FantLab ru

Ник Харкуэй «Мир, который сгинул»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.60
Голосов:
91
Моя оценка:
-

подробнее

Мир, который сгинул

The Gone-Away World

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 8
Аннотация:

Гонзо Любич и его лучший друг неразлучны с рождения. Они вместе выросли, вместе изучали кун-фу, вместе учились, а потом отправились на войну, которая привела к концу света, самому страшному и необычному апокалипсису, который не ожидал никто. Теперь, когда мир лежит в руинах, а над пустошами клубятся странные черные облака, из которых могут появиться настоящие монстры, цивилизованная и упорядоченная жизнь теплится лишь вокруг Джоргмундской Трубы. И именно ее отправляются чинить друзья вместе со своим отрядом. Но они быстро понимают, что это задание гораздо опаснее, чем казалось на первый взгляд, и вскоре попадают в невероятную переделку, которая приведет их в самое сердце компании, владеющей Трубой, а также к истокам войны, ввергнувшей мир в хаос. Правда, это всего лишь завязка, на самом деле все еще сложнее...

Номинации на премии:


номинант
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 2009 // Роман

номинант
Локус / Locus Award, 2009 // Дебютный роман

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2017 // Книги — Научная фантастика года

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
Е. Романова (1)

Мир, который сгинул
2017 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 ноября 2017 г.

«Мир, который сгинул» обманчиво враждебен. У книги высокий порог вхождения, который складывается из очень плотного слога автора с обилием глаголов и существительных и дискомфорта от недопонимания происходящего. Но как только заканчивается первая глава, читать становится немного легче. Нет, автор по-прежнему использует наречия и прилагательные не так часто, как мог бы, однако в сюжете начинается флешбек длиною в 400 страниц, который делает историю намного понятнее.

Рассказать про сюжет в двух словах или даже в двух абзацах довольно сложно. В этом плане стоит обратить внимание на официальную аннотацию романа, автор которой смог в шести предложениях пересказать примерно 500 страниц текста из 700, лишь чуточку его переврав. Да, перед читателем история жизни главного героя и его лучшего друга Гонзо Любича. Но описывать реализм Нику Харкуэю было явно скучно, поэтому он под завязку забил свою книгу всеми крутыми вещами, какими хотел. Главный герой растет и взрослеет, учится гун-фу у старого китайского мастера, сражается с ниндзя, рассуждает о политике, полетах в космос, овцах, да и вообще о чем угодно. А потом там апокалипсис, монстры, большие машины, крутые мужики и крутые женщины, настоящая любовь, юмор, пафос, неожиданные переодевания мужчин в женщин, еще одна, не менее настоящая любовь, неожиданный поворот и т.д. и т.п.

Нечто подобное в свое время сделал Дэвид Вонг в книге «В финале Джон умрет», только с упором на городские легенды и жанр ужаса в целом. «Мир, который сгинул» напоминает пересказ крутого фантастического боевика, сделанный обычным мальчишкой. Очень увлеченным мальчишкой, который изображает все взрывы, взахлеб пересказывает схватки в духе «а этот такой на вертале, пиу-пиу… а тот в ответ шандарахнет, и вдруг появляются ниндзя и акулы на человеческих ногах…». Роман может многое предложить для развлечения, он под завязку наполнен событиями и идеями, но автору не хватает чувства меры. Ближе к концу книга сильно утомляет. Интересных по задумке персонажей очень много, но далеко не все из них хорошо прописаны. Концепция апокалипсиса интересна и не затаскана, но не может похвастаться логичностью и научной обоснованностью.

Это роман-балаган, шумный и веселый, но слишком поверхностный и несерьезный.

Оценка: 7
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 мая 2018 г.

Когда мы были маленькими мальчиками и девочками, мы рассказывали друг другу бесконечные истории, в которых чего только не было. Это потом мы узнали слова типа «композиции», «фабулы» и «нарратора», стреножившие наше воображение.

Ник Харкуэй плюнул на выдуманные завистливыми литературоведами ограничения и пустился во все тяжкие.

Харкуэй, при этом, к своему читателю совсем не добр. Мало той вычурной стилизации под рассказ десятилетнего пацана, который так старается звучать поинтереснее и позабористее. Так к тому же после первой главы, где почти ничего не понятно, но всё очень занятно, вдруг наступает невероятно длинный флешбэк. Читаешь его (а он всё не кончается) и недоумеваешь, зачем это здесь? Всё это можно было изложить проще и короче, и затянувшаяся подготовка к основному действию, кажется, служит автору только поводом поупражняться в словесной эквилибристике (переводчик, кстати говоря, поработал на славу). И выдумать пару-другую невероятных мальчишеских историй об обучении у старого мастер кунфу или участии в крайне секретном правительственном проекте, куда героя буквально берут с улицы. Наполнить текст множеством деталей и персонажей, таких ярких, что они, должно быть, светятся в темноте.

Зачем всё это было нужно, понимаешь только потом — если, всё-таки, сумел пробраться через долгую дорогу в цветастых оборотах. Возможно, смогли не все.

Но вот — ура! — наступает конец света. Мы ждём его с теми же надеждой и нетерпением, с каким в Средние века люди ждали второго пришествия и прекращения страданий в земной юдоли. И он нас не разочаровывает. Области тьмы, смешались в кучу кони-люди, существа из страны воображения, чудовищных размером машина с людьми на борту ползёт по изменённой земле, обдавая её парами стабильной реальности.

И, конечно, будут ещё удивительные приключения, сражения, трагедии и радости, поражения и победы, и настоящая любовь, как без неё. И прекрасный «вот это поворот», о котором всё-таки можно догадаться, если читать внимательно и иметь опытное воображение. И конечно же предсказуемые, но неизбежные для боевика тайна, выявляющая всю гнилость антагонистов, и финальное масштабное чукалово. И всё это, с одной стороны, так ожидаемо, а с другой — так правильно, ведь хороший, рождённый подростковым воображением рассказ о приключениях, дружбе и курощении плохишей именно так и должен выглядеть.

К чести Харкуэя: всё, что он упоминает где-либо в тексте, пусть оно поначалу кажется лишним, всё это в итоге имеет отношение к сюжету. Автор ничего не делает просто так, напротив, он всегда точно знает, что и за чем делает. А благодаря вычурности изложения у Харкуэя появляется узнаваемый голос. И потом, это человек, у которого в тексте есть шутка про «уходит, преследуемый медведем». А это чего-то да стоит.

За всем этим цирком с мимами, который, стоит к нему только попривыкнуть, читать интересно, иногда грустно, иногда смешно, Харкуэй заводит разговор о сложных вещах.

Тема разделения, распада личности — вот первое, что бросается в глаза, что проходит по полотну текста красной нитью. Как люди могут совершать поступки отвратительные, как ни посмотри на них, но при этом оставаться в других обстоятельствах приятными, хорошими людьми? Как им удаётся отделять в себе человека и функцию, которую на него возложила необоримая система? Жать на красную кнопку без зазрения совести и так же легко, как вонзать нож в индейку на семейном обеде?

Эти вопросы в тексты проговорены прямо и бесхитростно, но тема поддерживается не только ими, она сквозит во всём. В конце концов, одно из самых пугающих проявлений новой реальности — это расщепление. От него не застрахованы и центральные персонажи. Этими вопросами им придётся задаться: кто я? Где начинаюсь я, а где другой? Кто несёт ответственность то, что выходит из моей головы, за мои идеи, ступающие по миру, за информационные конструкты, существование которых я поддерживаю? Дети вырастают, и им приходится решать, кем они хотят быть.

Идеальные люди Харкуэя — цельные. Даже когда они «новые» — осколки личности других людей, отблески их воображения, они всё равно цельные. Последовательные в своих целях, принципах, поступках и чувствах. Они не предают ни товарищей, ни дело, которое считают правым. Они не сдаются перед тем, что кажется непобедимым.

Выигрывают ли они эту битву? И да, и нет. По крайней мере, они в итоге дают шанс чему-то новому. Отжившее никогда не подыхает просто так, оно тянет из прошлого щупальца, оно —гальванизированный мертвец, ступающий по инерции и всюду оставляющий следы своего гниения. Чем меньше в этом старом порядке живого тепла, тем крепче он цепляется за людей, тем сильнее сжимает зубы на их горле. Наверное, мы сейчас должны хорошо это понимать.

Мир всегда ждут перемены, если и существует в истории какая-то константа, то это как раз их неизбежность. И роман Харкуэя — это и удивительная земля фантазий, и архетипичная мальчуковая проза, где из детских историй про ниндзя рождается клыкастый, фонтанирующий первобытным ужасом, неуютный и опасный, но новый мир. И когда автор спрашивает себя, где же начинаются перемены к лучшему, что служит их источником, он, конечно же, находит этот простой ответ: все перемены берут начало в человеческом воображении в тот день, когда где-то, кто-то представляет, как может быть иначе.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 января 2018 г.

Ужасно. Просто ужасно, кошмарно и невообразимо графоманисто.

Я читал эту книгу лишь бы дочитать, потому что она ничем, ну ничем не выделяется. Поток сознания, худо-бедно сцепленный сюжетом. Логика? Нахрен. Внятные герои? Нахрен. Адекватность? Нахрен.

Че ноешь? Был предупрежден? Был. Но блин!

Наверное, прямую речь в этой книге можно пересчитать по пальцам. И без того дурацкая, дурашливая и временами откровенно ТУПАЯ манера повествования раздражала меня самым ненавистным — ПЕРЕСКАЗОМ. То есть, не было действий. не было разговоров, восклицаний и прочего. Был пересказ событий. Почти всех, каждого. Это раздражало больше всего, потому что автор, по-моему, написал именно ТАК сугубо ради того, чтобы написать не КАК ВСЕ. Сравнения, ассоциации, сюжетные ходы, какие-то ниндзи, мимы, гун-фу, непонятно на чем работающий трубоукладчик и всё вот это прочее.

Честно скажу, ждал эту книгу. Но получил совсем не то. Воннегут? Не обижайте старину Курта! Какой слог? Книга похожа на цикл постов обдолбавшегося тинейджера в «вк». Ничего ценного в книге не увидел.

Оценка: 4
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 октября 2018 г.

Наверное, все-таки хорошо, что отзыв довелось написать через какое-то время после прочтения. Тяжело что-то сказать о будущих произведениях автора, но когда я узнал, что это дебютный роман, то вернул обратно 1,5-2 балла. Настолько мощных дебютов я не встречал очень долго, если встречал вообще. Харкуей первым романом настолько мощно выстрелил, что теперь каждый последующий роман грозит попасть под синдром завышенных ожиданий.

Есть романы, которые в сюжетном плане очень просты. Ну и в общем-то в постапокалиптике, пожалуй, тяжело найти совсем уж оригинальный сюжет. Итак, привычный мир после применения чудо-оружия сгинул. Весьма, кстати, удачный перевод названия, на мой взгляд. Земля окутана клубами Дряни, из которой лезет всякие сюрреалистические образины в лучших традициях Гойи. Между прочим, аллюзия на известную картину художника очень четкая. Остатки цивилизации ютятся вокруг Трубы, несущей некое вещество, которое при взаимодействии с Дрянью ее нейтрализует. Откуда это вещество берется изначально неизвестно. Соответственно выживание и существование Homo Sapiens всецело зависит от бесперебойной подачи вышеупомянутого вещества. Ну и в лучших традициях литературы конечно же происходит разрушение трубы на определенном участке и для ликвидации утечки привлекают веселую и дружную компанию ветеранов войны, в результате который Мир, собственно и сгинул. Это завязка. Львиная доля романа посвящена растянутому во времени флеш-беку, в котором поясняется как все докатились до такой жизни. Ну и собственно развязка, за которую я изначально убрал 1,5-2 балла.

Увидев книгу, сначала подумалось, что автор несколько переборщил с объемом. Впоследствии появилось желание, чтобы она не заканчивалась. Потому что в такой объем автор умудрился. Хотя нет, умудрился не совсем то слово. Талантливо вплел просто дикое количество идей, проблем ситуаций нашего реального мира, что просто диву даешься. Глобализация, корпорации, оружие массового поражения, расовая сегрегация, дружба, любовь, семья, самопожертвование, внутриличностные конфликты... И еще кучу самых разных вещей. Как это все удалось автору увязать? Я не специалист в писательских приемах, поэтому скажу лишь, что это изумительно написанная шикарным языком книга, полная юмора, в том числе и черного, с которым автор пишет о казалось бы самых серьезных вещах. Реальный разрыв шаблона не только и не сколько тематического, сколько авторско-исполнительского.

В общем одна из самых запоминающихся и классно написанных книг за последние несколько лет. И да, отдельный и глубочайший респект переводчику. Подозреваю, что труд был, мягко говоря, непростой.

PS: вы спросите, при чем здесь кунг-фу? Ну как же только

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в финальной битве мастеров боевых искусств могут решаться судьбы мира
10/10

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 декабря 2017 г.

Замечательная вещь. Сцена с девочкой одной фразой заставила полночи тревожиться. Скачок сюжета в последней части — шикарен. Он переворачивает с ног на голову восприятие ГГ и мотивацию его поступков. Обьясняет эти сказочные нестыковки и нинзя-из-бутылки.

Читать, читать обязательно. Очень самобытно, необычно, красиво написано.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 октября 2018 г.

По-хорошему странная книга. С хулиганским построением сюжета — начало, гигантский флешбэк, продолжение истории, переворачивающее все события с ног на голову. С хулиганским построением предложений — автор частенько плетет словесное кружево, нарушая все каноны и правила, скатываясь в многословность или наоборот в нарочитую упрощенность. С хулиганскими составляющими — здесь целый винегрет из ниндзя, враждующих школ боевых искусств, тайных правительственных организаций, чудо-оружия, очень необычного конца света (с еще более удивительными его последствиями), монстров и самых разных героев, шаблонных и оригинальных одновременно.

Все это не слишком комфортно для читателя, многословность и некоторые странности могут утомить или разочаровать. Но если втянешься, «поймаешь ритм», дальше интерес будет только нарастать.

Слегка сумасшедшее построение сюжета считаю несомненным плюсом. Оно позволяет заинтересовать происходящими событиями, а потом плавно подвести читателя к интриге и к неожиданным сюжетным поворотам. Речь, конечно же, о моменте осознания себя героем. И в чуть меньшей степени — о финальных событиях. Будь сюжет более линейным, историю можно было бы упрекнуть в шаблонности, в следовании штампам «крутых боевиков». А так — ну, при желании упрекнуть все же можно, но все события воспринимаются куда более неожиданными. И здесь действительно важны казалось бы не относящиеся к основной истории «в настоящем» авторские отступления «о прошлом» — пазл складывается к финалу.

И нельзя не упомянуть авторскую иронию. Вкупе с хулиганским построением предложений и авторской манерой вдаваться порой в отвлеченные размышления (от лица главного героя, конечно же), эта ирония производит впечатление. Большей частью приятное. (Рассуждения об эволюции поведения овец в условиях непосредственной близости минных полей, я сейчас говорю в первую очередь о вас :) )

Финал у книги вполне определенный, по-хорошему шаблонный, с оптимизмом и легкой опаской смотрящий на ждущую героев новую странную жизнь. Финал под стать рассказанной истории.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 октября 2018 г.

Первое, что вызвало у меня интерес — обложка русскоязычного издания. Очень хорошая, интересная, интригующая, дающая повод к размышлению. Описание и некоторые отзывы подтвердили возможность интересной истории. Но все таки для меня важна визуализация. Даже если картинка на обложке никак не связана с происходящим.

Это не про мир, который сгинул. В основном это жизнеописание героя от 1 лица. На затравку 1 глава — будущее после какой-то мировой катастрофы, нескольких героев нанимают выполнить задание — потушить пожар (они не пожарные!). Продолжение этой главы мы увидим спустя бесконечно длинный флешбек, составляющий половину книги. Флешбек этот нужный, связывающий и объясняющий происходящее в мире после катастрофы, но читая его ты забываешь, что вроде как это фэнтези-книга и вроде в начале было что-то интересное. Герой рассказывает всю свою жизнь начиная со школы, с кем он учился, дружил, трахался, как и куда пошел на работу, как вступил в армию ну и как произошел конец света. Не особо увлекательно, но меня поддержали отзывы, которые предупредили, что всё, о чем рассказывается в этом флешбеке, обязательно пригодится в будущем. Прикол в том, что в это в какой-то момент перестаешь верить. Но все сбывается.

Ещё во время прочтения появляется какое-то ощущение неправильности, герой-любовник и лучший друг гг не цепляет своей харизмой (а должен!), а после конца света вообще ощущение, что гг кукухой поехал (придумал все/приснилось), ну и начинаешь предполагать почему всё стало так.

Финал слабоват, присутствует псевдофилософия с намеком на глубокие истины, цеплящих героев мало — Захир-бей, Ронни и Элизабет, и они не раскрыты достаточно, им бы больше свободы и движухи в происходящем, главный злодей никакущий, плоский и ровный как стена, не вызывает никаких эмоций, хотя интерес есть. Но автору чет не очень удается делать своих персонажей интересными. Юмор плоский, но мне было смешно. Есть толковые мысли по-поводу войны, одну цитату схоронил.

Я бы сказал, что были поставлен вопрос выживания, но решен он не был. Автор не придумал, как ему разрешить сложившееся положение и просто в конце вставил глубокомысленную фразу типа — теперь мы должны решить, как нам жить.

6/10 за неплохой сеттинг, трубу и ниндзя

Зажравшийся (всмысле опытный) читатель не найдет ничего нового и интересного.

Ах да! Те кто пишет аннотации зачастую не знакомы с произведением, так что не ведитесь на описание. Не совсем соответствует.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 октября 2018 г.

По-скольку роман подавался как «смесь Воннегута с Хеллером», и именно по этой причине и был мною столь сильно ожидаем (ещё бы, мои любимейшие авторы), то и отзыв мой будет как бы сравнительным. Что сбылось из обещанного рекламистами, а что — нет.

Я не уверен, что только приём «фантастика через биографию и бытописание» даёт основание говорить о стиле Воннегута, пусть именно он «Колыбелью для кошки» и заложил ему твёрдую успешную основу. Но ведь, рецензируя, к примеру, «Спин», никто не поминал «стиль Воннегута». А в «Спине», и не только, Уилсон использует именно этот приём. Значит, есть что-то ещё. Да, есть. И это — юмор. Нет-нет, не буду утверждать, что юмор у Харкуэя ну чисто Воннегутовский. Но подача точно его. Это когда смех у читателя вызывают не кривляния, не гэги, а с виду серьёзный текст, описание чего-либо или рассуждения о чём-либо. Пусть Харкуэй и не всегда этот стиль выдерживает, фрагменты по типу об эволюционирующих овцах, овцеид и прочее — выходят за рамки как бы серьёзности. И кстати, на мой взгляд — в этом и коренное отличие от книг Воннегута. Роману Харкуэя серьёзно недостаёт именно серьёзности.

От Хеллера с его «Уловкой 22» в романе ещё меньше. Намного меньше, чем Воннегутовского. Просто есть несколько сюжетных моментов, перекликающихся с «Уловкой», имеющие привкус этого чудеснейшего романа (перлюстрированное письмо, госпиталь и т.п.), которые и дали основание маркетологам помянуть «Уловку 22» в рекламе книги Харкуэя. Я на них не в обиде. Были основания, если не придираться.

Что же в итоге. Лично я доволен проведённым за книгой временем. Способ подачи материала и авторский юмор — в моём вкусе. Но... считаю, что роман мог быть лучше, если бы автор всего лишь... кое-что выбросил из текста. Произведение излишне затянуто. Ну а про серьёзность я уже говорил. И это касается не только подачи комичного, но и некоторых сюжетных ходов. Например, ниндзи и прочая смертоносная рукопашка людей со стволами в руках в НФ романе выглядит очень наигранно.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 мая 2018 г.

Честно говоря, я не понимаю зачем книги первая глава.. Нельзя сказать что она тут все испортила, вовсе нет, если судить по успеху продаж.. Просто она ненужна. Только сбивает с толку. Ведь не всякий читатель прочитав ознакомительный фрагмент, станет дальше читать. Я вот лично, с большим трудом заставил себя дальше читать. Настолько она примитивно написана, да и для сюжета она не несет никакой смысловой нагрузки... Зато есть совершенно замечательная вторая глава, которая примечательна конечно не слогом, а юмором. Вот то самое что делает роман таким интересным. Юмор тут спасает все. Ибо будем откровенны, сюжет не нов, по-настоящему любопытных моментов тут мало (мне например хотелось побольше описания трубы и принципов ее действия. А то совсем уж мало.. А это при том что действительно интересно об этом читать), авторский стиль — ну стиль как стиль, для читателей со стажем, тут опять же ничего удивительного... Юмор.. Юмор тут главный. К сожалению, автор иногда забывает его добавлять в должной мере..

8/10

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 августа 2018 г.

Предварительно написав отзыв в блокноте телефона, решил почитать, что пишет народ. И заплакал от зависти. Всё, что я хотел сказать, и даже больше в отзыве mecrcedi. Кусаю пальцы.

Роман читать обязательно.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх