FantLab ru

Александр Грин «Серый автомобиль»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.08
Голосов:
162
Моя оценка:
-

подробнее

Серый автомобиль

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 36
Аннотация:

Странный изобретатель делает не менее странное открытие — чтобы жить истинной жизнью, необходимо умереть и заново родиться...

Входит в:

— сборник «На облачном берегу», 1925 г.

— антологию «Полночь, XIX век», 2005 г.

— антологию «Русская готическая проза», 1999 г.

— антологию «Роковая игра», 2011 г.

— антологию «Игра в карты по-русски», 1993 г.

— антологию «Страшное гаданье», 2014 г.


Экранизации:

«Господин оформитель» 1988, СССР, реж: Олег Тепцов



Похожие произведения:

 

 


Собрание сочинений в шести томах. Том 5
1965 г.
Собрание сочинений в 6 томах. Том 4
1980 г.
Психологические новеллы
1988 г.
Блистающий мир
1989 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 3
1991 г.
Игра в карты по-русски
1993 г.
Бегущая по волнам. Джесси и Моргиана. На облачном берегу
1994 г.
На облачном берегу
1994 г.
Собрание сочинений в шести книгах. Книга 4
1994 г.
Русская готическая проза в 2 томах. Том 2
1999 г.
Фанданго
2000 г.
Фанданго
2001 г.
Полночь, XIX век
2005 г.
Крысолов
2008 г.
Собрание сочинений в 6 томах. Том 5
2008 г.
Алые паруса
2009 г.
Алые паруса
2009 г.
Алые парусаю Зеленая лампа. Бегущая по волнам. Рассказы
2009 г.
Алые паруса
2010 г.
Древние лики ужаса
2011 г.
Роковая игра
2011 г.
Алые паруса
2011 г.
Крысолов
2011 г.
Страшное гаданье
2014 г.
Фанданго
2017 г.
Алые паруса
2018 г.
Шесть спичек
2018 г.

Аудиокниги:

Серый автомобиль. Рассказы (аудиокнига MP3)
2005 г.
Готическая проза. Выпуск 1
2006 г.
Комендант порта. Отравленный остров. Серый автомобиль. Веселый попутчик
2008 г.
Фанданго («готические» рассказы)
2009 г.

Издания на иностранных языках:

Der Rattenfänger. Phantastische Erzählungen
1986 г.
(немецкий)
Szczurołap i inne opowiadania
1987 г.
(польский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Некоторые вещи просто поражают воображение. К примеру, монолог главного героя на тему автомобили, как он описывает их, их состояние, их душу, это что-то необыкновенное. Или, эпизод его игры в карты с мулатом, состояние, эмоции, ощущения главного героя переданы просто гениальны. Но все это было в первой половине рассказа, затем начинается его любовь к девушке-кукле, его изобретение, погоня автомобиля. И мне показалось, что вторая часть не стыкуется с первой, чересчур резкая смена сюжета, повествования, новые невероятные приключения главного героя. Охота воскликнуть «Не верю!»

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одной из вершин творчества Грина является его сложный, загадочный и мистический рассказ «Серый автомобиль», написанный в 1923 году. Смысл его довольно запутан.

Главный герой Эбенезер Сидней тоже переживает далеко не лучшие дни. Подобно Косоворотову он разочарован в человечестве, ищет в глазах близкого человека хотя бы «тень приветливости».

«Как все я жил окружённый ложью, и ложь утомила меня».

Грин очень точно показывает как меняется окружающая жизнь. Она становится механистической, слишком технической, ненастоящей, кукольной — люди схожи с ожившими манекенами. Постепенно уходят из человеческого общества любовь, сострадание, тёплые дружеские отношения. Большую роль играют деньги (сцена игры в карты между профессиональным игроком Гриньо и главным героем просто великолепна по напряжению и по передаче деталей).

Но более всего пугают главного героя автомобили. Они кажутся самостоятельными живыми существами.

Переходя улицу герой видит «дрожащий, усиливающийся свет», «белые слепые фонари» глаз автомобиля с невозмутимым водителем в больших очках, с чёрными фигурами таиинственных людей на «седалищах» в «продолговатых ямах». Такой же автомобиль с номером СС — 77-7 фигурирует в кинематографе, во время сеанса.

Вместо настоящей поэзии модным становится футуризм. Подлинное изобразительное искусство уходит прочь, оно замещается кубизмом.

Грин рассматривает это направление, как одно из проявлений механистичности жизни. Это искусство для автомобилей, а не для людей. Автомобили становятся живыми существами и потребителями данного рода творчества.

…«Таким образом, отдаленно – человекоподобное смешение треугольников с квадратами или полукругами, украшенное одним глазом, над чем простаки ломают голову, а некоторые даже прищуриваются, есть, надо полагать, зрительное впечатление Машины от Человека. Она уподобляет себе все. Идеалом изящества в ее сознании должен быть треугольник, квадрат и круг.

– Черт возьми! – вскричал Гопкинс. – Не думаете же вы, что автомобиль обладает сознанием, душой?!

– Да, обладает, – сказал я. – В той мере, в какой мы наделяем его этой частью нашего существа».

Эбенезер Сидней пытается найти спасение в любви. Он переживает подлинную страсть к «роковой женщине» Корриде Эль -Бассо. Но даже рядом с гордой, суховато — надменной красавицей, более схожей с куклой, Эбенезер сникает, делается молчаливым и стеснительным. Чтобы хоть как-то заинтересовать Корриду, он придумывает историю о некоем своём изобретении, которое вот — вот осуществит.

«Когда наступит момент, изобретение – или вернее, то о чем она думает, как об изобретении – встретит ее всем блеском и обдуманностью крайней, болезненной, всеохватывающей решимости... Тогда я узнаю истинную природу женщины Корриды Эль-Бассо, которую полюбил. Я увижу, есть ли другой оттенок в ее лице цвета желтого мела. Я услышу, как звучит ее голос, говоря «ты». И я почувствую силу ее руки, – ту особенную женскую силу, которая, переходя теплом и молчанием в наши руки, так электрически замедляет дыхание».

Но вскоре Сидней убеждается, что Коррида из тех леди, что обращает «с окон модных магазинов улыбку своих восковых лиц».

Случайный крупный выигрыш Сиднея в карты радует Корриду, как и рассказ о совершённом изобретении.

Далее начинается самая непонятная и сложная часть рассказа. Герой заманивает Корриду на верховую прогулку в ущелье Калло. Здесь, во время сложного объяснения, он обвиняет Корриду в том, что она не живой человек, а только лишь манекен, сбежавший из магазина.

«Карты открыты... Воск капает с прекрасного лица вашего. Оно растопилось. Стоило гневу и страху отразиться в нем, как воск вспомнил прежнюю свою жизнь в цветах».

Происходит борьба с куклой — манекеном, в результате которой Сидней ранен в голову Корридой, у которой оказался с собой револьвер...

А когда раненый Сидней с трудом выбрался с ущелья на дорогу, его начинает преследовать серый автомобиль. Не совсем понятно — или это сторонники Корриды из её мира, или быть может это галлюцинация раненого героя. Грин допускает оба варианта развития событий.

Конечно, в рассказе чувствуется влияние великого немецкого романтика Гофмана. Интерес к рассказу проявили и кинематографисты, сняв отличную картину «Господин оформитель».

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличный рассказ. Помимо состояния человека с мехонофобией (автофобией?), переходящей в механофилию (куклофилию?), в рассказе мне понравилось философское рассуждение о Круге Жизни. Как мне кажется, очень по-гриновски, ибо в центре круга есть полное Знание, но уже нет движения, то есть Жизни.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На первый взгляд бессвязный, сюрреалистически-бредовый сюжет на самом деле носит тонкую модель всего социального устройства человечества (социального в духовном смысле). Написано всё довольно-таки тонко, иногда нить не улавливается, поэтому читать нужно внимательно, некоторые места перечивать.

Мне больше всего понравилась финальная часть, как бы ставящая точку во всём, что автор хотел сказать в «Автомобиле». Ради неё уже стоит читать весь рассказ.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что-то давно фильм «Господин оформитель» по этому рассказу не показывали, и на DVD нету :frown: А фильм тонкий..! Уж не говоря про рассказ !!!...

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наверное, мне чужда такая стилистика. Ощущение тягостной бреди... Не видела «Господина Оформителя», к сожалению, — может визуализация этой истории оказалась удачнее? Но рассказ не показался мне ни тонким, ни увлекательным.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх