FantLab ru

Сергей Тармашев «Вычеркнутые из жизни»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.00
Голосов:
1040
Моя оценка:
-

подробнее

Вычеркнутые из жизни

Роман, год; роман-эпопея «Ареал»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Ядерный взрыв по Ареалу в ходе операции «Дезинфекция», вроде бы уничтоживший обладателей компромата на высших чиновников государства, привел к катастрофе. Аномальная территория стремительно расширяется, условия жизни на ней стали еще сложней. Владельцы артефактов из Ареала стремятся попасть туда, не в силах противиться Зову. Но любой, пересекший границу Зеленой зоны, обречен на мозговой Зуд, появляющийся при удалении от Ареала. Ареал стал государством в государстве, где свои законы устанавливают криминальные группировки и пытается выжить отряд майора Плетнева-Медведя, объявленного преступником, за поимку которого назначена большая награда.

Входит в:

— роман-эпопею «Ареал»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 333

Активный словарный запас: чуть выше среднего (2989 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 74 знака, что немного ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 54%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)
/языки:
русский (4)
/тип:
книги (4)

Вычеркнутые из жизни
2012 г.
Вычеркнутые из жизни
2013 г.
Вычеркнутые из жизни
2017 г.
АРЕАЛ: Вычеркнутые из жизни. Государство в государстве. Умри красиво
2021 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прежде, чем вообще начинать писать отзыв, я бы хотел заметить, что сравнивать «Пикник на обочине» АБС и серию «Ареал» Тармашева не просто некорректно, а вообще нельзя. Это абсолютно разные романы. (это важно — это именно романы: «Пикник на обочине», кроме объема, демонстирует все свойства, присущие именно романам, а не повестям; в то же время, «Ареал», во всей совокупности книг, каждая из которых может считаться рассказом, не смотря на объем, суммарно представляет собой именно роман как форму). Причем роман «Ареал» еще не дописан, а «Пикник на обочине» уже давно издан и многократно осмыслен в российской культуре.

У этих романов совершенно разные смыслы и направления. Безусловно, в Ареале видно влияние если не самого «Пикника на обочине», то того культурного наследия, которое стоит за этим произведением. Но это именно влияние. Тармашев не пытается спорить с АБС или переосмысливать их роман. Он пишет свой роман, причем не только в другом жанре (фантастического боевика), но и в другом смысловом ключе. Тармашева, как и во всем его творчестве, занимают вопросы современной российской действительности, поэтому его романы пронизаны публицистическим пафосом значительно сильнее, чем тот же «Пикник на обочине».

Саму же 4 книгу цикла «Ареал» можно обозначить как уход вширь: автор описывает реалии мира и людей, в нем живущих. Здесь роман (т.е. весь цикл) значительно приобретает в литературном отношении. Конечно, герои Тармашева все еще довольно картонные, положительные образы похожи друг на друга — «рыцари» спецназа «без страха и упрека», патриоты страны, сильные личности с очень странным юмором. Вокруг центральных персонажей обязательно есть набор второстепенных, которых можно разделить на три типа: это либо высококлассные профессионалы с высокой нравственностью (это все, что можно о них сказать), либо Женщина (близкая к тому идеалу, каким его представляет Тармашев), либо склизкое существо, нужное в окружении главного героя для каких-то сюжетных ходов в будущем (в основном, предательства или какой-либо проблемы из-за малодушия и так далее). Отрицательные персонажи тоже в целом похожи друг на друга, но тут есть развитие, к примеру, клика руководителей РАО «Ареал» представляется Тармашевым значительно более отрицательными персонажами, чем тот же руководитель СБ «Ареала» Ферзь, потому что последний является человеком военным и ему не чужды хотя бы какие-то положительные черты, в отличие от вышеназванных политиков. Также от всех них отличается Меркулов, представляющий собой, по сути, образ того же высококлассного персонала, как второстепеные положительные герои, но с негативной окраской.

В этом отношении очень хорошо видно, что на качестве творчества отрицательно сказывается популистская составляющая. В местах, где градус публицистического пафоса снижается, произведения становятся заметно сильнее в части психологии и описания личностей.

Что касается непосредственно книги «Ареал. Вычеркнутые из жизни». Она сильно приобрела засчет того, что автор сделал главных героев временно недоступными. Мир стал более многогранным и целостным, чем в первых трех книгах. Развитие основной сюжетной линии приостановлено, поэтому сам сюжет здесь провисает, зато антураж, окружение — играют более глубокими красками.

Немного странной кажется форма, которую Тармашев выбрал для повествования. Он явно переусердствовал с ретроспективами и экскурсами. Напоминает последовательное погружение в прошлое, причем через описание всякий раз все менее и менее важных для развития повествования отрывочных событийных элементов.

Условно, это можно изобразить так: «Они жили в избе. Эта изба была построена из дерева. Дерево добывали в 10 километрах южнее ЗЭКи. Была история, когда, во время добычи дерева, эти ЗЭКи напали на наш отряд. Нужно понимать, что ЗЭКи появились тут еще при Сталине. Это связано с прошлым Сталина, когда он, еще будучи жителем Российской Империи, попал в царскую охранку. Молодой жандарм из царской охранки не зря неласково отнесся к пылкому революционеру, ведь он помнил, как 30 лет назад его деда убил террорист из народовольцев .....»

Разумеется, я несколько утрирую. Но все равно, такой режим повествования, с последовательным уходом от событий, которые были описаны 10 страниц назад, все дальше и дальше вглубь прошлого, с ответвлениями, с углублением в прошлое этих ответвлений — это все очень сильно сбивает динамику, в чем всегда были сильны произведения Тармашева.

С другой стороны, описания, которые даются засчет экскурсов, безусловно, расширяют горизонты представляемого нам мира и уточняют образы героев, преимущественно, второстепенных.

Так или иначе, 4-ю книгу серии «Ареал» можно считать вмеру удачной, не проигрывающей предыдущим в динамике боевых сцен, но проседающей в сюжетном отношении и общей динамике повествования. Приобретенная дополнительная глубина спасла бы положение, если бы шла не в ущерб все той же динамике повествования и простоте восприятия текста.

И здесь, подводя черту и выставляя оценку, как раз нужно вернутья к началу. Я не могу ставить оценку 4-й книге серии как самостоятельному произведению, как и любой другой книге серии. Она не является таковым и, разумеется, как и любой выдранный из контекста текст, не может быть целостной. Но в совокупности, 4 книги серии уже тянут хотя бы на что-то вроде «1 часть Романа». За их высокую динамику, за классные боевые сцены, за в достаточной степени закрученный сюжет можно поставить 4-й книге (и всей серии в целом) семь баллов.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда основная сюжетная линия с участием Тумана, Лаванды и Рентгена достигает в конце 3-ей книги апогея, оказывается неприятным сюрпризом не найти в четвертой части никакого дальнейшего развития в этом направлении. Это было очень неожиданно, книгу я купил не читая отзывов и почти до самого конца ожидал хоть какой-то части, посвященной им, но тщетно. Это можно считать основным минусом книги, если рассматривать ее как часть основной серии.

С другой стороны, в книге подробно и интересно расширено описание мира Ареала на его новом этапе, после изменения «правил игры». Интересно описаны различные группировки и их отношения, новые опасности и как адаптируется к ним население снаружи и внутри Ареала. Тут Тармашев традиционно на высоте — модель мира у него весьма качественная, в нее легко поверить (за вычетом отдельных редких моментов).

Также традиционно хорошо описан экшн (как схватки, так и походы героев). Чего нельзя сказать про глубину и достоверность характеров, что также в целом традиционно для Тармашева. Большинство персонажей «одномерны», т.е. очень упрощены. Не у всех понятна мотивация. Следить за ними в целом не очень интересно к сожалению.

В завершение можно заметить, что книга читается легко и с удовольствием, т.е. оценка получается положительная, но не такая высокая, как у предыдущих трех книг серии в связи со слабостью сюжетной линии. Оценить книгу возможно на 8-9 баллов, если полюбился именно сам мир и нет привязанности к главным героям предыдущих трех частей серии, или на 6, если рассматривать книгу строго как развитие сюжета (а развитие тут не вперед, а вбок, да и то медленно). В итоге я поставлю 7.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начиная читать 4-ю книгу, настрой был скептический, ну как-же без главных то героев, но Медведь и события быстро рассеяли скепсис. Юмор главного героя 4й книги порадовал неоднократно. Прочел быстро и даже поставил к себе на полку слежения за выходом следующих книг серии.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Непривычно было читать книгу без участия некоторых ключевых лиц(Туман,Рентген др.лиц читаемых ранее),но книга от этого не менее интересна. Явно это ход автора для продления жизни цикла. По прежнему интересно,умно,динамично. А юмор Медведя так это отдельный разговор. Думаю цикл ещё на 1-2 книги, суда по описанному.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Поймал себя на мысли что эта книга напоминает мне «Таинственный остров».Там тоже группа разных людей пытается выжить и выживает благодаря дисциплине и трудолюбию.Там тоже есть ученый — гений которого облегчает им жизнь(здесь их два)Нет только «Наутилуса»(но впереди ещё три книги,чем черт не шутит)Не устаю радоваться чтению книг Сергея.Как всегда здорово закрутил сюжет и придумал новый мир ареала.Он чем то похож на тот старый,но всё немного по другому.Что то изменилось,мутировало...А люди живут и выживают.И скоро появятся Туман и Рентген...И Медведь — это теперь мой любимый главный герой.Сила!

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения первых двух книг серии возник интерес прочитать Братьев Стругацких «Пикник на обочине». «Ареал» смог переплюнуть классику. Хочется продолжения и возвращения кого-нибудь из «потерянных» героев Березов-Туман, Валерий-Болт, Рентген или появление 13-го.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх