Чарльз Стросс «Очень холодная война»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Роман-катастрофа | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Военное | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы ) | Альтернативная история нашего мира (Земли) (Полярные регионы | Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Спецслужбы | Фантастические существа (Реликты и криптиды )
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Советский Союз нарушает Дрезденское соглашение, запрещающее использование оружия Древних. Спутниковые снимки недвусмысленно свидетельствуют о применении шогготов в Афганистане. Белый Дом озабочен созданием паритетного ответа проекту «Кощей» — какой из внеземных артефактов способен остановить зловещее К-Тхулу, спящее до поры до времени в засекреченном бетонном саркофаге на территории Украины? Между тем Ирак пытается стабилизировать пространственные врата к Йог-Сототу...
Произведение опубликовано в переводе на украинский в киевском журнале «Всесвіт»: 2008, №5-6. — С. 115-139. — Ще холодніша війна. Повість. / Пер. з англ. Богдан Стасюк, м. Кіровоград. Від перекладача: Про повість Чарлза Стросса.
Публикация сопровождена обширными комментариями переводчика.
Входит в:
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения»
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения» > Антологии > антологию «New Cthulhu: The Recent Weird», 2011 г.
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения» > Антологии > антологию «The Book of Cthulhu», 2011 г.
— антологию «The Year's Best Science Fiction: Eighteenth Annual Collection», 2001 г.
— сборник «Toast: And Other Rusted Futures», 2002 г.
— антологию «Загадка Артура Гордона Пима», 2006 г.
— сборник «Wireless», 2009 г.
— журнал «Galaxies № 15/57», 2012 г.
Номинации на премии:
номинант |
"Сталкер" / Stalker, 2014 // Большая или малая повесть зарубежного автора (Великобритания) |
- /языки:
- русский (4), английский (7), французский (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (11), периодика (1), самиздат (1)
- /перевод:
- А. Гузман (3), Б. Стасюк (1), Ж. Фуэнтеальба (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 27 июля 2022 г.
Альтернативная история. Холодная война, только с пантеоном Лавкрафта в качестве оружия массового поражения.
Общая политическая канва та же, с небольшими отличиями.
Очень тонкая игра с отсылками к масскульту. Читал не комментированную версию рассказа. Но, благо, неплохо знаком с реалиями периода. Больше всего понравилась йеллоу субмарин, возящая героин для ЦРУ через другое измерение.
Политика никогда не меняется. И неважно, речь идёт о ядерном шантаже или об угрозах выпустить Ктулху.
В конце концов, из-за пары опрометчивых фраз, неотключенного микрофона и всеобщей нервозности, миру наступил конец.
Отличный конспирологический триллер. Стросс, я так понимаю, просто расписывал ручку, готовясь к созданию цикла «Прачечная».
9(ОТЛИЧНО)
darken88, 3 декабря 2022 г.
В целом, когда мы говорим о Лавкрафте, то подразумеваем определенную эстетику. В первую очередь, это эпитеты, всевозможные метафоры и сложносоставные предложения, которые вкупе образуют интересную и захватывающую дух атмосферу. Но, стоит только кому-то взяться за собственные произведения, инспирированные творчеством ГФЛ, что-то идет не так, и получается совершенно не то. В данном случае, мы видим довольно интересную идею совместить шпионский детектив, конспирологию и мифы Лавкрафта. Что из этого вышло по итогу — достаточно скучная и нудная вещь. В этом ключе гораздо более интересны псевдонаучные книги фон Кранца или фон Паля (предполагаю авторы наши соотечественники). Но, возможно, виной всему и перевод. Во всяком случае, трагизм холодной (или еще более холодной) войны мне прочувствовать не удалось.
ужик, 22 января 2020 г.
На мой взгляд, просто отлично! Когда мифология Лавкрафта была переосмыслена в ключе научной фантастики, у Стросса получился очень мощный рассказ!
В поисках супер-оружия нацистская Германия добралась даже до Ктулху и умудрилась наложить на Древних свои загребущие лапки. Германии это не помогло, но после победы промышленные и военные технологии достались союзникам. В данном случае, «повезло» Советам, в СССР разрабатывается проект «Кощей». США ощетинилась ядерными ракетами. В мире происходит старая-добрая Холодная война, но человеческая гордыня не имеет границ и, видимо, для устранения лидеров боевиков на Ближнем Востоке советская сторона использует нечно чуть помельче рангом «Кощея», но не менее действенное. Отличная демонстрация силы. К сожалению, еще в нашем мире случаются «досадные недоразумения»...
Прежде всего, редко у писателей, использующих мифологию Лавкрафта, получается органично вписать ее в свои произведения и не превратить Ктулху и Ко в дешевый аттракцион ужасов. У Чарльза Стросса Древние и вся та жуть, что связана с ними, получились очень реальными.
Рассказ символичен. Проект «Кощей» — и ядерная гонка США и СССР, покинутый город на безымянной умирающей планете, самолет, летящий над ним — и безымянный город в «Горах безумия» Лавкрафта, разговор с Бездной... Тут прям хоть разорвись. И знаменитую цитату Ницше про вглядывание в бездну напоминает. И Великую Бездну в Мире Снов Лавкрафта, в которой живет Ноденс, что не прочь поохотиться на Древних... (А иначе откуда у нее такие глубокие знания о пожирателе душ?!))). Dreamlands Лавкрафта можно перевести и как мир грез, если именно там находится Масада, получается, очень своеобразная ирония. И вроде бы мертвые тихо завидуют выжившим, но в Масаду вход по пропускам, а ради чего она существует? Есть здесь созидательные силы, способные помочь человечеству пережить приход Древних?
Очень понравилось. Но перевод... Перечитала некоторые ключевые места на английском. ИМХО, не везде переводчик на высоте.
Роджер_Янг, 7 ноября 2017 г.
Оригинальный синтез Лавкрафта и шпионских триллеров. Противостояние сверхдержав в магическом антураже. Несколько напомнило мне «Операцию Хаос» Андерсона, но все намного печальнее и трагичнее. История о людях, которые в угоду сиюминутному политическому моменту выпустили на волю Абсолютное Зло. История о безответственности людей, которые даже под угрозой уничтожения всего сущего на Земле продолжают играть в свои игры, повышая и повышая градус противостояния до безумного. Финал вполне закономерен. И выглядит очень актуально и в наше время.
Еще повеселил полковник Оливер Норт и прочие персонажи из политической жизни Америки 80-х годов, про которых я не слышал четверть века. Даже заглянул в википедию, оказалось что у полковника все замечательно. А какой был грандиозный скандал в свое время.
Конечно не обошлось без недостатков. Из-за маленького объема многие линии получились скомканными. По хорошему это должен был быть роман.
Но в целом интересно.
vam-1970, 11 сентября 2017 г.
Раскопать дремлющее оружие и начать его использовать — в итоге эвакуация через порталы на другую планету остатков элиты. Не удалось остановить древнее оружие — планета и всё живое на ней планомерно уничтожаются.
Рассказ написан очень хорошо.Классно.Запоминается.
И войны вроде не было — так называемая холодная война шла. Когда подлянки друг другу делают — и доделались. Рассказ — предостережение. Очень актуален и сейчас, когда в мире преобладает не Разум политиков, а шкурные интересы обладания властью.
Oreon, 20 июля 2016 г.
С ходу рассказ заинтересовал и произвёл благоприятное впечатление. Очень качественно проработаны подковёрные интриги, в которые вплетены реальные люди и события — благо переводчик постарался и снабдил перевод массой поясняющих комментариев. Так как хоть повествование и выглядит реалистичней за бондиану, но я в этом не сильно подкован, чтоб мочь подловить автора или оценить проблематику без подобного пояснения. Впечатление же производит достаточно натуралистичное, хотя язык автора тяжёлый, а повествование рваное. И это главный недостаток понизивший мою оценку. Поскольку будучи человеком не в теме, да с таким стилем повествования, читать было тяжеловато, хотя сюжет увлекал и подтягивал бал.
Этот рассказ входит в антологию посвящённую приключениям героя Эдгара По — Артура Гордона Пима. Включен наряду с лавкрафтовыми «Хребтами Безумия», хотя ни первое ни второе фактически никакого отношения к Пиму не имеет. И если у Лавкрафта и есть несколько косвенных даже не отсылок, а просто упоминаний Э.По, то у Стросса и этого нету. Зато весь его рассказ фактически целиком зиждется на Лавкрафте и весьма органично вплетается в канву по крайней мере тех же Хребтов (а может и еще чего, просто другого, не входящего в упомянутую антологию, пока не читал). Более того, если у Лавкрафта его произведение и получилось цельнее и плавнее, зато у Стросса получилось не в пример реалистичнее, так и хочется сказать — верю!, такое могло бы произойти, имей место лавкрафтианские артефакты в реальной жизни. Возможно потому, что автор, в отличии от своего прототипа не вдавался в подробности описания плотнокожих бочонков с крыльями и щупальцами, летавших в космосе, тобишь старцев))
И «антисоветчина» относительно «империи зла» СССР меня абсолютно не трогает, тут я автора очень даже понимаю, а какое другое отношение способен был вызывать подобный монстр, бряцающий оружием, у остального цивилизованного мира? Тем более что и «собственную» империю автор тоже не пытается отбелить, по крайней мере у меня сложилось впечатление, что по автору стороне героя не получилось добраться до технологий старцев первыми и они вынужденны были пытаться придумать противовес. У автора не звучит пиетет, что будь США первыми они бы не воспользовались этим и не открыли бы сами ящик Пандоры (можно сравнить с тем же Хайнлайном). Что касается рабов то убедить раба, что он свободен, но использовать как раба добровольного, это верхняя ступень и высший пилотаж; чтоб достичь еще большей рабской эффективности, это, наверно, только чипы вживлять. Но если раб, за право быть рабом глотку порвет, это не делает его меньшим рабом, это просто высшая ступень идеологического внушения и промывки мозгов, таких и сейчас хватает — технологии манипулирования стадом совершенствуются и выходят на новый уровень. И когда весь мир упразднил уже давно и тихо, без громких лозунгов «землю крестьянам!» крепостничество в той или иной форме, в СССР крестьян согнали в колхозы и заставляли работать за трудодни, фактически без паспортов и права сменить пмж, так кто они если не рабы? Только не все это понимают, вот, например вникните: Ария — «Раб страха».
Драко Стаарн, 21 ноября 2016 г.
Отличная повесть. Жутковатая, сдержанная, в лучших традициях Лавкрафта и хорошей НФ.
Seidhe, 29 мая 2016 г.
Хороший, качественный рассказ, повествующий о том, что будь фантазии Говарда нашего Филлипса Лавкрафта реальностью, существ и сущностей, им описанных, сильные мира сего непременно попытались бы использовать в качестве оружия массового поражения. Но оценка при этом низкая. Почему? Во-первых, нужно ОЧЕНЬ хорошо разбираться в подковёрных интригах второй половины XX века, чтобы понимать о чём вообще речь. Лично я не могу назвать себя особым ценителем и поклонником этого периода человеческой истории, поэтому многие нюансы от меня вполне могли ускользнуть. Терял я, чего греха таить, временами нить повествования. Ну а во-вторых, сложно всё-таки не заметить в этом рассказе махровой антисоветчины. Жаль, что даже настолько талантливый автор как Чарльз Стросс уверен, что все великие стройки СССР возведены руками «рабов». Прям так и написано — рабов... Не понять им всё-таки, англосаксам этим надменным, что можно и по собственной воле ехать за туманом и за запахом тайги =)))
Тем не менее, несмотря на озвученные выше замечания, однозначно советую прочитать «Очень холодную войну» как поклонникам «твёрдофантастических» вещей Стросса, так и ценителям лавкрафтианской тематики.
ааа иии, 15 февраля 2010 г.
Суэнвик о Строссе, эссе «Год 2000. Короткая форма в фантастике»: «Это не могло, не должно было сработать. Но так точно, так блестяще описаны здесь ужасы, происходившие в действительности, что повесть превратилась по сути в холодящую душу метафору безумия самообмана, неконтролируемого зла, которые в нашем мире носят такие приятные личины.» Не вполне согласен.
Да, вещь, не смотря на лавкрафтианскую специфику, говорит на конкретном слэнге Тома Клэнси. С отсылками к реальным событиям. Нацистское наследство, Ближний Восток, «Иран-контрас»...
Но разве речь про приятные личины неконтролируемого? Перефразируя Черчилля, вот они, в полный рост, те «немногие, которые могли угробить столь многих», занесенные в списки на спасение любой ценой. Спившиеся спецы, да секретарши, которые эти списки и составляли.... Стросс показывает, что дело не в непонимании того, с какими силами играет хомо сапиенс. Понимание есть. Ситуация в каждую секунду управляется даже лучше, чем термоядерный бомбер. Но в безопасном полете заинтересованы все, кроме диспетчеров.
Безумие — да. Безумие, ложь и секретность. Но самообман? Воплощенная в железо и бетон безжалостность противостояния имела могучую поддержку в логичных умозаключениях. В полном непонимании СССР, разглядываемого со спутников НАТО. В сервильной науке. В героизме, загубленном в подводных глубинах ради не пойми чего. В тех, кто подобно ГГ, спокойно дышит в финале. В самом стиле процедур, блестяще имитированных Строссом.
Да, эта история вполне способна охладить душу. Но не метафорой, а удалением бумажной техноромантики, камуфлирующей суть «холодной войны».
мрачный маргинал, 27 декабря 2010 г.
Удивительно, что повесть Стросса в обеих российских публикациях идёт «внагрузку» к сборникам классики. Произведение вполне заслуживает чести быть включённым в авторский сборник избранного. По-видимому, Ч. Стросс — автор пока на русском не открытый. Едва открыт этот автор и в переводах на украинский: недавно киевский журнал всемирной литературы «Всесвит» опубликовал неплохой комментированный перевод «Очень холодной войны» на украинский.
Count_Zero, 28 августа 2009 г.
Не знаю как Вам, а мне этот рассказ вообще не понравился. Сумбурное повествование, в котором переплились политика всех возможных стран. Смахивает немного на бред. Толком не понятно как люди научились пользоваться оружием древних. Единственное за что можно ухватиться, так это небольшие переживания героя, связанные с гибелью его семьи. Как говорится «синдром выжившего».
Nog, 17 декабря 2007 г.
Повесть получилась довольно любопытной, хотя и отдает явным антисоветизмом, от которого меня просто корежит. Дескать, “империя зла” СССР приноровился использовать на войне иномирцев-“шогготов” и повлек тем самым гибель мира… Впрочем, местами забавно, да и написано неплохо.
olvegg, 19 июля 2007 г.
Жутковатый рассказ о последствиях применения Ктулху в военных целях. Оригинальная трактовка лавкрафтовских мифов, при этом — чистая НФ.