Виктор Драгунский «Синий кинжал»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Детская литература
Лёвке Бурину поставили «тройку», а когда Денис, чтобы развеселить его, над этим пошутил, Лёвка треснул его пеналом. И тогда Денис решил убить своего друга. И начал точить свой синий кинжал...
Входит в:
— антологию «Классные и внеклассные приключения», 2008 г. > цикл «Денискины рассказы»
— сборник «Девочка на шаре», 1964 г.
— сборник «Денискины рассказы», 1968 г.
— антологию «Библиотека мировой литературы для детей. Том 29», 1985 г.
— сборник «Денискины рассказы», 1988 г.
— сборник «Денискины рассказы», 1993 г.
— антологию «Где это видано, где это слыхано...», 1996 г.
— сборник «Денискины рассказы», 1998 г.
— антологию «В. Драгунский, В. Медведев, А. Алексин», 2004 г.
— антологию «Что такое хорошо и что такое плохо: Пословицы, стихи, сказки, рассказы», 2006 г.
— сборник «Денискины рассказы», 2016 г.
— сборник «Девочка на шаре», 2017 г.
— сборник «Всё о Дениске и его секретах», 2020 г.
— антологию «Весёлые школьные истории», 2022 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ouroboros_8, 4 ноября 2020 г.
САТИСФАКЦИЯ, или ДРУЖБА – ДЕЛО НЕПРОСТОЕ
«И тогда я решил Левку убить».
(Виктор Драгунский. «Синий кинжал»)
Промокашка. Знаете, что это такое?.. Только давайте без этого-самого … Была такая школьная принадлежность в 60-е годы прошлого столетия. Очень нужная вещь, между прочим. Её вкладывал производитель школьных тетрадок прямо сразу под обложкой тетрадки. Мягкий такой листочек из рыхлой, словно жеванной, бумаги. Очень пористый – чтобы чернила промокать, когда в тетрадке напишешь.
Вот и в рассказе В. Драгунского «Синий кинжал» (1964 г.) из цикла «Денискины рассказы» ей, – промокашке отводится не простая роль. А ещё – пеналу. Да не такому пеналу, как сейчас, – мягонькому, девчачьему – похожему на женскую косметичку, а настоящему – мужскому – деревянному. Таким как треснешь – так треснешь! Сразу поймёт!
Интересную ситуацию подметил В. Драгунский и решил рассказать нам: написал «Синий кинжал». История получилась весьма поучительной. Нам, взрослым, тоже есть чему поучиться. Вспомнить о том, что в детстве мы были добрее. Наверно …
Почему в детстве большинство из нас легко заводит друзей? Мы исследуем мир, в котором появились на свет, в том числе и людей, что нас окружают. Возникают связи. Будут ли они прочны зависит от целого ряда причин. Нужно ли дорожить дружбой? Ради чего дружить?
Дениска Кораблёв подружился с Лёвкой Буриным. Дениска – умница, аккуратист и учится почти на одни пятёрки, кроме пения и русского. Лёвка – не очень прилежный ученик. Он всё делает наспех – тяп-ляп.
Когда на уроке труда Дениска сделал задание на «пять», его учительница (учитель) даже похвалила: «Мне нравится», а Лёвка получил «тройку» и замечание – «Наляпано», то Лёвка сильно огорчился и приуныл.
Дениска очень хотел развеселить друга – поднять ему настроение. Он считал, что дружит с этим мальчиком, потому что тот уже подарил ему ценную вещь – монетку с дыркой и обещал стреляную охотничью гильзу. Что ни говори, – полезный друг. Но вместо утешения и поддержки Лёвка получает насмешку и обидное прозвище – Ляпа! Да ещё в придачу – скорченную рожицу с косыми глазами! Вот так друг, называется!!! Дениска всего лишь оправдывает себя, говоря, что хотел развеселить друга. Так ли это на самом деле?
Почему Дениска повёл себя так? Думаю, взыграло чувство превосходства – он решил (на подсознательном уровне) возвыситься ещё больше, унизив своего товарища. Зазнайка! Так мы называли таких в школе. Учительская похвала – это палка о двух концах …
К тому же Дениска ещё не знает, что замечания делать имеет право далеко не каждый. Учитель – имеет право. А он-то – нет. Вот поэтому и получает деревянным пеналом по затылку от Лёвки.
Конечно, Лёвка не должен был бить пеналом друга. Но дети не умеют разрешать конфликтные ситуации по-другому. Надо было отреагировать быстро! Хрясь по затылку деревяшкой так, что из глаз искры летят – и вся недолга!
А дальше я ожидала драку. Какая уж тут дружба? Всё! Конец!
Удивительно, но драки не произошло. Правда, Дениска изо всех сил треснул Лёвку … промокашкой … Боюсь, что сатисфакции не получилось.
А вот, что произошло дальше и чем всё это дело закончилось, и почему Дениска не убил Лёвку, хотя и собирался по-взрослому, вы сможете узнать сами, если ... ну, сами знаете, что можно сделать.
dydyka, 26 июля 2012 г.
Писатель очень хорошо передает поднявшуюся в душе Дениски бурю. Такая буря знакома каждому мальчишке, да и девчонке, наверное, тоже. Ведь в детстве все кажется большим и значимым. в том числе и обиды. И вот она растет, набухает, эта обида, вот уже она заполонила собой все существо ребенка. И так же быстро растаяла, как и выросла, когда обидчик Ленька подошел и показал замечательную блестящую гильзу! Все было забыто: и вчерашняя горечь, и синий наточенный кинжал, и желание убить Леньку. Гибкая детская психика.
Как полезно взрослому узнать, что же на самом деле переживает на первый взгляд беззаботный и беспечный ребенок. Спасибо автору за эту мудрость.