FantLab ru

Иван Гончаров «Обыкновенная история»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.76
Голосов:
95
Моя оценка:
-

подробнее

Обыкновенная история

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 17
Аннотация:

«Обыкновенная история» — первый роман русского писателя Ивана Александровича Гончарова, вызвавший большой интерес у современников, в том числе благодаря всегда актуальному сюжету — истории превращения провинциального юноши-романтика в прагматичного, состоятельного и равнодушного столичного жителя.

Примечание:

Впервые опубликовано: Современник. 1847. № 3. С. 5—158, с указанием имени автора в оглавлении (ценз. разр. — 28 февр. 1847 г.); № 4. С. 241—412, с подписью: «Ив. Гончаров» (ценз. разр. — 31 марта 1847 г.).

В собрание сочинений впервые включено: 1884.

Входит в:

«Театр FM», 2004 г.


Похожие произведения:

 

 


Обыкновенная история
1947 г.
Обыкновенная история
1949 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 1
1972 г.
Обыкновенная история
1975 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 1
1977 г.
Обыкновенная история
1980 г.
Сочинения в четырех томах. Том 1. Обыкновенная история
1981 г.
Обыкновенная история
1983 г.
Обыкновенная история
1987 г.
Обыкновенная история
1987 г.
Наш девятнадцатый век. Том 1
1995 г.
Обыкновенная история
2000 г.
Обыкновенная история
2012 г.
Малое собрание сочинений
2013 г.
Обыкновенная история
2014 г.
Обыкновенная история
2014 г.
Обыкновенная история
2017 г.
Обыкновенная история
2017 г.
Обыкновенная история
2018 г.
Обыкновенная история
2018 г.
Обыкновенная история
2018 г.
Полное собрание романов в одном томе
2018 г.

Аудиокниги:

Обыкновенная история
2004 г.
Обыкновенная история
2007 г.
Обыкновенная история. Необыкновенная история
2008 г.
Лучшие аудиокниги в дорогу №14
2010 г.
Лучшие аудиокниги в дорогу №4
2010 г.
Обыкновенная история
2013 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 июня 2015 г.

Как-то так вышло, что в школе Гончаров прошел совершенно мимо меня: «Обломова» я читала, конечно, но без особых впечатлений и уж точно без восторгов. А тут слушаю второй роман и оторваться не могу, диво как хорошо! Если уже «Паллада» был довольно забавным, то «Обыкновенная история» просто изумительно смешная. Это такой прекрасный образчик юмора, когда герои не делают смешные вещи, а говорят (и думают), при этом это смешное выглядит не натужным, а очень естественным.

История, действительно, очень проста: в Петербург из деревни приезжает 20-летний юноша — сам еще толком не знает, зачем. Матушка отдает его на попечение петербургскому дяде, который давно уже переехал в столицу, сделал неплохую карьеру, владеет заводом — и с которым никто не виделся много лет. Юноша мнит себя большим писателем, верит в великую любовь до гроба и доводит дядюшку до белого каления своими «искренними излияниями». Собственно, сюжет строится вокруг отношений дяди и племянника — как дядя пытается его научить уму-разуму и как племянник сопротивляется, раз за разом набивая себе шишки. Это безумно комично. Начать даже с первого визита племянника, который, незваный и непрошеный, нагрянул к дяде с «сопроводительным письмом», в котором матушка предписывала дяде, чтобы он на ночь закрывал рот племяннику платком и крестил. Дядя, сроду не ждавший такого гостя, очень достойно справился с вызовом, надо признать. Хотя вообще внезапно нагрянувшие родственники черт-те откуда — это такое милое общее место, и, кажется, никогда не перестанет быть актуальным — сама несколько раз переживала такие визиты родственников, про которых меня предупреждали, что «ты, наверное, их не помнишь, ну так они к тебе приедут на недельку пожить». Сопутствующие эмоции можно представить.

История, конечно, несколько преувеличенная: дядя представлен таким сухим чрезмерно рассудительным человеком, а юный племянник — феерическим восторженным балбесом. С другой стороны, едва ли не во всех репликах дяди я слышу себя, потому что говорит-то он дело, только у племянника не вырос достаточно мозг, чтобы его правильно понимать.

Разумеется, к истории жизни юноши в Питере прилагаются несколько романов, разочарование в писательстве и прочие очень логичные последствия его поведения. Особенно хороши и забавны нападки Гончарова на романтизм и всякие «искренние излияния». В паре мест юноша открытым текстом заявляет кому-то, что он «лучше, благороднее, достойнее, чем все окружающие люди» или нечто в этом духе. При этом в чем же конкретно заключается его хваленое благородство, не уточняется. Было бы смешно, если бы не было так грустно — увы, и по сей день сплошь и рядом встречаются такие персонажи. Не то чтобы я была против «искренних излияний» — но не нужно подменять ими здравый смысл, а также практическую заботу о других людях, как делают очень многие незрелые личности.

Забавен финал романа: дядя и племянник едва ли не меняются местами. Дядя на старости лет осознал, что чем заниматься карьерой, гораздо важнее позаботиться о не слишком здоровой жене, а племянник собрался жениться по расчету — все еще пребывая в полной уверенности, что он «самый самый». Общее мировоззрение его изменилось, а феерическая уверенность (плод огромной маминой любви, видимо) — осталась.

К сожалению, без цитат не передать, насколько забавен этот роман и насколько точны в нем наблюдения за жизнью, отношениями и т.д. Но и цитировать придется пол-текста, лучше советую всем прочитать — изумительная, ничуть не устаревшая вещь.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 марта 2012 г.

Что может быть проще и обыкновеннее истории о том, как мир ломает человека, убивает в нём стремление к прекрасному, превращает его в расчётливого, скупого на нежность и ласку, не умеющего по-настоящему чувствовать прагматика? Пожалуй, ничего. Но и ничего трагичнее этой «обыкновенной истории» тоже не бывает. Гончаров показывает это без надрыва, всячески пытаясь подчеркнуть, что это не только история Адуевых, но и практически любого человека, прощающегося с детством и забывающего о стихах, любовных страданиях, природе, о ребёнке в себе, которого ну никак нельзя было терять.

Дядя и племянник и в начале и в конце произведения — антиподы. Просто роли их в процессе развития действия меняются. Племянник, приехавший в столицу полон прекраснодушных прожектов, но общество не приемлет романтиков, ему нужны практики, как потом окажется, Штольцы, полки Штольцев, дельцов, а не мыслителей. И он превращается в одного из таких: «Как он переменился! Как пополнел, оплешивел, как стал румян! С каким достоинством он носит свое выпуклое брюшко и орден на шее! Глаза его сиялирадостью». В этом стремлении стать деловым человеком Александру удалось, пожалуй, и дядю перещеголять.

И карьера, и фортуна! — говорил он почти про себя, любуясь им, — И

какая фортуна! и вдруг! все! все!.. Александр! — гордо, торжественно

прибавил он, — ты моя кровь, ты — Адуев! Так и быть, обними меня!

И они обнялись.

Вот так и живут, вроде бы умные, добрые, благородные люди. Но что они без любви, без души? Обыкновенная история»

Скучно жить на свете, господа

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 сентября 2018 г.

До какой же степени эта обыкновенная история скучней гениальнейшего и неоднозначного «Обломова«! Перепев на родном наречии «Утраченных иллюзий» Бальзака, который вышел за четыре года до того и, несомненно, был прочитан Гончаровым. Единственное место, где сюжет выходит за пределы скучной обыденности, когда повзрослевший Александр Адуев, говорит дядюшке, на старости лет задумавшемуся о душе: «Поздравьте меня, мой закрытый геморрой стал открытым». Современная медицина лишила нынешних бюрократов этой сомнительной радости. А жаль.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 июня 2018 г.

Кого-то улыбнуло, мне история показалась обыкновенной,но трагической!

Про дикое состояние свободы я уже в романе «Мы» читала, но все-таки не думала, что это реальность!

Про то, , как биороботы превращают людей в роботов в фильме смотрела, никак не могла поверить,что такое возможно... Неужели роботы среди нас? Катастрофа!

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх