FantLab ru

Захар Петров «Метро 2033: МУОС»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.70
Голосов:
115
Моя оценка:
-

подробнее

Метро 2033: МУОС

Роман, год; цикл «МЕТРО»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Прошло двадцать лет после ядерной войны. Радиоэфир молчит, вместо разговоров выживших там звучат лишь сплошные помехи и больше ничего… Но так ли это? Постъядерная Москва запускает проект, целью которого является поиск выживших за границами города. Молодому радисту, Игорю Кудрявцеву, везёт: случайно он ловит сигнал, идущий из другой столицы, Минска. Центральные общины собирают команду, чтобы исследовать сердце Беларуси. И парень вместе со всеми отправляется туда, чтобы познать, насколько страшна может быть жизнь за пределами родной подземки.

Примечание:

Роман большей частью был написан в 2008 г. и позднее доработан.


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 362

Активный словарный запас: средний (2865 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 67 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 19%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Серебряная стрела, 2012 // Лучший дебют


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

МУОС
2012 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Давайте я сразу же с порога попытаюсь оправдаться, зачем я взялся читать ответвление книги, которую считаю одной из худших в отечественной фантастике. Дело в том, что моя жизнь ввиду неспособности (надеюсь, все-таки временной) водить автомобиль плотно связана с этим самым минским метро. Уже больше семи лет мне приходится кататься по нему туда-обратно почти каждый будний день. И мне просто стало интересно, а как же автор изобразит его в декорациях постапокалипсиса. Взыграло так сказать любопытство, как же будут выглядеть набившие оскомину места в такой вот обертке.

Но, к сожалению (или скорее все-таки к счастью…) я этого не узнал. Потому что, несмотря на все мое любопытство, сломался я при ознакомлении с сим чудом весьма быстро. Видите ли, время все-таки обладает определенным терапевтическим эффектом. Я помнил, что «Метро 2033» — плохая книга и ее мир крайне абсурден и нелогичен. Но за давностью лет несколько подзабыл, насколько же там все плохо.

Произведение стартует с того, что москвичи на вертолете (опустим вопрос, откуда у них в подобных реалиях вертолет, которого абсолютно не жалко) по сигналу бедствия вылетают на помощь минчанам. Причем в команде есть какой-то представитель от местных Людей Хэ с паронормальными способностями. Ок, ладно, с кем не бывает. Но дальше – больше. По дороге наша безликая команда делает остановку в Борисове, где на нее нападает огромное слизнечудовище (слышал, что с тамошними лекарствами что-то нечисто и у них бывают нежелательные побочные эффекты, но чтоб настолько…). Когда же наши горе-спасатели наконец добираются до города на Немиге, том сперва на них из леса выбегают партизаны, пардон дикари, а затем местные начинают рассказывать про тяжелую жизнь и как трудно выращивать на поверхности радиоактивную картошку… Вот аккурат на этом месте для меня все и закончилось. Я просто испугался, что дальше начнется какое-нибудь «Возвращение драников-убийц». Или же, что еще хуже, книга продолжит быть все такой же скучной, бредовой и при этом зачем-то убийственно серьезной. Нет, лучше весь окружающий бред действительно объяснялся бы магией, логика происходящего выросла бы тогда в геометрических порядках.

В общем, никакое любопытство больше не способно заставить меня спустится в родной метрополитен под столь нудной и несуразной апокалиптической закваской. Придется и дальше довольствоваться обычным. Не то чтобы у меня был какой-то «возвышенный и изысканный» литературный вкус, я порой какой только чуши не читаю. Но подобные книги видимо не способен листать даже уже из мазохистского любопытства. Поезд такого рода чтива для меня уже безвозвратно ушел и навеки скрылся в темном туннеле…

Оценка: нет
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читать «МУОС» долго не хотел. Во-первых, я знал, что данный роман официально не проходил в серию длительное время. Не проходил по формату, насколько мне известно. Во-вторых, на тот момент, пока он не проходил, это была первая и единственная книга о территории вне РФ. Это сейчас есть ВМ-2033 про Британию, Италия и прочие места. И тем не менее я всё-таки взялся за «МУОС».

Честно говоря, с первых страниц ощущается, что роман отличается то того, что составляет ВМ-2033. Это ощущается во всём — слова и предложения, подача материала, вступительная часть (много внимания уделяется описанию того, что мы знаем по прошлым книгам серии). В этом плане понравился главный герой — Игорь. Он нетипичный изгой.Волею судьбы он пострадал из-за деятельности своей матери. Сам Игорь ни в чём не виноват, но достаётся ему по первое число. Во мне этот персонаж вызвал сочувствие. Надо сказать, что из почти трёх десятков книг серии мало кому из авторов удавалось проявить во мне такие ощущения. Обычно я открываю очередное «Метро 2033: что-то там» с мыслью, что меня ждут в общем-то обычные картонки вперемешку с остальными штампами. «МУОС» не такой. Ещё очень понравились вставки (превьюшки) к каждой главе, в которых раскрывались те или иные особенности мира Петрова, события, до и во время Катастрофы. Казалось бы, многие авторы пользовались таким приёмом. Однако Захар превзошел здесь всех.

С точки зрения сюжета — ничего нового. Квест, политические интриги, боевые действия. Всё в принципе стандартно.

Неправильным было бы не сказать о минусах. Он в принципе один, но при этом очень серьезный. Это финальные 10% романа. Я бы смело их вычеркнул. И забыл бы. Да не могу.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А дело в том, что на протяжении всей книги Захар Петров ведёт нас без каких-либо насаждений своих мыслей. Нет тайных смыслов и философии, ведь наш герой, Игорь Радист, простой парень, во многом наивный. И даже на происходящее смотрит часто со стороны. Но в конце «МУОСА» он становится центральным персонажем. И тут включается клиника. Все эти диалоги с отцом Тихоном, его самоуничижение... Аж до оскомины. Нехорошо получилось, Захар Петров, нехорошо нам навязывать всё это. А записка «от автора» тоже создала неувязку. Вроде бы серьезная должность — следователь. Но такая вера в Создателя... Хм, словно с пеной у рта. Не нравится. Еле как решился не снижать оценку на балл из-за последней главы.

Итог: роман уровня «Странник», «Наследия предков», «Безымянки», «Санитаров», «Британии» (мой личный хит-парад ВМ-2033). Однако «МУОС» — это самая проработанная книга серии. И в плане персонажей, и в плане окружающего мира. Только язык чуть тяжеловат (возможно, сказывается малое количество диалог и длинные главы). Безусловно, буду ждать продолжения. «

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, ожидала от этой, столь широко разрекламированной книги, намного большего.

Весьма посредственный роман, мрачный, больной, с извратами психики.

Язык очень неровный, в некоторых местах просто корявый. Читается книга тяжело.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Про книгу Захара Петрова «Муос».

Словно библейский сюжет о мире после гибели.

Я буду краток, ибо не хочу перечислять минусы данного произведения, ведь они просто меркнут на фоне общих впечатлений, полученных от дебютной книги Захара Петрова «Муос».

Мрачный и жестокий, но при этом до одури правдоподобный антураж, простой незамысловатый сюжет, яркие, старательно выписанные образы главных героев, и не умещающиеся в голове поступки, на которые идут люди, ради того, чтобы выжить, — вот так просто и кратко можно описать «Муос».

Если сравнивать историю Минского метрополитена с историей Глуховского, то тут, уж, если говорить прямо, «Муос» втаптывает текст Дмитрия в грязь. Вместо наивной картинки о благополучных городах-государствах Московского метро, где все появляется по зову волшебной палочки, в Минске, чтобы добыть пропитание, ресурсы, и иные необходимые для жизни вещи, люди идут на крайние меры, порою граничащие с безрассудством, но, как это ни печально, выбора у жителей подземки просто нет, по-другому никак нельзя. Вместо «Избранного» главного героя, простой паренек, который ничего не может изменить, который вынужден выступить в роли наблюдателя в этом страшном мире, погибшем под градом ядерных боеголовок. Можно привести еще кучу примеров, но нужно ли? Думаю, что нет.

Тема религии, затронутая автором в романе, многих насторожила и, читая рецензии, я невольно улыбался, видя, что люди занижают оценки только по этой причине. Мне же показалось, что религия никак не вредит произведению, а, наоборот, еще больше погружает в атмосферу безысходности, создает некий шарм произведению.

Концовка спорная, но, на протяжении всей истории, все плавно шло именно к такому концу.

Вывод: Хороший роман, который не стыдно поставить на одну полку с гениальной «Дорогой» Кормака МакКарти, страшный, но честный.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я прочитал эту книгу еще в 2010 году, когда она не входила во «Вселенную» и называлась «МУОС: Постъядерный Минск 2051». До нее я прочитал оригиналы Метро 2033 и 2034 Глуховского и фанфик «Метро: Предыстория». Скажу честно: оригиналы и рядом не стояли с «МУОС». Захару Петрову удалось создать очень страшную и реалистичную атмосферу, по сравнению с которой оригиналы кажутся не более, чем детскими страшилками. Читать было реально страшно, немногим книгам удалось произвести на меня такое впечатление. Петров смог вызвать во мне и сопереживания героям, читая я ощущал себя сторонним наблюдателем происходящих событий. По тем ужасам, которые творятся в минском метрополитене, оно намного превосходит московское. Одни только ленточники, которые по сути и послали в Москву сигнал, чего стоят, а если прибавить еще и морлоков... С самого начала книга круто зацепила меня, не давая мне остановиться. В итоге я прочитал ее за два дня. В книге все отлично и хорошо описано, персонажи раскрыты замечательно, сюжет интересный и захватывающий, но книга не завершена логически. В финальной сцене происходит встреча нескольких противоборствующих сторон, и должна по сути быть конкретная мясорубка, но она так и не происходит. Явный намек на продолжение, и оно было и тогда, но оно недописано и по сей день. Продолжение называется «МУОС: Чистилище». Подводим итог. Книга получилась настолько непохожей на оригинальное «Метро» Глуховского, что становится ясно, почему так долго не включали в серию, это совершенно иная атмосфера, совершенно иной стиль, а кроме того и время — 2051 год. Если вы поклонник или поклонница оригинала, хотите взглянуть на метро с другой стороны и получить новые, яркие и незабываемые ощущения, то «МУОС» — это именно то,что вам нужно. Приятного прочтения!

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Технически написано просто коряво. Половина происходящего подается в каком-то пересказе уже произошедшего. Я уж молчу про постоянные возвраты и экскурсы в прошлое. Ничего особо нового в плане развития темы нет, сюжет рваный. До конца просто не смог прочитать.

Зачем полез почитать? На рекламу клюнул (легендарный МУОС!).

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Перед чтением, хотелось, что бы Минск, не был таким, как Харьков. Эмоции и чувства двоякие. Интересный сюжет, сложно преодолимые станции для героев, атмосфера каменного века и обреченности, вставки из прошлой жизни красивые, отсутствия складов вооружения и боеприпасов. Из минусов приведу, что запомнилось: вскрытие черепа без наркоза, живая трава.

В итоге проходной середняк серии.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Давненько я уже не была во «Вселенной метро», а серию-то, оказывается, опять закрыли – правда, говорят, временно. Такой крутой проект, жалко будет, если совсем сольется, альтернативы-то особой пока вроде нет.

Начинала я, как и многие, наверное, с Глуховского, для меня тогда, в 2008 году, этот его постапокалиптический метрошный мир стал просто взрывом мозга (в хорошем смысле), и какое-то время я судорожно скупала все книги серии, появляющиеся на прилавках, но быстро сдулась, потому что, во-первых, их штамповали с неимоверной скоростью, а во-вторых, на 10 книг только половина представляла хоть какой-то интерес, остальное же – средненькое, проходное чтиво с корявыми текстами и невразумительными сюжетами. Издавались в серии авторы как маститые (по крайней мере, известные уже в жанре, типа того же Доронина), так и новички, которые на метрошках пробовали себя в качестве писателей, и у большинства выходило, мягко говоря, так себе.

В общем, постепенно поутих мой интерес, хотя периодически я возвращаюсь в этот мир. В результате на сегодняшний день не прочитано и половины, наверное, вышедших книг (всего их около 120 плюс подсерия «Вселенная Метро 2035, откуда я вообще пока ни одной книги не прочитала).

Из любимых авторов Вселенной могу выделить: Денис Шабалов «Право на Силу», «Право на Месть», «Право на Жизнь»; Игорь Вардунас «Ледяной Плен»; Игорь Осипов «Измеритель», «Лешие не умирают»; Андрей Дьяков — трилогия «Тени Пост-Петербурга». Это прям, на мой взгляд, «маст-рид», хотя вся серия, как и жанр, конечно, на любителя.

И вот разглядывала тут намедни свою коллекцию метрошек и в отдельную стопку сложила непрочитанные книги, среди которых самым долгождунским романом был «МУОС» Захара Петрова. Легендарный, к слову, якобы роман серии. Оказывается, самой первой книгой проекта, по идее, должна была стать именно эта история, потому как писалась она чуть ли не параллельно с Метро Глуховского. Но что-то там не так пошло с изданием сего творения, и в результате книга была напечатана в рамках Вселенной лишь годы спустя, но при этом в сети у романа уже была толпа фанатов. Вот такая предыстория.

Итак, я наконец-то добралась до МУОСа, и вот что у меня осталось из впечатлений после этого путешествия по постъядерному миру.

Для начала стоит пояснить, что это за «муос» такой. Это «Минское управление оборонных сооружений»: под потенциальные убежища в случае войны якобы переделывались и станции метро, и подземные переходы, и подвалы всяких складов, жилых домов, магазинов, и коллекторы, и канализационные туннели. В общем, огромная подземная сеть получилась.

Вот туда-то и предстояло отправиться главным героям – москвичам, которые поймали радиосигнал с просьбой о помощи из Беларуси. Тут же была создана группа, включающая представителей разных «государств» московского метро, спецназа(!!!) и радиста, собственно. На сохранившемся чудом вертолете (!!!) отряд отправился в «командировку», из которой вернутся далеко не все. Цель, конечно же, у москвичей не только гуманная была, а больше по части разведки: чем черт не шутит, вдруг у них там получше жизня, чем у нас, тогда можно будет подумать и об экспансии.

Ну и, как вы понимаете, сюжет после того, как происходит спуск группы в минское метро – этот мрачный, замкнутый постапокалиптичный мир, пойдет по стандартной схеме для большинства книг серии: квест, путь из точки А, в точку Б, приключения, локальные войнушки, немножко любви, геройские поступки и предательство, декорации постъядерных реалий, деградация человечества и прочие прелести. Ничего особо нового. Но в то же время именно такой вот поход конкретно в антураже метрошной вселенной мне больше всего и нравится, наверное. Но зависит, конечно, от фантазии автора. Здесь, кстати, с этим было все в порядке. Захаров напридумывал тут такой жести, что периодически я порывалась бросить: особенно глава про «ленточников» меня убила, я эту часть в полублевотном состоянии читала. Представьте себе сообщество симбионтов «Человек (носитель) и Червь (паразит, мутировавший в какую-то просто инфернальную тварь)»; эти люди отлавливали «здоровых» и переселяли им своих червяков – ну в общем, это полный треш.

Из плюсов, помимо довольно интересных, хоть и чрезмерно жутковатых, событий, могу назвать постоянные флешбеки. Многим, такие приемчики не очень нравятся, а мне кажется, что это довольно закономерный подход. То есть читателю не просто как факт какую-то группу или мини-государство, какого-нибудь монстра или легенду, к примеру, представляют, а рассказывают историю: что, откуда, почему, с чего все началось. По-моему, так гораздо логичнее и образнее получается.

Главным же минусом для меня стала последняя часть книги: ближе к финалу автор как-то агрессивно вплел свои философские рассуждения, религиозный посыл, очень, скажем так, навязчивый, зачем-то перевернул все произошедшее в какую-то «миссионерскую» пургу, которая мне показалась чрезмерно пафосной и совсем не метрошной. Но тут каждому свое, конечно, кто-то, возможно, пищал от восторга, читая последние страницы.

Что в итоге. Легендарности в этом романе я что-то не ощутила, если честно. Лично для меня МУОС мало чем выделяется среди общего проходняка серии, ничего особо выдающегося я тут не заметила. На фоне того же Дьякова, например, вообще очень средненько получилось.

И пока я ушами хлопала, уже, оказывается, аж целых две книги продолжения появились. Но я теперь не уверена, что хочу снова погружаться в мир МУОСа. Не очень мне понятно, что там, собственно, можно было продолжать. Хотя, возможно, когда-нибудь, на безрыбье….

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Несмотря на аннотацию (мое субъективное мнение) настоящее произведение не намного вырвалось из ряда своих последователей и представляет довольно типичный пример серии. Представленный ажиотаж видимо связан с тем что автор был одним из предвестников серии (читайте аннотацию Глуховского), а его книга долго не издавалась.

Единственно: автор видимо решил шокировать читателя всей грязью ожидаемого существования остатков человечества. В этом плане впечатления от книги остались тяжелыми, хоть книга и была «немного прилизана» (чем ее старая версия). Хотя в принципе... от этого не легче))

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх