Пенелопа Лайвли «Призрак Томаса Кемпе»
Прилаживая новую раму в комнате на чердаке старого коттеджа, рабочий роняет бутылку из зеленоватого стекла, спрятанную за наличником. С такого незначительного происшествия и началась эта история в провинциальном английском городишке Лэдшеме. Но дальше — больше. На грифельной доске перед калиткой кто-то оставил весьма загадочное послание, написанное архаичным языком: это объявление, в котором предлагаются знахарские и магические услуги. Семья любознательного Джеймса Харрисона переехала в этот уютный скрипучий и приземистый дом «с историей» всего две недели назад.
Затем начинаются события совсем уже ни с чем несообразные: новые надписи появляются в самых неожиданных местах, откуда ни возьмись при плотно закрытых дверях и ставнях возникают сквозняки, сама собой падает и разбивается домашняя утварь, а потом приключается по-настоящему серьезная беда — в соседнем доме вспыхивает пожар. Со всеми этими неурядицами, которые Джеймс фиксирует в своем дневнике, ему приходится разбираться в одиночку, потому что одни не желают ему верить, а другие не торопятся помогать. Правда, старушка из дома напротив подсказывает адрес строителя, который по совместительству является специалистом по экзорцизму и полтергейстам.
Награды и премии:
лауреат |
Медаль Карнеги / Carnegie Medal, 1973 |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
majj-s, 15 февраля 2024 г.
Бодрость духа
Сразу два человека в моей ленте вспомнилиоб этой писательнице одновременно, и это не было текущим информповодом, когда все считают необходимым так или иначе отреагировать на резонансное происшествие или человека, оказавшегося на виду. О даме Пенелопе Лайвли, которая живет в Каире я ничего не слышала прежде, и уж конечно в свои 90 она вряд ли совершает что-нибудь эпатирующее. Но она лауреат Букера, полученного за «Лунного тигра», и Медали Карнеги, а вот ее как раз присудили за эту книгу.
«Призрак Томаса Кемпе» — детская повесть с мистической подкладкой и замечательно трезвым взглядом на жизнь, написанная полвека назад. Можно назвать ее ответом современности «Кентервильскому приведению» Ну, относительной современности, потому что прошедшие со времени написания книги пятьдесят лет изменили мир. Но это в большей степени внешние изменения: насилия и жестокости в настоящем в сравнении с семнадцатым веком, примерно настолько же меньше, как в 1973. И нынешние школьники воспримут дичью идею о допустимости розог как воспитательного инструмента, или мысль, что соседка, зашедшая справиться о здоровье мамы — ведьма, наславшая на нее порчу. В точности, как ровесники Джеймса Харрисона.
Итак, семья Харрисонов: папа, мама, сын и дочь переезжают в новый дом. Вообще, коттедж старый, из пустовавшего и запертого чердачного этажа делают комнату для Джеймса. Не подозревая, что беспокойный дух чернокнижника Томаса Кемпе, прежде жившего здесь, выбрался из заточения. Проблемы у новых владельцев дома начинаются сразу: хлопают двери и сами собой закрываются окна, падают и разбиваются предметы, барахлит техника. Эпицентр ожидаемо приходится на комнату Джеймса, родители, еще меньше склонные верить в сверхъестественное, чем Отисы Уайльда, списывают все на трудности переходного возраста, штрафуют сына на карманные деньги.
Кемпе между тем, собирается сделать из Джеймса послушного своей воле слугу, забрасывает его записками с инструкциями в старой орфографии и каллиграфии с абсурдными наставлениями и требованиями — вообще ведет себя как тиран и сумасброд. Мальчику, оказавшемуся между молотом терзающего его полтергейста и наковальней родительского гнева, нелегко, он пытается отыскать способ изгнать пришельца. Но тот, похоже, лишь набирается сил, распространяясь со своими надписями уже и за пределы дома на улицу, в школу Джеймса, на территорию раскопок древнего городища, где работают студенты археологи. Он вовсе не безобиден, устраивает опасные пакости. и лишь чудом никто пока не пострадал серьезно.
Союзников Джеймс находит там, где меньше всего ожидал бы. Ими становятся назойливая старушенция соседка, местный мастер на все руки и воображаемый друг — мальчик, живший в доме прежде. В миссис Верити он вдруг видит девчонку, которой можно доверять, шалившую в воскресной школе лет 70 назад. Берт Эллисон оказывается потомственным экзорцистом. А дневник Арнольда, которого Томас Кемпе точно так же терроризировал в начале века, и которому с помощью тетушки удалось загнать того в ловушку, Джеймс находит в доме. Только вот, удастся ли снова пленить беспокойного духа?
В истории Пенелопы Лайвли под внешним слоем интриги с магическим абьюзом, непафосный гуманизм, пристальный интерес к силе памяти, влиянию прошлого на настоящее и несовпадениям между официальной и личной историями. Отличная книга.