Владислав Крапивин «Лето кончится не скоро»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Философское | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь ) | Параллельный мир/вселенная
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Прогрессорство
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Живет на свете мальчик Шурка Полушкин, и жизнь его не проста. «Корректоры», агенты инопланетной цивилизации, пытающиеся изменить земную историю, вживили мальчишке искусственное сердце, и заставили работать на себя...
Но разве ребенок должен быть винтиком во взрослых играх?
Дружба шестерых подростков против всепланетного зла, ликвидировать которое присланы галактические чистильщики. Ростки нового города, взращиваемые руками добрых ребят на просторах безлюдных пространств. Пока длится Лето, Шуренок Полушкин превращается из полукиборга в человека, отказываясь от инопланетного рая в обмен на обман.
Справедливость, отвага, честь — фирменный крапивинский стиль. Поднимает над быдлобытом, светит и греет.
Входит в:
— цикл «Безлюдные пространства»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 145
Активный словарный запас: средний (2786 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 40 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 39%, что близко к среднему (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Интерпресскон, 1997 // Крупная форма (роман) | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 1997 // Крупная форма |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
OlegSLB, 8 сентября 2024 г.
Это повесть печального Мастера. Мастера, которого смертельно ранили, которому плюнули в душу, попытавшись разрушить то, что он строил всю свою жизнь. И эта боль и обида на несправедливость и жестокость мира сквозит через каждую страницу, и особенно в финале. И наверное поэтому, Лето — одно из самых взрослых произведений Командора. Здесь есть всё то, за что мы привыкли любить Крапивина — атмосфера бесконечного лета, дружбы, искренности, романтики, мальчишки и девчонки, таинственные пространства пустырей, кустарников и уютных ложбин со старинными заржавевшими паровозиками и игрушечными городами. Но через эту безмятежность то и дело прорывается взрослый мир — с бандитами, беспризорниками, интернатами... Где-то рядом существуют алкаши, наркоманы, ранние не запланированные беременности. А самое страшное, что рядом с мальчишками Крапивина, честными, искренними и добрыми, есть и другие мальчишки — те, из которых потом вырастают убийцы и «полевые командиры», способные уже в этом возрасте на любую жестокость — например расстрелять щенка из самодельных арбалетов. Ведь когда зло поглощает такие юные и чистые изначально души, оно умножается тысячекратно. Ведь даже в душе Шурки, искреннего и честного Шурки, есть тёмная сторона, и будущее его совсем не определено — кем он вырастет? Не озлобится ли, не сломается ли? Ведь он способен убивать, и не страшится этого. А раз так — то чем он принципиально отличается от других детей — детей, взявших в руки оружие, которых сломали, искалечили, посадили на наркотики, научили убивать? Сколько таких детей в горячих точках, в Африке, на Ближнем Востоке, в Латинской Америке, на Кавказе? И Командор с болью задаёт вопрос — неужели наша планета обречена, неужели количество зла уже перевесило добро и нет другого выхода, кроме как откатить всю историю обратно к динозаврам и попробовать начать историю сначала? И хотя в финале автор утверждает что капля добра, смех одного счастливого мальчишки, может качнуть весы вселенной обратно, но в глубине души мы знаем, что автор сам в это уже не верит. И остаётся только, сжав зубы, погибнуть на своём бастионе, в последней, безнадёжной битве со злом, и с надеждой, которая вопреки всему, не умирает.
Никтонигдеиниког, 14 ноября 2023 г.
Напряженно, тревожно. Распад мира все нарастает, покрывая еще не тьмою, но сумерками яркое беззаботное детство. Силы зла поднимают свою голову: на смену запутавшимся по жизни трудным подросткам приходят совсем уже серьезные беды: живодеры, ставшие нормой извращения в детском интернате, рэкет. Потихоньку все сваливается в какую то беспросветную дыру, безысходность, безнадегу, и мы чувствуем, что даже лето, которое будет длиться и длиться, все же когда то закончится. И если раньше все было просто и понятно: вот добро, а вот зло, будь честным, смелым, принципиальным, и мир признает твою правоту; ты прав, а значит ты победишь, то теперь правила изменились. Многие ситуации не имеют единственно правильного решения: выбор дружбы приведет к смерти, а месть за отца сделает несчастными его ни в чем не повинных детей. И могущественные силы в лице Гурского совсем не обязательно придут на помощь слабому, сейчас они скорее сторонние наблюдатели, экспериментаторы, обитатели серой зоны вне конфликта добра и зла.
Очень атмосферными мне показались Бугры они напомнили заросли реки Кендуакскеаг в Дерри, где такая же компания подростков обретала свой мир, прячась от окружающего кошмара. Игры и смех детей в Буграх менял что то во Вселенной, как и клятва, данная детьми в Дерри привели в конце концов к гибели зла, терроризировавшего город. Как всегда у Крапивина сила мальчишеского слова сильнее всех сил и правил. Так и у Кинга, зло выискивало детей поодиночке, а когда клуб неудачников собирался, он был непобедим. Писал ранее и снова повторюсь: для меня мир Великого Кристалла, мир Темной Башни, мир Дерри, Град обреченный – это один мир. С большой любовью погружаюсь в него снова и снова.
But_An, 22 декабря 2024 г.
Этот роман я не читал, а слушал (после операции на глазах). В итоге мои глаза сделались мокрыми, и мне ничуть не стыдно в этом признаться – книга реально меня тронула, что бывает не так уж и часто. Мне было очень жаль расставаться с героями.
sergiek, 5 ноября 2020 г.
Дружба шестерых подростков против всепланетного зла, ликвидировать которое присланы галактические чистильщики. Ростки нового города, взращиваемые руками добрых ребят на просторах безлюдных пространств. Пока длится Лето, Шуренок Полушкин превращается из полукиборга в человека, отказываясь от инопланетного рая в обмен на обман.
Справедливость, отвага, честь — фирменный крапивинский стиль. Поднимает над быдлобытом, светит и греет.
strannik102, 3 августа 2020 г.
Равновесие Весов — чуткая и тонко настроенная система всех действий и противодействий
Прочитав аннотацию, представляешь себе, что основной объём книги будут составлять всякие инопланетно-космические происшествия и фантастические приключения. А на самом деле мы встречаемся с вполне земным мальчишкой Шуркой и с несколькими ребятами — Шуркиными ровесниками и около того. И львиную долю времени мы вместе с Шуркой занимаем дружбой — самой простой подростковой мальчишеской (включая, однако, и девчонок из числа таких, которые «свой парень») дружбой. Т.е. проводим вместе часы и дни, купаемся и играем, спорим и просто общаемся, загораем и помогаем младшим и слабым. Однако по мере вот этого дружеского общения мы постепенно узнаём из уст самого Шурки о его необычной и нелёгкой судьбе — смерть отца и попытка мести и всё прочее, что за этим последовало (не буду пересказывать аннотацию). И конечно же все эти моменты — дружба с ребятами и плюс непростое космического уровня «задание», порученное Шурке (об этом мы тоже постепенно узнаём по мере чтения) — сводятся постепенно в одну пространственно-временную точку. Причём на этот раз выбор, который должен сделать Шурка, максимально сложный и ответственный — судьбы целой планеты и цивилизации зависят от него…
Вот эта фантастическая придумка и совсем реалистические картины пацанской верной дружбы умело сведены автором воедино и переплетены настолько искусно, что даже тени сомнения не возникает в реалистичности повествуемого. Тем более, что автор приготовил для читателя совсем необычный и отнюдь не хэппиэндовский финал...
mputnik, 1 июля 2019 г.
Искренность на грани фола. Впечатление сродни тому, как если бы добрый волшебник, отчаявшись изменить Жизнь к лучшему и обожрашись с тоски мухаморами, вдруг почувствовал не только облегчение от временного забытья, но и неслабую тягу к галюциногенам вообще. Как к некоему глобальному средству изменения Реальности.
Странная книжка. Нестандартный Крапивин. Другой. Но — что удивительно — отторжения не вызывает. Наоборот. Хочется понять. Зачем и почему.
Но — объективности ради — есть ощущение «касания краем» некой неуютной, неприятной и даже ужасной области какой-то совершенно необъяснимой Неимоверной Тоски. Это... не радует. Что-то не так здесь
Osotvesna, 4 октября 2011 г.
Первая вещь у Крапивина, которая вызвала отвращение, боль и недоумение. Ничего не хочу сказать, но как же развал Союза, с сопутствующим крахом идеологии, обливанием грязью вещей светлых и чистых, ударили по этому человеку!
Потом из «послеразвалочных» еще был болезненный, но щемящий «Самолет по имени Сережа», холодные и неприятные «Лужайки где пляшут скворечники» (а какое было название! какие надежды! мда), вполне интересное «Колесо Перепелкина», потом уже безликие и горькие «Сказки о рыбаках и рыбках». И в сонме «Сказки безлюдных пространств» оказались холодными, неприятными, неприветливыми, жестокими и безрадостными.
Сейчас понимаю, что тогда, при прочтении, просто маленькая была и после «Голубятни», «Той стороны где ветер», «Заставы на якорном поле», «Журавленка и молний», «Мальчика со шпагой», «Мушкетера и Феи» (список еще долго можно продолжать) была в тихом шоке. Да, события помню размыто, но как же хорошо я помню собственное отвращение... Уверена, что перечитай сейчас я эту книгу, она покажется мне гораздо сильнее и глубже. Вот только желания её перечитывать нет ни малейшего.
Суровая реальность? Предупреждать надо! О том, что увидишь там внутри. Я двенадцатилетняя оторопела и обиделась.
Теперь я по возможности проверяю дату написания крапивинского произведения. И никогда не беру вещей начиная с 91 года
Shtrm, 28 апреля 2015 г.
Я не хочу, чтобы в чудесной стране детства, которую так великолепно рисовал Владислав Крапивин в ранних романах, появлялись все эти кооперативы и убийства, месть за отца, упоминания о наркотиках и непотребное видео по телевизору. Как вообще можно писать о таком после мечтаний о девочке Жене и переживаний по поводу первой влюбленности. Я понимаю, что тяжелое время накладывало на автора свой отпечаток и читая книгу любого другого писателя, я даже не обратил бы на такие моменты внимания, но после перечитанного до этого «Мальчика со шпагой» вся эта грязь на фоне чего-то светлого, ускользающего, откровенно коробит и выворачивает.
Хотя дело даже не в этом, просто ближе к концу повести я перестал верить в происходящее. Лето, детство, друзья, взаимная симпатия с девочкой с длинными
косами, ворчливая и заботливая бабушка, вполне реальные игры и приключения. И тут внезапно появляются «корректоры» и «конец света», алый вуалехвост и искусственное сердце. Безлюдные пространства смешиваются с вселенной Великого Кристалла, а я сижу и пытаюсь понять как это произошло, вынужденно пропуская мимо эмоции Шурки Полушкина.
Если честно, то мне не очень нравится, когда сказочные моменты у Крапивина смешиваются с научной фантастикой. Все таки стоило бы отделить ковры-самолеты, летающие дома и рыбок — генераторов энергии, от граней кристалла, дороги и звездолетов СКДР. И еще очень отчетливо за персонажами повести проступали образы других героев с «желтой поляны» и «тени каравеллы».
И не совсем понял, почему эта повесть относится к циклу «безлюдных пространств» если действие очевидно происходит в первые постсоюзные годы на нашей Земле и в нашей реальности. Почему не к серии ВК, ведь здесь есть упоминания граней кристалла и загадочной дороги?
etoneyava, 7 сентября 2008 г.
Пишу отзыв на самую сильную вещь из тех, что прочитаны мною у Крапивина на сей момент. Понимаю, что прочёл у автора далеко не всё, однако от сильных слов удержаться не в состоянии.
Пропитанное арифметической моралью прогрессорство функционеров Великого Кристалла вдребезги расшиблось о душевные порывы Шурки Полушкина, порывы, не подкреплённые никакими глубокими размышлениями этического плана. Все решения мальчишке подсказало его сердце, которого какое-то время и не было вовсе...
Детские образы Крапивина всегда настолько же чисты, насколько и правдоподобны. Это тем более удивительно в наши засаленные телевидением и делячеством дни. Во времена, когда слова «честь», «совесть» и «мораль» сродни неприличным звукам, когда от казённых зачерствелых фраз канала «Культура» сводит скулы, встретить столь достоверную чистоту человеческих отношений — всё равно, что отыскать статую работы Челлини на городской свалке.
А душераздирающий финал я вообще поставил бы в один ряд с концовкой романа «Мастер и Маргарита», с той разницей, что там концовка закрыта, а здесь — открыта. Открыта нашим душам.
Грант, 19 мая 2015 г.
По-видимому, действительно, время наложило отпечаток на произведения автора. Неужто так — со всеми «Сказками и былями Безлюдных Пространств»?
Вот вроде бы и хорошая повесть, и прекрасно сделанный финал. Но как-то царапнули по сердцу «рэкетиры» и подробности детского интерната. (Хотя такое — да, возможно, было). И... как-то, рыбка вместо сердца оставила действительно чуть более прохладное впечатление от повести.
В целом — прекрасно, если бы не... некоторые мелочи.
choyochagas, 7 февраля 2015 г.
Беря в руки книгу Крапивина, я уже заранее настраиваюсь на то, что в книге будет трагический разлад между взрослым, циничным, и детским прямолинейным миром. И хочется, чтобы как можно больше людей это прочитали и вспомнили себя-ребенка. Сначала несколько царапали сказочные элементы в «реалистической» в целом фантастике (вроде человека-самолета, дырявой Луны и рыбки-сердца), но, вчитавшись, я принял эти условности как часть великолепного мира, созданного писателем. Это ничуть не более фантастично, чем армада Гамильтона, кружащая вокруг цели по орбите радиусом в несколько парсек. Не это главное.
Справлюсь, 25 мая 2015 г.
Gallina, полностью с вами согласен...
ну зачем было «убивать» счастливого мальчугана.
после того что было в начале становится грустно.
задаёшся вопросом: зачем!!!
зачем пацан после убийства отца, интерната, и клинической смерти вернулся к нормальной жизни,
зачем нашел друзей, зачем избавился от своих надзирателей: Гурского и Кимыча.
зачем, если он все равно погиб.
а что дальше? Женька, Кустик, Платон, Ник и Тина сдохнут от тоски, а бабушку схватит сердечный приступ.
нет никакой цели у рассказа потому как смерть Шурки делает бессмысленной все что было до этого.
это не героические повести в которых герой ложит свою жизнь на алтарь победы, и точно знаеш что жизнь продолжается и люди будут жить / продолжать бороться за свободу.
финал рушит все то что было в «почти финале»
Крапивин хороший автор(даже очень), но этот расказ...
Gallina, 30 августа 2010 г.
Одно из самых грустных произведений Крапивина. На протяжении всей книги сохраняется ощущение нереальности, зыбкости, временности мальчишеского счастья. Это сказка, ведь не может человек жить с аквариумом вместо сердца. Но сказки должны заканчиваться хорошо! А здесь концовка открыта. Герой будет жить только пока не кончится лето. А потом? Автор оставляет выбор за читателем. Сделайте доброе дело, не позвольте весам добра и зла склониться не в ту сторону. Но почему-то столько горечи в этом призыве, что начинаешь сомневаться в том, что чудо возможно.
Bizon, 10 февраля 2013 г.
Уникальная книга! Автор прямым текстом призывает читателей к действию, не просто к прочитал — забыл или не забыл, а прочел и начал действовать. Активный призыв Великого гуманиста Вячеслава Крапивина творить добрые дела. Только крупинка привнесенной в мир справедливости от вас, от каждого кто прочел книгу, позволит прожить еще немного времени Шурке Полушкину. Книга с открытым концом, дописать который вправе любой из живущих. Никаких притворно-лживых хеппи-эндов или мрачных антиутопий. Никто не решит за вас жить или не жить. Все в ваших руках и сердцах. Однозначно читать всем!
MauroSV, 18 января 2009 г.
Повесть замечательная. Очень эмоционально насыщенная, светлая и интересная. После прочтения — очень приятный остаток на душе, прям хочется сразу помочь главному герою и сделать что-то такое хорошее:)
За всем детским антуражом скрываются весьма глубокие мысли. От любого твоего действия может сотрясаться целая Вселенная. Прочитав и осознав такое, совесть просто не позволит творить зло. В общем, повесть учит всяческим добродетелям, а сама концепция Безлюдных пространств — просто восторг:super: Сразу вспоминаешь босоногое детство и вылазки на заброшенные места...
Спасибо автору за отличное произведение. Браво!