fantlab ru

Дэвид Вонг «В финале Джон умрёт»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.71
Оценок:
601
Моя оценка:
-

подробнее

В финале Джон умрёт

John Dies At the End

Роман, год; цикл «В финале Джон умрёт»

Аннотация:

В этом городе всегда творилось что-то странное.

Здесь часто исчезают люди, из ниоткуда появляются таинственные автомобили, а ещё тут живут Дэвид и Джон, вполне обычные парни, которым однажды не посчастливилось случайно открыть дверь в другой мир (Ад, Измерение ИКС, Зен, Метавселенную — как только люди его не называли). Вот только если ты видишь его, то и местные обитатели видят тебя, а они очень любопытные и зачастую очень голодные. А потом в городе начинает твориться такое, что ни в одном кошмаре не приснится: Люди-Тени, Клоны, Слизняки, Щупальца, Твари, описания которым в человеческом языке нет, и Монстры. Много Монстров. И Дэвид, и Джон довольно быстро понимают: некоторые двери закрыть очень трудно, а реальность куда интереснее и страшнее, чем кажется человечеству.

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2012 // Книги — Мистика и хоррор года

Экранизации:

«В финале Джон умрет» / «John Dies at the End» 2012, США, реж: Дон Коскарелли



Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (5)

В финале Джон умрет
2012 г.
В финале Джон умрет
2019 г.
В финале Джон умрет
2021 г.

Издания на иностранных языках:

John Dies at the End
2007 г.
(английский)
John Dies at the End
2011 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  52  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если две змеи пожирают друг друга, то какая закончит раньше – та, что движется по часовой стрелке, или та, что против?

В мире Дэвида Вонга инь и ян находятся в состоянии войны: если в нашей реальности черное и белое сливаются в изящный символ, который можно изобразить сливками на черном кофе, то в вонговской кофе безжалостно перемешан, пересыпан перцем, разбавлен кубиками льда и в конечном счете выменян на водку с апельсиновым соком. Высшая гармония – в отсутствии гармонии.

С виду, впрочем, слово на букву «г» едва ли применимо к книге, в которой правят бал летающие собаки, гориллы на крабах, сосиски мобильной связи, загадочные мешки с салом и другие атрибуты кошмарного сна, увиденного поклонником Дугласа Адамса после посещения выставки сюрреалистов.

А начиналось все безобидно, если не пасторально: в один апрельский вечер двое двадцатилетних разгильдяев, прожигающих юность в безымянном городке на американском Среднем Западе, выбрались на загородную вечеринку с алкоголем, женским полом и рок-н-роллом. Один – тот самый Дэвид Вонг – по итогам ночи разочаровался в себе, перепугался до смерти и чуть не опоздал на работу, другой – тот самый Джон – провел время с большей пользой, а именно:

а) попробовал «соевый соус» – невиданный прежде наркотик, снимающий завесу с человеческих глаз и делающий ад (измерение Икс, Зен, метавселенную – как только ни называли его наивные люди) немного ближе;

б) ушел живым из некоего странного дома, гостей и хозяев которого полицейским экспертам пришлось соскребать со стен;

в) обзавелся невидимым (или видимым только ему) домашним питомцем, склонным к агрессии и непохожим ни на один из видов, известных биологической науке;

г) выскочил за пределы пространственно-временного континуума, познал тайны бытия и научился вселяться в собак.

Стоит ли говорить, что ко всем этим и многим другим радостям пришлось приобщиться и Дэвиду – хотел он того или нет? На то и существуют лучшие друзья – по крайней мере, в представлении Джона.

То, что произошло дальше, можно описать разными способами. Скажем, пройтись по алфавиту: астральные тела, Библия, видения, галлюцинации, двойники, ералаш, живые мертвецы, Зантхк Алл-Бззки'л Шадд'ууул'л Л'лууу'ддас Л'икззб-лла Кхтназ ( sapienti sat !), искусственный интеллект, клоны, люди-тени, мутанты, неведомое зло, огнеметы, параллельные миры, растаманы, слизняки, телепортация и топор, убийство, фабрика клонов, хаос, цензура на отдыхе, черви, шутки ниже пояса, щупальца, экзорцизм, юмор, ясновидение.

Еще можно перечислить жанровые столпы, на которых покоится шатер этого цирка: «Фантазм», «Зловещие мертвецы», «Вторжение похитителей тел», «Автостопом по Галактике», «Восставший из ада», «Звездный путь», «Сумеречная зона», полное собрание сочинений Г. Ф. Лавкрафта, избранные романы Дина Кунца, а также Half — Life , Doom и другие легенды игровой индустрии.

Однако первозданную прелесть этой книги не в силах передать ни одна классификация; подчиняясь воле автора, два и два упрямо дают в сумме пять, а золотистые ретриверы садятся за руль и жмут на педали.

Силы хаоса вырвались на свободу в 2001 году, когда скромный офисный работник Джейсон Парджин, спрятавшись за еще более скромным псевдонимом (по его словам, «Вонг» – самая распространенная фамилия на планете), выложил в Интернет короткую историю «о себе, своем друге и монстре, сделанном из мяса». История прижилась, обросла поклонниками и продолжениями и превратилась в итоге в полновесный роман. За публикацией в мелком издательстве «Пермьютед пресс» и неожиданно высокими продажами последовали издание массовым тиражом, предложение от именитого режиссера Дона Коскарелли («фантазмовские» гены сработали как часы) и культовый статус. Дальше Джона, Дэвида и сопутствующий им бестиарий было уже не остановить.

Хотя временами в тексте и проглядывают швы, скрепляющие несколько последовательных сюжетов в единое целое, отдельные нестыковки теряются на фоне выложенной Вонгом мозаики, пестрой и богатой на детали. Заметнее всего выделяются две составляющие – страх и смех, сплетенные теснее, чем нити ДНК. Ужасное здесь неотделимо от комического и подпитывается им; устоять перед чарами романа тем сложнее, что он успешно эксплуатирует две из трех сильнейших человеческих эмоций (третья, любовь, тоже не забыта). В свою очередь, основные цвета дробятся на оттенки: юмор – от пародии на компьютерные игры и кишечно-генитальных хохм до скрытой сатиры на религию и общество потребления, хоррор – от кровавого сплаттерпанка до тонкой поволоки сверхъестественного, достойной классиков жанра.

На подобных контрастах построен весь каркас романа. В нескольких интервью Вонг-Парджин с наигранным смущением называет себя «человеком без филологического диплома», однако легкость, с которой он балансирует между абсурдом и серьезностью, приключениями тела и психологическими дилеммами, говорит о писательских качествах, нечастых даже среди мастеров. Само название книги – ящик с двойным дном; если искать плохо, останешься ни с чем.

Идеи и метафоры, небрежно разбросанные по тексту, могли бы составить еще один список, а краткая подборка цитат потребовала бы под себя отдельный блокнот. Здесь и живые наркотики, которые проникают в человеческое тело по собственному почину; и размышления о массовой культуре, формирующей особый взгляд на нашу действительность и ее гипотетических соседок; и тема насилия как неотъемлемой части вселенной и главной утехи богов. По ходу действия главный герой из неуклюжей тени, сопровождающей обаятельного Джона в его выходках и безумствах, превращается в трагическую, многогранную фигуру – и некоторые из этих граней отсвечивают гагатовой чернотой.

При всем этом книга остается увлекательным чтением, нафаршированным чудовищами, стрельбой, небылицами, сюжетными сюрпризами и анекдотами о пенисах (не всегда удачными, но природа предмета такова, что даже половинная отдача – успех). Поддавшись высокомерию, легко сбить фокусировку – и смотреть, говоря словами героя, «не на дорогу, а на грязь, прилипшую к ветровому стеклу». Почти так же легко, как поверить в змей, пожирающих друг друга назло законам естества.

Впрочем, тварям, ползающим по изнанке бытия, безразлично ваше мнение об их реальности – вполне достаточно, чтобы к ним повернулись спиной.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лет десять тому назад, когда дизайн сайта «Мир фантастики» был ещё аккуратным, компактным и удобным, а не как сейчас, я увидел в списке книжных рецензий дикий заголовок: «В финале Джон умрёт». Прочёл рецензию и понял: вот это я обязан заценить, мимо этой книги пройти нельзя. Сказано — сделано. Дочитывал я её в новогоднюю ночь — и какой же роскошный это был Новый Год...

Я улетел с первой страницы, с первых же строк — и дальше было только лучше. Вонг — это нечто совершенно уникальное. Можно, конечно, проводить параллели и сравнения. Можно говорить, что это «Сверхъестественное» из-под пера Чака Паланика. Можно сказать, что сам ГФЛ дожил до наших дней и освоил искусство неприличного юмора. Можно наречь Парджина американским Дзюндзи Ито. Но лучше отбросить все сравнения и позволить автору говорить за себя — и пусть в ушах зазвучит «Верблюжий холокост», и пусть «соевый соус» наполнит нечестивыми видениями ваш разум. Улётная, непредсказуемая, едкая и по-настоящему кошмарная смесь хоррора и юмора, где эти два полюса не отрицают друг друга, а взаимно усиливают, творя подлинное диалектическое единство. В одну минуту вы истерически ржёте, в другую содрогаетесь перед очередным откровением, реальность стремительно распадается на куски и расползается в клочья — и при этом делает это редкостно _убедительно_, и никакая доза пародийности и глумления не спасает. Напротив: в наш век «постметаиронии», «постмодернизма» и прочих «пост-«ов, а также усиленной рефлексии над всем подряд, именно такая авторская установка — нескончаемый, слегка неадекватный смех, помогающий удержаться на краю подлинного безумия — выглядит особенно подкупающе и реалистично. Грамотное переосмысление городских легенд и широко распространённых когнитивных искажений только добавляет авторским видениям веса. На мой взгляд, Вонговерс — самая живучая авторская хоррор-мифология со времён дедушки Лавкрафта, и ничего удивительного, что автор регулярно жалуется в послесловиях на тех, кто не верит, что он это всё выдумал.

Да, верно, первая книга вырастала из сетевых рассказов, и у неё очень дёрганный, рваный сюжет, если это вообще можно назвать сюжетом... Но в этом, опять-таки, особый шарм, который не смогла повторить ни одна из последующих книг. Многомесячные паузы, оборванные сюжетные линии и сторонние анекдоты, уводящие в никуда, потусторонние мелочи, которые никак не влияют на основной сюжет, но творят незабываемую _атмосферу_ — вся эта неряшливость придаёт первой книге удивительно документальный дух, кажется, словно действительно читаешь чью-то необычайно упоротую автобиографию. Ведь разве не так всё происходит в нашей с вами жизни? Люди внезапно врываются в неё и так же внезапно исчезают. Вопросы иногда остаются без ответов. Некоторые странные случаи остаются просто странными случаями, а не завязкой удивительного приключения. Очень жаль, что автор так и не вернулся к этой схеме — и всё же она делает его дебют по-настоящему уникальным.

Отличный стиль, прекрасно переданный в русском переводе. Юмор в регистрах от телесного низа до социальной сатиры. Вихрь фантасмагорических образов. Шокирующие сюжетные повороты (ни один из которых не попал в фильм, хоть автор его и хвалит). Парализующий космический ужас. Конспирология. Монстры, гуро, расчленёнка. Вполне толковая философская проблематика. Огромное количество поводов ещё долгими месяцами параноидально вглядываться в каждую мелочь, проверяя, действительно мир сегодня именно таков, каким мы помним его со вчерашнего дня...

Шедевр. 13 из 10.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Феерический абсурдный безостановочный трэш. Книга подкупает отсутствием даже малейших провисов сюжета. Тебя посадили на американские горки, и ты не выходишь с них до финальных титров. Идеально подходит для снятия стресса и времени, когда читать что-то сложнее рекламного буклетика сложно. Легко, задорно, весело. Pulp fiction essentials.

Затрудняюсь даже оценку дать этой истории. Книга справляется со своей задачей развлечения на ура, но поставить выше 7 рука не поднимается.

P.S. непонятно почему в хештегах у произведения «ужасы», ими тут и не пахнет.

Оценка: 7
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

В «В финале Джон умрёт» сплелись в страстных объятиях и любили друг друга в разных позициях на протяжении всего романа два взаимоисключающих (по крайней мере, я их всегда взаимоисключал) качества.

Первое из них можно назвать угарностью (безбашенностью, безудержной весёлостью, сумасшествием): вся книга пронизана дикими по своей несуразности сценами, феерическими по своей тупости диалогами и нагромождением всего-что-только-можно на погонный метр текста.

Второе – унылость. В какой-то момент бесконечная угарность (см. предыдущий абзац) слилась в бесконечный калейдоскоп, где все кусочки стекла монохромные. Постоянное действие стало напрягать, мельтешение всевозможных монстров – утомлять, а герои (Дэвид, Джон и все, кто к ним примкнул и от них отомкнул) вместо того, чтобы оставаться отвязными дебилами, стали вдруг унылыми дебилами. Всё слилось в единую не очень съедобную кашу.

Во время прочтения возникало странное (и, наверное, довольно бессмысленное) сравнение «Джона» с «Похождениями бравого солдата Швейка». В «Швейке» так же было много смешно и тупого, и он так же изобиловал событиями, но там всегда не покидало ощущение «лишь-бы-не-заканчивалось», а оборванная концовка выбивала из колеи. В «Джоне» же я постоянно поглядывал на толщину оставшихся страниц.

В итоге книгу дочитывал, напрягая силу воли, которая постоянно говорила: «Брось, мазохист». И дочитал. Более того, где-то там, в моём «ту-рид» листе, лежит продолжение под названием «В этой книге полно пауков», которое страстно шепчет: «Я знаю, ты получил ещё недостаточно боли и унижения. Пади предо мной на колени, жалкий червь».

5 из 10

Оценка: 5
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Приступая к чтению этой книги, я знал только, что по ней сняли неудачный фильм, что она выходила в печально известном желтом оформлении «Альтернатива-фантастика», и что на нее были неплохие отзывы в интернете. Если честно, я ждал какой-то неудобоваримой контркультурной жести в скверном переводе. Отмечу сразу, в своих ожиданиях я ошибся, чему несказанно рад.

Роман рассказывает о неком Дейвиде Вонге (альтер эго самого автора), великовозрастном неудачнике, работающем в видео-салоне. При этом, на пару со своим другом Джоном, они являются борцами с паранормальными явлениями, эдакими охотниками за приведениями. Однажды один известный журналист решает взять у Вонга интервью и практически весть текст романа представляет собой рассказ, как герой дошел до жизни такой. Изначально мы знаем, что Дейв, по молодости, имел проблемы с психикой, рано осиротел и воспитывался у дяди и тети и вообще любит приврать. И действительно, начинается история со встречи со странным ямайцем, торгующем наркотиками. Новый наркотик, называемый «соевый соус» вызывает изменение восприятия времени, в духе Филиппа Дика и дарует необычайные способности, вот только после употребления его, выжили только Дейв и Джон. В дальнейшем история перерастает в какой-то дикий трэш про нашествие несекомых-демонов, с кровищей и прочими неприятными вещами, и начинает походить на фильм категории Б. Что я обще читаю?!, возмущается читатель. Но когда история становится совсем безумной, рассказчика прерывает репортер. Оказывается, в истории довольно много нестыковок и откровенно бредовых мест. «Ну да- соглашается рассказчик – немного перегнул». И история опять входит в более-менее адекватное русло.

Затем начинается еще один рассказ про нашествие людей-теней, затем еще один. С каждой следующей историей бреда становится все меньше, а драматических и трагических, да и вообще страшных эпизодов все больше. Переломным моментом является встреча с девушкой Эмми, которую главный герой в детстве называл «морской огурец». После этого история становится вполне серьезной, хотя временами и возвращается к абсурду и черному юмору, из мистической, превращаясь вполне в научно-фантастическую про параллельные миры. Да и образ главного героя претерпевает значительные изменения. Он уже не кажется пустобрехом, а становится вполне трагической фигурой со своей правдой. Да и в его предыдущих рассказах, оказывается, не так много было преувеличений и вранья. К примеру, Коррок – главный антагонист романа, имеет весьма своеобразное чувство юмора, и этим можно объяснить довольно странное и нелогичное поведение сил зла.

По стилю , да и вообще по восприятию, роман одновременно напоминает фильмы «Догма» и «Трилогию «Корнетто» Джо Райта или, например «Хижину в лесу» – там также совмещались моменты абсурдной комедии, черного юмора и вполне серьезные размышления. Конечно, в книге встречаются различные мерзости и «ужастности» и переизбыток сортирного юмора, но они выглядят скорее забавно, чем страшно, и придают книге больше индивидуальности. Хотя, слабонервным лучше не читать.

Перевод тоже оказался вполне приличным. Единственный момент: машину главного героя называют то «хендай», то «хёндэ», но особой роли это не играет.

Лично мне роман очень понравился. С одной стороны, в нем много достаточно смешных (если вы любите черный юмор) моментов, и при этом он является очень неглупой фантастикой, да и вообще поднимает многие общечеловеческие проблемы. Моя оценка 9/10

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вечер Судного дня начинался так же, как остальные. В электричке было полторы калеки. Половинный калека пялился на меня бездонной вскрытой брюшной полостью. В месиве из опарышей и глистов угадывался логотип группы «Dark Throne», причем буквы D и O служили глазами. Я кивнул половине, вытащил из сумки фляжку, свинтил крышку, и муншайн знакомо опалил язык. Не берусь угадывать, да и врач-нарколог из меня как из вуки оратор, но сдается, именно самогон стал причиной знакомства с половинчатым калекой. А также с человеком-вешалкой, существом, состоящим из разумных гвоздей, белым котом, умеющим всасывать ушами свет, и целой толпой других веселых друзей.

Я включил читалку и вздохнул. До конца книги («В финале Джон умрет» бай Дэвид Вонг) оставалось страниц двадцать. Легко дочитаю, сказал себе я. Скоро все закончится. Но огни одиннадцатипополуденной Москвы, мелькавшие за окном, манили взор куда сильнее текста. Мне было скучно.

Все началось, когда я зевнул на прологе. Честное слово, что-то большое, продолговатое и сегментированное, как ленточный червь-переросток, залетело в мой рот в тот самый момент. Оно даже расшатало зуб, который не мешало бы залечить, но не доходили руки. Червь поселился внутри и хохотал, пока я продирался через первые несколько глав. Кое-где я хихикнул вместе со смешливым паразитом, но в целом оставался нем и невесел. В районе эпизода с полицейскими «В финале...» был закрыт. От удаления книги из библиотеки удерживали только червь и упрямство. И я дочитал. Вообще-то, червь был славным парнем: произносил тосты, которые я запивал из уже знакомой вам фляжки, комментировал дурацким голосом фильм «Облачный атлас» (да будь он проклят во веки веков) и даже помог склеить девку в баре, подсказав остроумную реплику. Реплику червь придумал сам, а не подсмотрел у Дэвида Вонга (смешных шуток у него в книге вообще по пальцам двух рук пересчитать; панчлайны, знаете ли, не те, да и над фекалиями как-то уже не тянет потешаться в последнее время).

Пару сюжетов из книги я не понял вообще. Да, роман не очень цельный, разбит на подсюжеты, как какой-нибудь альманах по типу «Четырех комнат». По-настоящему дельным счел один (последний, если оттуда убрать хотя бы 50% сортирного юмора), остальное летело мимо. Под конец я обиделся, потому что фантазия у Вонга работает, как надо, образы яркие, вот только образы и фантазия — не особо прочная основа для цепляющего произведения. Представьте себе человека, родившегося прекрасным на лицо, чтоб как эдакая порочная смесь Брэда Питта и Орнеллы Мути, вывалянная в блестках, зато без языка, гортани, половины внутренних органов и умением выражать мысли только плевками по системе Морзе. Вам бы хотелось, чтобы вас заплевал подобный красавчик? Ну навряд ли. Вот и мне не хотелось вылавливать хорошие задумки из слизи непроработанного сюжета и нечистот ужасного языка. Пальцами. Голыми. А слизь жжется, между прочим.

Дочитав, я пожелал червю спокойной ночи и попытался отрубиться, ведь ночую я тоже в электричках «Москва-Павелецкая — Узуново». Когда начнем пауков, спросил червь. Никогда. Червь расстроился, и тут-то и случился Судный день. А что это было такое, я вам не буду рассказывать, хватит уже. Скажу только, что оценка «Джону» 5/10.

Рекомендую, если:

- вам лет 16, и вы ничего в своей жизни еще не прочли толкового;

- вам ну настолько хочется расслабить мозг, что выбор идет между Дарьей Донцовой, русским романтическим фэнтези про беременность от босса-дракона и «Джоном»;

- последняя фекально-сисечная комедия просмотрена в детстве босоногом, и вас мучает ностальгия.

В любом другом случае не надо.

Оценка: 5
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно интересный винегрет из разудалого сплаттер-треша, абсурдистского юмора, диковской психоделики, лавкрафтовского мрачняка и неожиданно нежной подростковой романтики, щедро сдобренный майндфаком внутри майндфака и «ненадежным рассказчиком» (можно подумать, другие участники этого паноптикума надежны!)

Здесь мертвецы звонят живым через булочку с сосиской, собаки гадят взрывчаткой, бейсбольная бита с привязанной Библией вышибает из демонов все дерьмо, гигантская горилла едет верхом на (гигантском, разумеется) крабе, сатана вселяется в замороженную тушку индейки, из экрана телевизора смотрят глаза, а маленькая девочка, извиваясь как червяк, ползет по полу туалета.

При этом вся творящаяся дичь описана с задором, весело. И жутко. И очень смешно. И до мурашек пугающе. Но все-таки смешно.

Если бы не утомительно подробные боевые сцены, была бы чистая пятерка. Но эмоциональный роллеркостер, едва разогнавшись, слишком часто притормаживает, а то и вовсе останавливается со скрипом. Поэтому только 4 звезды.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Однажды в маленьком американском городке начала твориться всякая чертовщина. Чокнутый ямаец, вооруженный загадочным «соевым соусом», распахнул портал в Ад, и оттуда полезли жуткие твари. И только Дэйв и Джон, невольно вляпавшиеся в это дело, кажется, способны разобраться в творящемся вокруг них безумии и навести порядок…

«В финале Джон умрет» — развеселый трэшовый хоррор, более всего ассоциирующийся с американскими подростковыми ужастиками восьмидесятых-девяностых годов: хлещущая через край кровища, идиотские и зачастую туалетные шутки, и компашка молодежи, в пьяном угаре носящаяся то за монстром, то от него. Чтиво, на взгляд непосвященного, мусорное, но, думается, лишь до той поры, пока непосвященный не откроет книжку. Которая увлекает уже с первых страниц — собственно, для того, чтобы понять, за что роман нравится другим людям и может понравиться вам, достаточно прочитать историю с топором и следующую за ней контрольным — с мясным монстром. Дэвид Вонг с ходу показывает себя мастером слова, остроумно выстроенных диалогов и ситуаций.

Читая его роман, то и дело срываешься, чтобы выписать себе очередную цитату на память. Про громилу с пришитой леской головой, про спрятанный в Коране пистолет и игру в хоккей на приставке… Порой кажется, что читаешь литературный эквивалент Тарантино; помимо «мозаичности» повествования, которое как бы складывается из множества историй, роднит их то, что юмор Вонга так же строится на абсурде, отсылках и жизненных ситуациях. Автор — как тот ямаец на вечеринке, заглядывает тебе в лицо и, посмеиваясь, предлагает вспомнить последний снившийся сон, а ты невольно ведешься и понимаешь, что у тебя начинает съезжать крыша. В самом хорошем смысле этого выражения.

И все эти летающие собаки и телефоны, сделанные из хот-догов, в рамках заданных правил игры оказываются на удивление логичными.

Нельзя не сказать нескольких слов и об отсылках, или вернее, признании в любви жанру в целом. Начинался «В финале Джон умрет» как серия отдельных рассказов из жизни Джона и Дэйва и их борьбы с нечистью, написанных гиком для таких же, как он, гиков в Интернете. Потому кажется, здесь собраны буквально все популярные сюжетные ходы фантастического жанра. В своем произведении под соусом классического «что-то страшное творится в маленьком городке» Дэвид Вонг ухитрился подать темы и параллельных миров, путешествий во времени и лавкрафтианского «космического ужаса», похитителей тел и «людей в черном», и много чего еще — и все это движется и работает в романе, как четко отлаженный механизм. Не удивлюсь, если соус писателя был тем самым, «соевым».

И портят роман только экшен-сцены. Все-таки Вонг мастер эпизодических зарисовок, но большее ему не дается. Как только начинается очередное сражение с перечислением характеристик очередного невообразимого монстра и чем-то типа «да я ему — ух, а потом он в ответ — ух», то текст мигом скатывается в трэш, достойный пера пятиклассника. Просто туши свет да выбрасывай лампочки. Собственно, о трэше же и разговор? Но читать такое без изюминки скучно. И если к следующему роману трилогии о Дэйве и Джоне Вонг не продвинулся в плане описаний действия, то, боюсь, при всем уважении к его вкусу и любви к деталям, он для меня так и останется автором одной книги.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Представьте себе что Ллойд и Хари (Dumb & Dumber) закинувшись тяжелой наркотой, решили описать свои бредовые видения. Представили? Значит вы уже прочитали книгу — «В финале Джон умрет». Полный бред, сдобренный абсурдом и посыпанный пошлыми шутками. Причем доведенный до такого совершенства, что вызывает невольное восхищение. Удерживаться на гребне волны, при написании книги такого объема надо очень постараться.

В общем, если вам нравятся тупые и пошлые шутки в стиле американский комедий 80-90-х про какашки и половые органы, реки кетчупа заменяющего кровь и бумажные монстры (пусть даже сделанные из мяса и колбасы), значит вам понравится и эта книга. Если вы ждете, что вас будут пугать в стиле Стивена Кинга ваши ожидания не оправдаются. Книга совершенно не страшная. Если вы ждете что вам будет смешно, что ж и в этом случае вас ждет сильное разочарование. Книга совершенно не смешная. Может это и новое веяние в фантастике, только вот душок уж больно непритязательный. Как в общественном туалете — смесь испражнений и хлорки.

И да, сюжет и правда пересказать невозможно. Просто потому, что сложно словами пересказать то, чего и нет...

Оценка: 4
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Два раздолбая закидываются наркотой, размышляют о сверхъестественном в обычных вещах, на которые мы не обращаем внимания, и, конечно, борятся с нечистью. В арсенале:

- Классический рок, который своим чистым звучанием отпугивает демонов;

- Мятные конфетки с текстами из заветов, которые взрывают одержимых псов;

- Бейсбольная бита с примотанной скотчем библией, которой так круто вышибать дерьмо из монстров...

Вообще-то, лично меня такое безудержное веселье подкупает. Подкупает простота главных героев, умело выстроенный хоррор, юмор и безграничное воображение автора. Но через пару сотен страниц это, к сожалению, начинает утомлять. Думаю, не стоило тянуть с окончанием вечеринки так долго. В объеме повести или даже нескольких законченных рассказов — Дэйв и Джон шли бы уверенней.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Началось со вполне неплохого сюжетно некоторого текста, в котором следовало бы уменьшить концентрацию сортирных шуток и далее в этом духе. Средний и не оригинальный сюжет, декорации тоже не впечатлили, но в целом было ощущение, что автор рассказывать истории в принципе может или умеет. Ближе к середине скатилось в мусорную писанину про Иисуса нашего Христа, обдолбанное телевидение и, во второй половине рецензируемого, в отвратительно низкосортный любовный роман с самоистязанием и прочим. Роман был и в первой части, но был не так заметен. Однако заметен был. Под совершенно самый конец очень условно исправилось, но ощущений однако не починило. Концовка в целом лучше всей второй половины и уж тем более прогнившей середины, которую просто следует форматнуть. Любовный роман тоже. Вот, собственно, и всё.

UPD: Фильм был лучше, хотя там почти всё вырезано.

Ещё. Здесь: https://fantlab.ru/edition80212 — иллюстрация взята с картины Одилона Редона.

Оценка: 3
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

А что будет, если смешать фильмы «Экзистенция» и «Догма»? Правильно, «В финале Джон умрет».

Когда начинаешь читать эту книги, если ты еще не посмотрел фильм или не читал отзывы, то долго пытаешься понять, это психоделический хоррор с черным юмором или тебе описывают глюки наркоманов. Это трэш. Но на самом деле в хорошем смысле. Как на выставке инсталляция из мусора.

Хотя на самом деле в романе нет четкого сюжета, но есть своя логика. Многое сумбурно. Какие-то идеи, замыслы реализованы слабо, как будто тебе пытается что-то объяснить человек, который сам не до конца разобрался.

Это не подростковое чтиво, хотя, ИМХО, и рассчитано на более молодую аудиторию. Соответственно читается легко и быстро.

Если честно, я ожидал другую концовку. Эта показалась мне слабее все книги, из-за чего общее впечатление было смазано.

Но как отдых от всяких «тяжелых» книг этот роман зайдет на ура.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересно, как это жить под чьим-то постоянным наблюдением. И тот, кто за тобой следит, не «большой брат», не хакеры, не КГБ, не директор фирмы, а непонятные инопланетные существа. Они злобно зыркают с экрана телевизора, а иногда и материализуются, после сразу пытаются вас убить. Вот только мотивация их непонятна совсем.

Вонг играет двойную роль — и писателя, и главного героя книги. Практически с первых страниц книги с ним происходят странности. То оживет несколько килограммов колбасы, то собака заговорит с ним человеческим голосом, то бутерброд зазвонит как телефон. Наверное, все это звучит нелепо и смешно, но ГГ не до шуток, ведь его жизнь постоянно висит на волоске, и если не начать что-либо делать, то можно распрощаться с мечтой о счастливой семье, большом доме и хорошей работе. Чтобы выжить, нужно бороться. С помощью классического рока, Библии и мятных леденцов.

«В финале Джон умрет» — очень странная книга. Это определенно хоррор, но с примесью комедии и безбашенного трэша. Когда читал роман, то в голову лезли ассоциации с «Червяком Джимом», «Зловещими мертвецами» и «Dead Rising». В сюжете напрочь отсутствует какой-либо момент спокойствия. Только пауки успокоились, как твари с париками вылезают, только от мух отобьются, как кусачие мотыльки прилетают. Героям некогда отдыхать, некогда подумать о смысле жизни, некогда обсудить планы, некогда задуматься о том, что вообще черт возьми происходит в этом мире. Давно я не читал чего-то подобного. Один сплошной экшен без передышки. Написано все очень простым языком. В конце книги автор признается, что у него нет филологического образования, он написал пару рассказиков, закинул их в сеть, людям понравилось, поэтому пришлось писать дальше, объединяя рассказы в один сюжет. Это заметно. Заметно, что общий сюжет слегка хромает. Если прочитать 50 страниц и отложить чтение на завтра, то завтра трудно вспомнить, о чем читал вчера. Потому что весь сюжет залит кровью, трупами, кусачими тварями и ожившими кусками плоти.

Странно, что герои не ищут корень зла. Они понимают, что где-то есть проблема, которую нужно решить раз и навсегда, но в редкие минуты передышек герои ищут себе спутниц жизни, растят бороды или просто отсыпаются. И никто из низ не задумывается над тем, почему эта аномальная гадость лезет в наш мир.

А ответ прост — потому что Вонг не планировал ошарашить нас сильным сюжетом. «В финале Джон умрет» — это смешно, наивно, просто, страшно и порою мерзко. Сегодня ты режешь хлеб ножом, а завтра он тебя...

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга полный треш, но мне понравилось! Юмористический хоррор! Юмор здесь не в бровь, а в глаз, но при этом какой-то совсем небанальный и полный абсурда. Обожаю такое.

При этом совершенно не в духе чернушной комедии типа «Очень страшное кино». Автору удалось создать / сохранить атмосферу хоррора, особенно к концу. Это реально смешно и одновременно жутко. Такой микс уже сам по себе интересен. А если вы любите сатиру или юмор абсурда, то вам точно сюда.

Оценка: 8
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

О существовании этой книги я узнал, листая фильмографию Дона Коскарелли, сценариста и режиссёра незаслуженно забытого фильма ужасов «Фантазм». Его я посмотрел в раннем возрасте, лет в 12 – я заболел, у меня был жар, превративший мозги в яичницу, я лежал в кровати и смотрел по видику эту четырехактную историю, похожую на тягучий и вязкий кошмарный сон. Разумеется, впечатления были незабываемые. Затем, много позже, был «Бабба Хо-Теп», снятый все тем же Коскарелли – трэш-ужастик с элементами комедии про престарелых Элвиса Пресли и Дж.Ф.Кеннеди. Но «Бабба Хо-Теп» не столько пугал, сколько окунал в печально-ностальгическую атмосферу. И вдруг – вместо обещанного сиквела истории про пожилых охотников на нечисть Коскарелли снимает экранизацию дебютной книги малоизвестного автора. Описание сюжета меня заинтересовало, я заказал книгу в онлайн-магазине, открыл, и...

Она оказалась будто написана для меня. Началось всё игрой с реальностью: автор книги, Дэвид Вонг и её персонаж, Дэвид Вонг, – одно и то же лицо. «Привет. Однажды я видел, как почка одного парня отрастила щупальца, прорвала у него дыру в спине, вылезла наружу и зашлепала по полу у меня на кухне» – говорит он при знакомстве. Но перед этим успевает поведать историю из жизни – он отрубил парню голову топором, а тот, спустя несколько месяцев, вернулся, с новой головой, пришитой леской и с укором: «Это ты меня убил!». Причём главный герой не видит в этих событиях ничего странного или пугающего – он и его приятель Джон ещё не с таким сталкивались. Всё потому что на свою беду связались с таинственным живым (?) веществом, прозванным «соевый соус», которое позволяет видеть и чувствовать то, что простым людям недоступно – призраков, демонов, гостей из иных измерений... И разумеется, спасать мир выпадет именно этим двум раздолбаям...

Жанр? Чёрная комедия. Чернее некуда. И ужасы. Причём настоящие ужасы. При чтении этой книги у меня действительно пару раз пробежали по спине мурашки, чего давно уже не было. А ведь треть её я прочёл в битком набитом автобусе, по пути на работу! Всё дело в том, что автор одинаково умело использует как «мясные» приёмчики в духе «кровь-кишки-распидорасило», так и нагнетает саспенс, играя на психологии читателя, а его фантазия не сдерживается вообще практически ничем. Кстати, насчет фантазии автора... Сейчас принято на любую вещь, отличающуюся от общепринятых норм и клише обзывать «наркоманией», но «В финале Джон умрёт» действительно похожа на бэд-трип парня, как следует вмазавшегося ЛСД, растянутый на 500 страниц. В середине трип чуть провисает, поскольку потихоньку становится ясным общий принцип хаотичного построения сюжета, а феерические выдумки становятся более-менее привычными, но в последней трети история снова набирает обороты. Да что там говорить, если этот немаленький роман я прочёл, не в силах оторваться, за сегодняшний день.

Совершенно неудивительно, что Коскарелли взялся за экранизацию – книга наполнена духом тёмного сновидения, духом «Фантазма» (а также отсылками к «Матрице», «Экзистенции», «Видеодрому», «Голому завтраку», «Звёздному пути» и т.д. и т.п.). Но если «Фантазм» был скован рамками мизерного бюджета и слабых технологий, то Дэвид Вонг на страницах книги может писать о чём угодно, а фантазия читателя станет лучшим спецэффектом.

В экранизацию (которую я вот только сейчас досмотрел), вошло процентов сорок текста, причём выпали многие сцены, заслуживающие реализации на экране. Впрочем, чтобы полноценно воссоздать «В финале Джон умрёт» на экране, нужны немалые деньги, и часов пять-шесть хронометража. А Коскарелли, ограниченный и временем и бюджетом, сделал всё, что мог, и сделал неплохо. Но перед просмотром фильма определенно стоит прочесть первоисточник, так как случайный зритель рискует вообще не понять, что же, чёрт возьми, происходит с этими двумя придурковатыми типами?!

Вердикт: мощнейшая, неплохо экранизированная книга, которую я обязательно перечитаю через какое-то время, но уже более вдумчиво, не проглатывая страницы, с жаждой узнать, что же будет дальше.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх