FantLab ru

Дмитрий Скирюк «Жуга»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.14
Голосов:
466
Моя оценка:
-

подробнее

Жуга

Цикл

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 30
Аннотация:

Он не жгучий брюнет. И он не седой до корней волос. Он — рыжий.

Он не воин и не маг. Он — травник.

Он не сможет пробежать марафонскую дистанцию. Он — хромой.

Он никогда не получил бы водительские права, живи он в наше время. Он — дальтоник.

Он когда-то прозывался Ваха Рыжий, но этим именем он давно не пользуется.

Он — Лис. Так его называют многие.

Он больше известен под другим именем. Жуга.

Содержание цикла:

7.83 (859)
-
41 отз.
8.16 (553)
-
9 отз.
7.78 (462)
-
5 отз.
7.91 (401)
-
5 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Похожие произведения:

 

 


Осенний лис
2000 г.
Сумерки меча
2000 г.
Драконовы сны
2001 г.
Кровь земли
2001 г.
Руны судьбы
2002 г.
Осенний лис
2003 г.
Драконовы сны
2004 г.
Осенний лис
2004 г.
Кукушка
2005 г.
Осенний Лис
2005 г.
Руны судьбы
2005 г.
Сумерки меча
2005 г.
Воин. Драконовы сны
2006 г.
Еретик
2006 г.
Провидец. Кукушка
2007 г.
Осенний лис
2013 г.
Осенний Лис
2019 г.
Драконовы сны
2019 г.
Руны судьбы
2020 г.
Кукушка
2020 г.

Аудиокниги:

Осенний лис
2008 г.

Издания на иностранных языках:

Kalavijo sutemos
2004 г.
(литовский)
Rudens lapinas
2004 г.
(литовский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Конец прошлого года прошел у меня под знаком творчества Дмитрия Скирюка, а именно – «Осеннего лиса» и остальных частей тетралогии («Драконовы сны», «Руны судьбы», «Кукушка»).

Как я уже списала, прочесть эту вещь меня сподвигла песня Вероники Бородиной, и – как я тоже уже писала — книги оказались донельзя атмосферными. Я настолько глубоко в них нырнула, что вынырнуть по большому счету смогла только сейчас.

Оно вроде бы просто и незатейливо, и про все про это уже сто сорок раз писали, и вставных персонажей – много. Иногда даже кажется, что чересчур. И вот лично я не люблю, когда чужие сказки выворачивают наизнанку, и к коммунистической идее я отношусь нежно и трепетно по сей день…

Но все равно Карлсон очарователен, добрый Карабас Барабас не кажется в этом исполнении оксюмороном, не лишены прелести даже помощники темного мага очень похожие на Ленина и Сталина не лишены известной прелести, а Гертруда – Кай – необычный из всего, что мне кажется вообще попадалось в литературе. Я думала, у меня извращенное сознание, но перелицевать «Снежную королеву» вот так я бы не смогла.

В какой-то момент приходит осознание авторской задумки. Становится понятно, почему «вставных» персонажей столько и откуда они. И даже сознаешь ее изящество. Хотя все равно остается чувство некоторого количественного перебора.

Но все это – завитушки. Суть в том, что цикл про Жугу – одна из самых добрых сказок, мною читанных. И встает на полку антикризисных книг в один ряд с олбарийским циклом Раткевичей (и Камши, да), про который я как-нибудь постараюсь написать отдельно.

Скирюк создал мир, в котором никто ничего не усложняет. Просто дружба. Просто любовь. Просто жизнь. Просто волшебство. Просто… не долг даже, не призвание, а потребность следовать некоему пути. Просто игра – и просто жизнь.

История начинается вроде бы на границе тысячелетий, может быть – в помянутом постом ранее XI веке и внезапно заканчивается в XVI. И это – то ощущение истории, в котором в общем живем мы все. Когда застойная пастораль вдруг сменяется стремительно утекающими сквозь пальцы веками.

Можно много всего написать еще из ныне модного – про евангеличность сюжета и христологичность героя, например, но я не буду. Вы просто прочитайте.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Жанр, место действия, особенности стилистики — всё это сближает эту тетралогию с «Ведьмаком». А сделав Геральта героем одной из новелл «Осеннего Лиса» Скирюк сцепил «Жугу» с эпопеей Сапковского якорной цепью такой толщины, что её просто невозможно не заметить.

Но за этим сходством многие «не замечают леса» (или Лиса), то есть, собственно того, о чём повествуют эти 4 книги. Поскольку это окончательно проясняется только в «Кукушке» (при чём далеко не с самого начала), тег «спойлер» мне придётся использовать часто.

Да, кстати, хотя время действия цикла в нашем классификаторе и определено как «средние века», с каждой книгой оно всё более тяготеет ко времени излома между поздним средневековьем и возрождением. То, что в первых книгах было рядом «авторских анахронизмов», в последних становится уже неотъемлемой приметой времени (а анахронизмом становятся те же викинги). Любители всё и вся объяснять логически могут списать это «спресованное» время на последствия некоего взрыва в пещере гномов (где те проводили собственные эксперименты с течением времени).

Но начну сначала. «Осенний лис» (как и первые книги «Ведьмака») — это ряд новелл, причём как и «Последнее желание» — это воспоминания героя, связанные короткими интерлюдиями. Но уже тут можно чётко заметить различия. И дело тут, конечно, не только в профессиональных и национальных различиях и другом цвете волос. Просто уж слишком часто Жуге приходится сталкиваться с некими сверхчеловеческими силами. Как это определяет в последующих частях Золтан «Он барака. Отмеченный.»

Это может даже навести на не слишком приятные аналогии с поднадоевшим «уценённым мессианством», характерным для героического фэнтэзи, скажем, А. Нортон или некоторых писателей т.н. «новой волны» (а так же их многочисленных подражателей). Но, психологически и философски, «копает» Скирюк явно глубже бабушки Нортон...В конце «осеннего лиса» мы узнаем, какой странной печатью отмечен жизненный путь героя.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Печатью смерти и воскрешения, печатью «проклятого бога» Локи. И эта смерть и это воскрешение, положившие начало путешествиям Жуги по дорогам Европы, будет лишь первым подобным опытом для него.

Вторая книга может показаться всего лишь увлекательным приключением-квестом про драконов, воров, гномов, эльфов и викингов... Но при этом она ещё и мимоходом «рвёт на части» проблему предопределённости и предназначения (которой так озабочены герои Сапковского и ещё кучи книг в жанре фэнтэзи). «Драконьи сны» сводят её к прозрачной парадоксальности дзенского коана (или, допустим, даосской притчи). Другая цепляющая за душу идея этой книги — исполнение заветных желаний, и цена, которую мы готовы за это платить.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А в конце этой книги Жуга снова окажется накоротке со смертью, и во второй раз будет возвращён в мир живых. Волею не бога (богов), но дракона видящего о нас сны. Хотя и сами драконы так похожи на то, что видим во сне мы.

В третьей книге (образующей вместе с заключительной книгой цикла своего рода дилогию) мы наблюдаем уже чёткую пространственно-временную привязку. Это Голландия времён Вильгельма Оранского, герцога Альбы и Тиля Улленшпигеля, воспетая Шарлем де Костером. Инквизиция versus Революция. Что ж, это отличное место и время, чтобы дать Жуге разобраться в своих сложных отношениях с «небесами и адом».

Впрочем в первой половине «нидерландской дилогии» главный герой не сколько он, сколько не знающие, что делать со своей магической силой подростки

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в которых мы узнаём «трёх слепых мышат» из одноимённой новеллы первой книги.

Конец третьей книги несколько обескураживает. Особенно это, наверное, касалось той пары лет, когда ещё не была написана «Кукушка».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Третий… — с тихим удивлением сказал он, посмотрел на развороченную грудь и уронил затылок в снег.» И хотя появление дракона даёт читателю надежду на воскрешение, но после находки завещания Лиса и появления в трактирах Лиссбурга кого-то, слишком похожего на призрак, мы уже почти не рассчитываем встретить Жугу среди живых.

И наконец четвёртая книга. Её начало (вернее первая половина), настраивает читателя на квест в духе «драконовых снов» с относительно счастливым концом. и только обширные цитаты из тетрадей «завещания» Лиса в начале глав являются некоторым диссонансом к подобным ожиданиям...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Но после возвращения Жуги в мир людей, мы всё отчётливее понимаем, что им избран совсем иной путь. Если это и не «второе пришествие», то уж во всяком случае «подражание Христу» (а так же, если угодно, Одину). Жертвоприношение-самопожертвование ради лучшего мира.

Идёт война. Гибнут люди. И вьются кругами вокруг ещё не свершившегося сектанты-стервятники, «устроители рая на земле»

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
во главе с «королём Нового Сиона» Яном Лейденским, он же господин Андерсон. Тоже, впрочем воскресший — отличный претендент на роль антихриста.

И катится мир к очередному перерождению. Вот так то, что начиналась побасенками в духе «Ведьмака» превращается в надрывно-высокую религиозную фантастику от агностика и антиклерикала Дмитрия Скирюка.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Странное еретическое евангелие. Своего рода «последнее искушение Христа» с точностью до наоборот. Благая весть без рождения новой веры — тихое незаметное возрождение мира. Ещё одна смерть и ещё одно воскрешение. Четвёртое. Символ то ли креста, то ли квадратуры круга.

«Наши лица как дым,

Наши лица как дым,

И никто не заметит,

Как мы победим»

Вот так.

Ещё можно много говорить о стиле этой тетралогии, балансирующем между «записной книжкой подростка с текстами любимых авторов» (с) baroni и причудливым постмодернизмом, о придуманном автором генезисе знакомых с детства сказочных героев. Но я и так уже, и.м.х.о. превысил разумные объёмы отзыва. Потому закругляюсь...

зы. Один из немногих случаев, когда моя оценка за цикл выше среднего арифметического оценок за книги. Потому как на стыке книг тетралогии, в их взаимодействии, можно найти новые сущности и грани этого произведения. Другим таким циклом является «Евразийская симфония» «Ван Зайчика».

Прочитать более полную версию отзыва и обсудить его вы можете в моей колонке: http://fantlab.ru/blogarticle11019

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень приятное чтение, очень наполненные персонажи. Первый том не даёт впечатления о цикле в целом, стоит особняком, читаешь дальше — обретаешь лучшее. Если сравнивать с «Ведьмаком», там наоборот в начале всё прекрасно, но концовка смазана и превращена во что-то непонятное. По мне, пусть уж в начале будет не очень, зато к концу превратится во что-то великолепное, и если уж тебя проняло сразу, то по прочтении всего цикла получаешь просто море удовольствия. По поводу общей идеи и её развития — для сравнения читаем «Песни Петера Сьлядека» Олди и делаем выводы в пользу Скирюка. И если уж продолжать сравнивать, вспомню Перумова и «Кольцо тьмы» — там писатель вводит свои элементы в чужой мир, и эти чужеродные включения приводят стройную систему к краху. Тут же чужие персонажи (ведьмак, толкиновский эльф, Карел — судя по всему, это батька Карлсона, доктор кукольных наук «господинкарабас» и доктор Гаспар Арнери с оружейником Просперо и другие) идеально вписаны автором в свой мир и выглядят его неотъемлемыми частями. Красиво. Дать персонажам старых сказок вторую полноценную жизнь, да ещё и в собственной самобытной истории — задача посложнее съёмки очередного голливудского ремейка. Жаль, оплачивается несоразмерно.

Книги — на полку мэтров.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не хочу делить этот цикл на части и оценивать их по отдельности... Не хочу сравнивать с роскошным Сапковским (хотя сравнения неизбежны, но... автор утверждает, что придумал героя ДО прочтения творений пана, несмотря на то, что Жуга и Геральт где-то там по ходу действия встречаются)... Не хочу, в общем-то, разбирать все это дело на составные части... Мне просто было очень и очень приятно и душевно-симпатично все это читать. И побольше бы такого приятного чтения ;))

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Бывают книги, обладающие каким-то чудным свойством: проникать глубоко в душу и оставаться там, на долгое время, если не навсегда. Серия книг о рыжем травнике как раз из таких. Когда 2000 году мне посчастливилось купить первую половину первого романа, я и думать не смел, что он так сильно меня зацепит. Атмосфера сказочной «реальной-нереальности», сохраняясь на протяжении всего цикла, не мешает воспринимать книги как серьезное, возможно даже слегка философское произведение. Автор умело раскрывает выбранные серьезные темы, не забывая при этом шутить. Иногда кажется, что он перегибает палку в попытке совместить несовместимое, но все равно, делает это так мило, «по-домашнему», что на такие «нестыковки» закрываешь глазами они даже начинаю казаться очень органичными в данном тексте (если что, я говорю о Геральте, Карлсоне, Ленине и иже…).

З.Ы. Книга из-за которой «Кукушка» отличалась от первоначального замысла – «Ола» А.Валентинова.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В принципе, серия хороша. Прочитал не без удовольствия. Но с отсылками автор чудовищно переборщил. Половина персонажей и историй — какие-то аллюзии. Тут и Карлсон, и Мальвина, и Карабас-барабас, и Влад Цепеш, и половина сказок Ганса-Христиана Андерсона оптом, и Шекспир с его героями, и Геральт из Ривии, но самый ад это

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ленин и Сталин в какой-то деревне, которые пытались там установить фонари — ГОЭЛРО, ага. И у которых ничего не вышло, только показуха. И которые потом оказались сторонниками темного мага. Это ж насколько надо не любить СССР, чтоб впихнуть Ленина и Сталина в Нидерланды XVI века.

Чем были хороши такие отсылки в других книгах — тем, что они были уникальны и тонки. Но тут это на каждом шагу. Причем, очень часто, совершенно ни к чему. Идет Жуга, закончив свои дела и часть сюжета, встречает какую-то девчонку, говорит ей, что она — Ассоль и её будут ждать алые паруса. И идет дальше по своим делам. Больше про это никогда ни слова. Зачем? К Чему?

Но, если не обращать на это внимание, серия вполне достойная. 7/10

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, не знаю даже, что написать. Мысли и чувства просто не умещаются в слова. Эти книги, они просто изменили ВСЁ. Год прошел, как прочитала, а ощущение, будто целый век. Яд и пламя, да что же эти книги со мной сотворили! После прочтения с неделю ходила с мутными глазами, витая мыслями где-то очень далеко. Нет, просто нет слов. На данном этапе могу с уверенностью сказать — эти книги входят в тройку самых любимых. И в пятерку, изменивших мою жизнь

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Редкий случай, когда автор (особенно начинающий) не скатывается от лихой завязки к невнятному финалу, а наоборот: любопытные рассказики первой части перерастают в нечто почти эпическое, в философские размышления о боге и человеке, любви и ненависти, выборе и предопределенности... Причем трагизм — без надрыва, философия — без занудности, всё увязано и расставлено по местам, логика сюжета на высоте, и даже

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
воскрешение погибших героев
не выглядит притянутым за уши — нас ведь к этому вели, всё подробно разъясняли. Трилогия закончена — и (опять же редкий случай) мне хочется еще. Хотя всё сказано, точка поставлена... но хочется.

Язык яркий, богатый. Но, по мне, если бы еще раз тщательно вычитать, отполировать... Шероховатости мелкие, но цепляют. Автор вполне мог бы довести текст до полного блеска. Наверное, сроки поджимали. А жаль.

«Гости» из разных книг — это хорошо, хотя не многовато ли? Притом в третьей части, при общей ее интонации, появление карлсонов и карабасов выглядит очень странно. Хотя потом вроде бы они вписываются нормально. Ленин и Сталин тоже... вроде должно быть смешно, но это выпадает из общего тона. Единственное — они как бы преемники «коммуниста» Мюнцера; для того, наверное, и нужны.

«Спресованное» время... ну вот разве что гномьи эксперименты. Или наш мир — это «второй вариант», а в первом даты были другие? Тут и викинги, и Бертольд Шварц, и война с турками (даже указан год — 1460) — и гезы, еще на сто лет позже, и Рембрандт, родившийся в 1606-м. И всё вместе. (Про Че Гевару молчу, гм-гм...) Однако думается, что автор проверял, кто когда жил и что когда было, и если сжал несколько веков вместе, то знал, что делал. Другое дело, что в первой книге только изобретается порох, а в третьей — лет через 10 примерно — уже повсеместно применяется огнестрельное оружие, и аркебузы, и мортиры, и старик рассказывает Яльмару, как сто лет назад он дамбу взрывал... Не стыкуется. Но на сюжет это не влияет.

Интонация «Уленшпигеля» передана очень хорошо. Я вообще думала, что Тиль будет играть здесь бОльшую роль, а он даже в Лейдене не появился и вообще как гез не проявил себя практически.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(Я еще думала, что будет как-то обыгран тот момент, что, по сути, ребенок Ялки рожден девственницей, а такой был только один в истории ))) Правда, в мире, по словам Жуги, не осталось магии...)

В общем, автору огромное спасибо за книгу.

Странно, что сравнивают «Жугу» все время с Сапковским. По мне, кроме внешнего антуража, общего мало. В первой части мне вспоминался, скорее, «Сьлядек» (на несколько веков раньше), а в конце — олдевский же «Одиссей». Не о нем ли речь, когда в послесловии автор говорит, что кто-то написал на ту же тему?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Тот же выбор: стать богом или остаться человеком. И то же решение принимают герои. И тоже речь о жертвах, необходимых для «обожествления». И даже двоедушцы у Олди тоже есть, хотя и в положительных героях.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Итак, начинаю свой восторженный отзыв. :smile:

Хочется отметить:

- великолепный язык, которым описан по-своему очень уютный мир,

- множество героев, у каждого из которых своя история,

- интересную игру с аллюзиями к сказкам,

- взаимоотношения героев, вызывающие ощущение реалистичности происходящего,

- что-то неуловимое, что заставляло, закрыв одну книгу, открывать следующую — и наслаждаться.

Почему-то цикл вызывает ассоциации с Ведьмаком Сапковского. Я даже не могу наверняка сказать, чем именно похоже. Склонен предполагать, что духом повествования и чуть-чуть — образом главного героя.

Хочу отметить, что интерес от книги к книге не ослабевает, хотя и акценты в повествовании смещаются, сама структура укрупняется (в первом томе — это новеллы объединенные в роман, во втором — цельный роман, а третий и четвертый тома, по сути, представляют собой один роман).

Жаль, что цикл закончен.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да, необычно хороший язык, да, приятно-детально выписаны персонажи. Но мне интересно: когда автор садился писать первую книгу, у него существовал какой-нибудь план? Совершенно однообразные похождения, из книги в книгу, никакой общей идеи и ее развития, да что идеи — никакой развивающейся линии. Я чего-то не допонял? К чему идет ГГ 4 книги? Читал в электронном варианте, не так внимательно: ощущения схожести отнюдь не с Сапковским, а скорее с лучшими вариантами «конины».

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

отличный цикл, плюсы:

- язык просто завораживает

- главный герой вызывает желание сопереживать

- отсылки к сказкам и реальным людям очень понравились,когда они не явные. Ну, вы, наверное, знаете чувство, когда в фильме видишь знакомого актера и через некоторое время вспоминаешь , кто он)

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ведьмак,правда, не очень вписался,имхо

- второстепенные герои со своими характерами, историями

-интересное переплетение сюжетов, которые сходятся в одну точку

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— обаятельный дракончик

Минусы

- ну очень много религии в последних книгах, возможно это делает их более исторически достоверными, но читается плохо.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Среди прочих находок автора (о которых уже многие писали до меня) мне очень понравилась та «пространственно-временная спираль», в которой происходит действие романа. Абстрактная Европа с несуществующими городами и магией, размахом событий от походов викингов до войн с Османской империей, где только-только изобретён порох, но уже курят табак, с каждым новым «ходом» всё больше «сжимается», замыкаясь в конкретной точке пространства и времени и в конкретном событии — смерти (и последующем воскрешении) героя. Очень впечатляющий приём.

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, лучший пример отечественной фэнтези последних лет. Вчитываясь и вдумываясь, невольно проживаешь вместе с Жугой одну жизнь на двоих, ощущая свой мир по-новому, а мир героя — как уже не чужой. Восхитительная смесь из романтики и мистики, альтернативной истории и географии, живости и глубины, реалистичности и динамичности заставляет открывать эти книги в который уже раз...

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

За всю серию 8 баллов, хотя некорректно ставить такие оценки, если прочитал две с половиной книги из четырёх.

Скажем правильнее было бы ставить по 9 за первую и вторую и даже не знаю сколько за 3-ю.

Ну скадите же мне кто-нибудь, может я просто не прав? Может не дочитал до чего-то такого? Я хотел увидеть в романе Жугу, а нашёл там все что угодно, кроме него.

Соответственно вопрос читать или не читать последний роман отпал сам собой. Наверное я не прав, наверное нужно было себя заставить, но ведь так трудно.. :)

И все же, для меня, субъективно Осенний лис и Драконовы сны прекрасны! Не идеальны, но достойны перепрочтения неоднократно.

Атмосфера непередаваема.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга попала в руки совершенно случайно. Никак не ожидала, что понравится и захочется прочитать весь цикл. Интерес возрастал с каждой книгой. Жуга — странный герой. И при всем своем своеобразии совсем не похож на ведьмака из произведений Сапковского. Оригинален и подход автора к началу книги, к беседам Жуги с животными.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх