Андрей Битов «Пушкинский дом»
- Жанры/поджанры: Постмодернизм | Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Роман-музей, «роман-протей», роман-метаморфоза. Роман-ребус.
Примечания к произведению пишет... его герой, «уже академик» Л. Н. Одоевцев, — превосходящий литературной квалификацией самого автора. А. Битов выступает здесь прилежным учеником великого Владимира Набокова.
С публикацией романа в США начались неуклюжие и абсурдные потуги цензуры запретить издание произведения на родине автора. Все эти подробности заставили А. Битова впоследствии разделить время на «ту» и «эту» жизнь. «Та» осталась в СССР...
«Наиболее значительное произведение Андрея Битова» представляет собой образец русского литературного авангарда последней четверти 20-го столетия.
Роман написан в 1971 году. Впервые опубликован в Нью-Йорке в 1978 г.
В произведение входит:
|
||||
|
Входит в:
— цикл «Империя в четырёх измерениях» > условный цикл «Империя II Пушкинский дом»
— журнал «Новый мир № 10, 1987», 1987 г.
— журнал «Новый мир № 11, 1987», 1987 г.
— журнал «Новый мир № 12, 1987», 1987 г.
Награды и премии:
лауреат |
Премия за лучшую иностранную книгу / Prix du Meilleur livre étranger, 1989 // Роман или книга стихов (СССР; роман) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
strannik102, 17 ноября 2024 г.
Цефеиды — маяки Вселенной
«Теперь в мою читательскую жизнь вошёл новый Писатель — Андрей Битов», — написал я однажды восемь лет тому обратно. Но вошедший Битов повёл себя совсем скромно и незаметно, уселся где-то в уголке-закоулке моего читательского Я и никак о себе не напоминал.
«Битов — писатель для «медленного чтения», — написала мне тогда в комментариях Марина Буквоедка, и я согласился: «Однозначно для медленного». Не предполагая, что темпы моего чтения Андрея Битова будут вот такими черепашьими — одна книга в восемь лет. Однако час пробил…
Первое, о чём я подумал, находясь примерно в центре повествования, это какую оценку буду ставить. Потому что к тому времени диапазон вероятных раскинулся от 3,0 до 4,5, притом, что иногда хотелось влепить и вовсе пару, а иногда приближённую к пятёрке. Если проводить аналогию со звёздами (а Битов стоит таких сравнений), то полное ощущение, что мы имеем дело с цефеидой, т.е. со звездой переменной светимости. То блеск возрастает до максимума, то падает до минимальных значений, с тем, чтобы опять повторить свою пульсацию. Вот и эта книга также — то очешуительно хороша, то скучна и даже уныла.
При этом предполагаю, что хорошесть книги для разных читателей будет определяться разными критериями. Но лично я пищал в разных умных местах романа. Т.е. там, где философия и социология перемешивались с литературоведением и историей. Там было интересно, умно, откровенно и сокровенно, неординарно. Хотя все три любовно-романтические… нет, вру, у Битова практически никакой романтики, так что любовно-сексуальные истории нашего героя тоже были по-своему интересны.
Но начались дежурные похождения чичикова нашего героя, и читать эту мутную пьяную вязь было скучно и немного брезгливо, что ли. Брезгливо, например, в тех местах, где герои книги рассуждают о личной жизни Пушкина и Гончаровой (любим мы заглянуть под одеяло, особенно под одеяло к знаменитости, чтобы подсмотреть, что там у них с личной жизнью и вообще с физиологией — ага, ну всё как у всех, пузо на пузо и руки куда надо нацелены — вроде как и ты сам чувствуешь себя равновеликим).
При этом претензий к литературной составляющей книги у меня нет. Т.е. сделана она весьма… недурно, скажем так. С должной долей юмора, сарказма и сатиры. Образно и сочно-точно. С аллюзиями и перефразированными сюжетами великих и могучих. С намёками и весьма прозрачной недосказанностью.
Но вот что мне понравилось, возможно, больше самой книги, так это примечания автора к тексту романа. Вот это было вообще «без дураков». И потому в целом после прочтения остались какие-то собственные мысли и рассуждения (например, о сакральных жертвах, о предназначении и фатализме и пр.) Но это уже за пределами книги…
sofer, 1 июня 2017 г.
Первая часть романа — одно из лучших изображений исторической эпохи (60-е) в контексте истории страны и истории человека. Вторая часть — одно из лучших исследований любви в художественной литературе. Третья часть — одно из лучших погружений в феноменологию пьянки и опьяненного сознания. Все вместе — один из лучших советских романов.
«Зрелую» прозу Битова интересно сравнить с ранней. Во многом различие этих периодов его творчества является и различием периодов развития советской литературы вообще. Если тема ранних произведений Битова — поиски человеком самого себя, то «Пушкинский дом» — роман о потере самого себя, что по сути делает его анти-романом об анти-герое (здесь даже сюжетность сведена к минимуму).
Конечно, «Пушкинский дом» можно рассматривать как литературную игру. Однако, не следует исключать и экзистенциальный слой произведения: главный герой судорожно пытается увидеть реальность, но лишь все больше и больше погружается в сон своего разума, который известно что рождает. Вместе с ним в этот сон погружается и вся российская и советская реальность. Пробужденное же сознание принадлежит лишь автору и находится по ту сторону текста и реальности. Где? На этот вопрос можно ответить, только прочитав роман.