fantlab ru

Терри Пратчетт «Финт»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.63
Оценок:
144
Моя оценка:
-

подробнее

Финт

Dodger

Роман, год; цикл «Финт»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 20
Аннотация:

В альтернативном Лондоне, где правит юная королева Виктория, находчивому пареньку легко найти приключения и возможности — если он очень умен и очень, очень везуч. У Доджера есть и мозги, и удача — и наглость — для того, чтобы выживать в одиночку.

Все знают Доджера, все любят Доджера. Это хорошо, ведь уличным мальчишкам приходится очень непросто. И все становится еще сложнее, когда обычная стрижка становится очень важной — Доджер по случайности останавливает убийцу-парикмахера Суини Тодда.

От встреч Доджера с вымышленными персонажами до его знакомств с Дарвином, Дизраэли и Диккенсом, история и фантазия переплетаются в захватывающей истории о приключениях и тайнах, неожиданном взрослении и о росте одного выдающегося мальчишки в сложном и поразительном мире.

Любимый и популярный писатель Терри Пратчетт пишет со всей высоты своего таланта, совмещая высокую комедию с глубокой мудростью, на радость старым и новым поклонникам.

(перевод аннотации: Aleks_MacLeod)

Входит в:

— цикл «Финт»


Награды и премии:


лауреат
Немецкая фантастическая премия / Deutscher Phantastik Preis, 2014 // Переводной роман

Номинации на премии:


номинант
Локус / Locus Award, 2013 // Подростковый роман

номинант
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2015 // Зарубежный роман (Великобритания)

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2015 // Книги — Лучшая необычная книга

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Финт
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Dodger
2012 г.
(английский)
Dodger
2012 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

И на Пратчетта бывает проруха или Финт ушами

Обожаю этого чудесного автора за море позитива, смешанного с глубоким смыслом! Радуюсь, что в цикле о Плоском мире столько разноплановых книг на любой вкус! И про бестолковую стражу, и про ироничных ведьм, и про исправившегося вора, и про совсем не мрачного Смерть со товарищи... Но вот с внецикловыми его книгами у меня как-то не складывается... Пока из всех книг мне понравились только Благие знамения...

Финт, к сожалению, пополнил копилку не зашедших...

Казалось бы: викторианский Лондон с диккенсонианской атмосферой, благородный беспризорник и прекрасная дама в беде... Что могло пойти не так? К сожалению, все испортил для меня выбранный автором стиль повествования. Ок, я понимаю, что беспризорники не могут шпарить высоким штилем, но вся книга на блатняке и сленге... Простите, для меня это был перебор. Сама как переводчик понимаю, насколько сложно передать просторечный лондонский диалект кокни, но... Да, я литературный сноб с профдеформацией и ничего с этим не поделать...

Следующий момент, который я не смогла простить — тупой герой. Нет, не так. ОЧЕНЬ ТУПОЙ ГЕРОЙ. Он, конечно, к концу поднабрался ума и манер, но выносить его дурацкие поступки на протяжении книги было невозможно.

Мои претензии — исключительная вкусовщина, и уверена, очень многим книга придётся по душе, так как отражает жизнь в Лондоне той эпохе, причем для разных слоев населения: работные дома, безнадега, малолетние бандиты...Но фантастика здесь с хорошей такой натяжкой, юмора я не заметила вообще, а атмосферы мне недостаточно...

Однозначно украсили повествование тот самый Чарли Диккенс и Суинни Тодд. Как же я люблю такие оммажи к любимым героям других произведений!

Но вообще лично я бы посоветовала как минимум начинать с других вещей автора (например, милейшей одиночки про Изумительного Морриса).

А еще есть другие британские авторы, которые пишут в том же стиле и классно изображают английскую действительность — Джаспер Ффорде, Дуглас Адамс (и мое недавнее открытие — К. К. Макдоннел).

Оценка: 6
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ловкач, нареченный Пипкой и самопоименованный Финтом, обретается в Лондоне, несколько фентезийном только тем, что в нем исторические даты немного смещены. А во всем остальном это Лондон первой четверти правления королевы Виктории.

Терри развивает идею социального лифта в декорациях плутовского романа: вот вам парнишка, который дабы не висеть на виселице за кражи, копается в канализации за поисками чего-нибудь ценного, что уплыло да приплыло. Финт — тошер. В грязи ковыряется, т.е.

Так бы и ковырялся, если бы не...

1. девушка, которую Финт спас в бурную грозу

2. смерть Дедули, попавшего в лавину канализационной воды

На таком аккорде Финт и начинает свои сюжетные линии.

А они действительно занимательные. Интересен не столько сам Финт (он же Пипка), сколько многочисленные действительно отметившиеся в истории Лондона, Великобритании и всего мира личности, особо хочется отметить Генри Мейхью и Джозефа Базэлджета с Чарли Диккенсом в придачу. Мейхью обращал внимание власть имущих на бедственное положение основного количества лондонского населения языком статистики, Чарльз Диккенс рассказывал о том же в романах, а Базэлджет — талантливый инженер, коренным образом вложивший вклад в оснащение канализации своими разработками и значительно улучшивший гигиену города.

Еще один интересный момент — это нотка фемеинизма в какофонии патриархальности — какими в романе показаны отдельные женские персонажи. И королева Виктория вообще не в счет.

Анджела Бердетт-Куттс — богатая наследница Европы, согласная помогать тем, «кто сам себе помогает», внучка банкира Томаса Куттса и дочь члена парламента с радикальными взглядами, сэра Фрэнсиса Бердетта, никогда не бывшая замужем. Она верила, что бедные могут стать лучше, если получат пристойное жилье. За свою жизнь она пожертвовала три миллиона фунтов стерлингов на строительные проекты и другую благотворительную деятельность.

В калейдоскопе событий Финт выглядит эдаким фаворитом Фортуны — и всё у него получается, у пакостника эдакого! Вроде как и во благо он пакостит, а больше переживаешь за пса Онана.

Несомненные плюсы книги — проработанность эпохи и некая нравоучительность, однако не приедающаяся. Оставайся человеком даже в *овне по самые уши, а если с тобой отказываются поступать человечно — защищайся.

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Удивительно другой Терри Пратчетт. Лично мне такой он больше нравится. Хотя первые главы читала с непониманием, так как готовилась к некоторому сумбуру, характерному для знакомой мне уже серии про Плоский мир.

Главный герой показался мне очень интересной и весьма реалистичной личностью. Автор, хотя и утверждает, что это фэнтези, но все повествование, все поступки и характеры героев имеют логический фундамент. Даже поведению, развитому уму Финта имеется объяснение в лице его «покровителя» еврея Соломона. Вообще атмосфера викторианской эпохи передана очень колоритно. Тут и «неназываемая» одежда, и работные дома, характерные описания Лондона и известные имена реальных и выдуманных личностей (Чарльз Диккенс, Роберт Пиль, Суини Тодд...).

Но все-таки это сказка. Добрая сказка (а что есть фэнтези, если не сказка?), в которой главный герой своей хитростью и добротой побеждает всех врагов, в итоге получает благословение королевы и любовь прекрасной дамы.

В итоге, все-таки это хорошая книга. Да, она не похожа на остальные произведения автора, но это только добавляет ей прелести. Возможно, я ее даже когда-нибудь перечитаю.

Оценка: 10
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Dodger» написан в непривычном для Пратчетта стиле исторического фэнтези, причем если бы сэр Теренс сам не упомянул об этом в авторском послесловии, книгу спокойно можно было бы записать в обычную художественную прозу. Облик викторианского Лондона воссоздан с большой тщательностью и вниманием к мельчайшим деталям, а вот элементы фэнтези в тексте практически не встречаются. Собственно говоря, единственными фантастическими допущениями в романе оказываются некоторые вольности с датировками конкретных исторических событий, которые Пратчетт специально перечисляет в послесловии.

Терри без каких-либо прикрас повествует о проблемах низших слоев населения с законом, снабжением и гигиеной, домашним насилием, просто насилием, убийствами и проституцией, подробно описывает многочисленных беспризорников и мошенников, предпочитающих зарабатывать на жизнь не совсем честными способами. Автор рисует картинки из повседневной жизни горожан, рисует быт обычных клерков, торговцев, служанок и других слоев населения. Таким образом перед читателем выстраивается крайне подробная картина викторианского Лондона. Пратчетт определенно проделал огромный объем работы, собирая материал, и в заключении он перечисляет основные использованные источники, отдельно упоминая монументальный труд Генри Мейхью «London Labour and the London Poor».

Сам Генри Мейхью, а также Чарльз Диккенс, Бенджмен Дизраэли, Джозеф Базэлджет, Роберт Пиль и другие известные личности викторианской эпохи появляются на страницах романа в качестве действующих лиц. Каждый из них получает свою минуту славы, но самое большое внимание уделяется фигуре Диккенса. Знаменитый британский романист описан крайне хитрым, проницательным, умным, расчетливым, благородным и добрым человеком, который не оставит в беде несчастную девушку и поможет перспективному молодому человеку. Кроме того, Пратчетт с ходу предлагает читателям оценить задуманную им литературную игру — уже на первых же страницах мистер Чарли знакомится с персонажем, под которым открыто подразумевается Ловкий Плут Джек Доукинс (Jack «Artful Dodger» Dawkins) из «Оливера Твиста».

Впрочем, пратчеттовский Доджер сильно отличается от своего литературного прообраза. Если у Диккенса Плут промышлял воровством и в конце концов попался и был сослан на каторгу, то у сэра Терри Доджер завязал с карманными кражами и тащит теперь только то, что совсем уж плохо лежит, а на жизнь зарабатывает в канализации. Пожалуй, Доджер мог бы до конца своих дней странствовать по канализации, если бы не встретившаяся на его пути несчастная красотка, которую он спасает от гибели и передает в надежные руки мистера Чарли. Собственно, с этого момента начинается стремительный взлет нашего героя по карьерной лестнице к самым верхам викторианского общества.

По сути, перед нами типичная, даже несколько банальная и наивная, история взлета талантливого человека из грязи в князи. Для творчества Пратчетта такой мотив далеко не нов и уже встречался в предыдущих работах. Однако если там он был всего лишь одной из нескольких сюжетных линий, в «Dodger» же вокруг этой темы строится все повествование. Кроме того, «Dodger» отличается от других произведений автора небольшим объемом и тем, что события начинают стремительно разворачиваться с первых же страниц, пропуская фирменное медленное вступление страниц на сто.

Большинство поздних книг Пратчетта написано в очень мрачном и циничном стиле и совсем не напоминают первые легкомысленные произведения о Плоском мире. Сам автор винит в во всем возраст и говорит, что с годами просто стал мудрее. «Dodger» же выделяется из общего ряда последних романов и отличается удивительной легкостью и оптимизмом, а сам герой перемещается по повествованию с такой простотой, словно бы ничто и никогда не сможет его остановить.

В этом, пожалуй, кроется главная претензия к главному герою. Слишком уж легко у него все получается. Конечно же, Плут на то и Плут, чтобы с блеском выходить из самых разнообразных ситуаций, но уж слишком уж резким получился скачок Доджера по карьерной лестнице. Пусть даже реальные обстоятельства его превращения в героя отличаются от общеизвестных, Доджер меняется не только внешне, но и внутренне, и вот это-то его преображение происходит слишком быстро и ничем, по сути, не обосновывается.

Резюме: «Dodger» стилизован под классические романы девятнадцатого века, но уступает им по мрачности и важности поднимаемых проблем. Собственно говоря, до уровня лучших произведений Пратчетта книга тоже не дотягивает, но читается легко и интересно. Подойдет для аудитории любого возраста.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Классная книжка. Интересный приключенческий роман, со смыслом, с отличными героями, с юмором, с надеждой на лучшее. С верой в людей написанная, даже в тех, которые находятся у власти или на самом дне общества. Они, конечно, совершают разные поступки, и мерзавцев среди них хватает, но в целом хорошие люди есть везде. Вместе с тем викторианская Англия показана ну может только чуть приглажено. В целом можно понять, что жизнь в Лондоне в то время была совсем не сахар.

В общем, роман об удачливом парне, который старается помочь людям (молодой потому что еще, наверно)

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лондон, XIX век. Финт – ловкий паренёк, промышляющий тошерством. Для тех, кто не в курсе что это – тошеры спускаются вниз в лондонскую канализацию и собирают намытые после дождя потерянные вещички. В очередной раз выбираясь из мира подземного в надземный, Финт становится свидетелем нападения двух мужчин на одну беззащитную женщину. Раскидав нападавших Финт, пытаясь помочь избитой девушке, знакомится с Генри Мейхью и Чарльзом Диккенсом, и с этого момента начинается его восхождение к высшему свету...

Несмотря на все анонсы и аннотации, этот роман Пратчетта можно отнести к фентези лишь постольку поскольку. Да, пару раз автор допустил вольности в части датировки событий (в этом он сам же и кается в послесловии), но никаких типичных для фентези штук вроде магов, драконов, эльфов или гномов в «Финте» нет. Это, скорее, искусная стилизация под викторианские романы взросления, в том числе под того же самого Диккенса, выведенного в книге в качестве одного из действующих лиц. Собственно говоря, Пратчетт идёт ещё дальше в этой игре – Финт в некотором роде становится прообразом для одного из персонажей диккенсовского «Оливера Твиста»...

Помимо Диккенса Финту придётся встретиться и с многими другими известными лицами той эпохи (кстати, не всегда они известны в России), выписанными на удивление ярко – например, уже упоминавшимся выше Генри Мейхью, автором одного из самых обширных исследований о жизни лондонских низов конца XIX века «Лондонские трудяги и лондонская беднота» (именно на этом труде базируется историческая часть романа), с брадобреем-убийцей Суинни Тоддом, которого большинство знает по фильму Тима Бёртона и мюзиклу «Короля и Шута», Робертом Пилем, основавшим лондонскую полицию (именно по его имени полицейских в Англии по сей день называют «бобби»), Джозефом Базэлджетом, прославившимся строительством лондонской канализации... С помощью этих, а также нескольких других исторических персонажей, которые можно бы было перечислять, если бы их имена хоть что-то говорили русскоязычному читателю, Финт начинает своё восхождение «из грязи в князи».

И здесь кроется подвох. Развитие Финта является центральной темой повествования, и вроде бы должно держать читателя в интересе, но, к сожалению, этого не происходит – пусть наверх получается слишком простым и беззаботным. Финт с лёгкостью несётся по страницам – он нравится почти всем, у него всё получается с первого раза, и даже смертельная опасность грозящая ему в итоге оборачивается пшиком. Точно также не происходит никакого психологического слома мировосприятия главного героя. Он лишь слегка удивляется тому, что высший свет во многом похож на жизнь в городских клоаках, и этим его приспосабливание к новой жизни заканчивается.

Это обстоятельство, а также то, что сюжет книги строится в основном вокруг погонь, драк и приключений заставляет сделать вывод о том, что «Финт» ориентирован на читателей, которых раньше характеризовали как «читатели старшего школьного возраста». Конечно, взрослый найдёт в романе много интересных деталек о лондонском быте тех лет, но вряд ли его смогут по-настоящему увлечь приключения главного героя. Если пробовать подобрать ближайший аналог, на ум вполне может прийти акунинская «Детская книга», построенная примерно по той же схеме. И это даже хорошо. Качественной подростковой литературы сейчас не хватает, а «Финт», со своей твёрдой исторической основой, литературной стилизацией и реально существовавшими персонажами может побудить не только к чтению, но и к изучению истории.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Добрая милая повесть в антураже лёгкой альтернативной истории. Надо отметить, что хоть действие и происходит в Лондоне позапрошлого века, его вполне реально спутать с Анк-Морпорком. Та же самая грязь, нищета и социальная несправедливость среди безысходности, но с редкими просветами человеческой доброты.

История Главного Героя — типичное «из грязи в князи», с получением высокого, уважаемого поста и красавицы-жены в придачу. Только, считаю, романтизация воровских наклонностей персонажа — это всё же лишнее, ибо робингудством здесь и не пахнет. Впрочем, читается всё равно очень мило — Пратчетт серьёзно поработал над тем, чтобы жёсткость безжалостного Лондона с его беспощадностью к обычным людям, сочеталась с душевностью и верой этих самых людей в лучший исход. Они очень легко готовы поверить в нового героя-кумира, несмотря на то, что ничего хорошего он для них не совершил, да и не стремится. В этом и удивляет противоречие «Финта» — ГГ не делает НИЧЕГО для простых людей, он озабочен исключительно своими личными проблемами и своей возлюбленной. По поводу окружающих готов разве что сочувственно покачать головой и кинуть монетку в подаяние. Но для них он всё равно становится народным героем и образцом для подражания.

Честно говоря, начиная читать я настроился на остросоциальный роман и революционные настроения Финта. Очень удивился, когда он не только не стал стремиться как-то улучшить положение своих сограждан, но и начал работать во благо колониализма и империализма;). Здесь автор явно подражает Диккенсу, который тоже очень много писал о лондонских низах, но нигде даже не намекал на то, как можно улучшить его положение и решить проблему. Ведь единичными благодетелями, радеющим о простых людях, в «Финте» их ровно 3 (три), проблема явно не решается.

Порадовали бодрые приключения героя — они действительно очень интересны, хоть и незамысловаты. Понравилась романтика «канализационной» профессии. Но вот от вездесущих массонов я сильно скривился. Они-то тут к чему?

В общем и целом, можно рекомендовать книгу любому поклоннику Пратчетта, да и любой приключенческой литературы. Добрая, интересная, хоть и изрядно наивная история с ОЧЕНЬ рояльным хеппиэндом.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх