Станислав Лем «Воспитание Цифруши»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Ироническое | Философское
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Роботы
- Возраст читателя: Любой
Когда Клапауция сделали ректором университета, Трурль от одиночества смастерил себе маленькую цифровую машинку, которую назвал Цифрушей, воспитанием которой и занялся. Но вот, во время одного из их разговоров, в сад Трурля подряд падают три метеорита. Оказывается, это части хвоста ледяной кометы, пролетавшей мимо. В двух из них оказываются барабан и робот барабанщик, в третьем — андроид со стаканом яда в руке.
Разморозив и оживив незваных гостей, Трурль и Цифруша с интересом выслушали их истории...
Входит в:
— цикл «Кибериада» > цикл «Кибериада»
— сборник «Maska», 1976 г.
— антологию «Die Rekonstruktion des Menshen», 1988 г.
— журнал «Тера фантастика, 2019 / бр. 19», 2019 г.
Номинации на премии:
номинант |
Великое Кольцо, 1993 // Крупная форма (перевод) |
- /языки:
- русский (13), немецкий (1), украинский (4), польский (1), болгарский (1)
- /тип:
- книги (18), самиздат (2)
- /перевод:
- М. Гандзий (4), К. Душенко (12), В. Сивов (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
bazyazya, 10 июля 2021 г.
Если вы считаете, что это фантастика, то очень странная. Не читал других юмористических произведений Лема, но рекомендую всем читать всё же серьёзные вещи автора, тут я ничего не могу сказать плохого. Рекомендую только фанатам этого польского писателя. А так лучше не теряйте время.
wolobuev, 17 июля 2021 г.
Ну это уж совсем ни в какие ворота. Я понимаю, что Лему были милее социальные прогнозы, чем какая-то там художественность, но не до такой же степени!
То, что завязка не имеет никакого отношения к основному действию, я уже привык. Для Лема такое в порядке вещей. Но я всё же надеялся, что у повести будет некая общая мысль, выраженная в названии. А вот нет! Просто на голову Трурлю падают два создания из других миров, которые рассказывают ему про свои злоключения. Когда второй пришелец замолкает, повесть заканчивается. И всё, никакого вывода. Цифруша, вынесенный в заглавие, присутствует только в завязке и больше о нём не вспоминают. Как и о Трурле, впрочем. Никакого финала, никакой морали, вообще ничего. При чём тут, спрашивается, воспитание? Видимо, Лем сел писать одну историю, потом она ему наскучила и он привинтил к ней две другие.
Первая — сатира на лагерь социализма. Самокритика, двоемыслие («чревовещание»), огромное Гориллище (КГБ и его аналоги), музыка сфер (коммунизм) — всё очень зримо и понятно. Лем настолько точен в описании, что невольно угадал реальный случай, произошедший в СССР. 9 апреля 1941 г. на совместном совещании Политбюро и руководства наркомата обороны замнаркома по авиации Павел Рычагов, отвечая на вопрос, почему в СССР бьётся так много самолётов, бросил в лицо Сталину: «Аварийность и будет большая, потому что вы заставляете нас летать на гробах!». Через три дня он был снят с должности, в июне того же года арестован, а в октябре вместе с женой (тоже лётчицей) бессудно расстрелян под Куйбышевом. Лем, конечно, не знал об этом, но зато он знал реалии социализма, отсюда его попадание в девятку (в повести один из музыкантов, набравшись смелости, говорит: «У нас же негодные инструменты! Какая тут музыка сфер?». Итог — смерть в пасти Гориллища).
Вторая история- удивительно точный прогноз Лема касательно второго этапа сексуальной революции и ухода людей в виртуальность, при этом наполненный такой постмодернистской игрой в слова, что дух захватывает. Оказывается, Лем и Пелевина предвосхитил, и даже «Матрицу». Эта история потом частично вошла в «Осмотр на месте», даже название страны было перенесено почти без изменений (здесь — Лизанция, там — Люзация). Лем опять размышляет здесь о техническом принуждении людей к нравственности (тема, начатая в «Возвращении со звёзд» и продолженная в «Осмотре на месте»), но слишком уж отдаётся модному тогда вопросу перенаселения (вспомним Гаррисона с его «Подвиньтесь, подвиньтесь!»), а потому заканчивает совсем уж в абсурдистском ключе. Но даже полный бред, если его озвучил Лем, не пропадает даром — смотрите фильм 2017 года «Короче» и удивляйтесь, сколько идей подкинул миру великий поляк. :)
Кстати уж, нельзя не упомянуть, что Лем удивительно много места отводит позиции церкви. Для советских фантастов, описывавших будущее, такого явления не существовало вовсе — подразумевалось, что в грядущем все будут атеистами. А вот Лем раз за разом возвращался к теме церкви. Здесь церковь упоминается в связи с вопросом опять же перенаселения, что превращает «Воспитание Цифруши» ещё и в документ эпохи. Действительно, в то время в Ватикане ломались копья в связи с проблемами контрацепции и целибата, причём, одним из рьяных участников той борьбы был архиепископ Кароль Войтыла (будущий папа Иоанн Павел II), живший в одном городе с Лемом. Вот так акценты, расставленные в книге, выдают не только время, в которое жил автор, но и место, где он жил.
Mishel5014, 26 октября 2015 г.
Один из моих любимых рассказов у Лема, особенно — часть про Первого размороженного. Читал еще во «Всесвите», в потрясающем украинском переводе. Супер! А уж описание символизирующего карательную систему Гориллиума... Шедевр. « ... И выбирается из шкафа некто Пятиэтажный... Сидит себе, с сопеньем да кряхтеньем, в носу не спеша, со вкусом и удовольствием колупается, все внимание на этом процессе сосредоточивши, палец в пуп запускает, а то и не пуп, а прямо черный провал Мальмстрима! « )))
Стеклянный Гидер, 28 января 2009 г.
Две модели общества — сталинский советский союз с поиском г.сф. по директивам свыше и современный буржуазный мир с культом безнравственности — что отвратительнее и бессмысленнее? До какого предела мерзости может дойти общество? Каждый делает свой вклад и спасутся те, кто действительно ищет Гармонию Сфер.
VaLKa, 1 декабря 2008 г.
Если честно — очень странные истории. Я их точно не до конца осознала.
Поток мыслей и идей зашкаливает. 2 модели сообщества, столь оригинальные, столь разные, многоплановые, многослойные. Тут можно и политическую картину мира усмотреть, можно глубокую социологию и психологию, а местами и психопатологию, кое-какие исторические ссылки, футурология и философия. В общем масса всего. И это удивительно переплетено в два небольших рассказа, с сюжетными поворотами, держащих в интересе до последних строк и оставляющих еще больше вопросов. Автор спорит с самим собой, задает себе нелегкие задачки, пытается их решить при помощи НФ. Так же можно увидеть много пересечений с более ранними рассказами Лема. И это говорит о том, что нет решения этих задач, какие бы модели человек не строил…