fantlab ru

Вячеслав Рыбаков «Кудесники не ко двору»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.81
Оценок:
21
Моя оценка:
-

подробнее

Кудесники не ко двору

Статья, год

Аннотация:

Когда-то, во времена нашей молодости, фантастику называли литературой мечты. Имена писателей, которые учили нас мечтать с циркулями и логарифмическими линейками в руках, мы до сих пор произносим с дрожью в голосе. Но имена эти неудержимо тонут в прошлом, и те, кто идет нам на смену, их не помнят и не знают. Это бы пол-беды. Но то, что современная фантастика никого ни мечтать, ни считать уже научить не сможет — вот беда. Или все наоборот? Пока было о чем мечтать и что конструировать — фантастика это умела, а теперь она это разучилась делать, потому что и мечтать-то стало не о чем, и строить нечего?

Входит в:

— журнал «Полдень, XXI век'09», 2012 г.

— сборник «Руль истории», 2013 г.


Номинации на премии:


номинант
Портал, 2013 // Критика, литературоведение, эссе


Издания: ВСЕ (2)

Руль истории
2012 г.

Периодика:

Полдень, XXI век'09
2012 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ни разу не писал отзыв на статью, она сама по себе вид отзыва. Но уж сильно близка тема и подход Вячеслава Рыбакова.

Стругацкие как-то упоминали мнение корифея А.Азимова о советской фантастике, что мол это либо пропаганда, либо наивность. Правда затем он признавался, что если бы жил в СССР, то, возможно и сам бы писал в этом ключе. Была романтика и жизнеутверждающий позитив. Земляне летали к звездам обязательно интернациональными экипажами. Братья короче. Утопизм? Да, с прозиции сегодняшнего суицида вокруг. И по-моему понятно, что люди вряд ли вообще полетят когда-нибудь к звездам. И дело не в возможностях техники или эффективности, а в разобщенности человечества. Иногда кажется, что террористы не очень то отличаются от миротворцев, личина разная. Нации, религии, все только разделяет.

Не подумайте, что моя негативная позиция от сегодняшней неустроенности, мне грех жаловаться на жизнь. Но я многое променял бы на то уже далекое душевное равновесие, которое было раньше, подкрепленное в том числе и замечательной советской фантастикой. Пусть она наивна, но людям нужна сказка, чтобы верить. Если мы будем трубить на каждом шагу только о подлости, жестокости и пороках (да еще и гипертрофированно), новые поколения такими и будут. Я стараюсь оставаться оптимистом несмотря ни на что, но продолжая много читать, в том числе и современной литературы, когда становится совсем тошно, возвращаюсь к давно написанному настоящими писателями.

В том же номере «Полдня» например, два рассказа «Дальний поиск» и «Конфета». Буду благодарен, если мне объяснят, что вообще в них есть. Идея? Мораль? По-моему ни уму и уж точно ни сердцу. Есть намек на юмор, но уж как-то он совсем, извините, быдловат. Упоминаю специально названия, не авторов, не хочется обижать. Может и не виноваты они вовсе, опять же времечко такое, каждый пробивается как может. Но писатель, даже если он не совсем с большой буквы, формирует мировозрение. Не полететь нам так к звездам, а жаль...

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шикарнейший панегирик советской Фантастике. Вполне заслуженные дифирамбы в адекватном, качественном исполнении.

Масса информативного материала, примеры и ссылки на труды мэтров. Экспресс-анализ «сокровищ духа» в НФ-текстах 60-х – 70-ых годах прошлого века, признание заслуг классиков Жанра. Одни фамилии — звучат как Музыка Сфер: Ефремов, Альтов, Днепров, Снегов…

Траур по нынешним поколениям, пришедшим им на смену. Горькое разочарование «обожравшихся свободой». Ностальгия. Лютая ностальгия. Зато – всё чётко, по полочкам. Систематика – убойнешая. Возразить – нечем. Вообще — нечем

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Статья посвящена роли, которую советская научная фантастика играла в воспитании подрастающего поколения. Как я уже выражался ранее, она «звала и будила» молодые умы и души, настраивая их на гармоничные отношения с людьми и миром. Мрачных антиутопий почти что не было (вспоминаются только «Бегство мистера Мак-Кинли» да «Письма мертвого человека»), а основную массу составляли позитивно-окрашенные произведения, рассказывающие о трудных победах и эпохальных открытиях. Естественно, читателю передавался такой же настрой, и он свято верил в наступление того «светлого будущего», которое Перестройка превратила в иронично-негативный мем. Современная российская фантастика уже не радует своим позитивизмом, а в лучшем случае предупреждает о том, что дальше будет только хуже. Картины будущего окрасились в темные тона и перестали привлекать молодежь. Собственно, она уже давно ничего не читает кроме пустых по смыслу блогов и глупых комментариев к ним. Как итог — промышленность развалена до уровня «первого этажа», кино и эстрада находятся при смерти, а науки уже практически не существует (Россия перестала занимать призовые места на международных предметных олимпиадах). Еще одно поколение — и мы превратимся в заповедник счастливых идиотов с единственным работающим рефлексом, позволяющим нажимать нужные кнопки на мобильном телефоне. Писатели вымрут как класс, ибо их творения некому будет читать. А былые романтики из произведений Савченко, Ефремова, Альтова и Днепрова станут такими же сказочными героями, как Иван-дурак с Емелей. Таков печальный результат коммерциализации литературы и смены моральных стандартов общественной жизни. Для восстановления былой гармонии маловато будет одних только хороших рассказов — нужно будет заново создавать комсомол с пионерией, а также трудовые коммуны и лагеря. Если начать сегодня, лет эдак за 30 управимся...

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх