Кэндзабуро Оэ «Эхо небес»
В центре романа крупнейшего современного японского писателя Кэндзабуро Оэ — история жизни Мариэ Кураки, на долю которой выпадают испытания, заставляющие вспомнить об античных трагедиях.
Повествование ведётся от лица писателя К., за образом которого стоит сам автор, а круг тем, им затронутый, отсылает читателя к классическим произведениям европейской и русской литературы, поднимающим важнейшие вопросы бытия.
Был опубликован в 1989 году: сначала частями — в большом январском специальном выпуске журнала «Синтё» (「新潮」) и в мартовском выпуске журнала «Бунгакукай» (「文学界」, эпилог), а затем в апреле того же года был издан «Синтёся» (新潮社) отдельной книгой.
Первоначальное название — «Родственники жизни» (яп. 人生の親戚 Дзинсэй-но синсэки) — в 2010 заменили на «Эхо небес», так же, как это было сделано при переводе на английский в 1996 г. — «An Echo of Heaven».
За произведение Оэ был удостоен премии Ито, став первым её лауреатом.
Номинации на премии:
номинант |
Ясная Поляна, 2023 // Пропущенные шедевры |
Статьи и интервью:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
majj-s, 11 августа 2023 г.
Несвятая святая
Мать говорит Христу:
— Ты мой сын или мой
Бог? Ты прибит к кресту.
Как я пойду домой?
Как ступлю на порог,
не поняв, не решив:
ты мой сын или Бог?
То есть, мертв или жив?
Он говорит в ответ:
— Мертвый или живой,
разницы, жено, нет.
Сын или Бог, я твой.
Бродский «Натюрморт»
Этот роман нобелианта и классика японской литературы, Кэндзабуро Оэ в коротком списке номинации «Пропущенные шедевры» литературной премии Ясная поляна 2023. Свои рецензии на книги этого списка я собрала в подборке на канале Book Addict в Дзене, если интересно — заглядывайте. Премиальные списки — один из самых действенных способов привлечь внимание к книге: сильно уступают читательской преданности любимому автору («У N прочту все, даже если ему/ей вздумается пересказать расписание пригородных электричек») и сарафанному радио («- Что вы читаете? — Ремарк, «Три товарища», сейчас вся Москва это читает»), но идут вровень с рекомендациями критиков, книжных обозревателей и блогеров, в основном потому, что на них обращают внимание те же вовлеченные читатели.
Роман «Эхо небес» (1989) продолжает серию книг писателя основанных на опыте воспитания сына с синдромом Дауна, который начат «Личным опытом», и включает также самый известный его роман «Объяли меня воды до души моей».
Это история молодой образованной и очень привлекательной женщина Мариэ, она из обеспеченной семьи, в детстве долго жила в Америке и впитала более «западный» взгляд на вещи. Занимается исследованием творчества Фланнери О’Коннор, и это начало темы страданий в ее изначально беззаботной жизни. Потому что, кто не в курсе, О Коннор писала мрачные книги в жанре американской южной готики и умерла от наследственной волчанки.
Я сказала о страданиях, первенец Мариэ Мусан рождается с синдромом Дауна, собственно это и становится причиной знакомства семьи автора с ней — общие проблемы позволяли сближаться людям и в доинтернетную эпоху. Второй сын Митио здоров и можно жить дальше, но тут героиня принимает странное решение, она уверена, что, посвятив всю себя Мусану сумеет сделать его счастливым и с этой целью... разводится с мужем, оставив ему Митио. Максимально воздерживаясь от оценочных суждений, все же хочется спросить, а о травме, наносимой малышу разлукой с матерью, героиня не задумалась?
Так или иначе, муж даже женится во второй раз, но отношения в новом браке не идеальны, а после несчастья, которое случается из-за школьного буллинга, Митио остается пожизненным инвалидом и семья совсем разваливается: воспитывать чужого ребенка одно, воспитывать нелюбимого ребенка-инвалида нелюбимого мужчины — совсем даже другое. После этого о каком бы то ни было наказании виновнику паралича Митио в книге не говорится, семья воссоединяется, мальчики дружны, а отсутствие материальных проблем делает возможной несчастливую, но комфортную жизнь («Лучше плакать в «Ягуаре», чем в автобусе» Франсуаза Саган).
Эта недолгая стабильность заканчивается двойным самоубийством детей. Муж окончательно отправлен в отставку и тихо спивается, а Мариэ посвящает себя богоискательству. Сначала на некоторое время вступает в секту, затем уезжает в Мексику и трудится там в роде коммуны, которую называют Фермой. Самоотверженным трудом и заботой об окрестных женщинах и детях завоевав в глазах окружающих авторитет святой. Что не мешает местному бандиту дважды изнасиловать ее, за что крестьяне жестоко его избивают и когда, недолгое время спустя, Мариэ умирает от рака, именно он роет могилу.
Как видите, достаточно богатая событиями история оставляет много вопросов каузального свойства: какова мотивация поступков героини? Почему во всех случаях жизненно важных выборов она, умная и образованная, выбирает самый нерациональный способ действий? Почему, обладая приличными возможностями, не добились примерного наказания виновника инвалидности Митио? Здоровья мальчику это не вернуло бы, но пучина отчаяния, в которую он погружался, не была бы такой черной и безнадежной. За что так обошлась с мужем? Что ей эти сектанты? А что за необходимость погнала на другой конец света к мексиканским крестьянам?
То есть, некоторое знакомство с матчастью позволяет предположить, что секта и Латинская Америка дают автору подискутировать с другим нобелиантом, Марио Варгасом Льосой о феномене духовного учительства и роли Наставника в изолятах религиозного толка на материале его «Войны конца света» — Оэ специализировался на изучении латиноамериканского магического реализма. Одновременно, киносценарий, в котором фанаты Мариэ деконструируют ее жизнь в житие святой, напрямую связан с его интересом к кинематографу и женитьбой на дочери успешного кинопродюсера. Такое: «что есть в печи — на стол мечи».
Роман поднимает множество остроактуальных тем и написан в комфортной для читателя манере, когда автор не педалирует разницу между ним и интеллектуалом-собой, хотя забыть о ней не позволяет. Однако он удручающе скучен и повествовательная логика просела так глубоко, что отыскать ее не представляется возможным.
Для общего развития да, для читательской радости — совсем нет.
#японская литература, интеллектуальная проза, Кэндзабуро Оэ, Нобелевская премия, Ясная поляна 2023, Пропущенные шедевры, дети-инвалиды, буллинг, самоубийство, секта, плотское и духовное, жертвенность, перевод Веры Кобец, Амфора
carex69, 10 декабря 2023 г.
Самое сложное для оценки произведение из прочитанных за последнее время. С одной стороны очень хороший язык, читать просто приятно. История подана просто, последовательно, драматическая составляющая в меру. Все характеры выписаны достаточно достоверно, персонажи индивидуальны, поступки их в большинстве случаев понятны (ну кроме главной героини, но она по определению человек достаточно своеобразный, собственно эта ее своеобразность и поддерживает интерес к чтению).
Но с другой стороны:
1.Вроде бы это автофикшн. Повествование ведется от лица писателя К, который имеет так много общего с автором, что текст воспринимается именно как воспоминание. Писатель К собирает воедино все, что помнит сам, все, что могут рассказать другие, все, что есть в каких то сохранившихся письмах, любительских видеопленках и др. И посвящено все это женщине с непростой судьбой, с которой он был знаком и на протяжении некоторого времени достаточно близко общался. И все бы ничего, но несколько эпизодов вызывают у меня большие сомнения относительно их реалистичности.
Или вот, в Америке. Значит маленькая секта из 6 женщин и одного мужчины обосновалась на клочке специально отведенного для им подобных места в Калифорнии, недалеко от университета. Источников дохода нет. Секта побольше предоставила им в пользование пикап, и выживают они тем, что торгуют едой с прилавка на дороге к университету (уже как-то не очень правдоподобно, но бог с ним). Потом гуру помер, и эти 6 женщин грузятся в пикап и совершают путешествие через весь континент (прямо так, из Калифорнии сначала по США, потом заехали в Канаду, вплоть до Ниагарского водопада. При этом никакой едой они уже не торгуют, так за чей же счет банкет? Потом им присылают собранные знакомыми по подписке деньги, и они разлетаются кто куда (пятеро в Японию, а ГГ в Мексику), а несчастный пикап, по видимому, остается ржаветь на парковке аэропорта.
2.Кроме того в значительной мере напрягает сама героиня. Ее поведение подчас настолько неприятно, что когда случается очередная беда, возникает гадкое чувство злорадства. Вот это нехорошо, но бывают в жизни ситуации, когда так и хочется сказать — так тебе и надо, сам виноват. При этом дух и буква романа показывает, что автор рисует свою героиню как положительную (и это мягко говоря, потому что к финалу появляются даже идеи о святости).
3.Очень показательное начало
Кроме того много достаточно дискуссионных идей о воспитании детей с отклонениями в психическом развитии. Какие-то дурацкие эротические вставки.
В общем книга хорошая, но рекомендовать не могу. Вот не лежит душа и все.