Рейчел Кляйн «Дневник мотылька»
Впервые на русском — признанный шедевр современной неоготики, история о том, насколько тонка грань между ужасами реальными и воображаемыми. Казалось бы, что нового можно сказать в жанре готики после Анны Радклиф и Джейн Остин, после Дафны Дюморье? А потом появляется Диана Сеттерфилд с ее «Тринадцатой сказкой» и задает новый эталон качества. Казалось бы, что нового можно написать о вампирах после Брэма Стокера и Энн Райс? А потом приходит Стефани Майер с ее «Сумерками», и мир сходит с ума. Но почву для Дианы Сеттерфилд и Стефани Майер подготовила Рейчел Кляйн с ее «Дневником мотылька». В элитной школе-интернате шестнадцатилетняя девушка поверяет дневнику свои самые сокровенные мысли. В фокусе ее нарастающего наваждения — Люси Блейк, соседка и лучшая подруга, и их новая одноклассница Эрнесса. Эрнесса — бледнокожая и с гипнотическим взглядом. Эрнесса, как магнитом притягивающая самые дикие слухи, подозрения, катастрофы и страхи. В 2011 году Мэри Хэррон, постановщица таких культовых хитов, как «Я стреляла в Энди Уорхола» и «Американский психопат», экранизировала «Дневник мотылька». Главную роль исполнила британская супермодель Лили Коул, дебютировавшая на большом экране в «Воображариуме доктора Парнаса» Терри Гиллиама.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Gynny, 29 июня 2013 г.
Мой отзыв здесь первый. Это как бы обязывает. :)
Начнем с конца, то есть с основной интриги романа а ля «А был ли мальчик?» Для любителей заглядывать в конец книги и под спойлеры выдаю ответ.
Итак, что мы имеем в тексте? Девчачья история глазами впечатлительной старшеклассницы школы полуинтернатного типа (есть пансионерки и приходящие только на занятия ученицы), выданная в форме дневниковых записей. Дневник обрамлен краткими комментариями выросшей героини, которые добавляют пару штрихов к ее психологическому портрету, но ничего особо не проясняют. По деталям текста можно догадаться, что дело происходит в 60-70х, более точную временную рамку задает эпизод ближе к финалу, где происходит спор об отношении к Вьетнаму — скорее всего — начало 70х. Но это и не важно, потому что героини-пансионерки живут в своем замкнутом мирке, в котором новая диета или вредность учительницы физкультуры в сто раз актуальнее, чем далекая война — она для них картинки в газетах и кадры кинохроники в новостях.
Итак, завязка. У героини, с нетерпением ожидавшей нового учебного года, потому как дома после смерти (самоубийства) отца ей, мягко говоря, неуютно с ушедшей в свое горе матерью, а в школе она нашла задушевную подругу, да еще и будет жить с ней в смежной комнате (дортуара в интернате нет, но воспитательницы изредка проверяют порядок в помещениях), происходит полный облом. Ее ненаглядная Люси быстро отдаляется от нее, задружившись с новенькой, которая героине, погрузившейся в чтение мистической литературы (как по учебной программе, так и по велению души), кажется более чем странной. Странной для нее, потому как остальные девочки ничего особенного в Эрнессе за исключением национальности и веры (та еврейка, как и героиня, а в школе — если опять-таки верить героине на слово — господствует мягкая форма антисемитизма) не находят. К подозрениям примешивается жгучая ревность. Чем дальше по тексту, тем больше начинаются смешиваться сон, мечты и явь, тем глубже героиня погружается в омут своих фантазий и кошмаров. А трагические события в школе подпитывают ее воображение. К чему все привело? Читайте книгу и узнаете.
Качественная психологическая история про группку запертых в интернате девушек-подростков с их бушующими гормонами, тайными проявлениями бунта (ночные прогулки, наркотики и т. д.), скелетами в семейных шкафах и не совсем здоровыми из-за изолированности взаимоотношениями, завернутая в мистическую упаковку для заострения интриги.