьбы»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Новый роман Дмитрия Скирюка «Руны судьбы» повествует о дальнейших похождениях загадочного колдуна и травника Жуги, по прозвищу Лис. Испанская инквизиция и фламандские бюргеры действуют здесь наравне с заклинателями, единорогами и лесным народцем, в причудливом, но очень реальном, пугающем и трогательном мире, где может произойти все, что угодно, и покинуть который читателю по собственной воле попросту невозможно.
2002 г. — первое издание в серии «Колесница богов», изд. «Северо-Запад пресс», илл. Владимира Савватеева;
2005 г. — переиздание в серии «Правила боя» изд. «Азбука-классика»; содержит интервью с автором, взятое Василием Владимирским «Приключения профессионала»; илл. Владимира Гуркова;
2006 г. — переиздание под заголовком «Жуга: Еретик» в отдельной серии изд. «Азбука–классика»; содержит интервью с автором, взятое Василием Владимирским «Приключения профессионала», илл. Антона Ломаева;
Входит в:
— цикл «Жуга»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 395
Активный словарный запас: чуть выше среднего (2967 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 58 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 33%, что близко к среднему (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Lilian, 21 ноября 2023 г.
Третья часть цикла про Жугу. Заметно отличающаяся от предыдущих и по атмосфере, и по манере написания.
Вместо ярких красок и необычных персонажей, атмосферы славянского и западного фэнтези, а также сборной солянки из отсылок, сплетающихся в завораживающее и красивое полотно — сплошная серость и безнадёга. Мир, почти растерявший свою магию, катящийся в горнила новой великой войны. Мир, в котором куда больше реальных исторических фактов, политики и «безумного кровавого средневековья». Вдобавок пространные рассуждения об истории и природе испанской инквизиции, применяемых ей методах, её алчности. Рассуждения о вере, поданные через призму исторических процессов и народных суеверий.
Всё вышесказанное не так уж плохо. Точнее — совсем не плохо, автор всё так же владеет словом. Но этот резкий переход в другую атмосферу (и даже отчасти жанр), когда ты прекрасно помнишь, каким было начало этой истории, смотрится странно. И разочаровывает. Его банально сложно принять.
Не помогает ещё и то, что кроме общей мрачности и неплохого стиля письма книга мало что может предложить. Главного героя мало, он отходит в тень, становясь не персонажем, а символом. Его многие ищут — чтобы спастись, встретиться, убить или сжечь как еретика. Но и после встречи он редко отвечает на вопросы, редко обьясняет свои действия. Очередной запутавшийся на изломе эпох персонаж, снедаемый тревогами и непонятным предназначением. Но при этом силой людских верований потихоньку превращающийся из человека в символ.
Знакомых персонажей не так много. Новые главные герои — «мышата», такие же серые, по крайней мере пока. Девушка с пустотой в душе «У неё нет желаний. Никаких. Она абсолютно инертна. Она – никто. В ней нет определённости. Она не хочет ничего. Вернее – хочет ничего». И мальчик, лишенный крова, вынужденный бродяжничать и спасаться бегством, имеющий талант к магии, но не силы и не знания. Новые герои нового времени. Да, потенциально они — часть великой силы, способной изменить мир. Но пока что есть разве что казус «непорочного зачатия» (на самом деле нет) — что-то вроде мрачной насмешки судьбы и дополнительного проявления символизма.
У книги есть промежуточный финал и несколько оборванных сюжетных линий. Продолжение — в завершающей части цикла.
Итог — депрессивное и отчасти разочаровывающее чтение. Разочаровывающее главным образом потому, что очень трудно принять изменившуюся атмосферу и новый серый безрадостный мир, в котором догорает и стирается память о прошлом. В послесловии автор упоминает, что писал эту книгу в смятении духа, в буквальном смысле ориентируясь на толкование выброшенных рун. Что ж — что-то такое, к сожалению, действительно чувствуется.
its_muffin_time, 3 февраля 2023 г.
На мой взгляд это самая тяжелая и слабая книга из прочитанных в цикле. Если первая была сложная, но невероятно увлекательная. Вторая была уже менее увлекательной, но все так же интересной. То третья оказалась тягомотной и скучноватой.
Все дело в том, что я ожидала продолжение приключений Лиса. А по факту получила акцент на других персонажах, на их путешествиях, на их поисках Лиса. Все вокруг ищут Жугу. Кто-то для помощи, кто-то для убийства, кто-то просто за компанию. Самого Лиса, к моему большому сожалению, невероятно мало в книге! Бесспорно, другие персонажи книги хорошо прописаны, каждый обладает своим характером. Но волшебства Жуги и его магии целительства большая нехватка в истории. И да, много рассуждений об Инквизиции от разных героев. Вообще не моя история.
Ну еще, как и в прошлых книгах, меня так же раздражает некая недосказанность в разговорах или мыслях героев. Читаешь и знаешь, что вот-вот сейчас тебе расскажут какую-то удивительную вещь. А потом понимаешь, что Лис или Ялка, или еще кто-то решили оставить многоточие в своей мысли. И догадывайся сам что они имели в виду. Скажем так, в какой-то момент подустанешь от некоей недосказанности и испытываешь… разочарование? Да, думаю это подходящее слово. По окончанию книги я испытала разочарование. Слегка все скрашивает бесподобный красивущий язык книги. Эти описания природы каждый раз меня завораживают.
Очень страшно читать финальную книгу. Особенно после такой концовки в этой книге.
AlisterOrm, 8 марта 2021 г.
После первых «юношеских» романов Дмитрий Скирюк переходит на тернистое поле профессиональной литературы, одновременно и продолжая сагу о травнике Жуге, и стараясь привнести что-то новое в собственное творчество, уже на другом уровне. Конечно, утрата молодой рыхлости сказывается на тексте — безусловно, стало меньше иронии, постмодернистский жонглёж стал потише и приобрёл чёткие очертания, во многом, ушла и та восторженная романтика открытого мира и его красоты, поблекла и немного грустная, немного наивная философия жизни и любви, которая обволакивала образ рыжего травника.
Нарочито расфокусированный мир условного Средневековья внезапно приобрёл очертания, и мы, изрядно удивившись, оказываемся во Фландрии XVI века, как раз перед восстанием гёзов. Ясно, что автор и раньше благоволил фантазии Шарля де Костера, иначе не было бы мальчишки Телли, однако теперь именно его «Легенда об Уленшпигеле» становится мифологической основой нового приключения травника, и это, конечно проблема. Проблема в том, что Средневековье в первых двух романов было именно условным, концентрирование на конкретной эпохе заставляет нас с сомнением смотреть на образы предыдущих книг, где не было ни пороха, ни открытия Нового Света, ни испанской Инквизиции. Неуютные границы нового мира отбросили свою тень на старые образы, и осенне-зимняя меланхолическая хмарь сменилась мраком надвигающейся беды, «хрустальным дворцом» властолюбивых церковников, которые безжалостно искореняют волшебный мир, из лесов которого вышел травник Жуга. Волшебство окончательно перестаёт быть обыденностью, и в этом мраке уже никто не примет за должное дракончика и компанию гномов на городских улицах — дивные народы окончательно становятся диковинкой, фэйри и домовыми, стучащими в окна и плюющими в молоко.
Таким образом, фон начинает доминировать, и цикл о травнике уходит с пробитого было автором пути романтики высокого фэнтези в трибьют Костеру и плачу фландрийских гёзов, в общем — в исторический роман с примесью фэнтези. Представьте себе ведьмака Геральта среди гуситских вагенбургов — отож? Именно поэтому травник Жуга здесь уже не слишком нужен, хотя и остаётся ключевым персонажем — на первый план выходят «мышки» из города Гаммельна, однако ни один из них не обладает яркостью травника.
Что же в итоге? Книга, безусловно, хорошая, спору нет, но всё же романтическая сердцевина, которая делала цикл живым, утеряна, хотя и не полностью: автор остался жив, в творческом, конечно, отношении. Крепкий исторический роман с вкраплениями фэнтези, с замкнутым миром и открытым финалом, восстание гёзов впереди, «мышек» разбросало в разные стороны, а травник таинственно исчез неведомо куда. Идём вслед за ним...
Sybyriak, 15 сентября 2020 г.
Цикл о Жуге от Дмитрия Скирюка — последнее отечественное взрослое фэнтези, которое вызывает уважение и понимание, что такого уровня написания, такой красоты текста и слога не было в СНГ уже больше 15-и лет.
Прежде, чем начать, я хочу сказать предисловие, касаемо этой и будущих прочитанных книг в цикле. Прочитал я «Руны судьбы» следом за «Драконовы сны», ибо после великолепной второй книги, у меня был дикий запал штурмовать две последние книги Скирюка, но случилось то, чего я и боялся — полное провисание всей книги. Но не смотря на то, что третья книга определенно хуже второй, я все же понимаю, насколько эта книга и весь цикл значимы для отечественного фэнтези, Скирюк наравне с Пеховым доказали, что отечественное фэнтези может быть не только схожего уровня с западным, но и порой лучше его в некоторых аспектах.
Прежде, чем начать, я хочу сказать предисловие, касаемо этой и будущих прочитанных книг в цикле. Прочитал я «Руны судьбы» следом за «Драконовы сны», ибо после великолепной второй книги, у меня был дикий запал штурмовать две последние книги Скирюка, но случилось то, чего я и боялся — полное провисание всей книги. Но не смотря на то, что третья книга определенно хуже второй, я все же понимаю, насколько эта книга и весь цикл значимы для отечественного фэнтези, Скирюк наравне с Пеховым доказали, что отечественное фэнтези может быть не только схожего уровня с западным, но и порой лучше его в некоторых аспектах.
ПЛЮСЫ:
1. По прежнему невероятная история. Даже не смотря на то, что Скирюк решил полностью отойти от личных путешествий травника Жуги, засунув вместо него на первую роль девушку, которая стала на попечении у травника (я надеюсь это не спойлер...?), уникальная особенность Скирюка делать невероятно приятную историю персонажей по прежнему на месте, даже с унылым (лично для меня) упором в инквизицию вместо истории о травнике — я смог получить удовольствие от истории книги.
2. Персонажи. Все уникальны, все насыщенные и все харизматичные (за исключением главной героини-девушки), все плюсы, что я описывал в отношение персонажей под первой книгой, остались и в этой.
3. Рассуждения про инквизицию. Не спорю, что Скирюк смог поднести рассуждения про инквизицию на таком уровне, что по сути эта книга даст вам мизерные, но всё же знания, что это за инквизиция такая была. Безусловно молодец, что так серьезно подошел к этому вопросу, другой вопрос, стоило ли оно того?
4. Диалоги. Никаких изменений, полный порядок, с диалогами у Скирюка вообще полный порядок во всём цикле, порой переигранные, но в меру, пафос есть, изюминка в диалогах у того или иного персонажа так же на месте, не чувствуешь, что читаешь пустоту, как было у того же Гузека в «Командория 54».
5. Слог и глубина текста. Более подробно про этот пункт я описывал в первой книге, тут просто повторюсь, что такой красоты слога и глубины текста, лично я — не встречал нигде.
МИНУСЫ:
1. Полное отклонение от изначальной точки. К сожалению, автор совершил одну громадную ошибку, которая становилась под конец книги гигантским краеугольным камнем. И ошибка эта называется — полный уход Скирюка в испанскую историю и испанскую инквизицию. Настолько сильный перекос от фэнтези про Жугу в сторону БЕСКОНЕЧНЫХ рассуждение про инквизицию и её смысл, что в середине книги я пытался понять, о чем я вообще читаю, куда исчез передний план с Жуги, почему мне должно быть интересно читать в фэнтези книге (хоть и по реальной истории), которая начиналась как камерная история про Жугу и его друзейспутников, но переросшая к третьей книге в какую-то дикую философию про инквизицию и её смысл. На протяжении ВСЕЙ книги вы будете читать лишь об ОДНОМ — Испании и инквизиции. Это ли вы хотели увидеть в фэнтези цикле про обычного странника? Я не спорю, что Скирюк смог НЕВЕРОЯТНО исторично порассуждать насчет инквизиции и построить кучу мыслей, но давайте будем честны и зададим простой вопрос — почему этим рассуждениям уделено 80% всей книги? Мне было крайне тяжело пробираться через эти инквизиторские суждения, книга шла со скрипом (по сравнению со второй частью — она вообще почти не читалась). Яркий пример, когда писатель отходит от протоптанной тропинки и уходит фиг знает куда, не понятно по какой причине.
НЕ МИНУСЫ, НО ОСОБЕННОСТИ:
1. Объем и сложность книгицикла. Если первая и вторая книги были просто сложными для неподготовленного читателя, то третья станет для вас реальными муками, а всё благодаря бесконечным рассуждениям про инквизицию вместо продвижения истории главного персонажа, возросшую сложность именно этой части цикла придает и то, что сложный текст Скирюка теперь объединился с историческими рассуждениями, а как вы понимаете, это ядерная смесь, порой вы будете читать по 5-10 страниц книги насчет смысла всей инквизиции, забывая, где вообще остановились главные герои. С одной стороны это приятно, что Скирюк так обучен истории тех лет и событий, а с другой стороны тому, кто ничего в этом не знает и не горит желанием узнавать прямо здесь и сейчас (т.е мне) — читать книгу станет вдвойне сложнее.
2. Появление ключевого женского персонажа. Да, наконец-то Скирюк решился сделать женского персонажа основным, но ничего особо не изменилось, женщина в его описании вообще не чувствуется женщиной, скорее статичной фигурой, признаю честно, я даже не помню, как её звали. В общем, если тебе не дано описывать женского персонажа, то лучше за это и не браться.
ИТОГ:
Пожалуй, самая спорная и слабая книга цикла, не знаю, с чем связно то, что Скирюк решил вдруг углубиться в исторический промежуток событий тех лет, но это негативно повлияло на цикл и само приключение главного героя, вместо развития истории персонажей, я получил небольшую, но всё же стагнацию, безусловно, Скирюк даже с таким диким отклонением в истории травника смог его развить, но в сравнении со второй частью — это выглядело невероятно слабо. Благо книга не такая объемная, как вторая часть, в общем, дочитав вторую часть, я прекрасно знал, что третья книга будет с 70% вероятностью слабее, ибо превзойти вторую часть было невозможно, но я не ожидал, что автор абсолютно сменит вектор развития своего цикла в историческую тропу и начнет бесконечные рассуждения о истории тех лет. Спорное решение, лично для меня. Думал над 6-7 баллами, но остановился на 7 по одной простой причине — Скирюк создал не смотря ни на что в нулевых такой фэнтези цикл, который даже спустя 20 лет читается на одном дыхании. Быть может лично для меня третья книга вышла самой слабой и сложной в освоении, но не замечать заслуги писателя... Я не могу.
За саму книгу — 7.
За издание — 10.
WoD, 21 ноября 2016 г.
Первые две книги можно сказать понравились. Но эта: Очень затянуто. Жуги в романе практически нет — он бездействует. Книга, вроде, о противостоянии с инквизицией, но и этого как ни странно, почти нет. А развязка книги вообще привела в недоумение: что к чему? И Зачем?
Хотя, могу отметить, что мифологическая составляющая — неплохая.
Читал с начала цикла. Но на этом романе хотел бросить читать цикл. И только когда узнал, что этот раман — это первая часть книги — решил дочитать цикл. Не знаю что из этого получится.
eatenbrain1, 18 июля 2015 г.
Читал только «Руны судьбы» (давным-давно в период студенчества) и с предыдущими частями «Жуги» просто не знаком. Так вот, «Руны» понравились, но не так как именно фэнтезийный экшн или квест, это — из разряда экскурсий по созданному миру автора. «Гид» своё дело знает — книгу я проглотил за день. Спасибо.
Scaddie, 13 сентября 2010 г.
Книга, пожалуй, и правда не так хороша, как первые две. Читала её долго и с трудом. Однако для современного русского фэнтези Скирюк — просто находка. Цикл «Жуга» — действительно литературное произведение, а не словесные комиксы для геймеров и не модная макулатура, которой появляется всё больше и больше.
f0x, 11 апреля 2010 г.
Откровенно говоря, после «Осеннего лиса» и «Драконовых снов» я ожидал очень многого от романа, но увы... Возвращение автора к трем детям-магам мне показалось глупым и неинтересным. Судьба девушки Ялки была совершенно не в стиле Скирюка, а Жуга здесь был совсем не таким, как прежде, хотя временами он возвращался к своему прежнему образу. Только из-за этого я дочитал книгу до конца.