FantLab ru

Аластер Рейнольдс «Дождь Забвения»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.71
Оценок:
337
Моя оценка:
-

подробнее

Дождь Забвения

Century Rain

Роман, год

Аннотация:

Земляне 23 века обнаруживают копию Земли в отдаленном уголке Галактики. На планете идет 1959 год, но на ней явно под чьим-то влиянием не состоялась Вторая мировая война. В деятельность противоборствующих земных фракций землян 23 века на Земле-2 не по своей воле оказывается втянут парижский частный детектив.

С этим произведением связаны термины:

Номинации на премии:


номинант
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 2005 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Дождь Забвения
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Century Rain (Gollancz S.F.)
2004 г.
(английский)
Century Rain
2008 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  28  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В литературе, как и в спорте, есть свои спринтеры, стайеры, любители средних дистанций и даже марафонцы. Возьмем, хотя бы, Мартина, Ротфусса или того же Гамильтона, произведения которых можно спокойно измерять тоннами, километрами или десятилетиями написания. Чем не марафонцы? Эти могут «бежать» в одном темпе годами, дозированно расходуя силы и обогащая нас миллионами строчек фактически ни о чем. Есть среди писателей типичные спринтеры, мастера малых форм. Эти могут на странице изложить все то, на что «марафонцам» требуются годы упорного труда, гигабайты компьютерной памяти или сотни загубленных деревьев. Строго говоря, у типичных «спринтеров» даже романы по объему не больше глав «марафонцев».

Есть среди литераторов и любители средних дистанций: быстрый старт, спокойное и уверенное преодоление сложностей середины пути, финиш, на котором выкладываются по полной. Вы эту категорию тоже хорошо знаете.

Но есть целая группа авторов, которая, по непонятной мне причине, никак не может определиться со своими предпочтениями. То для них слишком коротко, и все задумки не успевают реализоваться, то для них слишком длинно, и не знают, чем занять читателя.

Вот и от Рейнольдса у меня впечатление, что он постоянно выходит не на свою дистанцию. Иначе отчего, в котором уже романе, бодрая первая половина с массой задумок, сюжетных ходов, ярких описаний, неожиданных поворотов, и вялая, блеклая и удручающе-предсказуемая вторая половина. Так и видится картина: хорошенькая муза весело и вдохновенно вываливает на голову автора из своего Рога изобилия идеи и сюжетные находки, а потом, не дождавшись, пока их реализуют, отправляется баиньки до следующего романа, оставляя несчастного писателя вымучивать из себя более-менее внятную концовку.

А иначе, как объяснить все странности этого романа? Если не так, то остается еще в запасе небрежность, спешка и неуважение к читателям. Отдыхающая периодически Муза, в этом случае, все же не так бьет по моему читательскому самолюбию.

В который раз -прекрасное начало: будущее, где человечество, наконец, практически добилось того, к чему так долго стремилось — уничтожила матушку Землю, доигравшись с любимыми технологическими игрушками. И ведь не успокоилось, продолжило и далее уничтожать, воевать, интриговать, изобретать все более опасное и смертоносное. И на этом фоне — человечество еще не сделавшее рокового выбора в пользу безудержной гонки за материальными благами. Наивное и такое притягательное — без науки, но и без войны, без чудес технологии, но с музыкой, слышной всем. Чудесный фон для фантастического детектива, в основе которого приключения представителей двух ветвей человечества, расследование масштабного заговора и загадочных убийств, борьба с опасным противником. И все это в обрамлении ярких, живых и красочных деталей жизни Европы в 50-е годы прошлого века, неглупых диалогов и вполне логичных событий.

Но, стоит только героям покинуть упорядоченный мир середины 20-го века и отправиться в постапокалиптический хаос 23-е века, как все, что создавало атмосферу романа, улетучивается в мгновение ока. Герои, до этого поступавшие разумно и логично, начинают бегать, суетиться, выдавать банальности за глубокую философию, совершать множество импульсивных и глупых поступков. В общем, добавлять хаоса в ХАОС. И главное- главное!- оказался потерян темп и ритм всего повествования, как будто именно в этот момент Муза решила передохнуть, оставив автора разбираться с массой начатых сюжетных линий.

Только получается, что все линии — ниточки связываются не слишком умело, не аккуратными, едва заметными узелками, а узлищами, которые только слепой не заметит. В непрерывном действии вдруг появились паузы, которые заполняются массой ненужных фактов и событий. Одни только путешествия через гиперпространственные туннели чего стоят: герои сидят, ничего не делают и только причитают над жестокой судьбой, лампочки угрожающие мигают, корабли стукаются, стукаются и ... никак не достукаются!

Хорошо, что это была временная неудача. После марафона Пространства Откровения у любого «мастера-бегуна» может сбиться дыхание. А потом все же ритм восстановился, и были два очень и очень достойных романа « Дом Солнц» и «Префект»- типичные «средние дистанции», пройденные с уверенностью.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сразу приходится констатировать: ещё одна разочаровывающая книга британского фантаста Аластера Рейнольдса. Разочаровывающая – потому, что малая форма (рассказы, повести) этого писателя почти всегда оставляла положительное впечатление, да и романы (особенно внецикловые) были достойны, как правило, высокой оценки. Но вот уже вторая подряд его работа прочитана (сначала – не в порядке хронологии написания – до меня дошёл «Обречённый мир»), и не покидает стойкое ощущение, что время потрачено на пустышку, посредственность. Тем обиднее, что начало «Дождя Забвения» получилось очень интересным, и примерно четвёртая часть общего объема (условно до схождения в одну точку двух параллельных сюжетных линий главных героев) может быть «проглочена» читателем буквально за один присест. В данной связи советую заранее не копаться в материалах о романе, потому как, например, некоторые аннотации безбожно спойлерят именно эту лучшую интригующую часть.

Попробуйте найти комбинацию жанров «фантастика» + «нуар» (не говоря уже о «космоопере») и, скорее всего, найдёте не более двух-трёх десятков книг, из которых с высоким рейтингом можно пересчитать буквально по пальцам. Мой личный критерий поиска был прост: найти в литературе что-нибудь подобное фильмам «Тёмный город» или «Бегущий по лезвию»; чтобы действие развивалось в далёком будущем, чтобы в городе шёл дождь, горели неоновые огни вверху и пугали тёмные опасные переулки внизу, чтобы детектив в потрёпанном плаще расследовал преступление, которое бы привело к нечто большему, чем очередное убийство из-за денег. И, как вы уже, наверное, поняли, «Дождь Забвения» формально присутствует среди результатов подобного поиска. Фактически же ожидание оправдало только отмеченное вступление, где Рейнольдс замешал в одном флаконе и намёк на «Тёмный город», и Набережную Орфевр (а точнее – комиссара Мегрэ), и, вероятно, много чего ещё. Но чем дальше, тем, к сожалению, получалось хуже: словно оправдывая российское адаптированное название книги, британский фантаст сначала размыл первоначальную атмосферу дождём несуразностей и бесконечных пустых диалогов, а затем и вовсе забыл, как здорово он начал свою работу. В итоге даже «Заводная» Паоло Бачигалупи, которая, казалось бы, вообще никоим образом не отвечает вышеуказанным критериям поиска, по ощущениям, куда ближе к искомому, нежели обозреваемый роман.

Итак, в чём же главные претензии к книге?

Во-первых, это стиль изложения и авторский язык. Помню, ещё в сборнике Гарднера Дозуа «Лучшее за год XXIV. Научная фантастика, космический боевик, киберпанк» из почти трёх десятков авторов Рейнольдс выделялся именно художественным своеобразием и выигрышно смотрелся наравне с сухим и невыразительным повествованием большинства последователей «твёрдой» научной фантастики. Здесь же этого нет и в помине, даже со скидкой на перевод. Стоит отметить, что применительно к некоторым российским авторам на ФантЛабе есть такой раздел, как «лингвистический анализ текста». Если провести параллель с «Дождём забвения», то, скорее всего, получим следующие результаты: активный словарный запас – низкий, доля диалогов в тексте – процентов 85-90, что чрезмерно много. Иными словами, художественная ценность книги стремится к нулю. Читать такой текст, конечно, легко, но уж очень данный процесс напоминают жевательную резинку: поначалу вроде бы вкусно, а потом челюсти работают уже на автомате. Вот и в рассматриваемом случае Рейнольдс, такое ощущение, писал с листа, особо не прорабатывая, и не оттачивая слог. Объём ради объёма, чтобы выполнить контракт с издательством. Ещё раз повторю – большинство диалогов смысловой нагрузки не несёт, стилистически фразы исходят явно от одного лица и не учитывают особенности совершенно разных персонажей, которых разделяют пространство, время, уровень развития и прочие факторы.

Во-вторых, это сюжет и заложенные в него идеи (собственно, то, ради чего многие и читают фантастику в принципе). Здесь Рейнольдс садится на излюбленного конька машинерии; прогры у него – это бездушные существа, совокупность наномашин, имеющая мало общего с людьми, как таковыми. При этом принципы нового жизнеустройства и функционирования проработаны слабо, даром что не «твёрдая» НФ. Если кого-то забавлял в своё время механизм межзвёздного портала в «Контакте» Сагана, то здесь приготовьтесь к гомерическому хохоту. Человечество, достигшее описанного уровня технологий, использует какие-то смешные приёмники-пузыри для погашения скорости вылетающих из порталов кораблей (ещё бы написал – резинками скорость гасят), в пространственно-временном туннеле может находиться только один корабль (потом, правда, оказывается, что если очень хочется, то можно и два), сам туннель имеет форму кишки, стенок которого нельзя касаться, ну и прочая набившая оскомину ерунда в подобном духе из разряда «всё это мы уже когда-то давно проходили». Не знаю, что там начитался Рейнольдс в «блестящем труде» Джулиана Джексона (о чём упоминает в благодарностях), но делать поворотной точкой Второй мировой войны наступление немцев в Арденнах – это, конечно, надо постараться. А чего тогда Дюнкерк до кучи не добавил? Битва за Москву? Сталинградская битва? Не, не слышали. Как представляется, в этом плане (относительно придумывания альтернативной истории человечества) Аластер недалеко ушел от того бреда, который наваял его британский коллега и постоянный сосед по всяким антологиям Стивен Бакстер в рассказе «Тайна Тихого океана». Невооружённым глазом видно, что Рейнольдс хотел отдать должное, и даже признаться в любви к Парижу (безусловно, величественному городу), поэтому и выстроил сюжет вокруг него, вот только притягивать сюда за уши знаковые события Второй мировой войны не стоило, учитывая какие французы были «бравые» вояки в то время, и как быстро там всё закончилось. Вызывает также вопросы и описание Земли-2. Какая-то игрушечная формация, сначала застывшая, потом ожившая, большой ящик Пандоры, законсервированный внутри непонятно чего и кем где-то в глубинах Космоса… Кому как, но лично я не верю в подобное. Как представляется, было даже реалистичнее свести развитие истории к мультивселенным (сегодня уже порядком поднадоевшим, а тогда – в 2004 году ещё не настолько заезженным) или хотя бы сделать резкий сюжетный поворот относительно того, что оба описываемых мира – это всего лишь копии погибшей когда-то настоящей Земли. Но автор пошёл по другому пути, не слишком остросюжетному и впечатляющему, по сути, сведя всё к мелодраме между двумя людьми из двух миров. Опять-таки, где-то мы это уже видели, и не однократно.

И, наконец, сами герои. Они не раскрыты, не проработаны; плоские, словно нарисованные на листе бумаге (в двухмерном пространстве) фигурки. Мотивация каждого из персонажей порядком страдает, действия нелогичны и существенными причинами не подкреплены. Зачем програм так уж понадобилась Земля? Почему Ожье раз за разом бросается в омут с головой, учитывая, что у нее двое детей? Почему Флойда не удивляет всё то, что происходит с ним, с его миром? Вопросов много, внятных ответов нет. Как вишенка на торте, здесь выступает самая концовка книги, где детектив, по сути, лишает человека жизни, возможности на выздоровление, которое несёт в своих руках, просто потому… чтобы дать шанс знакомой певичке попробовать себя ещё и за океаном. Ох, это так по-западному, так по-европейски! А элементарно путем обсуждения данный вопрос нельзя было решить? Впрочем, если по Рейнольдсу человек и личность – это всего лишь набор воспоминаний, которые могут нести в себе наномашины, то о какой духовности, душе и морали может идти речь?

В итоге нейтральную оценку ставлю только из-за положительного отношения к автору (его творчеству в целом) и благодаря удачной завязке. В остальном же это практически отсутствующий нуар и довольно слабая (не)научная фантастика.

Настоящий отзыв продублирован автором также на livelib.ru

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Почему прочитал: Так получилось, что повинуясь страсти многих книголюбов к накоплению, у меня образовалась приличная библиотека произведений Рейнольдса, из которых я не читал ни одного). Выбор пал на одиночный роман “Дождь Забвения”.

Книга практически сразу погружает тебя в два мира. Один мир – это мир будущего после различных катаклизмов, войн, в результате развития цивилизации. В нем сформировалось две людских общности, два пути развития – ретры и прогры. Если первые пытаются соблюсти баланс в своем развитии с точки зрения использования технических устройств, повальной компьютеризации и робототехники, то вторые фактически впустили в себя машины. Если первые пытаются бережно относиться к наследию, пусть и минимальному, прародительницы Земли, то вторые осознанно отказываются от него и живут настоящим. При этом ретры отрицают применение технологий именно в той части, в которой могут без них обойтись, при этом немного лицемерно пользуясь ими там, где они им реально нужны (к примеру УЛ – универсальное лекарство, содержащее мельчайших нанороботов, излечивающее практически любые болезни, и, в теории, могущее обеспечить бессмертие). Основной локацией для жизни ретров является так называемая Заросль – сеть орбитальных станций и сооружений вокруг Земли, простирающаяся далеко в космос. Прогры же расселены по обитаемым планетам. Сама Земля представляет собой непригодный для жизни памятник человеческой гордыне и самомнению, планету, где города заключены в барьеры, погребены под слоем льда, который помогает сдерживать фурий – потомков свихнувшихся машин. Буквально с первых глав, автор делает одним из главных героев человека – ретра, девушку Верити Ожье, и, кажется, что выбор симпатий однозначен….Но, как покажет книга в дальнейшем, главное все-таки не то, ретр ты или прогр, а то какой ты человек, какие у тебя моральные принципы, какие желания и устремления.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
-Но это же безумие! – воскликнула Ожье. – Может у них и хватит сил отнять у нас Марс и даже захватить Заросль вместе со всеми нашими поселениями внутри системы. Но агрессорам придется драться с умеренными, к тому же у них возникнет небольшая проблема с выжженой Землей.

- Что за проблема? – поинтересовался Флойд.

- Ретры окружили Землю бомбами. Обезопасили себя и ее от захвата прогров.

- То есть вы готовы разнести к чертям планету, лишь бы никому не отдать ее?

- Вкратце – да.

- Ожье, мне неприятно это говорить, но вы с програми друг друга стоите. Вы чокнутые.

Второй мир, это Земля примерно 50-60 годов нашего века. Достаточно рано становится понятно, что это не совсем та Земля к которой мы привыкли, и в которой мы живем. Так, например, в ней Гитлера победили значительно раньше, еще при Арденнах, и, соответственно, в этом мире не было второй мировой войны. Естественно, по мере развития сюжета, возникают и другие отличия.

Главный герой данной части повествования частный детектив Венделл Флойд, которого нанимают расследовать убийство девушки, которое официальные власти считают самоубийством либо несчастным случаем. Единственным, кто беспокоится за эту девушку и считает произошедшее с ней убийством, это владелец апартаментов, которые она снимала – мсье Бланшар. Он то и является нанимателем. В процессе расследования Флойд замечает все больше и больше странностей вокруг дела, вокруг личности убитой, круга ее интересов и занятий.

Также одним из главных допущений является существование некоей гиперсети – системы пространственных каналов, позволяющих пересекать большие пространства, неизвестно кем созданной, как устроенной. Как показала практика, не все выходы из нее ведут в другое пространство космоса.

Общей ниточкой, связывающей оба мира, является Париж. Великолепный город, влюбляющий в себя или заставляющий себя ненавидеть, прекрасный, полный красивыми зданиями, дворцами, парками, улицами или полный грязи, нищеты, безнадеги. Париж для каждого свой.

Персонажи книги яркие, выпуклые, человечные, в них можно узнать себя, человека рядом – это не идеализированные образы, а просто люди со своими слабостями, желаниями, мыслями, поступками.

Венделл Флойд – частный детектив, в свободное время играющий джаз, или, наоборот, в свободное от музыки время промышляющий частным сыском. Умный, интересный, надежный, предпочитающий выполнять свои обязательства, с немного неудавшейся личной жизнью..и с обязательной шляпой на голове.

Верити Ожье – девушка, археолог, человек, влюбленный в свою работу, поменявшая на нее семью, ершистая, неуживчивая с начальством...но, при этом, способная паниковать, бояться нового, влюбляться наконец.

Герои не статичны, они развиваются в процессе книги, открываются нам с новых сторон. Второстепенные персонажи более шаблонны, выписаны скорее крупными характерными мазками:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Авелинг выглядел опасным – тот тип мерзавца, что кажется еще страшнее из-за очевидной интеллигентности и лоска, сопутствующих хорошему образованию и воспитанию. От него прямо-таки веяло угрозой: чуть что, не успеете и вздохнуть – всех перебью. Ожье ничего не знала о нем, но мгновенно поняла: это ветеран войны, и, он наверное, убил больше прогров, чем она видела за всю свою жизнь. Причем ни разу не пожалел о содеянном.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ожье успела выпить полстакана воды, прежде чем дверь распахнулась и появилась коренастая, крепенькая женщина. Соломенные волосы подстрижены коротко, практично, лицо могло бы показаться миловидным, если бы не впечатавшаяся в него хмурая гримаса. Одета женщина была в комбинезон со множеством кармашков и петелек, расстегнутый так, что виднелась засаленная, когда-то белая тенниска. Вошедшая окинула Ожье колючим проницательным взглядом. Затем вынула изо рта окурок и щелчком отправила его в угол. – Я Маурия Скелсгард. Эти шишки обращались с тобой прилично?

Некоторые мысли по тексту:

Мне кажется, что автор применил интересный прием, связанный с темпом повествования. Сначала отдельными главами про события в Париже прошлого и про современную (по книге) действительность, потом большими участками текста в одних главах, которые становятся все меньше, пока события не срастаются в единую вязь. Этим приемом Рейнольдс собрал в единое целое повествование и управлял темпом книги (имхо конечно).

Устами различных героев в ходе монологов и диалогов автор раскрывает нам свои мысли о совершенно разных вещах: о ненависти, природе зла, музыке и т.д.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Мой муж успел увидеть этих чудовищ у власти. Он знал цену их пропаганде и пустым обещаниям, но понимал также, что они умело взывают к самому злому, жалкому и гнусному в людях. К тому, что есть у всех. Мы хотим ненавидеть тех, кто на нас не похож. И чтобы ненависть породила злодеяния, нужно лишь чуть нашептать на ухо, убедить нас в правоте ненависти.

- Это действует не на всех, — возразил Флойд.

- В тридцатых так говорили многие порядочные люди. Они считали, что слова ненависти дойдут лишь до невежественных и до тех, чьи сердца уже переполнены ею. Но это заблуждение. Нужны немалые силы души и разума, чтобы пустить отраву внутрь, — а такие силы нашлись не у всех. И еще меньше было тех, кто сумел высказаться против, встать на пути у разжигателей ненависти.

Кстати, в приведенной цитате, мне кажется, пропущена отрицательная частица “не”)). В целом перевод прекрасный, гладкий. Было пару мест, где диалоги показались немного странными, наигранными, в ответах были дежурные фразы, типа “Посмотрим, что тут можно сделать”, не совсем вытекающие из контекста беседы, но, возможно, это задумка автора.

Еще была пара моментов, где, мне кажется, есть неточность в переводе, или, возможно, это был некий жаргон в разговоре в будущем. Почему обратил на это внимание – никаких других жаргонных словечек по тексту не встретил.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Нет, Ожье, вы заноза в заднице. Больше, чем шпаков, я ненавижу только необходимость быть вежливым с ними.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Он бесстрастно посмотрел на женщин и произнес:

- Шпачихи…

Итак, о чем же книга? О войне, о мире, о глобальном оружии и ответственности за его применение (считаю, полная аналогия с нынешним ядерным боезапасом стран и политики ядерного сдерживания), о роли личности в истории, о людях, о самопожертвовании и, конечно, о любви !

Резюме. Это книга два в одном. Прекрасный нуарный детектив (эта часть мне более близка) и фантастика будущего, которые органично вплетаются в друг друга. Очень и очень хорошая книга. Лично мне немного не хватило концовки, она мне показалась немного наигранной, упрощенной, поэтому моя оценка “Дождю Забвения” – 7 баллов. Но автора буду однозначно продолжать читать.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это ещё одна великолепная история от Аластера Рейнольдса. Этот писатель прочно входит в мой личный топ-список любимых авторов в фантастическом жанре. Не станет разочарованием и этот роман, который написан в привычном для Рейнольдса стиле, с применением сразу нескольких литературных жанров.

Это и детектив, и фантастика, и любовный роман, причём, самый настоящий, с расследованием, поиском улик, погонями и перестрелками. Особо стоит отметить, что события происходят в альтернативном варианте Парижа и Берлина в 1959 году, с некоторыми изменениями нашей истории. В этом мире не было Второй Мировой войны и пути наших миров разошлись где-то в конце 30-х годов. Главный герой представляет собой собирательный образ сыщика, но не глупого и недалёкого, а имеющего все необходимые для полноценного расследования навыки, плюс ему помогает его напарник.

В книге сразу несколько сюжетных линий. Основной будет расследование в Париже, но и параллельные линии, также вызовут неподдельный интерес у читателей. Конечно, фантастическая часть будет не только интересной, но и познавательной, причём, как автор любит. Он в каждой книге старается предостеречь читателей от чего-то страшного, постоянно касается тем экологии, бережного отношения к окружающему миру. В этом романе, наши потомки смогли сделать непригодной для жизни планету, всего лишь новыми технологиями, которые должны были облегчить жизнь всем людям. Не всегда что-то новое может стать благом, а в этом случае станет гибелью всего живого на планете.

Я думаю, что поклонники автора обязательно прочитают это произведение. Это по-настоящему яркая и необычная фантастика, с неожиданными сюжетными поворотами, логичной завязкой и что самое важное, четким и продуманным завершением. Тем, кто ещё не знаком с книгами Рейнольдса, данное произведение подойдёт отлично. Это самостоятельный роман, не требующий продолжения.

Прочитав практически все изданные романы Рейнольдса от издательства «Азбука», я бы хотел отметить невероятный уровень всех книг писателя. Очень жаль, что по какой-то странной причине эти книги не вызвали бурную реакцию у читателей, в виде книжных покупок. Хочется верить, что Аластер Рейнольдс ещё вернётся к читателям и «Азбука» продолжит радовать его поклонников.

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как выяснилось по прочтению этой увлекательной истории книга не просто сочетание детектива–нуара и фантастики, что само по себе для меня уже здорово, но это ещё и альтернативная история, захватывающие приключения, путешествие во времени и пространстве. Автор нам покажет прошлое Парижа середины 20го века, но в далёком–далёком будущем. И не просто Парижа нашей планеты Земля, а Земли так похожей на нашу, какой она могла бы быть, если бы… И вообще это другая Земля и её реальность разительно отличается от нашей: Вторая мировая остановлена где–то на подступах, мир впал в тихое, размеренное состояние покоя и безмятежности, наука не развивается. А Париж пятьдесят девятого года разделен мостами-округами, полон милицией и несбывшихся надежд – устанавливается новый режим. И как выяснится впоследствии корни у этого режима возникли не на ровном месте. Прошлое и будущее здесь перемешалось. А ещё говорят, что это не настоящая Земля, не настоящий Париж, не настоящие люди – их сущестование фальшь. Но они живут, думают, совершают поступки, строят планы и т.д.

В этом реальном–нереальном Париже топчет улицы человек: серый длиннополый плащ, воротник поднят, руки в карманы, частная контора, более аккуратный напарник, немного джаза, немного виски – его работа частный сыск. Он тот, кому можно доверять – хороший парень, верящий, что начатое нужно доводить до конца, заботится о друзьях, готов рисковать жизнью ради их спасения. И новое дело для него обернулось вовсе не тем, что он мог бы себе представить даже во сне. Его реакция на всю открывшуюся реальность такая же, как он сам – сдержанная, без скепсиса, без сомнения и хоть порой ему от открывшейся правды и хотелось съёжится, но совсем ненадолго, в нём всегда преобладал здравый ум.

Ему же под стать и напарница, ну не совсем напарница, а так получилось – свели их вместе судьба и будущее. Она археолог – такая же неравнодушная к делу, влюблённая в свою работу, решительная, одержимая – семья и дети где–то даже и не на втором месте – готовая жертвовать ради истины и тоже готовая доводить дело до конца. Вот им вместе и предстало распутывать клубок из убийств, странной женщины с чемоданом, ворохе пластинок, чертежей и записей, зловещих детишек, путешествий через червоточину, в пространстве и времени, погони в тоннелях, чтобы спасти то, что должно быть спасено, хоть и не является настоящим, но невероятно важным, потому что зловещий дождь действительно может всё предать забвению.

Получилось инетресно и увлекательно, но не до восторга. Интересна задумка с Землёй, интересны персонажи и начало сюжета, детишки, записи на пластинках, прогры – знатоки машин – многое, что может понравится в книге. Но в то же время присутствуют иногда излишняя растянутость в разговорах, как будто ими просто заполняют страницу, вроде и время поджимает, а они говорят–говорят, некоторые сюжеты вдруг заканчиваются, как–будто резко оборвали и мы уже оказываемся в другом месте, ни все действия закончены. Не хватило джаза, не хватило законченности и в том и в другом мире, а наш герой вновь пошёл по тёмным улицам Парижа, правда без плаща, но с мечтой, надеждой и с планами. Но вот осуществит ли он их? Это уже другая история…

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начало очень бодрое. Две временные линии: частный детектив во Франции 1959 года и археолог 23 века, исследующая Землю, уничтоженную глобальной рукотворной катастрофой. Сначала между ними нет ничего общего, но в одном из писем, попавших к детективу, мелькнет имя человека, живущего в другом времени, а археолог окажется втянутым в шпионский боевик. И тогда события начнут ускоряться.

После такого начала ожидаешь залихватски бодрого действия, интриг и раскрытия тайн, но вместо этого повествование идет настолько слабо, что впору хвататься за голову и спрашивать: ну как так-то?

Внимание! Дальше будут спойлеры.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Люди в будущем разделились на прогров и ретров в зависимости от отношения к нанотехнологиям, т.к. именно их необдуманное применение и погубило Землю. Вопрос: почему они ведут между собой холодную войну, временами перерастающую в горячую? Что им делить в космосе: ресурсы, территории, влияние? Это борьба двух идеологий? Но стороны помимо технологии отличаются едва ли не биологически. Получается, все хотят уничтожить противника просто за то, что он другой. Великолепная, рациональная, достойная 23 века причина.

В книге не раскрывают, кто создал сеть подпространственных коридоров. Допустим. Но автор игнорирует вопрос, интересовавший меня едва ли не больше основного сюжета. Кто, как и зачем сделал снимки Земли со всем населением, остановил там время и спрятал по всей галактике?

В одной из таких Земель как раз идет действие (там где альтернативный 1959 год). И там творятся странные вещи. Особо радикальные прогры хотят уничтожить жителей страшным нанотехнологичным оружием. Менее радикальные пытаются их спасти. Главная героиня между делом говорит главному герою, что он ненастоящий — всего лишь копия когда-то жившего человека. День или около того спустя она готова на все ради этого человека и остальных «скопированных». А еще день спустя они разбегаются, потому что принадлежат разным мирам и не могут быть вместе. Вы понимаете, почему так поступают все эти люди? Я — нет.

А вот развитие технологий довольно интересное. Единение человека с наномашинами, многократно увеличивающее способности, нанолекарства и нанояды, перенос сознания и управление космическими кораблями из виртуальной реальности описаны довольно здорово.

Подводя итог: первая треть книги очень классная, но дальше существенно слабее.

Оценка: 7
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ах, если бы Рейнольдс умел писать короче! Что не очень сложно, достаточно выкинуть из текста сто лишних страниц, появившихся из-за повторений того, что и так известно, разжевывания и диалогов вроде:

– Можно я задам тебе один вопрос?

– Задавай.

– Хорошо, я сейчас его задам.

– Сейчас?

– Да.

– Ну задавай, я готов.

И т.д. и т.д.

Оценка: 6
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Странная книга. Как будто собрана из нескольких частей или писалась с перерывами. Есть идея. Есть попытка прописать быт альтернативных 50-х, с нуаром и превращением французских полицейских в псевдонацистов — зачем? Это нигде по тексту не «стреляет». Есть попытка изобразить постапокалиптическую Землю на манер мультфильма «Final Fantasy: The Spirits Within» и опять не до конца — о фуриях говорят, но не показывают. Есть попытка описать систему тоннелей с АБО по всей Галактике, почти Врата — но на них почему-то все плевать. Наконец есть война между индейцами навахо и космодесантниками. А описанная пропасть между ретрами и програми (да почему прогры-то, уж скорее мехи какие-либо) еще больше.

Все эти попытки достаточно слабые. А начиная с бегства с Земли-2 — вообще полный провал: игрушечная войнушка, игрушечные прогры. И апофеоз логики:

– Ваша диагностика указывает, что топлива хватит, – осторожно сообщил Тунгуска. – Но только если вы стартуете сразу после приземления. Если задержитесь – никаких гарантий. Картина ясна?

... и ниже ...

Шаттл стоял на низком шасси, похожий в свете фонарей на хромированное яйцо; у раскаленных дюз вихрился туман. Остывая, судно пощелкивало и поскрипывало, будто старая печь... Флойд с Ожье прощались у опущенного пандуса.

Автор издевается?

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Впечатляющая многослойность произведения

***

Перед нами роман Аластера Рейнольдса, написанный в привычной автору манере — космоопера с вкраплениями других жанров. «Звездный лед», например, помимо космооперы содержит элементы социальной фантастики с философским подтекстом и производственной составляющей. В нём Рейнольдс показывает всю подноготную людских желаний — низменных, псевдогуманистических в своей основе. Один из особых моментов для «Звездного льда» — это гендерная подоплека повествования. Оба главных героя были женщинами. Они же и заварили всю кашу.

«Дождь забвения» — космоопера, в которой немалую роль играет жанр детектива (вряд ли нуара, слишком мало мрачности и депрессивности, хотя они и присутствуют). Уже добавляется социальный элемент — макет будущего, где люди поделены на касты. Две самых крупных — это прогры и ретры. Уже из названий становится понятно, кто в какую сторону идет. Казалось бы, всё это уже было, причем не единожды. Киборги, мехи, ИИ и те, кто против прогресса. Ан нет. Мало того, что прогры не однородны по настроению, так они еще в состоянии холодной войны с ретрами. Снова было? Допустим. А вот цели и задачи войны — тут автор разгоняется не на шутку. Что прогры, что ретры гонятся за одним и тем же — за

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
разрушенной Землей. А по сему к классификатору можно смело добавить «постапокалипсис»
.

За развитие сюжета отвечают две линии повествования. Первая — это Флойд — частный американский (французский) детектив, который еле сводит концы с концами. Вместе с ним действует его напарник Кюстин. Флойд и Кюстин отлично дополняют друг друга — агрессия и спокойствие, поверхностная, но быстрая аналитика и тонкое восприятие действительности. Конечно же, не обходится без женщины — Греты. Все вместе они расследуют дело — смерть молодой женщины. Копы закрыли дело с грифом «самоубийство». И лишь арендодателю есть дело до смерти Сьюзен Уайт. Вторая линия повествования рассказывает о Верити Ожье — археологе. Ожье получает непростое задание. Она бы и не согласилась взяться за него, да больно уж плоха альтернатива — трибунал.

Не сказать, что сюжет движется семимильными шагами. Сперва кажется, что в произведении хватает воды, однако не верьте этому впечатлению — ружья обязательно выстрелят. И ружей здесь действительно много. Текст при этом у Рейнольдса достаточно приятный и легкий. есть, конечно, хард сай-фай терминология, режущая глас, но это всё-таки космоомера с маркером «научная фантастика», что обязывает к сложным словам и понятиям.

Отдельным моментом хочется выделить стиль повествования. Книга начинается как детектив (причем в обеих линиях сюжета), но чем дальше по тексту, тем больше изменений. К концу детектив превращается в боевик\космооперу, где Рейнольдс сбрасывает козыри и идет ва-банк. И если уж вы вытерпели до финальной четверти, то в проигравших не окажетесь.

Стоит выделить и минусы. «Звёздный лед» читался сложнее — больше специфического вокабулярия, больше действующих лиц, больше сомнительных моментов (противостояние двух женщин). В этом плане «Дождь забвения» проще. Но насколько он проще читается, настолько и проще в нём посыл. И хотя автор поднимает глобальные проблемы —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
выбор пути прогресса — природная или научная революция; ценность победы; неспособность договориться перед лицом глобального конфликта; использование технологий без их точного понимания; альтернативное развитие Земли в случае технологической стагнации 40ых годов ХХ века
, эта книга всё-таки проще «Льда».

Заключение: при всех минусах «Дождь забвения» — интересный, необычный роман. В нем автор рассматривает ключевые моменты будущего людей, показывает пути, по которым идти — себе дороже. Рейнольдс ловко тасует жанры — детектив, боевик, фантастику, заставляя читателя рассматривать происходящее под разными углами. За текстом чувствуется подкованность автора в науке, его интересы и предположения о будущем. Данный роман, полагаю, можно порекомендовать не только почитателям Аластера, но и всем, кому интересна научная фантастика.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман умеренной интересности. Герои неплохие, загадка в романе есть, но чего-то не хватает. Ты вот все время ждешь, что сейчас откроются тайны, люди из параллельной реальности узнают что-то, но ничего по большому счету не происходит. В общем, не знаю. С одной стороны, не жалею, что прочитал. С другой стороны...

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Уже становится (для меня) традицией читать Рейнольдса в новогодние каникулы. Удобно, спокойно, не надо спешить на работу, временем располагаешь в избытке, и наконец самое главное — ИНТЕРЕСНО. Таким был для меня «Дом Солнц». Потом цикл «ПО», теперь вот «Дождь».

Брался за этот роман с некоей опаской — все-таки автор слегка своеобразен, как правило у него очень все интересно и здорово в начале и даже в середине, но финальные страницы вызывают либо удивление (за что он так с нами и со своими героями?), либо раздражение (симптомы практически те же). Поэтому когда книгу дочитал, был очень приятно поражен — значит, может! Может не сливать финал и удержать интерес читателя до самого окончания произведения.

Очень густая атмосфера детектива-с модным ныне словечком «нуар», читается прекрасно, и фантастики в романе хоть отбавляй: тут вам и далекое (достаточно далекое от нашего времени) будущее с уничтожением Земли, и параллельные миры, и чревоточины, ведущие в/из туннели гиперпространства, и прыжки во временные аномалии.

В итоге — замечательная и «вкусная» фантастика с отменной атмосферой, пожалуй это лучший роман автора среди всего того, что я у него прочитал.

А так как роман одиночный и продолжений вроде как не предвидится, то его замечательно читать для ознакомления с автором. И маленькое P.S. — очень хотелось бы, чтобы Азбука продолжила нас знакомить с мирами А.Рейнольдса.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Для фантастики тут слишком много старого Парижа. Больше половины проходит без всяких интересных приколов будущего и без новых технологий. Такой миленький детективчик в антураже прошлого века получается. Но читать интересно, герои вышли живые, и хочется все-таки узнать, что же будет в конце. Лично я не совсем понимал, к чему автор все сведет. Вся фантастика начинается ближе к концу, но вперемешку с кучей объяснений всего того, что происходило раньше. Герои не столько делают, сколько обсуждают что было, что есть, и что будет.

Есть некоторые проблемы с мотивацией, не совсем понято кто, что и почему делает. Вот ввязывается героиня в совсем непонятную для нее авантюру, которая оборачивается смертельной угрозой. Зачем ей это? Зачем так мучиться и рисковать ради мира, о котором они не знала еще вчера и, ГЛАВНОЕ, в реальность которого она не верит! Одно дело экстремальный туризм и совсем другое шпионское противостояние заштатного археолога против солдат-мутантов.

Кстати о них, ну вот есть тут какие-то мутанты для военных целей, чем они круче обычных людей? По книге выходит, что ничем! Даже неподготовленная баба валит их пачками из пистолета прошлого века. Да реальные солдаты уже сейчас лучше в 100 раз! Пугали-пугали, а на деле пшык оказался.

Не очень мне понравилась и история этого мира. Надо же, какой-то компьютерный вирус уничтожил историю и всю информацию... Прям вот всю-всю-всю??? Уже сейчас это нереально. Не вся информация хранится на доступных сетевых ресурсах, да и вирусы не настолько всемогущие. И какой же выход предлагается? Нет, чтоб разобраться у себя на столе и навести порядок, давайте вообще не будем пользоваться продвинутыми технологиями!

Где моя палка-копалка?

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Продолжить аналогию одного из ранее отписавшихся рецензентов хочется словами из песни В. Высоцкого: «Я на десять тыщ рванул как на пятьсот — и спекся!». Бодрое начало, когда читаешь со все возрастающим интересом, постепенно скатывающееся в заунывное повествование с диалогами уровня «детский сад, штаны на лямках». Дочитывалось это все с большим трудом. В общем, книга хороша (первая треть), но рекомендовать ее я, конечно, не буду. :)

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Довольно любопытный (читабельный!) фантастический роман, который можно в целом отнести к к твердой НФ, хотя смесь поджанровых планов книги немного размывают эту определенность. Особенно интересно воспринимаются попытки автора максимально усилить реалистичность и достоверность происходящих событий, что приводит к некоторому «головокружению», когда пытаешься соединить привычное и непривычное в предлагаемой книжной вселенной.

Присутствует:

= смесь жанров и идей: тут и постапокалипсис, и параллельные миры, и своеобразные «попаданцы», и детектив и еще можно назвать парочку...

+ «достоверность и реалистичность» — фишка Рейнолдса, на которую он делает особый упор и это ему иногда удается очень успешно

= навеки замерзшая Земля после очередного научного эксперимента ученых

= человечество, пытающееся выжить на орбитальных станциях и на колонизированных планетах Солнечной системы

= разделение ветвей развития человечества после постапокалипсиса и вражда этих ветвей между собой (больше делить уже нечего...)

= путешествие через червоточины, «прокопанные», как всегда, когда-то и какими-то высшими инопланетянами

= злобные андроиды

= нанотехнологии в широком ассортименте

Отсутствует:

+ вялотекущий сюжет и повествовательная скука

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Предыдущими своими книгами автор наглядно доказал, что способен создать потрясающую и красивую космическую оперу. Каждая его книга изумляла своим правдоподобным описанием самых фантастических технологий, однако здесь, в «Дожде», оказалось, что Рейнольдс может написать нуарный детектив, отчасти даже атмосфернее, «вкуснее», чем привычная для него НФ.

Примечательна книга в первую очередь крайне интересным смешением жанров. Альтернативный Париж 20-го века в реальности, где не было Второй Мировой, но у которой свои националистические проблемы, и постчеловеческий мир 23-го, после глобальной катастрофы, уничтожившей Землю, но успевшей выбросить остатки человеческой расы в космос, распавшейся впоследствии на враждующие фракции.

Главные герои — детектив, расследующий убийство и археолог, ищущий артефакты на погибшей планете.

А связаны они таким затейливым и непредсказуемым образом, что это сразу же можно отнести к еще одному достоинству романа.

Впрочем, не радужно здесь не только в настроении персонажей и обоих мирах – есть нюанс в самом построении истории, и это кому-то может показаться серьезной проблемой.

Дело в не равнозначности двух сюжетных линий. От начала и до конца книги именно мир возможного прошлого является основным в связке, тщательнее проработанным и в значительной степени живым.

Мир будущего же здесь только придаток, сухой, привычно отыгранный автором на знакомом поле.

Чтобы было нагляднее, можно сравнить сюжетные ветки с музыкальными композициями. Например, нуарный Париж – джазовый «Islands Blues» от Koop — мелодичен, красив и разнообразен. Эта песня понравится даже тем, кто в принципе не слушает «иностранщину».

Двадцать третий век — пауэр-нойз «Coma» от «Converter», «механистичен», искусственен с человеческой точки зрения. И не восприимчив многими.

То же и с персонажами. Парижане, даже те, кто не имеет в тексте своего голоса, имеют образы достоверные и настоящие, а когда дело касается будущего – лишь археолог-главная героиня обладает достаточным количеством индивидуальных черт, и то, только потому, что ей предстоит долго взаимодействовать с героями другой линии – видимо, от них и набралась «жизни». Ее же соотечественники, кажется, совсем забыли, какого это, быть людьми. Они мыслят и поступают по-другому, согласно четким алгоритмам и, соответственно, интерес к собственным персонам поддерживают незначительный. Собственно, различаются они друг от друга только разными наборами аугментаций тел, да приверженностью к одной из двух имеющихся идеологий. А этого же мало.

Хотя, здесь нельзя не отметить, одна часть мрачного будущего все же удалась — совершенные убийцы в телах маленьких детей, отправленные на устранение главных героев. Действуя в старом Париже, они одним своим присутствием создают мощнейший контраст между привычным и запредельным, живым и мертвым. Их появление почти мгновенно превращает книгу в отменный хоррор, с мастерски описанной тревожной атмосферой и ощущением неизбежной смерти.

В целом же, убедившись, что именно неравномерность сюжетных линий является главной и единственной проблемой «Дождя», можно привести контраргумент – в любой реальности подобное присутствует, и это делает ее разнообразнее и интереснее. Конечно, альтернативный Париж великолепен, но и на видение будущего автором также найдутся свои любители.

Ведь атмосферность и качество текста на высоте, интрига не ослабевает, персонажи вызывают сопереживание – а значит, книга удалась.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх