fantlab ru

Тед Косматка «The Games»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.33
Оценок:
6
Моя оценка:
-

подробнее

The Games

Роман, год

Аннотация:

Дебютный роман Теда Косматки повествует о том, что случается, когда наука рвет с этикой. Действие происходит в будущем, где понятие «мораль» не существует и монстры, рожденные генной инженерией, сражаются друг с другом не на жизнь, а на смерть в ходе Олимпийских гладиаторских игр, где действует единственное правило: в телах бойцов не должно быть человеческой ДНК.

Сайлас Уильямс — блестящий генетик, отвечающий за формирование американской команды гладиаторов. Разработки Уильямса принесли США «золото» на предыдущих играх. Однако другие страны наступают Америке на хвост, и начальник Сайласа в отчаянии запускает экспериментальный суперкомпьютер, который должен спроектировать генетический код непобедимого гладиатора. В результате на свет появляется настоящая машина для убийств с уникальным геномом.

Даже Сайлас не может понять, как функционирует кошмарное создание, к созданию которого он приложил руку. Ученый подозревает, что никто не может предсказать поведение гладиатора, когда тот выйдет на арену. Выяснить, что именно придумал суперкомпьютер, Сайласу помогает прекрасная ксенобиолог Видония Жуан. Когда в ходе тренировок боец демонстрирует исключительные силу, скорость и, что самое страшное, интеллект, ученые ужасаются содеянному...

© Перевод аннотации angels_chinese

Номинации на премии:


номинант
Локус / Locus Award, 2013 // Дебютный роман


Издания: ВСЕ (2)


Издания на иностранных языках:

The Games
2012 г.
(английский)
The Games
2013 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Так уж случилось, что меня больше интересует фэнтези, чем научная фантастика. Причин тому может быть много: неизлечимый кретинизм в техническом плане, любовь к дамам в бронелифчиках, банальная лень. Факт остается фактом, фэнтези я читаю намного больше, и слежу за жанром пристальнее. Но, поскольку я люблю фантастику в целом, то и от НФ никуда не деться. Вот только, уж не знаю по какой причине, какую книгу не прочту в последнее время, ни одной укрепляющей веру в крутость НФ и тупость меня, не попадается. И вроде выбираю довольно тщательно.

Как вот, например, случилось с дебютом Теда Косматки в крупной форме — романом «The Games». Тед довольно известный автор, но до недавнего времени, в активе у него были лишь рассказы (на русский язык переведено несколько из них). За один рассказ он был даже номинирован на Небьюлу. Не Тед Чан, конечно, но все равно многообещающе.

Честно говоря, после прочтения романа, осталось впечатление, что автор немало поработал на телевидении. Книга читается как сценарий к какому-нибудь сериалу. И, как мне кажется, в виде сериала она выглядела бы намного органичней, и ее минусы были бы не столь ярко выражены. Возможно, превращение в сериал с ней и произойдет, тогда и посмотрим, насколько я был прав. Пока же, поговорим о книге, как она есть.

Время действия «The Games» — недалекое будущее, накануне XXXVIII Олимпийских игр. Человечество, повинуясь одному из своих основных инстинктов, возрождает гладиаторские бои, и они становятся официальной частью соревнований. Которые теперь проводятся только на территории Америки. Но, старые-добрые схватки между людьми не возродишь (все-таки цивилизация, как-никак), поэтому приходится импровизировать и применять науку. Ученые-генетики создают монстров, смешивая ДНК различных животных. Единственное правило – человеческого ДНК быть не должно. И так полно протестующих против этих боев, которые (если верить ученым) не понимают своего счастья. Ведь зрелищные кровопролития – это лишь одна сторона медали. Ужасные монстры, рвущие друг дружку на части, выступают в роли лабораторных крысок для генетиков. Благодаря им они научились возвращать слух глухим, и зрение – слепым. Если бы выкинуть затасканные, уже, игры со смертельным исходом, то вышла бы неплохая социальная фантастика, с двумя сторонами конфликта, каждая из которых права по-своему. К сожалению, эта идея присутствует лишь где-то на периферии. Что еще хуже, основным противником в романе выступает свихнувшийся суперкомпьютер, возомнивший себя Богом. Это так пошло, что даже не смешно.

Поскольку сюжет себя дискредитирует штампами, возникает вопрос: что там с персонажами? Ведь грамотно прописанные, интересные и живые персонажи всегда могут вытянуть книгу, в какую бы яму она не стремилась из-за других факторов.

Не стоит волноваться, ни одно из вышеперечисленных качеств к персонажам “The Games” не относится. Они – ходячие функции, не вызывающие ни каких-либо эмоций, ни банального интереса. Более-менее проработан лишь главный герой, но и он – типичный Марти Стью.

Сайлас Уильямс – наш протагонист в этой книге. Ученый-генетик, руководитель проекта по созданию гладиаторов. По традиции – страдающий герой. Мученически размышляет об этичности своей работы, для успокоения сравнивает себя с Микеланджело, а своих птенцов – с Давидом. Как и полагается, помимо того, что он блестящий ученый, он еще и отличный баскетболист, и прекрасный охотник, и денег у него куры не клюют. Спокойно посылает начальство далеко и надолго. Хватит перечислять, наверное, уже и так все ясно.

У него есть друг и помощник – Бенджамин Нельсон. Он в книге… зачем-то. Сколько я не старался понять, для чего он здесь и почему он необходим – так и не удалось мне это. Даже когда появляются его ПОВы, не получается отделаться от ощущения, что автору стоило воспользоваться бритвой Оккама.

Присутствует любовный интерес (куда могучему Марти без него) – доктор Видония Жоао, которая призвана объяснить нашим доблестным ученым, чего же они натворили. Любовь между ними возникла так же внезапно, как рояль в романе МТА.

И, наконец, злой начальник – Стивен Басков. Хмурит брови, корчит зловещие рожи, грозится сталинскими репрессиями.

И лишь стиль автора спас книгу, и заставил ее дочитать. Ничего особенно выдающегося в самой прозе нет, но автору необычайно удаются экшн-сцены. Также прекрасна динамика романа, автор отлично поддерживает напряжение в нужных сценах и умело использует паузы, чтобы дать передохнуть. Благодаря этому, роман читается влет (прочтение заняло часов шесть), и желание отложить его в сторону не успевает стать всепоглощающим.

Резюме – средний роман, который чересчур переполнен штампами. Из-за них не может претендовать на что-то серьезное. Стоит ли читать? Лучше найти что-нибудь другое.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мир медленно, но верно сходит с ума. Ничего другого в голову не приходит, когда читаешь последние новости или смотришь очередной выпуск «Чрезвычайного происшествия». Бои запретили. Корриду запретили. Бродячих дворняжек отстреливать нельзя, пусть детей кусают, малыши сами виноваты, должны дома сидеть, а не по улицам и паркам гулять. Кто-то где-то убил голубя или мышку – зоозащитники требуют уголовного наказания. С обезьянкой и питоном фотографироваться нельзя – это жестокое обращение… Глядишь, лет через двадцать кошки с лошадьми станут президентов выбирать, а за убийство комара штраф накладывать. И как в этом поголовном сумасшествии поверить в то, что в недалеком будущем в программу Олимпийский игр войдет такой вид спорта, как гладиаторские бои между генетически измененными существами?

Даже с большим трудом, сделав скидку на выдумку, фантазию, фантастику, я подобный вариант будущего принять не могу. А вот в романе Теда Косматки такое предположение стало обыденным делом и зрелищем, которое собирает миллионы и миллионы людей во всем мире перед телевизорами. И это даже больше, чем просто игры; больше, чем просто битва насмерть между участниками. Гладиаторские бои – это еще и соревнование между странами в техническом и научном прогрессе, в достижениях в области генетического конструирования. Победителю достается слава, почет, уважение и приток капитала от международных корпораций в бюджет.

В «Играх» пойдет речь о создании нового гладиатора для американской команды. Хоть главный герой, блестящий генетик Сайлас Уильямс, и руководит проектом уже несколько лет, и зарекомендовал себя перед начальством с самой лучшей стороны, но в этот раз дизайн бойца, его внешний вид и способности, отдает на разработку новейшему суперкомпьютеру. В результате на свет рождается Феликс. Нечто странное и чуждое нашему миру, самая настоящая машина для убийств, в природе которой никто из специалистов разобраться не в состоянии. «Что это за существо?» – этот вопрос станет ключевым в «Играх».

Вообще книга неплохая, довольно интересная. Увлекательный научно-фантастический триллер. Как пишут в некоторых отзывах, есть в романе что-то от Майкла Крайтона. В отличие от недавно прочитанного «Фрагмента» Уоррена Фейхи, которого называли чуть ли не преемником этого писателя, в этот раз я с таким мнением могу согласиться. Если заглянуть в авторскую библиографию, то можно увидеть, что у Косматки ученая степень по биологию, что он какое-то время работал в исследовательской лаборатории, связанной с исследованием генетики, так что этот человек, как я думаю, разбирается в том, что пишет. При этом вставки на научную тематику не кажутся лишними, нарочитыми, они всегда к месту, в нужном объеме, не загромождают повествование и выглядят его цельной частью. Это мне очень понравилось. Крайтон, конечно, писал не так, но что-то из идей этой книги могло появиться на страницах его ненаписанных произведений.

Есть в «Играх» немного от Дина Кунца. Не от автора мистических романов, но от создателя фантастического хоррора. «Призрачные огни», «Фантомы»… Или даже еще более ранних книг, вроде «Античеловека», это ближе будет. «Игры» — это триллер. Мрачная довлеющая атмосфера, напряженное ожидание какого-то страшного события на следующих страницах. С последним Косматка очень хорошо справляется. Повсюду в тексте разбросаны намеки в виде снов главного героя, его ощущений, предчувствий, мыслей – это все медленно, планомерно накаляет обстановку, которая в финале взорвется ярким фейерверком, как и положено в хорошем триллере. Хороши экшн-сцены, хоть в середине автор сбивается немного на излишний пафос и патетику. Некоторые моменты по-настоящему щекочут нервы, если представить себя на месте героев. Есть тайна, загадка в облике нового американского гладиатора.

Феликс и его создатель – это центр книги, магнит, который притягивает к себе все остальное. И вот это в данном случае плохо, потому что существование всего прочего без Феликса оказывается бесцельным, подчиненным только одной задаче. Я не верю в будущие гладиаторские бои на Олимпийских играх. Я очень сомневаюсь, что сам Косматка согласен с таким предположением, поэтому кажется, что это допущение нужно только для того, чтобы оправдать появление на свет Феликса. Искусственный интеллект суперкомпьютера (да, будет и такой) нужен, чтобы создать Феликса. Гениальный человек Эван Чандлер и вся его нелегкая жизнь необходима, чтобы создать ИИ, который создаст Феликса. Семья главного героя живет на свете только для того, чтобы в нужный момент оказаться в опасности, чтобы Сайлас бросился ее спасать. Начальник Сайласа существует, чтобы в определенное время запустить события, которые приведут к трагическим последствиям. По этой причине линии некоторых героев заканчиваются просто ничем, как только они отыгрывают свои роли. По этой причине некоторые идеи не получают дальнейшего развития. По этой причине постоянно чувствуешь во всей истории холодную искусственную логику.

Есть книги-пустышки, завернутые в яркий фантик. Писатель сыплет яркими идеями, блещет фантазией, а внутри ничего не чувствуется. «Игры» — прямо противоположный случай. Крепкая вкусная сердцевина, но блеклая прилипшая к ней обертка. А хочется, чтобы все было на одном высоком уровне.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читать эту книгу я соблазнился благодаря отзыву [b]geralt999[/b]. И это странно, учитывая то, что он в целом отрицательный. Дело в том, что из всей рецензии мне больше всего бросилось предложение о том, что книга читается невыносимо легко. Мне, не очень хорошо читающему по-английскому, такая фраза показалась лучшей рекомендацией.

И я не пожалел, что принял и воплотил в жизнь решение прочитать этот литературный труд Теда Косматки. Книжка и в самом деле пэйдж-тёрнер — чтение таких всегда расслабляет. Тем не менее, это ещё не повод не отметить невысокие художественные достоинства данного романа.

Книга — типичный голливудский блокбастер про монстра, которого человечество само на себя наслало. Конечно же, в идеале всё это должно наводить на серьёзные размышления об ответственности учёного за свои изобретения, но, как мы все знаем, чаще всего Голливуд разыгрывает подобный сюжет лишь как повод попугать невзыскательного зрителя выпрыгивающей из-за угла Годзиллой. И данный роман следует именно этой верной, протоптанной кинематографом, тропинкой. Все попытки вывести банальную историю на другой, более серьёзный уровень вышлядят неубедительно. Не помагает то, что повествование о монстре ведётся исключительно от лица учёных, его создавших — все их мысли по поводу их создания, в принципе, шаблонны и не стоят особого внимания. Научность, которую автор изо всех сил старается придать своему творению, пришита «шоб було» и тоже не привносит в книгу нового измерения — от неё повествование ничего не приобретает, даже правдоподобия, ведь для создания последнего мало блеснуть парой терминов генетики.

Другая, не меньшая, а то и большая, проблема этой книги в том, что автор совершенно не понимает, зачем ему нужен тот или иной герой. Все их характеристики кажутся совершенно случаными — они и не символичны, и не сюжетообразующи, они не важны. Из всех почти-главных героев(а в этой книге почти всем героям, кроме Сайласа-ГГ и его сестры-эпизодического персонажа, отведено одинаково места) только у Эвана Чендлера, эксцентричного компьютерного гения, есть предыстория, как-то влияющая на сюжет. Бенджамин Нельсон разводится с женой — но это лишь повод ГГ откинуть про это пару фразочек в разговоре с главгероиней, перед тем как улечься с ней в постель; главгероиня может похвастаться политкорректным цветом кожи(насколько я помню) и происхождением из бедной семьи, но это никак не влияет на её поcупки. Иногда автору неплохо удаются небольшие ремарки, описывающие атмосферу или место проиходещего, но они, увы, редки, а поскольку всё, кроме них, в книге неестественно, то они погоды не делают.

Кажется, всё, ради чего Косматка писал книгу — описания боёв между животными-мутантами. И либо они действительно вышли так здорово, либо во мне взыграла прадавняя человеческая страсть к кровавым зрелищам, но от этой части книги я просто не мог оторваться.

К сожаленью, не ими заканчивается роман(а то я бы поставил ему, скорее всего, чуть более высокую оценку), а концентрированным унынием, в виде затёртого до дыр сюжетного хода с трескающейся скорлупой яйца, высиженого местным чудовищем. Ту би континуэд.

Итого, имеем средний роман-катастрофу, с совершенно не гармонирующими ни с истоией, ни друг с другом героями, зато со смачными описаниями битв и догонялок. Всем, кого устоит просто порция зрелищ без хлеба, пожалуй, можно почитать эту книгу, хотя я уверен, и в этом жанре найдутся вещи более отборные.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх