fantlab ru

Александр Житинский «Спросите ваши души»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.03
Оценок:
37
Моя оценка:
-

подробнее

Спросите ваши души

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 9
Аннотация:

Евгений Граевский работает охранником в магазине музыкальных инструментов. А продавщица в этом магазине — Сигма, девушка необычной внешности, умеющая играть на любом из этих инструментов. Но, оказывается, есть у неё и более необычный талант — способность «видеть» предыдущие человеческие воплощения...

Входит в:

— журнал «Полдень, ХХI век'01», 2005 г.

— сборник «Виртуальное чтиво», 2010 г.

— сборник «Сказки времён Империи», 2011 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 101

Активный словарный запас: средний (2925 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 58 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 24%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Бронзовая Улитка, 2006 // Средняя форма

Номинации на премии:


номинант
АБС-премия, 2006 // Художественное произведение

номинант
Интерпресскон, 2006 // Средняя форма (повесть)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (5)

Спросите ваши души
2005 г.
Хеопс и Нефертити
2007 г.
Виртуальное чтиво
2010 г.
Сказки времен Империи
2011 г.

Периодика:

Полдень, XXI век. Журнал Бориса Стругацкого, №1, 2005
2005 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Совсем обычный охранник музыкального магазина становится участником невероятных событий, всколыхнувших всю страну. Одна из сотрудниц магазина обладала способностью видеть в человеке реинкарнацию душ ранее умерших людей. Сам герой рассказа оказался обладателем души короля рокабилли Джина Винсента. А местный полицейский инспектор, исправно клавший в свой карман деньги оштрафованных им водителей, являлся реинкарнацией самого Маяковского! Всё это казалось забавным до тех пор, пока за дело не взялся известный петербуржский криминальный авторитет по имени Мачик...

Недаром, скажу вам, получила эта повесть «Бронзовую улитку«! Сюжет хоть и не уникальный, но вполне добротный: в нем есть место и науке, и вере, и массовой культуре, и даже политике. Как и полагается в подобном случае, интрига будет развиваться «по нарастающей», достигая своей кульминации почти что на последних строках. И до последнего момента не будет ясно, чем вся эта история закончится. Дело в том, что упаднические произведения фантастов конца ХХ века приучили нас к абсолютному негативу: все финалы были до одинаковости унылыми и пессимистическими. Чего-то похожего я ожидал и от этой повести, ибо сюжет был жестко завязан на криминале в обществе и махинациях в области культуры. Кроме того, сам автор является убежденным пессимистом и не верит в «светлое будущее» человечества (это видно из его интервью в том же самом номере журнала). Но, к счастью, моя «чуйка» не сработала: финал у повести если не оптимистический, то, по крайней мере, позитивный. И это должно вселить уверенность даже в самых закоренелых пессимистов.

Идея, лежащая в основе сюжета, широко эксплуатируется в фантастике — ей никого не удивишь. Подумаешь, душа! О спиритуализме в свое время широко писали и Конан Дойль, и Говард Лавкрафт — первый в серьезном ключе, второй — как о страшной сказке «на ночь». Но Александр Житинский впервые осветил проблему «переселения душ» с точки зрения криминального бизнеса. Уже упомянутый выше Мачик покажет нам, как из самого только факта реинкарнации можно сделать недурные деньги. Оказывается, богатые граждане совсем не против обзавестись сертификатом о покупке души какой-либо знаменитости. Тут автор явно иронизирует над подобным недостатком обремененных деньгами нуворишей, которые прекрасно понимают всю истинную суть «душевого бизнеса». Если обладание подложным сертификатом способно повысить их рейтинг, они готовы заплатить за него большие деньги. От степени культурности претендента это мало зависит: фиктивную душу для себя покупает и не слишком образованный олигарх Кошиц (в котором угадываются черты российского миллионера Абрамовича), и более «культурный» музыкант ББ (очень похожий на БГ — Бориса Гребенщикова). Такое состязание между «сильными мира сего» напоминает мне некогда популярную в народе покупку замысловатых титулов и званий (Князь Серебряный или доктор от беллетристики). Очень любят наши «олимпийцы» присваивать себе чужие заслуги... Но, как справедливо замечает один из героев повести, торговля душами обесценивает эти самые души. Вряд ли вы будете уважать Маяковского, если нарветесь на продажного патрульного, в ком эта душа обитает. Парадокс: покупка поднимает рейтинг негодяев, одновременно понижая рейтинг былых знаменитостей. Но это только в нездоровом обществе — в здоровой среде о людях судят не по их титулам, а по делам. С этой точки зрения интересной представляется мысль автора о двух составляющих человеческой натуры — душе, являющейся выражением определенного характера, и таланта, выражающего способности к определенному роду деятельности. Имея последний, можно в перспективе получить необходимое тебе общественное положение (то есть, имя и славу).

Главные действующие лица повести кажутся невероятно живыми в своем правдоподобии. Но если Сигма привлекает читателя своим настоящим (как экстрасенс без души), то Джин, напротив, — своим прошлым (как сын советских диссидентов). В какой-то степени их взгляды на мир абсолютно противоположны: Джин непрочь построить свой «бизнес» на обмане, а Сигма радеет за духовную чистоту. Но противоположностям свойственно притягиваться, что и случается в финале.

Верить или не верить в духовную эзотерику — личное дело каждого. Конан Дойль верил всем сердцем, а Лев Толстой — нет (из-за чего был предан церковью анафеме). Но оба они были великими литераторами и общественными деятелями. Различные философии не мешали им в этом, потому что они были искренними в своих убеждениях. Современный мир сверх меры технологичен, а, значит, фальшив идейно и нестабилен морально. Честные люди редко делают в нем успешную карьеру. Это парадокс: бывшие троечники добиваются от жизни большего, чем круглые отличники. Может потому, что умеют подстраиваться под обстоятельства, может потому, что в нашем обществе нет потребности в грамотных специалистах (зато имеется потребность в конформистах). В этом смысле повесть Житинского — упрощенная модель российской действительности. Ее стоит почитать хотя бы для того, чтобы задуматься о том, верным ли путем движется наше общество.

------------

РЕЗЮМЕ: притча о том, что проблема реинкарнации душ способна испортить любое общество. Мораль: сила человека не в его душе, а в духовности (искусственном ограничении своих низменных желаний).

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Писателя Житинского я очень люблю. Но эта повесть показалась мне какой-то лубочной. Она должна была быть написана в начале 90-х, в перестроечное время, а не в 2005 г., как у нас указано. Тогда это бы многое объясняло. Если описать в двух словах мои «претензии» — не верю! Всё какое-то прямолинейное и картонное. Почти никаких тонов и полутонов. И как-то всё по-сермяжному просто и безыскусно. Реинкарнация подана по-детски, словно кроме как из песни Высоцкого автору неоткуда было почерпнуть информацию. Понятно, что это авторская фантазия, — и тем не менее... Глубины никакой в истории не обнаружил. Окромя пары банальных истин, которые писатель не очень-то потрудился хотя бы завернуть во что-то «красивое». Поэтому наклеиваю на эту повесть ярлык «развлекательная литература» и успокаиваюсь.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Какая модная тема, как славно написано.

Но, — книжка-то ни о чём. Чисто для отдыха, но на таком высоком литературном уровне, что с этим текстом хочется отдыхать всё время, ну и разумеется с другими текстами автора.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень хорошо написано; живо, ярко, весело. Отлично прописанные герои. Читается запоем, — ибо и интересно, и читабельно. Сама же сюжетная мдея всерьез не воспринимается. Вот, как подана она с юмором, так и есть — шутка, со всеми этими спирососами, одушевленными тараканами и тетками-Сталиными.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Во вступлении к номеру журнала, где напечатана эта повесть, Андрей Чертков пишет о ней: «Возможно, вам покажется небезынтересным сравнить это произведение с повестью Сергея Лукьяненко «Кредо»... Смею заверить: оба писателя отталкивались от одной и той же первоначальной идеи (как она попала к ним — отдельная и довольно забавная история), тем не менее повести у них получились совершенно разные». Кстати, посвящена повесть Житинского как раз Черткову, «натолкнувшему автора на идею».

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх